Картотека "Опыты и эксперименты"
картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрук Ирина Викторовна

В картотеке размещены опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_ekspirementy.docx81.02 КБ

Предварительный просмотр:

«ОПЫТЫ И ЭКСПИРЕМЕНТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

№ опыта, тема

Цель, оборудование, ход, вывод

ВОДА

№1 «Животворные свойства воды»

Цель: Показать, как вода влияет на живые растения.

Оборудование: Веточки кустарников, сосуды с водой.

Ход: Заранее воспитатель срезает веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, берёза, смородина). В большой сосуд, с детьми рассматривает веточки (они должны быть только с почками, без наклейкой  “Живая вода”,  наливает воду и ставит веточки. Вместе с листочков), объясняет детям, что одно из важных свойств воды – дать жизнь всему живому. Воспитатель ставит ветки на видное место. Проходит  время  и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Вывод: У воды есть одно свойства – она даёт жизнь всему живому.

№2 «У растения внутри есть вода»

Цель: Показать на примере опыта, что в растениях есть вода.

Оборудование: Ваза с цветами.

Ход: Воспитатель говорит детям, что растения пью воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения, берут цветок из букета и оставляют  его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравнивают  цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода “ушла” из засушенного цветка, испарилась.

№3 «Лёд легче воды»

Цель: Показать, что лёд легче воды.

Оборудование: Стакан с водой, кусочки льда.

Ход: Воспитатель предлагает вместе с детьми опустить кусочек льда  в стакан, до краёв наполненный водой. Лёд растает, но вода не перельётся через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, то есть она тяжелее.

№4 «Вода способна смачивать и очищать предметы»

Цель: Показать, что вода смачивает предметы, проникает в волокна ткани.

Оборудование: Марлевая или бумажная салфетка, широкий сосуд с водой.

Ход: Возьмите сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положите её на поверхность в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет.

Вывод: Вода проникает в волокна ткани и смачивает её.

№5 «Друзья – враги»

Цель: Показать как взаимодействуют разные жидкости.

Оборудование: Ёмкости с водой и растительным маслом, средство для мытья посуды.

Ход: Воспитатель предлагает детям смешать две жидкости: растительное масло и воду. Объясняет. Что масло и масло, это     жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получается смесь молочного цвета.

Вывод: Мыло не даёт капелькам масло слиться и образовать  плотный слой.

№6 «Замёрзшая вода двигает камни»

Цель: Показать, что вода при замерзинии расширяется.

Оборудование: Ёмкость с водой, соломинки, пластилин.

Ход: Воспитатель предлагает делям провести опыт с водой : Опустите     соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком отверстие сосломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите. Что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд.  В отличии от многих других веществ, вода при замерзании расширяется.

Вывод: Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода прежде всего разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образовываться выбоины.

№7 «Вода защищает растения от низких температур»

Цель: Показать, что вода защищает растения от низких температур.

Оборудование: Фольга, пенал, термометры.

Ход: Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обёрнутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров.  Следите за показанием термометров  каждые  2 минуты в течение 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обёрнутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру.

Вывод:  Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая  энергия. Из-за чего тепло выделяется или поглащается.

№8 «Тонет – не тонет»

Цель: Развивать мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом, сделанном из этого же материала; воспитывать любознательность.

Оборудование: Пласстмасовый кубик, деревянный брусок, железный шарик, бумажный кораблик,  ёмкость с водой.

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть  предметы, лежащие в корзине, и определить, из каких материалов они сделаны. Затем поочерёдно берёт предмет и просит детей определить: утонет он или нет, по возможности мотивировав  свой  ответ.  Например, шар утонет, так как он сделан из железа, а железо в воде тонет.

Вывод:  Предметы из тяжёлых материалов  тонут, из лёггких – не тонут, а держаться на воде.

№9 «Свойства воды»

Цель: Дать представления о том, что вода принимает форму той ёмкости, в которой она находиться, что вода может быть твердой, жидкой, паром;  воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: Вода, лёд, спиртовка,ложка, сосуды разной формы.

