Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ тема:«Наоборот»
план-конспект занятия по окружающему миру

Удякова Анна Сергеевна

Конспект занятия по ФЦКМ  «Наоборот»

Цели: Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Материал. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в новую игру, она называется «Наоборот». Чтобы вы все поняли, как играть, поднимите руки вверх. Теперь опустите их вниз. А теперь опять поднимите вверх и скажите: «Вверх!», потом опустите и скажите: «Вниз!» (Дети опускают и поднимают руки.) Вверх! Вниз! Вверх! Вниз! Хорошо, молодцы. А теперь ответьте мне, какое слово будет наоборот слову вверх? (Вниз.)

— А если я скажу: «Вниз!», какое слово будет наоборот. (Вверх.)

— Вы поняли, как играть в эту игру? Нужно называть слова наоборот. Давайте играть дальше. Большой. (Маленький.)

— Маленький. (Большой.)

— Вперед. (Назад.)

— Назад. (Вперед.)

— Быстрый. (Медленный.)

После нескольких индивидуальных опросов педагог говорит: «А теперь мы посмотрим на картинку и скажем, как будет наоборот».

Показывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.

Воспитатель. Посмотрите и ответьте: кто здесь изображен? (Тигр и тигрята.)

— Тигр какой? (Большой, сильный, полосатый.)

— Тигр большой, а тигрята? (Маленькие.)

— Тигр сильный, а тигрята? (Слабые.)

— Тигр может быстро бежать. А тигрята могут так быстро (выделяя слова энергичным произношением) бежать? (Нет.)

— Быстрый! А как будет наоборот? (Медленный.)

Аналогично рассматриваются еще 2—3 картинки: слон и слоненок, птица и птенчики и т. д.

Воспитатель. А если я скажу слово «холодный», какое слово будет наоборот? (Теплый, горячий.)

Далее можно повторить слова, к которым дети уже находили про-тивоположные слова.

Воспитатель. Вы все знаете много сказок. Кто назовет сказки, которые он знает?

Дети называют сказки.

Воспитатель. Как много вы знаете сказок! Молодцы! А вот ребята из младшей группы больше вас знают сказок или меньше? (Меньше.) Сейчас мы поиграем в игру «Наоборот» со сказками. Кто в сказках бывает плохой? (Баба-яга, Кощей Бессмертный.)

— Плохой. А как будет наоборот? (Хороший, добрый.)

— И у слова «добрый» есть слово наоборот. Какое? (Злой.)

— Кто в сказках добрый? (Иванушка, Василиса Прекрасная.)

— А кто злой? (Кощей Бессмертный.)

Игру можно продолжить, а затем перевести ее в беседу о плохом и хорошем поведении.

Пальчиковые игры:

ДВА ЕЖА

Шли по лесу два ежа поочередно шлёпать ладонями по коленям

Шли спокойно, не спеша

На спине иголки резкими движениями растопыривать пальцы и прятать Острые и колкие их в кулак

Чуть шуршали листьями круговые движения ладошкой по ладошке

И травкой зубки чистили указательным пальцем одной руки имитировать

Чистку зубов.

ШАРИК

Надувают шарик быстро пальцы обеих рук собраны в щепотку,

Он становится большой постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга

Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши

Воздух вышел подуть на сложенные ладони

Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку.

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно. Такие слова, которые получаются в нашей игре «Наоборот», называются противоположными. Хороший — противоположно слову «плохой». Теплый — противоположно слову «холодный». А к слову «много» что будет противоположно? (Мало.)

Поиграв еще немного и повторив противоположные слова, педагог раздает детям по набору предметов и игрушек (белый и черный кубики одинаковой величины, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянные палочки (пусть дети пока не называют «длинная» — «короткая», а лишь различают палочки по величине, так как главная задача на этом этапе работы — поиск противоположностей, большой и маленький камушки одного цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой).

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Найди противоположное». Положите все игрушки на столики. Посмотрите на них внимательно: среди них есть похожие и непохожие. Вы должны взять игрушку и положить слева от себя, а игрушку, которая «наоборот», противоположная, — справа. Понятно всем? Берем деревянную палочку. Какая она? (Кто-то из ребят может взять большую, кто-то маленькую палочку.)

Дети. Большая. Маленькая.

Воспитатель: А какая будет наоборот? Найдите противоположную папочку: маленькой палочке противоположна большая.

Дети раскладывают предметы.

Воспитатель. А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Маша, покажи нам и расскажи, как и что ты раскладывала.

Педагог поправляет отдельные действия ребенка, следит за тем, как все дети проверяют свою работу (некоторые ребята могут разложить шарики, ориентируясь на противоположные цвета (черный — белый, другие — на противоположные размеры: большой шарик — маленький шарик.

Необходимо спросить у ребенка, почему он положил предметы и игрушки так, а не иначе.

Возможная ошибка: дети могут не удерживать единое основание для сравнения, говоря, например: «Этот шарик черный, а этот — большой». В этом случае надо показать, что объекты отличаются по разным параметрам: один — большой, другой — маленький, один — черный, другой — белый.

