Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в страну Умных Сказок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хакимова Милана Владимировна

Цели: обобщать знания детей о деревьях; развивать познавательный интерес детей; создать условия для развития сенсомоторной интеграции у детей; раскрыть значение природы в жизни людей и воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми

на тему «Путешествие в страну Умных Сказок».

Возрастная категория детей: старшая группа (5- 6 лет).

Интегрирование по разделам: познавательное развитие, речевое развитие социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская,  игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, экспериментальная. 
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная, самостоятельная деятельность.  

Формы организации: подгруппа.

 Принципы построения занятий:

- системность и последовательность подачи материала;

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятий;

- доступность;

- развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Цели: обобщать знания детей о деревьях; развивать познавательный интерес детей; создать условия для развития сенсомоторной интеграции у детей; раскрыть значение природы в жизни людей и воспитывать бережное отношение к природе.

 Задачи:

1. Познавательное развитие:

- сформировать у детей обобщенное представление о деревьях,

- развивать умение делать выводы рассуждать, устанавливать причинно-  следственные связи,

- развивать внимание, мышление, память, воображение,

- побуждать детей экспериментировать,

- развивать целенаправленную деятельность,

- способствовать развитию сенсомоторной интеграции у детей.

2. Речевое развитие:

- активизировать и актуализировать словарь по теме,

- развивать лексико – грамматическую сторону речи,

- развивать связную речь.

3. Социально – коммуникативное развитие:

- воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;

- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;

- воспитывать у детей бережное отношение и любовь к родной природе. 

4. Художественно – эстетическое развитие:

- формировать умение эмоционально реагировать на литературные, и   музыкальные произведения,

5. Физическое развитие:

- способствовать накоплению сенсомоторного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы.

- способствовать развитию двигательной и моторной координации ребенка,

- осуществлять развитие осязания и мелкой моторики ребенка.

Планируемые результаты: дети проявляют любознательность, интерес к участию в деятельности; самостоятельно обследуют объект, применяя органы чувств; с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы; умеют рассуждать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи; рассматривают иллюстрации; умеют делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями, эмоциями. 

Словарная работа: зачарованный, лиственный, смешанный лес, хвойный, хвоя, тенистая роща, крона, ствол, корни, плоды деревьев, деревянный, деревянная, деревянное, шуршит, бьётся, стучит.  

Оборудование:  интерактивная доска, ноутбук, музыка «В гостях у сказки», музыка из мультфильма «Винни-Пух», карта Зачарованного леса, сенсорный коврик, бочонок, еловые шишки, орехи, каштаны, веточки, кусочки коры, щепки, поднос, звук ветра, кубики с частями дерева, настольная лампа и маленькое дерево, чаша с водой, салфетки, камни, макеты  деревьев, раздаточный материал (игра «Четвертый лишний»),  фломастеры, воздушные шары.

Содержание образовательной деятельности:

Вводная часть.

     Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети входят. Педагог читает стихотворение.  

     Добрую сказку помню я с детства,
    Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

  Она подкрадётся к самому сердцу

                                      И зародит в нём зерно доброты.

Музыка заканчивается. Дети останавливаются рядом с педагогом.

- Ребята, добро пожаловать в страну Умных Сказок. Здесь мы будем читать, играть и узнавать новое. Но попасть в такую страну могут только внимательные, дружные и любознательные дети. Вы любите узнавать новое? (Да)

- Хорошо. Готовы помогать друг другу? (Да)

- Замечательно. А вы согласны внимательно слушать и наблюдать. (Да)

- Конечно же,  вы все любознательные, дружные и очень внимательные! А это значит, что нам пора отправиться в путь.  

Мотивационная часть.

     - Закройте глаза, один раз покружитесь. Остановитесь, открывайте глаза.

На экране видиозаставка к мультфильму «Винни-Пух».

      - Кто догадался, в какую сказку мы сегодня отправляемся. О ком эта сказка? Как она называется?

- Правильно. Это сказка «Винни-Пух и Все-Все-Все». Её сочинил писатель Алан Милн для своего сына Кристофера Робина.

- Подождите, мы чуть не забыли про главную помощницу всех путешественников, которая укажет нам правильный путь. Как вы думаете что это? (Ответы детей)

- Правильно, это карта. Так вот же она - карта Зачарованного леса. Давайте заглянем в неё.

- Дорога в Зачарованный лес лежит через Мост для игры в пустяки. Переходить его надо аккуратно, по одному. Вот так!

Дети в чешках переходят мост. Педагог обращает внимание детей на карту.

-  Вот мы попали на Сказочную Полянку, как раз возле домика Винни и Волшебного Дерева Знаний. Располагайтесь на Полянке. Слушайте внимательно, история начинается…

Дети рассаживаются на стульчики. На экране появляется книга с иллюстрациями к тексту сказки. Педагог читает.

В одно чудесное утро, Винни-Пух и его друг Пятачок гуляли по Зачарованному лесу. «Скажи, Винни, а деревья умеют дружить?» - спросил Пятачок. «Конечно. - Ответил Винни с задумчивым видом.- И они, как настоящие друзья, заботятся о нас, принося большую пользу».