Ход:

  • Определить, имеет ли вода форму.
  • Практически определить, имеет ли вода форму, наливая воду в сосуды разной формы.
  • Рассматривание воды. Отметить, что при комнатной температуре  вода жидкая.
  • Рассматривание  льда. Когда вода превращается в лёд7
  • Что произойдет с водой, если воду нагреть? Нагреть воду в ложке над спиртовкой.

Вывод:  Вода принимает форму сосуда, в котором она находиться. При нагревании, вода превращается в пар.

№10 «Превращение воды»

Цель: Показать детям свойства и качества воды.

Оборудование:  Ведро с водой.

Ход: Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становиться меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лёд, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Вывод: При высоких температурах вода из твёрдого состояния превращается в жидкое.

№11 «Подружим камни и песок с водой»

Цель:  Показать, что песок полностью не растворяется и делает воду мутной, предложенные камни не растворяются; развивать мышление; воспитывать интерес к неживой природе.

Оборудование: Прозразные ёмкости с водой, песок, кремний.

Ход: Предложить рассмотреть песок и кремний. Спросить , что произойдёт с камнем и песком, если их подружить с водой, то есть бросить в неё. (Гипотезы детей.) Погружаем камень в ёмкость с водой, песок высыпаем в другую ёмкость. Некоторое время наблюдаем.

Вывод: Кремний погрузился на дно ёмкости, с водою ничего не произошло; песок частично растворился, сделав воду мутной, а затем осел на дно.

№12 «Таяние льда»

Цель:  Показать свойства воды.

Оборудование: Стакан, кусочек марли, резинка, сосулька.

Ход: Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её, резиночкой,  по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется.

Вывод: Когда  сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

№13 «Испарение воды»

Цель: Показать, как вода из жидкого состояния переходит  в газообразное.

Оборудование: Тарелка с водой.

Ход:  Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

Вывод: На воздухе вода изменяет свои свойства: из жидкого переходит  в газообразное.

№14 «Превращение пара в воду»

Цель: Показать, как вода из газообразного состояния, переходит в жидкое.

Оборудование: Термос с кипятком, зеркало.

Ход: Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

Вывод: Вода может быть в разных состояниях, как пар и как жидкость.

№15 «Куда исчезла вода»

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Оборудование: Две мерные одинаковые ёмкости.

Ход: Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Вывод: В закрытом сосуде вода испаряется медленнее.

№16 «Разная вода»

Опыт 16. Тема  «Разная вода»

Цель: Показать детям, то грязную воду, непригодную для питья можно очищать.

Оборудование: Ёмкость с водой, песок, марля.

Ход: Педагог:  Ребята, возьмем стакан насыплем в нее песок. Что произошло? Можно ли пить такую воду?

Дети: Нет. Она грязная и неприятная на вид.

Педагог: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от грязи.

Педагог: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

Педагог: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в стакан с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Педагог: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Педагог: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Педагог: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить.

№17 «Круговорот воды в природе»

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Оборудование:   Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой, электроплитка, холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

 Ход:  - Принесем с улицы домой твердый лед и снег,  положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

 Вывод: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

-  Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

-  Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

-  Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

 Вывод:  При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые:  снег и лед.

 Общий вывод:  Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании  жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый  лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег?  А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

№18 «Потребность растений в воде»

Цель: Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить

детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Оборудование: Цветы, ваза с водой.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: Вода необходима растениям, без нее они погибают.

№19 «Как вода поступает к листьям»

Цель: На опыте показать, как вода двигается по растению.

Оборудование: Чернила или краска акварельная, цветы, ваза с водой.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: Вода поднимается вверх по растению.

