Проект "Исследователи природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovateli_prirody.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 58
«ЖЕМЧУЖИНКА»
Рабочая программа дополнительного образования
на летний период
«Исследователи природы»
Составили: воспитатель Живина О.В.,
I Целевой раздел | |
| 3 |
1.1.2. Цель и задачи Программы | 3 |
1.1.3. Основные принципы Программы | 4 |
1.1.4. Характеристика особенностей Программы | 4 |
| 4 |
II Cодержательный раздел | |
2.1. Реализация содержания программы | 5 |
2.2. Описание форм, методов и средств реализации Программы | 5 |
2.3. Комплексно – тематическое планирование | 6 |
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 10 |
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы | 11 |
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 11 |
III Организационный раздел | |
3.1. Учебный план | 11 |
3.2. Материально – техническое обеспечение | 12 |
3.3. Методическое обеспечение | 13 |
Приложение Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Исследователи природы» |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»
Программа дополнительного образования «Исследователи природы» реализует новый подход к организации летнего отдыха детей в ДОУ. Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательно-речевой сферы. Программа «Исследователи природы» учитывает то, что познавательная активность дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях. В летний период педагоги ДОУ большое внимание уделяют ориентировочно-исследовательской деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В рамках программы с детьми планируются наблюдения, познавательные беседы, организуются различные опыты.
Теоретической базой программы дополнительного образования являются исследования Н.Н. Подъякова. Н.Н. Подъякова определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
1.1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
1.1.3. Основные принципы Программы
- Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
- Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
- Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
- Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
- Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
- Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
1.1.4. Характеристика особенностей освоения Программы
Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Возраст обучающихся: младший, средний, старший дошкольный возраст.
Срок усвоения – 3 месяца (июнь, июль, август) в рамках дополнительного образования.
1.2. Планируемые результаты освоения программы «Исследователи природы»
В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Реализация содержания программы «Исследователи природы»
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, воздухом, камнями, водой, и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
2.2. Описание форм, методов и средств реализации Программы
Формы работы с детьми:
- «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
2.3. Комплексно - тематическое планирование.
Старший дошкольный возраст
Месяц | Неделя | Тема | Задачи |
Июнь | I | «Песчаный конус» | помочь определить, может ли песок двигаться. |
| II | «Вода и её свойства» | Показать значение воды в жизни живой природы. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее; воспитывать бережное отношение к воде. Показать значение воды в жизни живой природы. |
III | «Свойства воздуха» | познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его («Игры с воздушными шариками») | |
IV | «Почему появляется ветер» | познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера | |
Июль | I | «Дерево» | Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь. |
| II | «Почва» | Познакомить детей с почвой – верхним, плодородным слоем Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей. Сравнить сухие и влажные комочки торфа. Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли). Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему? Развивать любознательность, мышление |
III | «Свет и тень» | Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше. | |
IV | «Природные явления» | Развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Формировать представления об экологической зависимости, учить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. | |
Август | I - II | «Наша Земля» | Познакомить обитателями участка ( насекомые, птицы…), показать приспособляемость живых существ к жизни. Развивать представления о многообразии природных сообществ. Воспитывать бережное отношение к природе, животным. |
III-IV | «Семена, плоды» | Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода). Формировать представление о разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты. |
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
В процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны;
- при организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проверка гипотез, предположений через организацию опыта.
4. Фиксация опыта.
5. Обсуждение увиденных полученных результатов.
6. Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей является метод проектирования. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «Ребенок – взрослый», которые строятся на основе «со деятельности», «сотворчества».
Разнообразная деятельность с детьми не просто развивает у ребенка умения и навыки, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле разнообразные материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
- Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
- Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
- Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
- Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.
- Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
- Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.
- Оформить презентации «Мы экспериментируем».
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:
- участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;
- проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Организация домашней лаборатории»;
- оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома».
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Занятия в летний период по исследовательской деятельности проводится 2 раза в неделю с подгруппой воспитанников 10 – 12 человек. Продолжительность для воспитанников младшего дошкольного возраста – 15 минут; среднего дошкольного возраста – 20 минут; старшего дошкольного возраста - 25 минут.
