Инновационный проект «Ранняя профориентация дошкольников»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Актуальность темы
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Скрытые резервы профориентации таятся уже на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в ознакомлении детей с многообразием и широким выбором профессий.
21 век диктует свои условия. Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей получения новых знаний и навыков их применения. Создавшаяся ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы с дошкольниками. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и привлекательнее для него.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_innovatsionnyy_proekt_rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.docx | 140.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД № 1
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»
Инновационный проект
«Ранняя профориентация дошкольников»
Воспитатель: Щукина Оксана Викторовна
2023
Информационная карта проекта
по ранней профориентации дошкольников
«Ранняя профориентация дошкольников»
В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Актуальность темы
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Скрытые резервы профориентации таятся уже на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в ознакомлении детей с многообразием и широким выбором профессий.
21 век диктует свои условия. Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей получения новых знаний и навыков их применения. Создавшаяся ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы с дошкольниками. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и привлекательнее для него.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Тема проекта: «Ранняя профориентация дошкольников»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитанники МБДОУ 5-7 лет группы №8, их родители, педагоги.
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Цель проекта: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Задачи проекта:
-расширить знания детей о мире профессий;
-сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых и эмоциональное отношения к профессиональному миру;
-расширить представления детей о разных специальностях, отражающих современные социально-экономические отношения и новые профессии;
-сформировать финансовую культуру у детей;
-обеспечить пространство детской реализации, где воспитанники могли бы воплотить свои идеи;
-предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
-стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Ожидаемые результаты: Основные результаты проекта будут заключаться в том, что:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий;
- родители почувствуют себя равноправными участниками совместно организованной образовательной деятельности, станут активными участниками воспитательного процесса
Новизна
Новизна предложенного проекта заключается в том, что среди доступных для просмотра проектов про ранней профориентации дошкольников данный проект является одним из немногих, который не ограничивает круг изучаемых профессий только широко известными и востребованными профессиями. Наш проект направлен на расширение знаний детей о новых, только появляющихся профессиях; о профессиях будущего; о профессиях, которые не являются популярными, но позволяют реализовать весь творческий потенциал человека.
Практическая значимость
Проект может быть использован педагогами ДОУ для ознакомления воспитанников с профессиями, так как имеется наглядно- информационный, познавательный материал игр, пособий, презентаций для проведения виртуальной экскурсии по знакомству с профессиями, фотоматериалы оформления уголка и информационного стенда для родителей по ранней профориентации. В проекте представлен системный подход по профориентации.
Проект может представлять значительный интерес и для родителей дошкольников тем, что собранным материалом они могут воспользоваться для раскрытия детям темы знакомства с профессиями, а также для самих детей, потому как помогает раскрыть потенциал каждого ребенка.
Продукт проекта: Презентация-отчет по реализации проекта. Альбом «Все профессии нужны».
Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир профессий».
План работы Проект реализуется по следующим этапам:
- Подготовительный этап
- теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах;
- оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
- определение целей и задач проекта;
- прогнозирование результатов;
- повышение собственной компетенции по теме;
- подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта;
- подбор наглядно-демонстрационного материала;
- разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей
- Основной этап.
Сроки | Тема | Мероприятия |
Сентябрь | Профессии, знакомые с детства (врач, фармацевт, учитель, библиотекарь, повар, почтальон) |
«Больница», «Школа, «Аптека», «Библиотека»;
|
Октябрь | Профессии, знакомые с детства (строитель, архитектор, водитель, продавец, автомеханик) |
«Стройка»; «Шиномонтажная мастерская»
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)», «Кто больше назовет действий?» (с мячом), «Что предмет расскажет о себе?»