№20 «Вода и снег»

Цель: закрепить представления  о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Оборудование: Снег, кусочки льда, ведерки.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

№21 «Таяние снега»

Цель: Познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: Стеклянная банка, снег.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод:  Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

№22 «Защитные свойства снега»

Цель: Познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Оборудование: Несколько баночек с водой.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

№23 «Замерзание воды»

Цель: Закреплять представления  детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Оборудование: Ведерко, поднос, вода.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

Вывод: Чем больше поверхность ёмкости, тем быстрее замерзнет вода.

№24 «Прозрачность льда»

Цель: Познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять  кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Оборудование: Различные мелкие предметы, прозрачная ёмкость, вода.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

ПЕСОК И ГЛИНА

№1 «Свойства несеянного песка»

Цель: Показать на примерах свойства несеянного песка.

Оборудование: Песок, сито, лоток, карандаш или палочка, дверной ключ.

Ход: Равномерно по всей поверхности лотка насыпать песок через сито. Погрузить без надавливания в песок заострённый карандаш или палочку (только под действием их веса). Затем аккуратно положить на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет, например, ключ. Обратить  внимание на глубину следа, оставшегося от предметов в песке. А потом встряхнуть лотом, чтобы песок в нём лежал кое-как, навалом. Проделать с карандашом и ключом аналогичные действия. Дети видят, что в набросанный песок карандаш погрузиться примерно вдвое глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжёлого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Насеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо знакомо строителям.

Вывод: Просеянный песок плотнее.

№2 «Определение сыпучести песка и глины»

Цель: Показать на примерах свойства глины  и песка.

Оборудование: Песок, сито, лоток, карандаш или палочка, дверной ключ.

Ход: Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплеться  - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок “сыпучий”. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Вывод: Песок сыпучий, рыхлый, а глина - нет.

№3 «Определение рыхлости песка и глины»

Цель: Показать на примерах свойства глины и  песка.

Оборудование: Деревянная палочка, стаканчики с песком и глиной.

Ход: Возьмём палочку и попробуем “посадить” её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим. Что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его плместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга, и поэтому её воткнуть легче.

Вывод: Песок сыпучий, рыхлый, а глина - нет.

№4 «Движение песка»

Цель: Показать на примере такое  свойство   песка, как движение.

Оборудование: Песок.

Ход: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется кону, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы.

Вывод: Песок  может двигаться.

№5 «Как песок и глина пропускают воду»

Цель: Показать на примере такое  свойство   песка и глины,  как пропускание воды.

Оборудование: Песок, глина, воронки на штативе, вата, стаканы.

Ход: Укрепите на штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолчённую глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду.

№6 «Песок путешествует по пустыне»

Цель: Показать движение песка в пустыне.

Оборудование: Песок, стекляннаяя банка, резиновый шланг.

Ход: Поставьте поред каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке – это личная пустыня каждого ребёнка. Превращаемся  в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места перемещается на другое. У самого добросовестного 2ветра” появится песчаный холмик. Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Вывод: Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.

№7 «Песчаный конус»

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. 

Оборудование: Песок, емкость.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплавы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал. 

№8 «Из чего состоят песок и глина?»

Цель: Рассмотреть  песчинки  и глину с помощью увеличительного стекла.

Оборудование: Песок, глина, увеличительное стекло.

Ход: Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

№9 «Проходит ли вода через песок и глину?»

Цель: Определить, как пропускает воду глина и песок.

Оборудование: Песок, глина, вода, стаканчики.

Ход: В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

№10 «Рассматривание песка через лупу»

Цель: Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Оборудование: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

№11 «Свойства мокрого песка»

Цель: Познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Оборудование: Песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: Мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

№12 «Сухой и мокрый песок»

Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом.  Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.

Ход: Дети играют с песком и обращают внимание на то, что сухой песок сыплется струйкой, не лепиться, светло-желтого цвета, на сухом песке вместо следов остаются ямки. Предложить полить песок из лейки. Сырой песок по цвету значительнее темнее, на сыром песке отпечатываются следы (человека, птиц, игрушек).

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, строить постройки.

№13 «Как отделить песок?»

Цель: Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие песчинки отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь.

