Зима
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фазлутдинова Лилия Гиндулловна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx50.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей  группе по ознакомлению с окружающим миром            на тему: «Зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №4 «Берёзка»

Конспект

 образовательной деятельности

в средней  группе

по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «Зима»

Воспитатель: Фазлутдинова Л.Г.

Программное содержание.

Цель: Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Зима. Зимние забавы».

Задачи:

1.Упражнять детей в подборе слов-признаков и слов-действий; в подборе слов с противоположным значением. Формировать у детей грамматически правильную речь. Упражнять детей в образовании формы единственного и множественного числа существительных в родительном падеже с предлогом «без». Развивать связную речь детей: умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

2.Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, целостность восприятия, память, мышление; мелкую моторику пальцев рук.

3.Поддерживать у детей интерес к зимним забавам и развлечениям.


Материал и оборудование: магнитная доска, цветные магниты, фишки-снежинки, корзинка, мячик-снежок; предметные и сюжетные картинки с изображением признаков времён года и зимних развлечений, большая карточка и 6 маленьких картинок на зимнюю тематику; детали снеговиков в индивидуальных тарелочках, листы голубой бумаги, бумажные снежинки.

Ход проведения.

(Дети стоят полукругом около учителя-логопеда.)

- Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её.

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила». (Зима)

- Что такое зима? (Время года.)

- Сколько месяцев длится зима? (Три месяца.)

- Назовите по порядку зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

- Зима – чудесное время года, не правда ли? Не хочется уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься с горки на санках и ледянках, ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, в снежки, сооружать снежные постройки.

- Сегодня на занятии я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по зиме, где нас ждут игры и задания. Согласны?... Тогда в путь.

- Ребята, подойдите к магнитной доске. (На доске предметные и сюжетные картинки с признаками времён года.)

(Читаю детям отрывок из стихотворения Е. Алябьевой «Зимушка-зима»)

«Отличается зима от весны и лета.

Очень снежная она, вся в снега одета.

Реки скованы все льдом и в узорах стёкла,

Иней на ветвях висит, вьюга дует в окна.

Небо серое с утра, падают снежинки,

Спят деревья и кусты, кормят птиц рябинки…»

- Сейчас мы поиграем в игру «Мы картиночки покажем…».

«Мы картиночки покажем,

О зиме мы всё расскажем».

- Внимательно посмотрите на картинки и назовите только те, которые связаны с зимой (с признаками зимы).

- Почему вы не назвали остальные картинки? (Потому что они не относятся к зиме.)

(Убираю с доски лишние картинки.)

- Ребята, садитесь на стульчики. Следующая игра «Доскажи словечко». Послушайте и отгадайте загадки. Некоторые картинки отгадки на доске.

- «Дом её на белой туче, но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка, шестигранная…» (снежинка)

- «Зацепилась за карниз, головой свисает вниз.

Акробатка - крохотулька, зимний леденец - …» (сосулька)

- «Он из снега одного, из морковки нос его.

Чуть тепло – заплачет вмиг и растает…» (снеговик)

- «Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это…» (снегири)

- «Вился, вился белый рой.

Сел на землю – стал горой и опасною порой.

У дороги кто нагрёб скрывший видимость…» (сугроб)

- «Девочки и мальчики, мёрзнут ваши пальчики,

Стынут уши, зябнет нос. Видно близко…» (Дед Мороз)

- А сейчас мы поиграем со снежком. Я буду по очереди бросать вам снежок, а вы должны ответить на вопрос «Без чего не бывает зимы?» Будьте внимательны, старайтесь не повторяться. (Без снега, без снежинок, без мороза, без снегопада, без метели, без сугробов, без санок, без лыж, без коньков,…)

- Следующая игра для вас – «Подбери слова-признаки и слова-действия». Сейчас вы будете отвечать на вопросы и за каждый правильный ответ получать фишки-снежинки. Слушайте друг друга внимательно.

- Лето тёплое, а зима… (холодная)

- Летом дни длинные, а зимой… (короткие)

- Если зимой выпадает много снега, то зима какая? (снежная)

- А если зимой морозно, то какая зима? (морозная)

- Если часто бывают метели? (метельная)

- Придумайте слова-признаки, которые помогут вам описать снег (снежинки, сосульки).

- Снег какой? (белый, холодный, пушистый, блестящий, липкий, рассыпчатый,…)

- Снежинки какие? (белые, красивые, холодные, лёгкие, маленькие, пушистые,…)

- Сосулька какая? (холодная, прозрачная, стеклянная, хрупкая, длинная,…)

- Подберите слова-действия, которые помогут вам рассказать о снеге (ветре, морозе).