Педагог обращается к детям.

- Ребята, вы знаете какую пользу, приносят деревья?

- А  давайте спросим у Волшебного Дерева Знаний! На нём есть волшебные листики, которые и дадут нам ответ.

-  Ой! Вы слышите это (Слабый звук ветра). Это ветер. Он частый гость в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь.

 Дети закрывают глаза. Звук ветра становится громче, затем снова стихает. Педагог убирает листочки с дерева.

- Ребята, ветер такой озорник, что разбросал все листики по Зачарованному лесу. Но не волнуйтесь, мы обязательно их найдём, когда прочитаем всю историю.  

- Посмотрите, Винни-Пух оставил кое-что для нас. Кто скажет что это? (Это бочонок).

- Как вы думаете, что в нём? (ответы детей)

- А давайте проверим!  Я потрясу, а вы скажите, какой звук услышали. (Шуршит, бьётся, стучит…) Может, мы по запаху узнаем что там? Наклонитесь к бочонку и понюхайте. Чем пахнет? (деревом, опилками)

- Очень интересно. Раз там пахнет опилками, может там сам Винни спрятался. Чтобы точно узнать, надо опустить руку в бочонок и проверить. Кто смелый?

- Какие вы отважные. Тогда скорее опускайте руку. Что вы ощущаете? Что там? (ветки, шишки, каштаны, листья, плоды)

Называя предмет, дети достают его и кладут на поднос.

- Интересно, зачем Винни прислал нам всё это. Думаю пора заглянуть в карту и всё выяснить.

Основная часть.

 Знакомство с новым материалом.

     -  Карта указывает, что прогулка привела друзей в дремучую часть леса, где жила Сова.

 «Я тоже дружу с деревьями! – воскликнула Сова, подлетая к друзьям.- Мы, птицы, строим на них свои гнёзда».

«Неужели все деревья полезные?»- удивился Пятачок. «Все - подтвердила Сова.- И у каждого дерева есть своё название, только я их позабыла».

     - Ох, какая неприятность. Давайте поможем Сове вспомнить, какие бывают деревья и как они называются. Посмотрите на экран.

Беседа с показами слайдов.

     - Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей».

     - Давайте назовём лиственные деревья.  (ответы детей)

     - А теперь назовём хвойные деревья. (ответы детей)

      Педагог называет дерево, и выставляют соответствующую картинку на доску.

    - Ребята, а где растут деревья? (ответы детей)

    - Лес, в котором растут одни хвойные деревья, это – хвойный лес, а как называется лес, в котором растут одни лиственные деревья? (Он называется лиственный лес.)

    - Ребята, а как называется лес в котором все деревья смешались? (Смешанный лес.)

    Подвижная игра «Деревья».

   - Скажу вам по секрету, деревья в Зачарованном лесу так смешались, что совсем позабыли какие из них лиственные, а какие хвойные! Давайте им поможем! Я вам буду показывать и называть дерево. А вы, если оно хвойное. расставите руки в стороны, а если оно лиственное - поднимите вверх. Готовы? Начнём!

    - Молодцы! А теперь, давайте узнаем,  куда же отправились наши герои?

Проходя мимо Тенистой Рощи, Пятачок заметил: «В жару деревья спасают нас, даря нам свою тень!» Потом он ещё немного подумал и добавил: «Интересно, как им это удаётся?»

    - Мы поможем Винни, но сначала узнаем, из каких частей состоит дерево! А помогут нам эти кубики.

      Дидактическая игра «Собери картинку».

      Дети выстраивают башню из кубиков, на которых изображены части дерева. Рассмотрение дерева, называние его частей.

    - Что есть у дерева? (Корень, ствол, крона, ветки, листья)

    - А теперь, узнаем, как появляется тень от деревьев.

      Наблюдение за опытом.

      Выполнение опыта.

    - Посмотрите, на этом столе стоит лампа и маленькое дерево. Представьте, что лампа – это солнце. Я включу лампу и направлю её на «дерево».

Фиксирование результата.

    - Свет нашего «солнышка» не может проникнуть через плотную листву дерева.   

Формулировка вывода:

   - Так и лучики солнца не могут пройти через густую крону. Получается тень.

    - Смотрите,  вот и один из листиков, которые унёс ветер. Отправим его к Волшебному  Дереву. А нам пора вернуться к сказке. Где же мы сейчас окажемся? (карта)

     - Да это же Домик Кролика.

К дружеской беседе присоединился Кролик: «Я дружу с деревьями за их щедрость. Они делятся со мной своими плодами».

     - Дети, а вы знаете, что такое плоды? Плоды – это то, что растёт на дереве. Какие плоды вы знаете? (ответы детей)

     - Правильно! А теперь, давайте сядем за столы и поиграем в игру.

Дидактическая игра «Найди с дерева плоды».