Оборудование: Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой и мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о том, что с ним произошло. «Ребята, я вчера решила навести дома порядок. Протирала тряпочкой полочки с баночками и случайно их задела. Баночки упали прямо на песок; всё из них рассыпалось и перепуталось. И я не знаю, как теперь мне всё разобрать…»

 Дети выбирают из песка горошины и гречку. Вопросы: «Быстро ли получается разбирать крупу? (нет). Почему? (крупы много и она мелкая). Как вы думаете, что поможет нам быстрее отделить крупу?( воспитатель предлагает посмотреть на сито).

Игровые действия с ситом. Вопросы: «Что сыпется через сито? (песок). Что остаётся на дне сита? (крупа). Почему крупа остаётся в сите? (она крупная). Почему песок просеивается через сито? (он меньше отверстий в сите). Есть ли у вас дома сито? Для чего его использует мама?»

Игровое задание « Просей мокрый песок». Вопросы: «Просеивается ли мокрый песок? (нет). Почему? (он не рассыпается, липнет). Почему просеивается сухой песок? (он рассыпчатый).

Игровое упражнение «Сделаем макароны из мокрого песка»- дети надавливают сито на мокрый песок и получают «макароны».

Вывод: Сито помогает отделить мелкие предметы от крупных; можно просеивать только сухой песок.

№14 «Как рисовать песком?»

Цель: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей  друг к  другу и к  работам своих товарищей.

Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки  для лепки.

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком сухой? Как вы догадались? (отличаются по цвету и на ощупь).Как вы думаете, можно ли нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные? (на мокром). Почему? (мокрый песок сохраняет форму). Что происходит с кружками на сухом песке? (они быстро исчезают). Почему? (сухой песок быстро рассыпается).

Дети рисуют палочкой на  мокром песке.

Воспитатель просит детей взять сухой песок; сначала  сжать его в кулачке, а затем разжать кулачок. «Куда делся песок? (высыпался из кулачка).Если немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно).

Показ воспитателя: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок.

Игровое задание «Что нарисовал песок?»- воспитатель рисует песком образы и предметы, а дети их отгадывают.

Дети самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.

Вывод: На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует, высыпаясь из кулачка.

№15 «Почему раздувается песок?»

Цель: Способствовать расширению представлений детей о  свойстве сухого песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Оборудование: Ёмкость с сухим и мокрым песком, трубочки для коктейля, лупа.

Ход: Отгадайте загадку:

 Задувает, завывает,

Пыль с земли он поднимает.

Семена он раскидает,

А в жару прохладу дарит (ветер).

Игровое упражнение «Сделай ветер»- дети  дуют на свои ладошки.

Вопросы: «Что происходит на улице, когда дует ветер?( качаются деревья, падают листья, поднимается пыль). Каким бывает ветер? (сильным и слабым). Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это проверим».

Дети с воспитателем рассматривают сухой песок через лупу и вспоминают , из чего он состоит (из круглых маленьких песчинок).

Затем воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и мокрый песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него дуем? (он разлетается в стороны).  Почему сырой песок разлетается в стороны? (он лёгкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым песком? Почему он не раздувается? (мокрый песок тяжелый).

Игровое действие «Сильный и слабый ветер»- дети дуют в трубочки на сухой песок с разной силой.

Вывод: Сухой песок может раздуваться.

«ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

№1 «Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды»

Цель: Определить, как верблюд может обходиться долгое время без воды.

Оборудование: Зеркало.

Ход: Подышите на зеркало. Зеркало затуманивается, так как на нём оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком, - так же, как и другими живыми существами, - содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу.

Вывод: Этот длинный и извилистый канал  помогает верблюду дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

№2 «Как кошка языком чистит себе шёрстку»

Цель: Определить , как кошка вылизывает свою шерстку.

Оборудование: Карандаш, пилка для ногтей, ватный тампон.

Ход: Потрите грифель о карандаш, пока на нем не появиться след от карандаша. С лёгким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите пилку и палец. Потрите пилку о ватный тампончик. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальцаслед от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нём расположеныжёсткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке.