Возраст | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | Квартал (летний период) | |
Старший дошкольный возраст | 2 | 8 | 24 |
3.2 Материально - техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо:
- дидактический материал, игры экологического содержания.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. Серии картин с изображением природных сообществ. Книги познавательного характера, атласы. Тематические альбомы. Коллекции. Мини-музей (тематика различна, например, «Изделия из камня»). | Природный материал: камни, песок, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. Сито, воронки. Половинки мыльниц. Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. | Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов. Карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя». Персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется. |
3.3. Методическое обеспечение
1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.
4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012.
7. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.
9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.
10. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2014 – 144 с.
11. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.
12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования
«Исследователи природы»
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Исследователи природы»
Старший дошкольный возраст
№ | Тема | Образовательная деятельность | Опыты и эксперименты | Беседы | Наблюдения |
1 | «Вода и ее свойства» | «Круговорот воды в природе», «Приключения капельки» | Фильтрование воды. Растворение в воде разных веществ | «Почему надо беречь воду», «Можно ли прожить без воды?», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде», «Как разные животные приспосабливаются к жизни в воде» | Дождь, лужи на асфальте и земле, водоемы |
2 | «Свойства воздуха» | «Сила ветра», «Как растения очищают воздух», «Почему надо беречь природу» | Изготовление вертушек и наблюдение за силой и направлением ветра. Как нагревается воздух. Опыт «Парашют», «Реактивный шарик», «Вертушка» | «Как работают водолазы», «Как под водой дышат рыбы», «Зачем нужна дыхательная гимнастика», «Почему трудно дышать, когда очень жарко», «Путешествие на воздушном шаре» | Движение облаков, сила ветра, работа фена, вентилятора |
3 | «Дерево» | «Жизнь растений», «Какие бывают леса» | Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных | «Какие дома были раньше», «Какие деревья растут в лесу», «Деревья в городе и деревне», «Что делают из древесины», «Почему надо беречь леса» | Жизнь деревьев в разное время года. Разные виды домов, игрушки из дерева (рассматривание) |
4 | «Почва» | «Кладовая Земли» «Наш весёлый огород» | Эксперименты «Сухая и влажная почва», «Соревнование», «Где лучше растут растения?» | Что растения получают из почвы», «Почему на тропинке не растёт трава», «Почва бывает разная», «Берегите почву». «Почва – особое тело земли» | «Песочница после дождя и в сухую погоду». Экскурсия детей к месту, где можно хорошо наблюдать за почвой |
5 | «Свет и тень» | «Где живёт тень?» «В стране солнечных зайчиков» | «Передача солнечного зайчика» «Разноцветные огоньки», «Теневой театр» | «Почему тень движется?», «Есть ли у тени свет? «Почему тень прячется и убегает от нас?», «Свет бывает разным», «Волшебные лучи» | Солнечные зайчики, радуга, образование тени от предметов, людей |
6 | «Природные явления» | «Гроза», «Радуга», «Землетрясения», «Наводнение», «Извержение вулкана» | Определение погоды по приметам («Если на траве утром есть роса, то дождя не будет») Опыт «Извержение вулкана» | «Как вести себя во время грозы», «Где бывают землетрясения», «Как работает вулкан» | Роса, гроза, дождь, ливень, радуга |
7 | «Наша Земля» | «Изучение дождевого червяка» | Дождевой червяк- внешнее строение, поведение (обоняние, слух) | «Какая почва необходима для жизни дождевым червям» | Наблюдение за червями в аквариуме («ходы») |
«Семена и плоды» | «Рассматривание фруктов, плодов и ягод», «Орехи и семена растений» | Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в темном месте | «Что вырастет из семян?», «Как долго живет дерево?», «Какие плоды съедобны?», «Растения разных стран», «Как вырастить урожай овощей» | Развитие ягод и плодов в летний период, рост овощей на огороде |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...