Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зима и зимние явления»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Материал преднозначен для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37 с.Запрудное»
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«Зима и зимние явления»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Думцева Наталья Павловна
2024 г.
Ход занятия:
1.Вводная часть
1.1. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте,ребята, какое у вас сегодня настроение?
-Вставайте все в круг и поделимся друг с другом своим отличным настроением, теплотой и добротой
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
Вот мы и подарили частичку своей доброты и теплоты друг другу
1.2. Мотивация.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно:
- Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (снег).
- Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая... (снежинка).
- Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (зима).
2. Основная часть.
2.1. Беседа о зиме, зимних явлениях.
- Правильно – это зима. Сегодня мы с вами поговорим о зиме и зимних явлениях. Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? (ответы). А сейчас какой идёт месяц? (Ответ). Правильно, молодцы! Скажите пожалуйста, какие краски любит зима?(Ответы детей). Зима – это волшебное, сказочное время года.
- С зимою связано очень много явлений в природе. О них мы сегодня и поговорим.
- Говоря о зиме, что мы сразу представляем? (Снег)
- Ребята, а знаете ли вы, что такое снег? И где он рождается?
Снег - это очень много красивых снежинок. Они падают, падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие.
Они тоже падают из туч, как и дождь, но образуются не совсем так, как дождь.
Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров вначале образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку. Иногда снежинки падают поодиночке, а иногда слепляются и образуют хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты ложатся на землю.
Сухой пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется - метелью. Иногда в народе её называют вьюгой.
2.1.1. Чтение стихотворения И. Никитина
Зашумела, разгулялась в поле непогода;
Принакрылась белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялась и пыль, и вьюга,
Не видать и свету.
2.2. Рассказывание о зимних явлениях.
Если разыгралась сильная метель, да пошёл снег и ветер такой, что на улицу не выйти, то это уже настоящая снежная буря - пурга.
Страшно в такую погоду!
В стихотворении А. С. Пушкина точно и красиво описана метель:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
Но вот метель стихла и на улице оставила наметённые кучи снега – сугробы, если снегопады и метели были долгое время, то сугробы могут образовывать снежные заносы.
Ещё хуже, если снег идет мокрый. Он налипает на провода, столбы плотной массой – налеплю. Под её тяжестью ломаются ветки деревьев, рвутся провода.
Но не только неприятности приносит снег. Велика от него и польза. Как важный фильтр, снег проходит сквозь воздух городов, очищая его от сажи и различных вредных примесей. После снегопада воздух чистый, им легко дышится.
Особенно хорошо видно, сколько грязи собрал снег, в конце зимы.
Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Во время оттепели снег становится плотным, оседает как бы, а если ударит мороз, то снег сверху покроется настом, т.е. крепким плотным снегом, по которому может пройти и не провалиться даже человек. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть.
- Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные явления – изморозь.
Изморозь часто путают с инеем. Иней тоже бывает зимой, но чаще осенью и весной, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания воды.
И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает предметы тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем. Иней не такой пушистый, как изморозь. Изморозь возникает пушистым густым налётом на ветках деревьев и т. д. Она кажется легкой как пух.
2.4. Словесная игра: «Хорошо-плохо»
(Плохо - солнце светит мало; холодно; небо хмурое; день короче; надо одеваться; птицы голодают; дует холодный ветер; можно простудиться;
Хорошо - идет снег, деревья стоят, как в сказке; можно кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снеговиков; придет Дед Мороз; новогодний карнавал)
-Не смотря на то, что зимой солнце светит мало, холодно, день короче - зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран. Но в каждой стране зима разная. А есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их называют - жаркими странами.
2.5. Лексико-грамматическое упражнение: «Подбери признак»
-Представьте, что к нам в гости приехали жители этих жарких стран. Зимы они никогда не видели, но очень бы хотели про нее узнать.
-Давайте попробуем им рассказать, какая -- же у нас:
- зима? (белая, пушистая, холодная, снежная, красивая, волшебная, сказочная, морозная, суровая)
- Снежинка (Какая?) - красивая, легкая, пушистая
- Елка (Какая?) - красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, колючая, лесная
- Ветер (Какой?) - сильный, страшный, холодный, ледяной
- Снегопад (Какой?) - сильный, красивый, легкий
- Метель (Какая?) - снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
- Иней (Какой?) - серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
- Мороз (Какой?) – трескучий, злой, крепкий, сильный, крещенский.
- Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.
2.6. Физминутка :
«А на улице мороз!»
А на улице мороз! Ну-ка все взялись за нос!
По коленкам постучали, Головою покачали,
По плечам похлопали, И чуть- чуть потопали!
Ни к чему нам бить баклуши! Ну-ка все взялись все за уши! Ну-ка все вместе, уши развесьте!
Лучше по- хорошему хлопайте в ладоши!
2.7. Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз»
Невидимкой осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
- О каком художнике пишет автор стихотворения? (морозе)
- Какие узоры рисует Мороз на окне? (ответы детей)
Д/у « Дорисуй снежинку»
Ребята, один художник не закончил свой рисунок, давайте ему поможем и посмотрим, что он хотел нарисовать.
Гимнастика для глаз «Зима»
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов.
Вот мы поговорили о разных интересных зимних явлениях, и все они связаны с водой. Пары воды замерзают в кристальные льды и образуются снежинки, морозные узоры, изморозь.
3.2.Рефлексия.
- Ребята, о чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних явлениях).
- О каких зимних явлениях мы говорили? (Метель, вьюга, пурга, изморозь, иней, снегопад, гололёд
-Что нового узнали? (снег приносит пользу – очищает воздух как фильтр от сажи и вредных примесей)
-Что больше всего понравилось? (ответы детей)
3.3. Сюрпризный момент.
Вот и закончилось наше путешествие по зимним явлениям. Возьмите на память снежинки (каждому ребёнку раздать по снежинке)
–Спасибо большое ребята, наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-37440-1491588744.jpg)
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"
Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги! Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-618704-1428089494.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Ходит по лесу лесник..."
Ознакомление с профессиональной деятельностью взрослых не всегда интересная информация для детей. Иногда задаёшься вопросом: ну что же придумать для более эффективного результата? Одна из годовых зада...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-365765-1415125614.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1359729-1635765460.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Бумага и её свойства»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.Программные задачи:1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном...
Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Заканчивается осень и наступает зима»
Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-208486-1367136362.jpg)
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"
Знакомство детей с зимующими птицами....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083355-1542531157.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник» Цель: формировать представления детей о праздновании Нового года. Задачи: расширить пред...