Конспект игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;
- закреплять правила поведения в природе.
Развивающие:
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал, удостоверения юного эколога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota11_1.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Конспект игры-викторины
для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Подготовила воспитатель:
Быстрицкая О.С.
Конспект игры-викторины
для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;
- закреплять правила поведения в природе.
Развивающие:
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал, удостоверения юного эколога.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас! Здесь для игры собралась детвора, Ее начинать нам настала пора.
Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.
Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому, дорогие дети, приглашаю вас сегодня принять участие в викторине «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.
Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Любая игра начинается с разминки.
У меня для вас игра: может НЕТ, а может ДА. Дайте правильный ответ может ДА, а может НЕТ
1.Рыбки спят на дне пруда, это правда, дети? (да) 2.Быстро дайте мне ответ, снег зимой бывает? (да) 3.Крокодил живет 100 лет-это правда дети? (нет) 4.А полынь и лебеда - это овощи ведь? (нет)
5.Подскажите мне ответ - спят зимой лягушки? (да) 6.Дать мне можете ответ - Волк меняет шубу? (нет) Воспитатель: Молодцы разминка прошла на отлично.
Воспитатель: Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды
«Лесной патруль» и «Друзья природы». Давайте выберем капитана от каждой команды.
Дети делятся на две команды, и выбирают капитанов.
Воспитатель: Оглашаю правила игры:
- Вопросы выслушивать внимательно.
- Не подсказывать, не выкрикивать.
- Если готовы ответить, поднимайте руку.
В нашей игре-викторине 6 туров, задания будут даваться командам. За каждый правильный ответ команда будет получать карточки (показывает). В конце игры мы их посчитаем, и определим победителя. Желаю всем удачи!
тур (блиц-опрос).
Воспитатель: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!
- У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
- Что делает еж зимой? (спит)
- Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
- Кто носит свой дом на спине? (улитка)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
- Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком?
(лесник)
- Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
- Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
- Что такое зеленый покров земли? (трава)
- Кувшинка растет в лесу? (нет)
- Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
- Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет.
(подорожник)
- В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий.
(шиповник)
- Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)
- Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)
- Камень относится к живой природе? (нет)
- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)
- У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
- Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- Как называется самая маленькая птица? (колибри)
- Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)
- Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)
- У какого дерева белый ствол? (береза)
Воспитатель: С заданием справились, молодцы! Дети, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…
тур - «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды).
1-я ситуация для команды «Лесной патруль».
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем! Девочки взяли яичко с собой.
Воспитатель: Правильно ли девочки поступили? (Нет неправильно: птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).
- я ситуация для команды «Друзья природы».
Две сестренки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесем маме. Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Воспитатель: Правильно ли поступили девочки? (Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут).
- я ситуация для команды «Лесной патруль».
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Воспитатель: Правильно поступил мальчик? (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть).
2-я ситуация для команды Друзья природы».
После дождя дети пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберем их и девчонок испугаем!
- Пойдем посмотрим, где девчонки! Оставляют банку с червями закрытой.
Воспитатель: Правильно ли поступили дети? (Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные).
Воспитатель:А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.
тур - «Подбери слово».
- Лес может быть густым, а может быть и … (редким)
- Волк – зверь большой, а ежик … (маленький)
- Лось могучий, т.е. какой? (большой, огромный, крупный, великий)
- Весна бывает ранняя, а бывает и … (поздняя)
- Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)
- Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)
- Декабрь год заканчивает, а зиму … (начинает)
- Морозная зима, а лето … (жаркое)
- Окунь – это рыба, а жаворонок это … (птица)
Воспитатель: Прекрасно сыграла команда «Лесной патруль». Надеюсь, что их соперники так же сильны.
- Зима – холодная, а лето … (жаркое)
- Заяц – дикое животное, а кролик ... (домашнее)
- Береза лиственное дерево, а сосна … (хвойное)
- Опенок – съедобный гриб, а мухомор … (ядовитый)
- Море – соленое, а река … (пресная)
- Клубника крупная, а малина ... (мелкая)
- У волка хвост длинный, а у медведя … (маленький)
- Заяц травоядное животное, а лиса … (хищное)
- Длинный день, а ночь … (короткая)
Воспитатель: Команда «Друзья природы» тоже справилась отлично!
тур - «Найди родственников среди животных».
Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое - домашнее» и объяснить свой выбор.
кабан – свинья; корова – бизон; кролик – заяц; собака – волк; кошка – лев;
коза – горный козел; овца – дикий баран; лошадь – зебра;
и т.п.
(Среди диких животных можно найти сородичей домашних, потому что когда – то они произошли от одного вида).
Воспитатель: Вот мы и добрались до следующего конкурса. Дети, вам предстоит угадать животных по описанию, изображения которых спрятаны в этой коробочке. Если вы дадите правильный ответ, коробочка откроется.
тур - «Угадайте по описанию».
- Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на
глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
(Ответ: еж).
- У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Ответ: заяц).
- Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
(Ответ: лиса).
- У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?
Подсказка: Он живет в лесу, неуклюжий, косолапый. (Ответ: медведь).
тур - «Путешествие по планете Земля» (глобус).
Воспитатель: А теперь предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля.
Какие цвета преобладают на нашей планете? (голубой, зелёный, жёлтый, коричневый)
Больше всего на планете голубого цвета – так изображена Вода.
А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы).
Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши.
На столе приготовлены карточки с изображением животных.
Участнику команды необходимо определить, какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. Команда «Лесной патруль» – расселяет животных на суше, а команда
«Друзья природы» – на воде.
Подведение итогов.
Дорогие дети, наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы. Ребята пора подвести счет. Наша игра завершилась со счетом. Мы вас поздравляем, и назначаем вас главными экологами на планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое путешествие для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"
Все необходимые материалы готовы ( презентация, контурные рисунки, экологические знаки, и.т.д. ) кому нужно будет сброшу на электронку обращайтесь!...
Материал по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"
Занятие в старшей группе по экологическому воспитанию в форме викторины...
Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"
Расширять кругозор об окружающей природы. Прививать любовь к животным и растениям....
Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"
Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю....
Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюд...
Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста«Знатоки природы»...
Игра -викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Данный материал рекомендуется применять в условиях введения ФГОС в области «Познавательное развитие», так как учит детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельност...