Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в страну Умных Сказок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цели: обобщать знания детей о деревьях; развивать познавательный интерес детей; создать условия для развития сенсомоторной интеграции у детей; раскрыть значение природы в жизни людей и воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми
на тему «Путешествие в страну Умных Сказок».
Возрастная категория детей: старшая группа (5- 6 лет).
Интегрирование по разделам: познавательное развитие, речевое развитие социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, экспериментальная.
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная, самостоятельная деятельность.
Формы организации: подгруппа.
Принципы построения занятий:
- системность и последовательность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятий;
- доступность;
- развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
Цели: обобщать знания детей о деревьях; развивать познавательный интерес детей; создать условия для развития сенсомоторной интеграции у детей; раскрыть значение природы в жизни людей и воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- сформировать у детей обобщенное представление о деревьях,
- развивать умение делать выводы рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи,
- развивать внимание, мышление, память, воображение,
- побуждать детей экспериментировать,
- развивать целенаправленную деятельность,
- способствовать развитию сенсомоторной интеграции у детей.
2. Речевое развитие:
- активизировать и актуализировать словарь по теме,
- развивать лексико – грамматическую сторону речи,
- развивать связную речь.
3. Социально – коммуникативное развитие:
- воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
- воспитывать у детей бережное отношение и любовь к родной природе.
4. Художественно – эстетическое развитие:
- формировать умение эмоционально реагировать на литературные, и музыкальные произведения,
5. Физическое развитие:
- способствовать накоплению сенсомоторного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы.
- способствовать развитию двигательной и моторной координации ребенка,
- осуществлять развитие осязания и мелкой моторики ребенка.
Планируемые результаты: дети проявляют любознательность, интерес к участию в деятельности; самостоятельно обследуют объект, применяя органы чувств; с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы; умеют рассуждать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи; рассматривают иллюстрации; умеют делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями, эмоциями.
Словарная работа: зачарованный, лиственный, смешанный лес, хвойный, хвоя, тенистая роща, крона, ствол, корни, плоды деревьев, деревянный, деревянная, деревянное, шуршит, бьётся, стучит.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, музыка «В гостях у сказки», музыка из мультфильма «Винни-Пух», карта Зачарованного леса, сенсорный коврик, бочонок, еловые шишки, орехи, каштаны, веточки, кусочки коры, щепки, поднос, звук ветра, кубики с частями дерева, настольная лампа и маленькое дерево, чаша с водой, салфетки, камни, макеты деревьев, раздаточный материал (игра «Четвертый лишний»), фломастеры, воздушные шары.
Содержание образовательной деятельности:
Вводная часть.
Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети входят. Педагог читает стихотворение.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Она подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
Музыка заканчивается. Дети останавливаются рядом с педагогом.
- Ребята, добро пожаловать в страну Умных Сказок. Здесь мы будем читать, играть и узнавать новое. Но попасть в такую страну могут только внимательные, дружные и любознательные дети. Вы любите узнавать новое? (Да)
- Хорошо. Готовы помогать друг другу? (Да)
- Замечательно. А вы согласны внимательно слушать и наблюдать. (Да)
- Конечно же, вы все любознательные, дружные и очень внимательные! А это значит, что нам пора отправиться в путь.
Мотивационная часть.
- Закройте глаза, один раз покружитесь. Остановитесь, открывайте глаза.
На экране видиозаставка к мультфильму «Винни-Пух».
- Кто догадался, в какую сказку мы сегодня отправляемся. О ком эта сказка? Как она называется?
- Правильно. Это сказка «Винни-Пух и Все-Все-Все». Её сочинил писатель Алан Милн для своего сына Кристофера Робина.
- Подождите, мы чуть не забыли про главную помощницу всех путешественников, которая укажет нам правильный путь. Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Правильно, это карта. Так вот же она - карта Зачарованного леса. Давайте заглянем в неё.
- Дорога в Зачарованный лес лежит через Мост для игры в пустяки. Переходить его надо аккуратно, по одному. Вот так!
Дети в чешках переходят мост. Педагог обращает внимание детей на карту.
- Вот мы попали на Сказочную Полянку, как раз возле домика Винни и Волшебного Дерева Знаний. Располагайтесь на Полянке. Слушайте внимательно, история начинается…
Дети рассаживаются на стульчики. На экране появляется книга с иллюстрациями к тексту сказки. Педагог читает.
В одно чудесное утро, Винни-Пух и его друг Пятачок гуляли по Зачарованному лесу. «Скажи, Винни, а деревья умеют дружить?» - спросил Пятачок. «Конечно. - Ответил Винни с задумчивым видом.- И они, как настоящие друзья, заботятся о нас, принося большую пользу».
Педагог обращается к детям.
- Ребята, вы знаете какую пользу, приносят деревья?