Воспитатель. Все хорошо отвечали и справились с заданием. В какую игру мы сегодня играли?

Дети. Наоборот! Найди противоположное!

Воспитатель. Ну-ка, давайте повторим ее. Быстрый. (Медленный.) Вверх. (Вниз.) И так далее.

Физминутка

На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

Удивительная птица подает нам голосок

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"

плечи поднять

Пять веселых домовых

Праздничною ночью

Разгулялись чересчур.

Встал на цыпочки

Один закружился в вальсе

А второй споткнулся и нос расквасил.

Третий прыгал до небес

С неба звезды цапал.

А четвертый топал как Мишка косолапый

Пятый пел до хрипоты

Песенку за песенкой.

Этой ночью домовым очень было весело.

Закрепление материала в течение недели

Игра «Изменения»

Педагог предлагает ребятам «проходить через разные ворота» — высокие или низкие. Дети идут по кругу. Если педагог говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если ворота низкие — то надо наклониться. Тот, кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.

Игра может быть усложнена. Педагог говорит: «Узкие ворота!» — и дети идут боком: «Широкие ворота!» — и дети идут, широко размахивая руками, делая широкие шаги.

Игра «Тяжелый — легкий»

Каждому ребенку выдается пустой пакет (сумочка, рюкзак или мешок). Педагог объясняет: «Каждый из вас несет сумку. Она может быть тяжелая или легкая. Посмотрите, как можно нести легкую сумку. (Идет, слегка размахивая сумкой, и улыбается.) А теперь посмотрите, как можно нести тяжелую сумку. (Идет, сгибается, охает, вздыхает, останавливается, «вытирает пот».) Давайте сначала попробуем изобразить, как несем сумку, а потом будем играть».

Педагог называет, какая сумка, например: «Легкая!», а дети изображают, как они ее несут.

Игра «Светло — темно»

Педагог читает стихотворение:

В небе солнышко сияет,

Светлый день детей встречает!

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

Дети прикладывают руку козырьком ко лбу и смотрят вдаль, как бы встречая солнышко, затем «просыпаются», потягиваются — утро наступило.

Педагог произносит:

Ночь стучится к нам в окно,

Все вокруг темным-темно.

Дети закрывают глаза, «готовятся ко сну».

Педагог произносит:

Будем солнышка мы ждать,

А сейчас ложимся спать.

Дети складывают ладошки под щеку и склоняют голову набок — «спят». Далее стихотворение повторяется, ребята «просыпаются». И так далее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_naoborot.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ «Наоборот»

Цели: Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Материал. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в новую игру, она называется «Наоборот». Чтобы вы все поняли, как играть, поднимите руки вверх. Теперь опустите их вниз. А теперь опять поднимите вверх и скажите: «Вверх!», потом опустите и скажите: «Вниз!» (Дети опускают и поднимают руки.) Вверх! Вниз! Вверх! Вниз! Хорошо, молодцы. А теперь ответьте мне, какое слово будет наоборот слову вверх? (Вниз.)

— А если я скажу: «Вниз!», какое слово будет наоборот. (Вверх.)

— Вы поняли, как играть в эту игру? Нужно называть слова наоборот. Давайте играть дальше. Большой. (Маленький.)

— Маленький. (Большой.)

— Вперед. (Назад.)

— Назад. (Вперед.)

— Быстрый. (Медленный.)

После нескольких индивидуальных опросов педагог говорит: «А теперь мы посмотрим на картинку и скажем, как будет наоборот».

Показывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.

Воспитатель. Посмотрите и ответьте: кто здесь изображен? (Тигр и тигрята.)

— Тигр какой? (Большой, сильный, полосатый.)

— Тигр большой, а тигрята? (Маленькие.)

— Тигр сильный, а тигрята? (Слабые.)

— Тигр может быстро бежать. А тигрята могут так быстро (выделяя слова энергичным произношением) бежать? (Нет.)

— Быстрый! А как будет наоборот? (Медленный.)

Аналогично рассматриваются еще 2—3 картинки: слон и слоненок, птица и птенчики и т. д.

Воспитатель. А если я скажу слово «холодный», какое слово будет наоборот? (Теплый, горячий.)

Далее можно повторить слова, к которым дети уже находили про-тивоположные слова.

Воспитатель. Вы все знаете много сказок. Кто назовет сказки, которые он знает?

Дети называют сказки.

Воспитатель. Как много вы знаете сказок! Молодцы! А вот ребята из младшей группы больше вас знают сказок или меньше? (Меньше.) Сейчас мы поиграем в игру «Наоборот» со сказками. Кто в сказках бывает плохой? (Баба-яга, Кощей Бессмертный.)

— Плохой. А как будет наоборот? (Хороший, добрый.)

— И у слова «добрый» есть слово наоборот. Какое? (Злой.)

— Кто в сказках добрый? (Иванушка, Василиса Прекрасная.)

— А кто злой? (Кощей Бессмертный.)

Игру можно продолжить, а затем перевести ее в беседу о плохом и хорошем поведении.

