Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бутылина Ирина Валерьевна

Цель данной разработки - обобщение и систематизация знаний детей о растительном и животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Знатоки природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о растительном и животном мире.

Задачи:

  • систематизировать знания детей по экологии;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • формировать  умение работать в команде;
  • воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь и сохранять красоту природы.

Ход викторины

Дети заходят в зал и 2 команды занимают свои места.

Ведущий 1: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину «Знатоки природы».

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат пению, паучок терпению,

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду,

Снег нас учит чистоте, солнце учит доброте,

И при всей огромности обучает скромности.

Нас деревья всех пород, как большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе!

Ведущий 2: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу озера – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. В нашей викторине примут участие две команды.

Ведущий 1: Предлагаю командам придумать название своей команде.

(ребята придумывают и называют)

За каждое правильно выполненное задание команда получит фишку-глобус, а в конце нашей игры мы подсчитаем, сколько фишек получит каждая команда.

Ведущий 2: Итак, готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка»:  (Блиц-опрос, за одну минуту (определяем по песочным часам) нужно ответить на большее число вопросов.)


Ведущий 1: Вопросы для команды «_________________»:

• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)

• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

• Назовите детенышей курицы (цыплята)

• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)


Ведущий 2: Вопросы для команды «__________________»:

• На каком дереве растут желуди? (на дубе)

• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

• Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
• Когда земляника поспевает? (летом)

• Кто в лесу плетет паутину? (паук)

 • Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

 • Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)

Ведущий 1: Молодцы! Все справились с этим заданием! Разминку для ума сделали, а сейчас немного отдохнем!

(физминутка)

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ведущий 2: Отдохнули, и приступаем ко второму заданию «Деревья – наши друзья». Я буду загадывать загадку команде – она отвечает (а другая команда внимательно слушает, и если соседи не отвечают, то у вас есть шанс ответить).

Итак, начинаем. (загадки командам по очереди задавать)

1. Весной зеленела, летом загорела,

Осенью красные кораллы надела. (Рябина)

2. Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

3. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

4. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

5. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке. (Сосна)

6. Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем. (Тополь)

7.  Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок.  (Лиственница)

8. Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы - это… (Дуб)

Молодцы, ребята! И с этим заданием все справились!

Ведущий 1: А сейчас - третий конкурс «Грибное лукошко». Значит, мы будем говорить о грибах. Я по очереди буду задавать вопросы каждой команде – она отвечает (а другая команда внимательно слушает, и если соседи не отвечают, то у вас есть шанс ответить).

Итак, начинаем. (вопросы командам по очереди задавать)

1. Кто носит шляпку на ноге? (Гриб).

2. Бывают грибы съедобные, а бывают — ... (Несъедобные).

3. Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

4. Соседи березы. (Подберезовики).

5. Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).

6. Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).

7. Больше всего подходят для засолки. (Грузди).

8. Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).

9. Какие грибы из-за ярких приметных шляпок называют красноголовиками? (Подосиновики).

10. Как по-другому называют гриб боровик? (Белый гриб).

Ведущий 2: Какие же вы любознайки – на все вопросы знаете ответы!

Устали? А сейчас немного разомнемся! (игра-разминка «У оленя дом большой»)

Отдохнули? Приступаем к следующему заданию «Собери картинку» (на разрезных картинках изображены ягоды). Задача каждой команды собрать картинку и дать название тому, что изображено на ней.

Ведущий 1: А пока наши участники работают, мы со зрителями поговорим о ягодах.

1. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

2. Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (Земляника)

3. На колючей тонкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами — не шиповник,

Как зовется он? (Крыжовник)

4. Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

5. Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягода...
(Брусника)

6. И красна, и кисла,
На болоте росла.
(Клюква)

7. Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут?  
(Смородина)

8. Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная, сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай -
Руки не замарай!  
(Черника)

Молодцы, все загадки отгадали. А сейчас посмотрим, какие картинки собрали ребята. Команда «___________», что изображено на вашей картинке? Да, конечно, это…… А что у вашей команды? ,….

Замечательно! И с этим заданием справились.

Ведущий 2: А сейчас последний конкурс «Царство птиц и зверей»

Поиграем в «Четвертый лишний». Для каждой команды я буду называть 4 вида животных или птиц, а команда должна найти лишнее и объяснить - почему. Итак, готовы?

Вопросы команде «____________________»

1. Свинья, собака, лиса, корова.

2. Овца, кролик, коза, медведь.

3. Лось, лиса, кошка, медведь.

4. Ласточка, воробей, грач, стриж.

5. Журавль, ворона, фламинго, чайка.

А сейчас вопросы команде «______________________»

1. Ёж, кабан, кролик, заяц.

2. Корова, белка, баран, кошка.

3. Заяц, лошадь, собака, овца.

4. Свиристель, аист, снегирь, дятел.

5. Лебедь, утка, гусь, голубь.

Замечательно! Вы и с этим заданием справились!

Ведущий 1: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «да» - «нет»

Игра «Если я приду в лесок… »
Воспитатель: Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Дети: Нет!
Воспитатель: Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Дети: Нет!
Воспитатель: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Дети: Да!
Воспитатель: Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
Дети: Да!
Воспитатель: Если разведу костёр, а тушить не буду?
Дети: Нет!
Воспитатель: Если сильно насорю, а убрать забуду?
Дети: Нет!
Воспитатель: Если мусор уберу, банку закопаю?
Дети: Да!
Воспитатель: Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша экологическая викторина! Сегодня вы показали  свои знания о деревьях, грибах и ягодах, животных и птицах.  Подсчитываем фишки, определяем победителей.

Ведущий 1: Мы очень надеемся, что вы, ребята, будете беречь и охранять природу. Ведь это дом для животных, птиц и насекомых.

А в завершение нашей викторины давайте станцуем и споём песенку «Почемучки».

Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задает:
Почему на небе солнце?
почему вокруг трава
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем быку рога? (2 раза)

Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучки, почемучки
за рукав всех теребят
Почему в пустыне жарко?
А на севере - мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем мартышке хвост? (2 раза)_

Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам
Надо все успеть спросить:
Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?

(Дети танцуют и поют песню, затем прощаются и выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг -викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки дорожных правил".

Досуг –викторина для детей старшего дошкольного возраста«Знатоки   дорожных правил».Цели:      1. В игровой форме закреплять знания о правилах дорожного движения, дорожны...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Расширять кругозор об окружающей природы. Прививать любовь к животным и растениям....

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю....

Игра -викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Данный материал рекомендуется применять в условиях введения ФГОС в области «Познавательное развитие», так как учит детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельност...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Викторина направлена на обобщение и систематизацию знаний детей о природе...

Конспект игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Задачи:Образовательные:продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;закреплять ...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Задачи:расширять кругозор и словарный запас детей;развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, смекалку, логическое мышление;воспитывать чувство товарищества, коммуникатив...