- А давайте спросим у Волшебного Дерева Знаний! На нём есть волшебные листики, которые и дадут нам ответ.
- Ой! Вы слышите это (Слабый звук ветра). Это ветер. Он частый гость в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь.
Дети закрывают глаза. Звук ветра становится громче, затем снова стихает. Педагог убирает листочки с дерева.
- Ребята, ветер такой озорник, что разбросал все листики по Зачарованному лесу. Но не волнуйтесь, мы обязательно их найдём, когда прочитаем всю историю.
- Посмотрите, Винни-Пух оставил кое-что для нас. Кто скажет что это? (Это бочонок).
- Как вы думаете, что в нём? (ответы детей)
- А давайте проверим! Я потрясу, а вы скажите, какой звук услышали. (Шуршит, бьётся, стучит…) Может, мы по запаху узнаем что там? Наклонитесь к бочонку и понюхайте. Чем пахнет? (деревом, опилками)
- Очень интересно. Раз там пахнет опилками, может там сам Винни спрятался. Чтобы точно узнать, надо опустить руку в бочонок и проверить. Кто смелый?
- Какие вы отважные. Тогда скорее опускайте руку. Что вы ощущаете? Что там? (ветки, шишки, каштаны, листья, плоды)
Называя предмет, дети достают его и кладут на поднос.
- Интересно, зачем Винни прислал нам всё это. Думаю пора заглянуть в карту и всё выяснить.
Основная часть.
Знакомство с новым материалом.
- Карта указывает, что прогулка привела друзей в дремучую часть леса, где жила Сова.
«Я тоже дружу с деревьями! – воскликнула Сова, подлетая к друзьям.- Мы, птицы, строим на них свои гнёзда».
«Неужели все деревья полезные?»- удивился Пятачок. «Все - подтвердила Сова.- И у каждого дерева есть своё название, только я их позабыла».
- Ох, какая неприятность. Давайте поможем Сове вспомнить, какие бывают деревья и как они называются. Посмотрите на экран.
Беседа с показами слайдов.
- Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей».
- Давайте назовём лиственные деревья. (ответы детей)
- А теперь назовём хвойные деревья. (ответы детей)
Педагог называет дерево, и выставляют соответствующую картинку на доску.
- Ребята, а где растут деревья? (ответы детей)
- Лес, в котором растут одни хвойные деревья, это – хвойный лес, а как называется лес, в котором растут одни лиственные деревья? (Он называется лиственный лес.)
- Ребята, а как называется лес в котором все деревья смешались? (Смешанный лес.)
Подвижная игра «Деревья».
- Скажу вам по секрету, деревья в Зачарованном лесу так смешались, что совсем позабыли какие из них лиственные, а какие хвойные! Давайте им поможем! Я вам буду показывать и называть дерево. А вы, если оно хвойное. расставите руки в стороны, а если оно лиственное - поднимите вверх. Готовы? Начнём!
- Молодцы! А теперь, давайте узнаем, куда же отправились наши герои?
Проходя мимо Тенистой Рощи, Пятачок заметил: «В жару деревья спасают нас, даря нам свою тень!» Потом он ещё немного подумал и добавил: «Интересно, как им это удаётся?»
- Мы поможем Винни, но сначала узнаем, из каких частей состоит дерево! А помогут нам эти кубики.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети выстраивают башню из кубиков, на которых изображены части дерева. Рассмотрение дерева, называние его частей.
- Что есть у дерева? (Корень, ствол, крона, ветки, листья)
- А теперь, узнаем, как появляется тень от деревьев.
Наблюдение за опытом.
Выполнение опыта.
- Посмотрите, на этом столе стоит лампа и маленькое дерево. Представьте, что лампа – это солнце. Я включу лампу и направлю её на «дерево».
Фиксирование результата.
- Свет нашего «солнышка» не может проникнуть через плотную листву дерева.
Формулировка вывода:
- Так и лучики солнца не могут пройти через густую крону. Получается тень.
- Смотрите, вот и один из листиков, которые унёс ветер. Отправим его к Волшебному Дереву. А нам пора вернуться к сказке. Где же мы сейчас окажемся? (карта)
- Да это же Домик Кролика.
К дружеской беседе присоединился Кролик: «Я дружу с деревьями за их щедрость. Они делятся со мной своими плодами».
- Дети, а вы знаете, что такое плоды? Плоды – это то, что растёт на дереве. Какие плоды вы знаете? (ответы детей)
- Правильно! А теперь, давайте сядем за столы и поиграем в игру.
Дидактическая игра «Найди с дерева плоды».
- Посмотрите, перед вами лежат карточки с нарисованными на них деревьями и плодами. Возьмите фломастер и обведите только те плоды, которые растут на дереве.
Педагог проговаривает вместе с детьми результат выполнения задания.
