Инновационный проект «Ранняя профориентация дошкольников»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Щукина Оксана Викторовна

Пояснительная записка

Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

 

Актуальность темы

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Скрытые резервы профориентации таятся уже на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в ознакомлении детей с многообразием и широким выбором профессий.

21 век диктует свои условия. Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей получения новых знаний и навыков их применения. Создавшаяся ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы с дошкольниками. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и привлекательнее для него.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД № 1

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Инновационный проект

«Ранняя профориентация дошкольников»

Picture background

Воспитатель: Щукина Оксана Викторовна

2023

Информационная карта проекта

по ранней профориентации дошкольников

«Ранняя профориентация дошкольников»

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

Пояснительная записка

Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Актуальность темы

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Скрытые резервы профориентации таятся уже на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в ознакомлении детей с многообразием и широким выбором профессий.

21 век диктует свои условия. Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды. Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей получения новых знаний и навыков их применения. Создавшаяся ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы с дошкольниками. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и привлекательнее для него.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Тема проекта: «Ранняя профориентация дошкольников»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники        проекта:        воспитанники        МБДОУ        5-7        лет        группы        №8,        их родители, педагоги.

Срок реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

Цель проекта: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Задачи проекта:

-расширить знания детей о мире профессий;

-сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых и эмоциональное отношения к профессиональному миру;

-расширить представления детей о разных специальностях, отражающих современные социально-экономические отношения и новые профессии;

-сформировать финансовую культуру у детей;

-обеспечить пространство детской реализации, где воспитанники могли бы воплотить свои идеи;

-предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

-стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников.

Ожидаемые результаты: Основные результаты проекта будут заключаться в том, что:

  • у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
  • разовьется чувство уважения к людям разных профессий;
  • родители почувствуют себя равноправными участниками совместно организованной образовательной деятельности, станут активными участниками воспитательного процесса

Новизна

Новизна предложенного проекта заключается в том, что среди доступных для просмотра проектов про ранней профориентации дошкольников данный проект является одним из немногих, который не ограничивает круг изучаемых профессий только широко известными и востребованными профессиями. Наш проект направлен на расширение знаний детей о новых, только появляющихся профессиях; о профессиях будущего; о профессиях, которые не являются популярными, но позволяют реализовать весь творческий потенциал человека.

Практическая значимость

Проект может быть использован педагогами ДОУ для ознакомления воспитанников с профессиями, так как имеется наглядно- информационный, познавательный материал игр, пособий, презентаций для проведения виртуальной экскурсии по знакомству с профессиями, фотоматериалы оформления уголка и информационного стенда для родителей по ранней профориентации. В проекте представлен системный подход по профориентации.

Проект может представлять значительный интерес и для родителей дошкольников тем, что собранным материалом они могут воспользоваться для раскрытия детям темы знакомства с профессиями, а также для самих детей, потому как помогает раскрыть потенциал каждого ребенка.

Продукт проекта: Презентация-отчет по реализации проекта. Альбом «Все профессии нужны».

Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир профессий».

План работы Проект реализуется по следующим этапам:

  1. Подготовительный этап
  • теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах;
  • оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
  • определение целей и задач проекта;
  • прогнозирование результатов;
  • повышение собственной компетенции по теме;
  • подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта;
  • подбор наглядно-демонстрационного материала;
  • разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей
  1. Основной этап.

Сроки

Тема

Мероприятия

Сентябрь

Профессии, знакомые с детства (врач, фармацевт, учитель,

библиотекарь, повар, почтальон)

  • Интервью детей «Кем быть?» Экскурсия в медицинский кабинет
  • Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника»,

«Больница», «Школа, «Аптека», «Библиотека»;

  • Беседы: «Кто такой фармацевт?» «Кто нас лечит?», «Как нужно вести себя в кабинете врача!», «Правила личной гигиены», «Что делает мама, когда я заболел»;
  • Конструирование «Постройка больницы, школы, аптеки»;
  • Аппликация «Вывеска для магазина, почты, больницы, аптеки»
  • Д/и «Кому что нужно для работы?», «К какому врачу обратиться, если болит...»
  • Лепка из соленого теста «Сладкая жизнь»
  • Консультация для родителей «Быть здоровым здорово!»
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр;
  • Консультация для родителей «Знакомим ребенка с профессиями»
  • Оформление страничек в Альбоме профессий

Октябрь

Профессии, знакомые с детства (строитель, архитектор, водитель, продавец, автомеханик)

  • Сюжетно-ролевые игры «Магазин»,

«Стройка»; «Шиномонтажная мастерская»

  • Беседы: «Кто построил наш город?», «Какие профессии можно назвать мужскими, а какие – женскими?»
  • Конструирование «Постройка домов»;
  • Коллективная аппликация «Город нашей мечты»
  • Д/и «Кому что нужно для работы?»,

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)», «Кто больше назовет действий?» (с мячом), «Что предмет расскажет о себе?»

  • Легоконструирование « Детский сад будущего», « Новый район нашего города»;
  • Оформление страничек в Альбоме профессий

Ноябрь

Современные профессии:

Промоутер Экскурсовод

  • Виртуальные экскурсии «Инженер- программист», «Грумер- загадочная профессия»
  • Познавательная беседа «Инженер- программист – великий волшебник»

Программист

- Дидактические игры «Угадай слово»,

Блогер

«Анаграммы», «Что нужно для работы?».

Диетолог

- Презентация «Эволюция компьютерной

Фитнес-

техники»

тренер

- Просмотр развивающего мультфильма

Грумер

«Программист»        https://youtu.be/ARRD4nR4EQQ

- Конструирование из бумаги «Мой

персональный компьютер»

- Экскурсия по детскому саду с детьми в роли

экскурсоводов

- Беседа «Для чего нужны диеты?», «Кто такой

диетолог»

- Коллективная аппликация «Пирамида

здоровья»

- Мастер-класс «Знакомьтесь, я фитнес-тренер»

- Оформление странички в Альбоме профессий.

