Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зима и зимние явления»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Думцева Наталья Павловна

Материал преднозначен для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zima_i_zimnie_yavleniya_dumtseva_n.p.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37 с.Запрудное»

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему:

 «Зима и зимние явления»

                                                                             Подготовила воспитатель

                                                              высшей квалификационной категории

                                                                         Думцева Наталья Павловна

2024 г.

Ход занятия:

1.Вводная часть

1.1. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте,ребята, какое у вас  сегодня настроение?

-Вставайте все в круг и поделимся друг с другом своим отличным настроением, теплотой и добротой

Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Теплота от наших рук

Побежит вокруг, вокруг.

День начнется с теплоты,

С теплоты и доброты.

Вот мы и подарили частичку своей доброты и теплоты друг другу

1.2. Мотивация.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно:

- Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый... (снег).

- Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая... (снежинка).

- Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (зима).

2. Основная часть.

2.1. Беседа о зиме, зимних явлениях.

- Правильно – это зима. Сегодня мы с вами поговорим о зиме и зимних явлениях. Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? (ответы). А сейчас какой идёт месяц? (Ответ). Правильно, молодцы! Скажите пожалуйста, какие краски любит зима?(Ответы детей). Зима – это волшебное, сказочное время года.

- С зимою связано очень много явлений в природе. О них мы сегодня и поговорим.

- Говоря о зиме, что мы сразу представляем? (Снег)

- Ребята, а знаете ли вы, что такое снег? И где он рождается?

Снег - это очень много красивых снежинок. Они падают, падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие.

Они тоже падают из туч, как и дождь, но образуются не совсем так, как дождь.

Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров вначале образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку. Иногда снежинки падают поодиночке, а иногда слепляются и образуют хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты ложатся на землю.

Сухой пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется - метелью. Иногда в народе её называют вьюгой.

2.1.1. Чтение стихотворения И. Никитина 

Зашумела, разгулялась в поле непогода;
Принакрылась белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялась и пыль, и вьюга,
Не видать и свету. 

2.2. Рассказывание о зимних явлениях.

Если разыгралась сильная метель, да пошёл снег и ветер такой, что на улицу не выйти, то это уже настоящая снежная буря - пурга.

Страшно в такую погоду!

В стихотворении А. С. Пушкина точно и красиво описана метель:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

Но вот метель стихла и на улице оставила наметённые кучи снега – сугробы, если снегопады и метели были долгое время, то сугробы могут образовывать снежные заносы.

Ещё хуже, если снег идет мокрый. Он налипает на провода, столбы плотной массой – налеплю. Под её тяжестью ломаются ветки деревьев, рвутся провода.

Но не только неприятности приносит снег. Велика от него и польза. Как важный фильтр, снег проходит сквозь воздух городов, очищая его от сажи и различных вредных примесей. После снегопада воздух чистый, им легко дышится.

Особенно хорошо видно, сколько грязи собрал снег, в конце зимы.

Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Во время оттепели снег становится плотным, оседает как бы, а если ударит мороз, то снег сверху покроется настом, т.е. крепким плотным снегом, по которому может пройти и не провалиться даже человек. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть.

- Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные явления – изморозь.

Изморозь часто путают с инеем. Иней тоже бывает зимой, но чаще осенью и весной, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания воды.

И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает предметы тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем. Иней не такой пушистый, как изморозь. Изморозь возникает пушистым густым налётом на ветках деревьев и т. д. Она кажется легкой как пух.

2.4. Словесная игра: «Хорошо-плохо»

(Плохо солнце светит мало; холодно; небо хмурое; день короче; надо одеваться; птицы голодают; дует холодный ветер; можно простудиться;

Хорошо идет снег, деревья стоят, как в сказке; можно кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снеговиков; придет Дед Мороз; новогодний карнавал)

-Не смотря на то, что зимой солнце светит мало, холодно, день короче - зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран. Но в каждой стране зима разная. А есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их называют - жаркими странами.

2.5. Лексико-грамматическое упражнение: «Подбери признак»

-Представьте, что к нам в гости приехали жители этих жарких стран. Зимы они никогда не видели, но очень бы хотели про нее узнать.

-Давайте попробуем им рассказать, какая -- же у нас:

- зима?  (белая, пушистая, холодная, снежная, красивая, волшебная, сказочная, морозная, суровая)

- Снежинка (Какая?) - красивая, легкая, пушистая

- Елка (Какая?) - красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, колючая, лесная

- Ветер (Какой?) - сильный, страшный, холодный, ледяной

- Снегопад (Какой?) - сильный, красивый, легкий

- Метель (Какая?) - снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.

- Иней (Какой?) - серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.

Мороз (Какой?) – трескучий, злой, крепкий, сильный, крещенский.

-  Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.

2.6. Физминутка :

«А на улице мороз!»

А на улице мороз! Ну-ка все взялись за нос!

По коленкам постучали, Головою покачали,

По плечам похлопали, И чуть- чуть потопали!

Ни к чему нам бить баклуши! Ну-ка все взялись все за уши! Ну-ка все вместе, уши развесьте!

Лучше по- хорошему хлопайте в ладоши!

2.7. Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз» 

Невидимкой осторожно,

Он является ко мне,

И рисует, как художник

Он узоры на окне.

Это клён, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу - не оторваться

Веток линии нежны!

А художник - рад стараться,

Даже кисти не нужны.

- О каком художнике пишет автор стихотворения? (морозе)

- Какие узоры рисует Мороз на окне? (ответы детей)

Д/у « Дорисуй снежинку»

Ребята, один  художник не закончил свой рисунок, давайте ему поможем  и посмотрим, что он хотел нарисовать.

Гимнастика для глаз «Зима»

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов.

Вот мы поговорили о разных интересных зимних явлениях, и все они связаны с водой. Пары воды замерзают в кристальные льды и образуются снежинки, морозные узоры, изморозь.

3.2.Рефлексия.

- Ребята, о чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних явлениях).

- О каких зимних явлениях мы говорили? (Метель, вьюга, пурга, изморозь, иней, снегопад, гололёд

-Что нового узнали? (снег приносит пользу – очищает воздух как фильтр от сажи и вредных примесей)

-Что больше всего понравилось? (ответы детей)

3.3. Сюрпризный момент.

Вот и закончилось наше путешествие по зимним явлениям. Возьмите на память снежинки (каждому ребёнку раздать по снежинке)

–Спасибо большое ребята, наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Ходит по лесу лесник..."

Ознакомление с профессиональной деятельностью взрослых не всегда интересная информация для детей. Иногда задаёшься вопросом: ну что же придумать для более эффективного результата? Одна из годовых зада...

Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."

- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в ...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Бумага и её свойства»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.Программные задачи:1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник» Цель: формировать представления детей о праздновании Нового года. Задачи: расширить пред...