- Какие плоды оказались лишними?
- Вы отлично справились и получили ещё один листик. Но где же наши герои?
Динамическая пауза.
Тут друзья встретили Тигру: «А я люблю прыгать по деревьям!» «Чтобы хорошо прыгать - надо хорошенько размяться! – сказал рассудительный Кролик.
- Ребята, а ведь и нам не помешает сделать весёлую зарядку.
Выполнение зарядки под музыкальное сопровождение.
- Вот мы и попрыгали и поиграли. И можем теперь снова заглянуть в карту, и узнать где сейчас Винни и его друзья. Они пришли к Ослику Иа.
«И я дружу с деревьями, - сказал Ослик – они дарят мне сухие дрова, что бы я мог развести огонь и прочные ветки, из которых я строю свой домик».
Дидактическая игра «Какой, какая, какие…»
- Вы только подумайте, а ведь и в правду деревья дают нам свет и тепло от костра, а ещё материал для строительства домов, мебели, игрушек!
- Оглянитесь вокруг себя и скажите, какие предметы из дерева вас окружают.
- А теперь скажите, стол, сделанный из дерева какой?
Дети называют предметы, используя определения: деревянный, деревянное, деревянная, деревянные.
- Но где же наши герои?
И вот друзья пришли к домику Кенги и крошки Ру. «Ру, чем это ты так занят?» - спросил Винни-Пух. «Хочу построить плот. Помогите мне собрать подходящие палки – ответил Ру. Они построили плот и отправились в плаванье.
- Удивительно, но их плот смог плыть и не утонул. Почему? (Потому что дерево не тонет в воде.)
Экспериментальная деятельность.
- А хотите проверить? У нас есть чаша с водой, камни и кусочки дерева из бочонка нам тоже пригодятся.
Уточнение правил техники безопасности:
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Выполнение эксперимента.
Все собираются вокруг столика экспериментирования, на котором стоит чаша с водой, веточки разной величины, щепки, кора и маленькие камни Дети запускают свои «плотики» и наблюдают. Затем бросают в воду камни.
Фиксирование результата.
- Вы только посмотрите, веточки и кусочки коры, щепки не утонули, а камни сразу же пошли ко дну.
Формулировка вывода:
- Как вы думаете, почему дерево не тонет? (ответы детей)
- Потому, что дерево легче воды. Из него можно делать лодки, плоты, корабли и отправляться в путешествие по воде. И в награду мы получаем ещё один листок.
Заключительная часть.
- Посмотрите сколько листочков мы нашли. Остался ещё один. Вернёмся к карте и узнаем где его искать!
Винни-Пух и Все-Все-Все собрались на полянке. Их прогулка подошла к концу. «Какой чистый и свежий воздух у нас в лесу!» - заметил Тигра. «Это деревья делают его таким»- сказал Кролик. «Деревья очень щедрые и заботливые друзья!» - напомнил Винни-Пух.
- Ребята, вот ещё один листик. Теперь все листочки собраны. Мы вернём их Волшебному Дереву Знаний и вспомним, какую пользу приносят деревья.
Педагог вместе с детьми проговаривает полезные для человека свойства деревьев.
- Ребята, как вы считаете, можно ли сказать что деревья наши друзья? Да, ведь они заботятся о нас, принося большую пользу.
- А скажите, как мы можем отплатить им за дружбу? Мы должны беречь деревья, поливать, обрезать сухие ветки, не ломать предметы, игрушки и мебель, сделанную из дерева, сажать новые деревья.
Итог занятия. Прощание.
-Вы только посмотрите на карту! Мы с вами обошли весь Зачарованный Лес. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну Умных Сказок? Что вам понравилось больше всего? Что было самым интересным?
- Мне очень понравилось путешествовать с вами по стране Умных Сказок, но теперь пора прощаться. А Волшебное Дерево Знаний приготовило для вас сюрприз! Это листики. Ловите их скорее! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-226691-1397145511.jpg)
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "По страницам сказок А.С. Пушкина"
Цель: развитие познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина.Задачи:закреплять знания о прочитанных сказках А.С. Пушкина;развивать связную речь, умение пересказывать сюжет литератур...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-116943-1349440001.jpg)
Конспект ННОД по познавательному развитию " Сказочная страна мальчиков и девочек"
Конспект занятия по гендерному воспитанию дошкольников 4-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-865076-1673773382.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию "Волшебная страна Снеговиков"
Формирование элементарных математических предсталений с использованем мультимедийной презентации для детей первой младшей группы....
Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в стране умных игр"
Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в стране умных игр" в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/21/picture-309370-1708527008.jpg)
Познавательный проект "В стране умных игр"
Данный материал основан на использовании в работе со старшими дошкольниками методического пособия "Дары Фрёбеля"...