НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Перелетные птицы»
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Задачи: Обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»; изучить новые понятия ( летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску. Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, наглядно-логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», мяч, мультимедийная установка; презентация по теме: «Перелетные птицы»
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Десять птичек – стайка», беседы, наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций, предметных картинки с изображением различных видов птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Перелетные птицы» | 2.81 МБ |
"Перелетные птицы" | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели В край далёкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,- Криком птицы сообщают. -Мы летим не навсегда. -Мы вернёмся, обещаем. -До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем! За небесной пеленой В небе сером птицы тают. (Александр Митрофанович Измайлов)
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря…
…в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать.
Птицы – это животные с перьями и крыльями.
Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску.
Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней.
Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
СКВОРЕЦ ЛАСТОЧКА КУКУШКА ТРЯСОГУЗКА СОЛОВЕЙ ИВОЛГА НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ:
ЗЕРНОЯДНЫЕ ПТИЦЫ: (питаются плодами и семенами растений) ОВСЯНКА ЧИЖ ЗЯБЛИК
ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ: УТКИ ЛЕБЕДИ ГУСИ Собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
Рассмотрите картинки и сравните. Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки нет ? (Потому что, гусь водоплавающая птица. Перепонки помогают ему быстро плавать).
журавли гуси лебеди Летят клином
цапли аисты ибисы Летят ШЕРЕНГОЙ, крылом к крылу.
гаги утки морянки Выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.
Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало .
А крупные хищные птицы компаний не признают: летят в одиночку. ЯСТРЕБ МАЛЫЙ ПЕРЕПЕЛЯТНИК ОРЁЛ СТЕПНОЙ
КОНЕЦ!
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:
«Перелетные птицы»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Задачи: Обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»; изучить новые понятия ( летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску. Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, наглядно-логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», мяч, мультимедийная установка; презентация по теме: «Перелетные птицы»
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Десять птичек – стайка», беседы, наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций, предметных картинки с изображением различных видов птиц.
Ход занятия
1.Организационный момент. Чтение стихотворения «Осень» К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе («Осень» К. Бальмонт)
Воспитатель. Как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
В природе существует большое разнообразии птиц.
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
2. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это - развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
3. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)
- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.
У птиц есть голова, туловище с двумя крыльями, две лапы, хвост, клюв. Тело птиц покрыто перьями.
- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?
(По оперению, внешнему виду, величине,)
4. Беседа.
Воспитатель. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечем питаться.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
-А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
- В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.
- Как их отличить? Знаете? (По клюву он: прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.) А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети (трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…)
Воспитатель. Посмотрите вот насекомоядные птицы: кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка - очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.
Воспитатель. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.
-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячутся два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
-Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём, у разных птиц этот порядок свой. Журавли, гуси, лебеди - летят клином; цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу. Утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?
Дети. В тёплые страны, на юг.
- А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
5.Презентация «Перелетные птицы».
6. Физкультурная минутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся).
7.Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Скворец, грач, утка, синица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
Гусь, ворона, грач, кукушка.
8. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует),
Утка…(крякает),
Курица…(квохчет),
Голубь…(воркует),
Воробей…(чирикает).
9.Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).
-Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)
10. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Например, на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
11. Итог занятия
Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие и перелетные птицы»
Задачи:Образовательные: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять пред...
конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Перелётные птицы".
конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Перелётные птицы"....
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.Цели:...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»
Задачи: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят ст...
Конспект по окружающему миру в средней группе на тему "Перелетные птицы"
Конспект по окружающему миру в средней группе на тему "Перелетные птицы"...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: "Перелетные птицы"
Цели и Задачи:1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц.2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц3. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг.4. Воспитыв...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие и перелетные птицы"
Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Цель: формировать экологическую культуру у детей.Задачи:- уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках ...