Отчет по самообразованию "Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Зимирева Ирина Владимировна

материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oamoobrazovanie_zimireva_po_issledovat_deyat_24.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Отчет по самообразованию на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность детей  дошкольного возраста»

(2023-2024г)

                                                       Подготовила воспитатель: Зимирева И.В.

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

Актуальность

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

     Задачи:

1. Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

2. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

3. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, воздух и т. д.)

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при прове-дении экспериментов.

5. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

В течение года я проводила занятия по этой теме:

1.     Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Секреты магнита»;

2.     Занятие — экспериментирование «Вода. Свойства воды».

3.     Занятие по теме «Царство трех ветров».     

4.     Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у Водяного»  

5. «Рассматривание песка через микроскоп».

Цель: Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Вывод: Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

6.«Потребность растений в воде».

Цель: Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

7.«Веселые кораблики» (плавучесть предметов).

Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

8.«Мир бумаги»

Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Вывод: Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

9. «Измерение размеров изображения с помощью линз».

Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

10.«Мир насекомых».

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

Вывод: внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

11.«Что мы знаем о времени»

Цель: рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время».

12. «Измерили глубину снега». 

Цель: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Вывод: глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

13.«Следы на снегу».

Цель: учить сравнивать и сопоставлять следы: человека и животных.

Вывод: следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

14.«Волшебный шарик».

Цель: установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

 15.«Измерение размеров изображения с помощью линз».

Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

16. Запах воды.
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды? Вывод: вода не имеет запаха.
 Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать) 
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе? 

17.Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна. 

На протяжении всего проекта проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

"Можно ли пить талую воду","Ходит капелька по кругу" ,"Узнай все о себе, воздушный шарик","В мире стекла", "В мире пластмассы»,"Дерево умеет плавать","Волшебная вода», "Воздух невидимка"и др.

В своей работе создавала образовательные ситуации:

"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.

"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

"Подбери материал для названного предмета", "Оглянись вокруг", "Расскажи о предмете", "Отгадай материал", "Где спрятался воздух", "Что из чего будет".

В результате НОД и опытов-экспериментов:

·                     ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

·                     познакомились с явлениями природы;

·                     получили представление о круговороте воды в природе;

·                     уточнили знания о воде, о ее состояниях;

·                     познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

·                     дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;

· познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

    Заключение

       Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

·повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

· повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

·личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;

· повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

      Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

       

 

 Используемая литература:

Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.

Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Отчёт по самообразованию"Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию : " Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в области образования. Чувство любви к Родине должно воспитываться не только опираясь на  про...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Отчет «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начина...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Отчет по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Все хорошее из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб Земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология стала...