ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей 4-5 лет "Почему всё звучит?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Марина Николаевна Ганина

Экспериментирование со звуками, расширение представлений о свойствах окружающих предметов развивают познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 8 «Звёздочка»

ООД по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет

«Почему всё звучит?»

Выполнила:

воспитатель Ганина М.Н.

(высшая кв.категория)

с. Мурзицы, 2024 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие познавательно – исследовательской  деятельности детей, содействие расширению представлений о свойствах окружающих предметов, экспериментирование со звуками.

Задачи:

1.Образовательные: 
- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание;

- обогащать и активизировать словарь за счёт слов: колебание, колеблется, вибрирует, музыкальные инструменты, шумовые инструменты, оркестр. 

2.Развивающие:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику);
-развивать представления о свойствах звука;

-закреплять умение рассуждать, объяснять;
- совершенствовать и развивать  коммуникативные навыки ребенка;

3.Воспитательные:

-прививать детям бережное отношение к предметам;
- воспитывать толерантность в общении со сверстниками.

Методы и приемы:

- практические: эксперименты, разминка, игровое упражнение, музыкальное сопровождение.

- наглядные: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, бубен, стеклянный стакан.

-словесные: беседа, вопросы, объяснение, стихотворение к разминке.

 Оборудование:  длинная деревянная линейка, пластмассовая линейка, лист бумаги, стаканчики с натянутой на них резинкой (на каждого ребенка); материалы для изготовления шумовых инструментов: пустые баночки с крышкой, крупа фасолевая и семечки, металлофон, бубен, стеклянный стакан, колокольчик, газета, ширма.

Ход ООД

Воспитатель:

-Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и прислушайтесь – что вы услышите?

(Дети перечисляют, все, что слышат за окном, за стеной, в группе.)

-Что помогает нам слышать все это?

Дети:

-Орган слуха – уши.

Воспитатель:

-Давайте поиграем и проверим наши ушки: я за ширмой буду создавать звук каким-то предметом, а вы угадайте, каким.

(Воспитатель издает звуки с помощью бубна, стеклянного стакана и металлической ложки, газеты, колокольчика, металлофона, а дети отгадывают).

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, сейчас все эти предметы перед вами, но они молчат. Почему же они звучали за ширмой?

Дети:

-Предметы звучали, потому что Вы их трогали.

Воспитатель:

-Попробуйте и вы извлечь звук из этих предметов. (Дети по очереди пробуют извлечь звук из какого-нибудь предмета, а потом останавливают его.)

-Что происходит? Почему же звук прекращается, когда мы кладем ладошку  на пластины бубна и металлофона?

(Делается вывод, что звук возникает при колебании предмета, и пропадает, когда это колебание заканчивается.)

-Да, звук возникает при колебании предметами воздуха, а это колебание воздуха мы и называем «звук».

-Как вы думаете, может ли звучать линейка?  Предлагаю взять линейку, со стола в руку и поднять ее вверх. Звучит?

Дети:

-Нет.

Воспитатель:

 -Я подскажу, что нужно делать, чтобы она зазвучала. Положите линейку на стол так, как я. Прижмите один конец к столу. Держите покрепче, чтобы не убежал. Свободный конец нажмите и быстро отпустите. Что вы слышите?

Дети:

 - Она запела, зазвучала, появился звук.

Воспитатель:

 -Правильно. Но что происходит с линейкой, когда она звучит?

Дети:

- Линейка дрожит, движется.

Воспитатель:

-Посмотрите. У меня в руках линейки из разных материалов – деревянная и пластмассовая.

-Как вы думаете, одинаково ли они звучат? ( ответы детей) .Послушайте, как звучит деревянная линейка. А теперь послушайте пластмассовую линейку. Что можно сказать об их звуках?

Дети :

-Линейки звучат по - разному.

Воспитатель:

-Значит, как звучат предметы из разных материалов?

Дети:

-Предметы из разных материалов звучат по - разному.

Воспитатель :

- Для следующего эксперимента нужно потренироваться.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу.

Лечу куда хочу.

Хочу налево посвищу,

Могу подуть направо.

Могу и вверх и в облака.

Ну а пока я тучи разгоняю.

( Дети выполняют дыхательную гимнастику в соответствии со словами текста.)

Эксперимент с листом бумаги.

(Лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Педагог предлагает выяснить, что почувствовали.)

Дети:

-звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.

Воспитатель:

-Посмотрите внимательно, у меня в руках необычный стаканчик. Что в нем необычного?

Дети:

-На стаканчике резинка.

Воспитатель:

- Я подергаю резинку. Что произошло?

Дети:

- Появился звук.

Воспитатель:

- Как появился звук? Что происходило с резинкой, когда она звучала?

Дети:

- Резинка двигалась, дрожала.

Воспитатель:

-В мире очень много разных звуков. Звуки бывают музыкальные и немузыкальные. Я как раз знаю интересную песенку о звуках. Предлагаю выйти из-за столов ко мне и подвигаться. Повторяйте движения за мной.

Динамическая пауза – самомассаж:

В доме моем тишина,          - Делают над головой крышу из ладоней,                                                                прикладывают указательный палец к губам.        В доме моем я одна,          Делают над головой крышу из ладоней, разводят                           руки в стороны.

Только слышно шуршунчики шуршат,        - дети растирают ладошки,         Только слышно шуршунчики шуршат,                ноги, ушки, плечи.

Шуршунчики шуршат…

В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно стукунчики стучат,                 - дети стучат кулаком о кулак,

Только слышно стукунчики стучат,                   кулачками по ногам, по плечам.

Стукунчики стучат …

Воспитатель:

-Присаживайтесь, ребята! А кто знает, что такое оркестр?

Дети:

-Звучат вместе много инструментов.

 Воспитатель:

- Предлагаю сделать шумовой оркестр своими руками.  Заполним большие баночки фасолью, а маленькие - семечками.

Кто закончил, вставайте в полукруг – справа от меня баночки с фасолью, слева – баночки с семечками.

Подниму красный флажок, играют баночки с фасолью, синий – с семечками. 

Играем ритмично, под музыку.

Наш оркестр не простой,

Наш оркестр шумовой…

Свободнее вставайте,

В оркестре заиграйте!

У нас получился настоящий оркестр- шумовой. Почему звучали наши баночки? А пустая банка смогла бы так звучать? Почему? На сегодня наши эксперименты закончены.

Рефлексия.

Воспитатель:

-Что нового вы узнали сегодня о звуках? Продолжите свои опыты дома.

-Что вам было особенно интересно? Что вам больше понравилось? Вы хотели бы еще поэкспериментировать на следующем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Почему образуются лужи?

Практически все дети очень любят гулять на улице. При этом их тянет туда, где им находиться не стоит. Если вы видите большую грязную лужу, не сомневайтесь, ребенок обязательно исследует ее. Иссл...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...