Познавательно – исследовательский проект «Огород на окне» подготовительная к школе группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Прасол Наталья Александровна

Цель проекта:

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne_.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Огород  на окне» подготовительная к школе группа

Автор проекта:

Прасол Н.А.

Вид проекта:

долгосрочный, практико-ориентированный проект.

Участники проекта:

 дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели .

Продолжительность проекта– 4 месяца

Возраст детей : 6-7 лет

Актуальность:

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

 Поэтому мы решили посадить свой мини-огород  и обогатить витаминами свой обед. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать культурные  растения, ухаживать за ними.

Расширять знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лук ,  фасоль, горох, огурцы, томаты,  перец, декоративные цветы, их строении и условиях, необходимых для их роста).

Цель проекта:

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Предмет исследования:

Культурные растения:

огурец, помидор, перец, фасоль, горох , лук , декоративные цветы .


Объект исследования:

процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.

Гипотеза:

Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно - исследовательской деятельности посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, то ребенок будет иметь представления об окружающем мире и демонстрировать активное развитие сообразительности и логического мышления.


Проблемная ситуация.


Недостаточные знания детей об овощных культурах ,способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.

Задачи проекта:

1.Расширить и обогащать  знания  и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород.

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук ,горох ,томаты ,огурцы ,цветы ).

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9.Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях ( как сажали ,появление всходов ,способы ухода ).

10.Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности

Интеграция образовательных областей:

 в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Участники проекта:

- дети подготовительной к школе  группы;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

 Информационное обеспечение.

- видео презентации;

- мультфильмы, фильмы;

- наглядно-дидактические пособия, книги.

 Материально-техническое обеспечение.

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

- фотоаппарат ( мобильный телефон );

- компьютер .

Риски

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родительской общественности.

3. Недостаточность оборудования для работы на огороде.

4. Не взойдут семена

5. Гибель рассады

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Дети познакомятся с культурными овощными растениями и цветами.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

6. Создание в группе огорода на подоконнике.

7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

8. Активное участие родителей в реализации проекта.

1. Сформированность представлений о растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОО.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Подготовительный:

- Определение цели и задач проекта,

- Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта..

- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

- Составление плана работы над проектом.

- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

- Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.

- Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки.

Основной (или этап реализации проекта):

проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Заключительный:

подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа .

Перечень форм и методов реализации проекта

Игры – путешествия

Экскурсии в природу

Занятия в игровой форме

Подвижные, дидактические, творческие игры

Рассматривание иллюстраций, картин

Беседы

Чтение художественной литературы

Загадки, пословицы и поговорки

Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

Реализа-ции

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с родителями «Огород на окне».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

декабрь

2

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

 декабрь

3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Изготовление атрибутов (домик, изгородь)

Воспитатели

родители.

декабрь

4.

Рассматривание книг, иллюстраций, презентаций  о культурных растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах огородных  растений.

Воспитатели

декабрь

2 этап – основной.

5.

Исследование

Ввести и обосновать классификацию культурных  растений.  Познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

январь

6.

Рассматривание  культурных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

январь

7.

Занятие «Посадка семян овощей и гороха»

- обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

-развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

 Воспитатели

 Февраль

1-я неделя

8.

«Посадка лука».

- вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука;

- учить создавать ситуацию опыта;

- развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы;

- закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

 Воспитатели

 Февраль

1-я неделя

9.

Опыт – наблюдение за всходами и  ростом лука, гороха овощей.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян овощей и гороха.

Воспитатели

                                 Февраль       2-я неделя

10.

Составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные  индивидуальные трудовые поручения.

11.

Опыт- наблюдение за ростом томатов в благоприятных и неблагоприятных условиях.

П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже  привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло).

Воспитатели

   Февраль 3-я неделя

12.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

   Февраль  4-я  неделя

13.

Практическая деятельность: выращивание рассады

  Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий  растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями

Воспитатели

  Март          1-я  неделя

 14.

Рисование «Наш лучок»

 Воспитатели

 15.

 Рисование «Наши растения»

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности декоративных цветов, развитие творческого воображения

 Воспитатели

16.

Аппликация «Овощи на тарелке».

Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение воспитанников работать с ножницами и клеем

 Воспитатели

   Март

2-я неделя

17.

 Лепка (пластилин ,соленое тесто ) «Корзина с овощами»

 Воспитатели

18.

Художественная литература

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни,

• Сказка «Репка».

• Сказка «Вершки и корешки».

• Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

• К. Чуковский. «Краденое солнце»

• Бехлерова Е. «Капустный лист».

• Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ».

р.н.с. «Репка»,

белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

19.

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»

Подвижные игры «Огород у нас в порядке», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».

• Дидактические игры «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»

• Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».

20.

Подготовка информации для родительских уголков.

 Воспитатели

   Март

 3-я неделя

21.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

 Февраль-

    Март

22.

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

    Март          3-я неделя

23.

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

    Март       3-я неделя

 24.

Итоговое  занятие высадка рассады на  огород детского сада

     Март     4-я неделя

                                             3 этап – заключительный.

25.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

    Март       4-я неделя

26.

Анализ результативности

Воспитатели

     Март     4-я неделя

Работа с родителями:

Беседа с родителями «Огород на окне».

Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Провели анкетирование родителей.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

«Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Молоко и молочные продукты»

Формирование у детей понимания ценности для организма молочных продуктов и желания употреблять их в пищу через исследовательскую деятельность....

Изготовление бумаги в домашних условиях КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Количество детей:13 человекВозраст детей: 5-7 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год...

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём».

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём»....