- Снег что делает? (падает, кружится, летит, блестит, сверкает, искрится, скрипит,…)

- Ветер что делает? (дует, воет, завывает, гудит,…)

- Мороз что делает? (трещит, щиплет, кусает,…)

- Ребята, давайте все ваши фишки-снежинки положим в одну корзинку. (Дети отдают свои фишки.) Посмотрите, как много слов вы назвали. Набралась целая корзина. Молодцы! (Убираю корзинку.)

- Следующая игра «Скажи наоборот». Кому я брошу снежок, тот должен назвать слово наоборот. Готовы?...

- Холодный-(тёплый), длинные-(короткие), замёрзнуть-(согреться), мороз-(оттепель), хрупкий-(крепкий), белый-(чёрный), ясное-(пасмурное, хмурое).

- А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в зимние забавы. Я буду читать стихотворения, а вы должны выполнять движения.

(Выполняю вместе с детьми движения в соответствии с текстом.)

- «Мы зимой в снежки играем.

По сугробам мы шагаем.

И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду летим.

И снегурку лепим мы.

Гостью-зиму любим мы».

- «Не боимся мы пороши.

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит нам и вам.

Мы теперь метатели –

Бьём по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок».

- Продолжаем наше путешествие. Ребята, садитесь на стульчики.

- Сейчас мы поиграем в игру «Составь предложение». Ребята, занимайте места за столами. Выбирайте по одной маленькой картинке. Составьте предложение по содержанию картинки и присоедините её к большой карточке. (Выслушиваю предложения детей.)

- Ребята, наши глазки устали и должны немножко отдохнуть. (Выполняем упражнение зрительной гимнастики «Ночка».)

- «Все умеют танцевать, бегать, прыгать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

(Накрывание глаз ладонями.)

Наши глазки не устали – а ещё послушней стали!

Нам становиться понятно – расслабление приятно!».

- Ребята, а вы зиму любите? А снеговика лепить умеете? Сейчас проверим. Я предлагаю вам каждому собрать снеговика. (Раздаю детям тарелочки с деталями игры «Собери снеговика», листы голубой бумаги.)

- Прежде чем начнёте собирать снеговиков, давайте разомнём пальчики и выполним гимнастику.

(Дети выполняют движение с одновременным проговариванием текста.)

- «Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили:

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий».

(Самостоятельная работа детей.)

- Посмотрите, какие симпатичные и весёлые снеговики у вас получились.

- Ребята, вставайте из-за столов и становитесь в круг.

- Наше небольшое путешествие по зиме подошло к концу. В какие игры мы играли? Какие задания выполняли?

- На память о нашем путешествии я хочу подарить вам снежинки-лёгкие пушинки. (Раздаю детям бумажные снежинки.)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №4 «Берёзка»

Конспект

 образовательной деятельности

в старшей  группе

по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «Зима»

Воспитатель: Фазлутдинова Л.Г.

Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о зиме, особенностях зимы;
  • Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой, признаки зимы;
  • Пробудить эстетическое впечатление, связанное с прослушиванием музыкального произведения и рассматриванием иллюстраций;
  • Упражнять в связной речи, активизировать словарь детей прилагательными (какое, какая, какой) и существительными (поземка, снегопад, пурга, вьюга  и т.д.);
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение;
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Предшествующая работа:

  • Экскурсия в парк
  • Целевые прогулки по зимним улицам
  • Рассматривание иллюстраций
  • Наблюдение во время прогулки
  • Чтение поэтических и художественных произведений:  «Зима» И.З.Суриков, «Снежинки» И.З.Суриков, «Снежок» З.Александрова, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский, «На горке» Н.Носов, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «Книга зимы» В.Бианки
  • Заучивание примет
  • Беседы о временах года
  • Просмотр диафильмов

Материал к НОД:

  • Сюжетные картинки из серии «Зима»
  • СД «Времена года» П.И.Чайковского
  • Кукла Незнайка
  • Рисунки

Ход.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый  

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?   (зимой).

Мы сегодня поговорим о зиме.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

- С какого месяца начинается зима? (с декабря).

- Какой зимний месяц следует за декабрем (январь).

- Каким месяцем заканчивается зима? (февралем).

А сейчас, я вам загадаю загадки, а вы скажете, о каком месяце в них говорится.

  1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга,

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.  (декабрь)

Как вы думаете, почему это декабрь?

- Только в декабре  самый короткий день и самая длинная ночь.

- В декабре мы встречаем Новый год.

  1. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птица не летает,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету,

Что скажи, за месяц это? (январь)

Как думаете, почему это январь?