|
Ноябрь | Современные профессии: Промоутер Экскурсовод |
|
Программист | - Дидактические игры «Угадай слово», | |
Блогер | «Анаграммы», «Что нужно для работы?». | |
Диетолог | - Презентация «Эволюция компьютерной | |
Фитнес- | техники» | |
тренер | - Просмотр развивающего мультфильма | |
Грумер | «Программист» https://youtu.be/ARRD4nR4EQQ | |
- Конструирование из бумаги «Мой | ||
персональный компьютер» | ||
- Экскурсия по детскому саду с детьми в роли | ||
экскурсоводов | ||
- Беседа «Для чего нужны диеты?», «Кто такой | ||
диетолог» | ||
- Коллективная аппликация «Пирамида | ||
здоровья» | ||
- Мастер-класс «Знакомьтесь, я фитнес-тренер» | ||
- Оформление странички в Альбоме профессий. | ||
Декабрь | Самые | - Беседы «Знакомство с «зелеными» |
«зеленые» | профессиями: эколог, лесник, ветеринар, сити- | |
профессии | фермер, эковожатый; «Как помогает эколог | |
(эколог, | животным и растениям», «Какие профессии | |
лесник, | могут навредить природе», «Что мы можем | |
ветеринар, | сделать для сохранения чистоты в нашем | |
сити-фермер, | городе?», «Как дети могут помочь экологам?» | |
эковожатый, | - Акция «Не рубите елочку» | |
ландшафтный | - Стенгазета «Мусор требует разделения» | |
дизайнер) | - Разработка правил поведения в природе | |
- Создание красной книги нашего района | ||
- Беседы о том, как мы можем сохранить | ||
деревья, цветы, птиц на нашей улице. | ||
- Викторина «Знатоки родной природы» | ||
- Словесные игры: «Назови ласково», «На | ||
земле, в небесах и на море», «Кто живет | ||
рядом», «Угадай растения, животного, птицу, | ||
насекомого», «Цепочка», «Кто где живет» | ||
- Акция «Сбор использованных батареек» | ||
- Показ экологической сказки «Случай в лесу» | ||
- Создание листовок для родителей «Мы за | ||
чистый город» | ||
- Рисование «Создание экологических знаков» | ||
- Выставка рисунков «Прикоснись к природе | ||
сердцем» | ||
- Экологический флешмоб |
Январь | Самые творческие профессии (актер, танцор, музыкант, художник, дизайнер, фотограф) |
|
Февраль | «Военные профессии» (летчик, десантник, пограничник, танкист, артиллерист, сапер…) |
«Военное снаряжение», «Каким должен быть защитник Родины?», «Военная техника»; «Виды и рода войск»
«Летчики», «Моряки» |
Март | «Мастера красоты» (парикмахер, стилист, визажист, косметолог, мастер маникюра, массажист) |
|
«Что нужно для работы?»
| ||
Апрель | Профессии | - Компьютерная презентация «Спасатель – |
Службы | важная профессия», «Пожарный – героическая | |
спасения | профессия» | |
(спасатель, | - С/и «Отдел полиции» | |
пожарный, | - Дидактические игры: «Не ошибись», «Что | |
инспектор | можно, а что нельзя?», «Доскажи словечко», | |
ДПС, | «Экстренная помощь», «Позови на помощь», | |
полицейский) | «Опасные предметы», «Кому ты откроешь | |
дверь?». | ||
Беседы: «Важные телефонные номера», «Огонь | ||
– наш друг или враг?» | ||
- Флешмоб «Соблюдай ПДД» | ||
- НОД Лепка «Лучший друг спасателя – собака» | ||
- Чтение художественной литературы | ||
«Денискины рассказы. Как Дениска решил | ||
стать пожарным» | ||
Экскурсия по ДОУ «Противопожарная | ||
безопасность нашего детского сада» | ||
Май | «Все | Фестиваль чтецов «Кем быть?» |
профессии | Изготовление альбома «Профессии наших | |
нужны, все | родителей» | |
профессии | Изготовление альбома «Стихи и загадки про | |
важны» | профессии» | |
Дидактическая игра «Кому что нужно для | ||
работы» | ||
Викторина «Чья профессия нужней, интересней | ||
и важней?» |
- Заключительный этап.
- обобщение положительного опыта и результатов проекта;
- анализ деятельности;
- презентация проекта.
- оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.
- трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
Вывод: Профориентация - многогранная проблема, решаемая не одним годом. И только правильная систематическая работа в данном направлении в дошкольном учреждении и в школе позволит нашим воспитанникам правильно определиться с выбором будущей профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
Создание определенной наглядной основы,окружающую обстановку на которой в дальнейшем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания...
Перспективное планирование по инновационной теме "Ранняя профориентация дошкольников посредством ознакомления с профессиями"
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...
ПРИКАЗ 28.03.2022 Об апробации инновационного образовательного проекта "Ранняя профориентация дошкольников по медицинскому образованию «Юный Айболит» в МАДОУ г. Hижнeвартовска ДС N°41 «Росинка»
С целью ранней профориентации дошкольников и формирования интереса к профессии врача....
Приказ от 28.03.2022 № 33 Об апробации инновационного проекта "Ранняя профориентация дошкольников по медицинскому образованию "Юный айболит" в МАДОУ города Нижневартовска ДС № 41 "Росинка"
С целью профориентация дошкольников и формирования интереса к прфессии врача....
Приказ от 28.03.2022 № 33 об апробации инновационного образовательного проекта "Ранняя профориентация дошкольников по медицинскому образованию "Юный айболит" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
С целью ранней профориентаци дошкольников по медицинскому образованию и формированию интереса к профессии врача....