    - Посмотрите, перед вами лежат карточки с нарисованными на них деревьями и плодами. Возьмите фломастер и обведите только те плоды, которые растут на дереве.

      Педагог проговаривает вместе с детьми результат выполнения задания.

    - Какие плоды оказались лишними?

    - Вы отлично справились и получили ещё один листик. Но где же наши герои?

       Динамическая пауза.

Тут друзья встретили Тигру: «А я люблю прыгать по деревьям!» «Чтобы хорошо прыгать - надо хорошенько размяться! – сказал рассудительный Кролик.

     - Ребята, а ведь и нам не помешает сделать весёлую зарядку.

Выполнение зарядки под музыкальное сопровождение.

- Вот мы и попрыгали и поиграли. И можем теперь снова заглянуть в карту, и узнать где сейчас Винни и его друзья. Они пришли к Ослику Иа.  

 «И я дружу с деревьями, - сказал Ослик – они дарят мне сухие дрова, что бы я мог развести огонь и прочные ветки, из которых я строю свой домик».         

Дидактическая игра «Какой, какая, какие…»

        - Вы только подумайте, а ведь и в правду деревья дают нам свет и тепло от костра, а ещё материал для строительства домов, мебели, игрушек!

       - Оглянитесь вокруг себя и скажите, какие предметы из дерева вас окружают.

       - А теперь скажите, стол, сделанный из дерева какой?

Дети называют предметы, используя определения: деревянный, деревянное, деревянная, деревянные.

      -  Но где же наши герои?

       И вот друзья пришли к домику Кенги и крошки Ру. «Ру, чем это ты так занят?» - спросил Винни-Пух. «Хочу построить плот. Помогите мне собрать подходящие палки – ответил Ру. Они построили плот и отправились в плаванье.

      -  Удивительно, но их плот смог плыть и не утонул. Почему? (Потому что дерево не тонет в воде.)

     Экспериментальная деятельность.

     - А хотите проверить? У нас есть чаша с водой, камни и кусочки дерева из бочонка нам тоже пригодятся.

Уточнение правил техники безопасности:

  Коль с водой имеем дело

                                              Рукава засучим смело.

                                              Пролил воду – не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Выполнение эксперимента.

      Все собираются вокруг столика экспериментирования, на котором стоит чаша с водой, веточки разной величины, щепки, кора и маленькие камни Дети запускают свои «плотики» и наблюдают. Затем бросают в воду камни.

Фиксирование результата.

   - Вы только посмотрите,  веточки и кусочки коры, щепки не утонули, а камни сразу же пошли ко дну.  

Формулировка вывода:

   - Как вы думаете, почему дерево не тонет? (ответы детей)

   - Потому, что дерево легче воды. Из него можно делать лодки, плоты, корабли и отправляться в путешествие по воде. И в награду мы получаем ещё один листок.

   Заключительная часть.

    - Посмотрите сколько листочков мы нашли. Остался ещё один. Вернёмся к карте и узнаем где его искать!
    Винни-Пух и Все-Все-Все собрались на полянке. Их прогулка подошла к концу. «Какой чистый и свежий воздух у нас в лесу!» - заметил Тигра. «Это деревья делают его таким»- сказал Кролик. «Деревья очень щедрые и заботливые друзья!» - напомнил Винни-Пух.

     - Ребята, вот ещё один листик. Теперь все листочки собраны. Мы вернём  их Волшебному Дереву Знаний  и вспомним, какую пользу приносят деревья.

Педагог вместе с детьми проговаривает полезные для человека свойства деревьев.

    - Ребята, как вы считаете, можно ли сказать что деревья наши друзья? Да, ведь они заботятся о нас, принося большую пользу.

    - А скажите, как мы можем отплатить им за дружбу? Мы должны беречь деревья, поливать, обрезать сухие ветки, не ломать предметы, игрушки и мебель, сделанную из дерева, сажать новые деревья.

     Итог занятия. Прощание.  

     -Вы только посмотрите на карту! Мы с вами обошли весь Зачарованный Лес. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну Умных Сказок? Что вам понравилось больше всего? Что было самым интересным?

    - Мне очень понравилось путешествовать с вами по стране Умных Сказок, но теперь пора прощаться. А Волшебное Дерево Знаний  приготовило для вас сюрприз! Это листики. Ловите их скорее! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "По страницам сказок А.С. Пушкина"

Цель: развитие  познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина.Задачи:закреплять знания о прочитанных сказках А.С. Пушкина;развивать связную речь, умение  пересказывать сюжет литератур...

Конспект ННОД по познавательному развитию " Сказочная страна мальчиков и девочек"

Конспект занятия по гендерному воспитанию дошкольников 4-5 лет...

Конспект НОД по познавательному развитию "Волшебная страна Снеговиков"

Формирование элементарных математических предсталений с использованем мультимедийной презентации для детей первой младшей группы....

Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в стране умных игр"

Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в стране умных игр" в старшей группе...

Познавательный проект "В стране умных игр"

Данный материал основан на использовании в работе со старшими дошкольниками методического пособия "Дары Фрёбеля"...