- В январе по приметам людей самые сильные морозы, солнце начинает выглядывать из-за туч.

  1. Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?  (февраль)

Как вы думаете, почему это февраль?

- Февраль самый снежный месяц зимы.

Зимние месяцы приносят нам бураны, метели, сильные морозы, сугробы снега.

- Скажите, как зимуют звери в лесу? (одни звери спят, другие – бродят по лесу).

- Чем питаются звери зимой? (заяц корой молодых деревьев; лось тонкими веточками, корой деревьев; лисы охотятся на мышей).

- Как живут птицы? (они прилетают ближе к жилью человека, ждут от него помощи).

- Как мы заботимся о них? (вешаем кормушки, насыпаем корм).

- Чем питаются птицы? (крошками хлеба, семенами дыни, арбуза, семенами подсолнечника и .д.).

- Каких зимующих птиц вы знаете? (синица, снегирь, воробей, голубь и т.д.).

Зимой птицам и зверям приходит на помощь человек.

- Чем отличается зима от других времен года? (самое холодное время года, короткие дни, длинные ночи, природа как бы засыпает. Солнце греет слабо, редко выглядывает из-за тучи. Земля покрыта снегом. Зимой стоят морозные дни. Реки и озера покрыты льдом).

- Дети, а вам нравится зима? (да)

- Каким ласковым словом можно назвать зиму? (зимушка, Матушка – зима)

- Какая зима бывает? (морозная, холодная, снежная)

- А снег какой? (пушистый, липкий, мягкий, холодный и т.д.)

- А солнце какое? (лучистое, яркое, круглое, ласковое, теплое)

- Какие важные события происходят зимой? (Новый год, каникулы, День Защитника Отечества, Масленица, День папы).

- Зима прекрасное время года. О ней поэты пишут стихи, художники пишут картины, а композиторы сочиняют музыку. Композитор П.И. Чайковский написал музыку «Времена года». Некоторые произведения мы уже слушали. Послушайте это произведение, а потом скажите, какое настроение создает эта музыка. (задумчивое, волнующее, веселое, грустное).

Звучит музыка «Времена года» П.И. Чайковского.

        - Какую зимнюю картину вы себе представили?

        - Мне кажется, что кружатся снежинки.

        - А мне, что дует ветер.

        - А я представляю, как падает липкий снег.

        - Мне кажется, что ветер гонит снежок по дорожке.

        - А я представила, как заснеженные ветви деревьев плавно раскачиваются от ветра.

        - Дети, а как называется явление природы, когда падает, падает снег? (снегопад)

        - А когда дует сильный ветер, снег переметает все дорожки? (поземка)

        - А какие явления природы вы еще знаете? (метель, вьюга, пурга)

Физкультминутка.

Снег, снег, белый снег

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного мокрого снега

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе».

Люди издавна наблюдали за зимними явлениями природы и с них сложили народные приметы.

- Какие вы знаете приметы?

Много снега – много хлеба.

Иней на деревьях – к морозу, туман к оттепели.

Ясное небо – к морозу.

Воробьи расчирикались к оттепели.

Если вороны садятся на верхушки деревьев – к теплу, на нижние ветки – к морозу.

Синички поднимают писк – ожидай морозы.

Если кошка сворачивается калачиком – к морозу.

Снег идет к потеплению.

(Стук в дверь, воспитатель вносит куклу – Незнайку. Дети здороваются)

Дети, к нам пришел Незнайка, да он принес рисунки. Давайте посмотрим, что он нарисовал.

        - А ты, Незнайка, посиди и послушай ребят.

(Дети рассматривают рисунки, выделяют неточности)

        - Дети, а почему Незнайка сделал ошибки в рисунках? (высказывания детей)

Да потому, что он живет в Солнечном городе, где зимы никогда не было и не знает, чем можно заниматься зимой на прогулке.

        - Дети, давайте расскажем Незнайке, чем можно заниматься зимой на прогулке? (строить крепость, лепить снеговика, кататься на лыжах, играть в снежки и т.д.)

        - Вот видишь, Незнайка, как детям весело зимой.

        - Дети, Незнайка хотел бы с нами пойти на прогулку.

        - А вы как считаете, ему можно в таком виде идти на прогулку? (нет)

        - А почему? Давайте ему расскажем, какую одежду надевают зимой (одежда должна быть теплой, обязательно на голове шапка и на ногах теплая обувь).

        - А как мы одним словом назовем эту одежду? (зимняя)

        - Ну что, Незнайка, ты сегодня много узнал о прекрасном времени года – зиме.

Дети любят зиму. А сейчас пойдем вместе с нами собираться на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....