Декабрь

Самые

- Беседы «Знакомство с «зелеными»

«зеленые»

профессиями: эколог, лесник, ветеринар, сити-

профессии

фермер, эковожатый; «Как помогает эколог

(эколог,

животным и растениям», «Какие профессии

лесник,

могут навредить природе», «Что мы можем

ветеринар,

сделать для сохранения чистоты в нашем

сити-фермер,

городе?», «Как дети могут помочь экологам?»

эковожатый,

- Акция «Не рубите елочку»

ландшафтный

- Стенгазета «Мусор требует разделения»

дизайнер)

- Разработка правил поведения в природе

- Создание красной книги нашего района

- Беседы о том, как мы можем сохранить

деревья, цветы, птиц на нашей улице.

- Викторина «Знатоки родной природы»

- Словесные игры: «Назови ласково», «На

земле, в небесах и на море», «Кто живет

рядом», «Угадай растения, животного, птицу,

насекомого», «Цепочка», «Кто где живет»

- Акция «Сбор использованных батареек»

- Показ экологической сказки «Случай в лесу»

- Создание листовок для родителей «Мы за

чистый город»

- Рисование «Создание экологических знаков»

- Выставка рисунков «Прикоснись к природе

сердцем»

- Экологический флешмоб

Январь

Самые творческие профессии (актер, танцор, музыкант, художник, дизайнер, фотограф)

  • Беседа «Здравствуй, театр»
  • Разыгрывание этюдов
  • Театральные игры
  • Уроки ритмопластики
  • Виртуальная экскурсия в драмтеатр
  • Драматизация сказки «Репка»
  • Постановка музыкальной сказки «Дорога к теремку»
  • Беседа «Фотография вчера и сегодня»
  • Экскурсия по саду с фотоаппаратом
  • Аппликация «Рамка для фотографии»
  • Мини-музей фотоаппаратов и фотоснимков
  • Встреча с фотографом и фотосессия для детей
  • Коллективная лепка «Дизайн комнаты»
  • Домашнее задание «Изготовление забавного бутерброда» (фуд-дизайн)
  • Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов

Февраль

«Военные профессии» (летчик, десантник, пограничник, танкист, артиллерист, сапер…)

  • Беседы: «Кто стоит на страже Родины?»,

«Военное снаряжение», «Каким должен быть защитник Родины?», «Военная техника»;

«Виды и рода войск»

  • Рассматривание иллюстраций с военной техникой и формой;
  • Просмотр презентации «Военные профессии»;
  • Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, силе, мужестве и доблести,
  • Рисование «Танк», Лепка «Самолет»,
  • Конструирование «Пограничная застава»;
  • Аппликация «Корабль»;
  • Фотоальбом «Мой папа- солдат»
  • Сюжетно- ролевые игры», «Пограничники»,

«Летчики», «Моряки»

Март

«Мастера красоты» (парикмахер, стилист, визажист, косметолог, мастер маникюра, массажист)

  • Беседа «Кто такие мастера красоты?»
  • Тематическая презентация «Профессии парикмахера, стилиста, визажиста, косметолога, мастера маникюра, массажиста»
  • Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
  • Рисование на заготовке «Нанеси макияж, сделай прическу», «Дизайн ногтей»
  • Мастер-класс «Сам себе массажист»
  • Создание журнала мод
  • Мастер-класс «Задорные косички»

  • Д/и «Что предмет расскажет о себе?»

«Что нужно для работы?»

  • Совместное с родителями изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В парикмахерской»

Апрель

Профессии

- Компьютерная презентация «Спасатель –

Службы

важная профессия», «Пожарный – героическая

спасения

профессия»

(спасатель,

- С/и «Отдел полиции»

пожарный,

- Дидактические игры: «Не ошибись», «Что

инспектор

можно, а что нельзя?», «Доскажи словечко»,

ДПС,

«Экстренная помощь», «Позови на помощь»,

полицейский)

«Опасные предметы», «Кому ты откроешь

дверь?».

Беседы: «Важные телефонные номера», «Огонь

– наш друг или враг?»

- Флешмоб «Соблюдай ПДД»

https://www.youtube.com/watch?v=tZui7IsyluQ

- НОД Лепка «Лучший друг спасателя – собака»

- Чтение художественной литературы

«Денискины рассказы. Как Дениска решил

стать пожарным»

Экскурсия по ДОУ «Противопожарная

безопасность нашего детского сада»

Май

«Все

Фестиваль чтецов «Кем быть?»

профессии

Изготовление альбома «Профессии наших

нужны, все

родителей»

профессии

Изготовление альбома «Стихи и загадки про

важны»

профессии»

Дидактическая игра «Кому что нужно для

работы»

Викторина «Чья профессия нужней, интересней

и важней?»

  1. Заключительный этап.
  • обобщение положительного опыта и результатов проекта;
  • анализ деятельности;
  • презентация проекта.
  • оценка        и        прогнозирование        перспективных        направлений        дальнейшего использования результатов работы.
  • трансляция опыта учреждения в сети Интернет.

Вывод: Профориентация - многогранная проблема, решаемая не одним годом. И только правильная систематическая работа в данном направлении в дошкольном учреждении и в школе позволит нашим воспитанникам правильно определиться с выбором будущей профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"

Создание определенной наглядной основы,окружающую обстановку на которой в дальнейшем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания...

Перспективное планирование по инновационной теме "Ранняя профориентация дошкольников посредством ознакомления с профессиями"

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...