Пальчиковые игры:

ДВА ЕЖА

Шли по лесу два ежа поочередно шлёпать ладонями по коленям

Шли спокойно, не спеша

На спине иголки резкими движениями растопыривать пальцы и прятать Острые и колкие их в кулак

Чуть шуршали листьями круговые движения ладошкой по ладошке

И травкой зубки чистили указательным пальцем одной руки имитировать

Чистку зубов.

ШАРИК

Надувают шарик быстро пальцы обеих рук собраны в щепотку,

Он становится большой постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга

Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши

Воздух вышел подуть на сложенные ладони

Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку.

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно. Такие слова, которые получаются в нашей игре «Наоборот», называются противоположными. Хороший — противоположно слову «плохой». Теплый — противоположно слову «холодный». А к слову «много» что будет противоположно? (Мало.)

Поиграв еще немного и повторив противоположные слова, педагог раздает детям по набору предметов и игрушек (белый и черный кубики одинаковой величины, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянные палочки (пусть дети пока не называют «длинная» — «короткая», а лишь различают палочки по величине, так как главная задача на этом этапе работы — поиск противоположностей, большой и маленький камушки одного цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой).

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Найди противоположное». Положите все игрушки на столики. Посмотрите на них внимательно: среди них есть похожие и непохожие. Вы должны взять игрушку и положить слева от себя, а игрушку, которая «наоборот», противоположная, — справа. Понятно всем? Берем деревянную палочку. Какая она? (Кто-то из ребят может взять большую, кто-то маленькую палочку.)

Дети. Большая. Маленькая.

Воспитатель: А какая будет наоборот? Найдите противоположную папочку: маленькой палочке противоположна большая.

Дети раскладывают предметы.

Воспитатель. А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Маша, покажи нам и расскажи, как и что ты раскладывала.

Педагог поправляет отдельные действия ребенка, следит за тем, как все дети проверяют свою работу (некоторые ребята могут разложить шарики, ориентируясь на противоположные цвета (черный — белый, другие — на противоположные размеры: большой шарик — маленький шарик.

Необходимо спросить у ребенка, почему он положил предметы и игрушки так, а не иначе.

Возможная ошибка: дети могут не удерживать единое основание для сравнения, говоря, например: «Этот шарик черный, а этот — большой». В этом случае надо показать, что объекты отличаются по разным параметрам: один — большой, другой — маленький, один — черный, другой — белый.

Воспитатель. Все хорошо отвечали и справились с заданием. В какую игру мы сегодня играли?

Дети. Наоборот! Найди противоположное!

Воспитатель. Ну-ка, давайте повторим ее. Быстрый. (Медленный.) Вверх. (Вниз.) И так далее.

Физминутка

На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

Удивительная птица подает нам голосок

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"

плечи поднять

Пять веселых домовых

Праздничною ночью

Разгулялись чересчур.

Встал на цыпочки

Один закружился в вальсе

А второй споткнулся и нос расквасил.

Третий прыгал до небес

С неба звезды цапал.

А четвертый топал как Мишка косолапый

Пятый пел до хрипоты

Песенку за песенкой.

Этой ночью домовым очень было весело.

Закрепление материала в течение недели

Игра «Изменения»

Педагог предлагает ребятам «проходить через разные ворота» — высокие или низкие. Дети идут по кругу. Если педагог говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если ворота низкие — то надо наклониться. Тот, кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.

Игра может быть усложнена. Педагог говорит: «Узкие ворота!» — и дети идут боком: «Широкие ворота!» — и дети идут, широко размахивая руками, делая широкие шаги.

Игра «Тяжелый — легкий»

Каждому ребенку выдается пустой пакет (сумочка, рюкзак или мешок). Педагог объясняет: «Каждый из вас несет сумку. Она может быть тяжелая или легкая. Посмотрите, как можно нести легкую сумку. (Идет, слегка размахивая сумкой, и улыбается.) А теперь посмотрите, как можно нести тяжелую сумку. (Идет, сгибается, охает, вздыхает, останавливается, «вытирает пот».) Давайте сначала попробуем изобразить, как несем сумку, а потом будем играть».

Педагог называет, какая сумка, например: «Легкая!», а дети изображают, как они ее несут.

Игра «Светло — темно»

Педагог читает стихотворение:

В небе солнышко сияет,

Светлый день детей встречает!

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

Дети прикладывают руку козырьком ко лбу и смотрят вдаль, как бы встречая солнышко, затем «просыпаются», потягиваются — утро наступило.

Педагог произносит:

Ночь стучится к нам в окно,

Все вокруг темным-темно.

Дети закрывают глаза, «готовятся ко сну».

Педагог произносит:

Будем солнышка мы ждать,

А сейчас ложимся спать.

Дети складывают ладошки под щеку и склоняют голову набок — «спят». Далее стихотворение повторяется, ребята «просыпаются». И так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо правилам дорожного движения «Путешествие в страну правила дорожного движения»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ПДД "Путешествие в страну правила дорожного движения"...

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...