Вывод:  Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с неё пыль, грызь и выпавшие волоски.

№3 «Как маскируются животные»

Цель: Определить, как животны е приспосабливаются к разным условиям жизни.

Оборудование: Бумага, желтый мел, красный пластик.

Ход: Жёлтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Жёлтая птичка исчезла. Как жёлтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит жёлтый. Этот жёлтый цвет слисается с жёлтым на картинке, и глаз не в состоянии определить один цвет от другого. Животные часто  имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы и травы.

№4 «Определение возраста рыбы»

Цель: Научить определять возраст рыб по чешуе.

Оборудование: Рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.

Ход: Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в тёплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

№5 «Выяснение причины роста зелёных растений океана на глубине до 100 метров»

Цель: Определить как свет влияет на рост и развитие растений

Оборудование: Растения в горшках.

Ход: Возьмите два маленьких одинаковых зелёных растения в горшочках. Поместите одно растение на солнце, а другое – в тёмный шкаф. Оставьте растение на неделю. Сравните их цвет. Растение, находившееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло.

№6 «Влияние силы тяжести на рост растений»

Цель: Показать, как сила тяжести влияет на рост растения.

Оборудование: Комнатное растение, книги.

Ход: Возьмите домашнее растение, несколько книг. Положите горшок с цветком набок на книги. В течение недели наблюдайте за положеием листьев и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое растение ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растёт энергичнее, и стебель тянется вверх.

№7 «Жёлуди – семена дуба»

Цель: Показать, что жёлуди – семена дуба.

Оборудование:с  Семена дуба (жёлуди), ящик с землёй.

Ход: Жёлудь с трещинкой сажаем в ящик. Поливаем. Ставим в тёплое место, к свету. Наблюдаем, когда появится росток с резными листьями. А из чего вырастает новое растение? Из семечки. Значит, желуди – семена дуба.

№8 «Нужен ли корням воздух?»

Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Оборудование: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход: Дети  выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью — на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков.

Вывод: Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

№9 «Растения пьют воду»

Цель: Доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт,

пользуясь полученными знаниями.

Оборудование: Изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см; взрослое растение, прозрачная емкость, штатив для закрепления трубки.

Ход: Детям предлагают использовать взрослое растение бальзамина на черенки, поставить их в воду. Надевают конец резиновой трубки на оставшийся от стебля пенек. Трубку закрепляют, опускают свободный конец в прозрачную емкость. Поливают почву, наблюдая за происходящим (через некоторое время в стеклянной трубке появляется вода и начинает стекать в емкость). Выясняют почему (вода из почвы через корни доходит до стебля и идет дальше). Дети объясняют, используя знания о функциях корней и стеблей.  

№10 «Умный язычок»

Цель: Учить узнавать предметы по вкусу; развивать вкусовые рецепторы; воспитывать любознательность.

Оборудование: Яблоко, банан, лимон, апельсин.

Ход: Рассмотреть фрукты на тарелке. Спросить: «Какая часть тела подскажет, что это за предмет, если нельзя смотреть глазами и нюхать носом?» (Гипотезы детей.) Дети на вкус определяют фрукт.

Вывод: При помощи обоняния можно определить название фрукта.

№11 «Фасоль»

Цель: Показать зависимость роста фасоли от предварительной обработки семян; развивать мышление; воспитывать интерес к выращиванию огорода.

Оборудование: Семена фасоли без предварительной обработки и заранее замоченные в воде.

Ход: Предложить детям поразмыслить над проблемной ситуацией: какие семена прорастут быстрее: без предварительной обработки либо замоченной в воде. (Дети выдвигают гипотезы). Затем предлагают детям вместе посадить фасоль: на одну грядку посадить фасоль без предварительной обработки, на другую – замоченную в воде. На каждой грядке установить таблички, какая фасоль посажена. Уход за обеими грядками одинаковый.

Вывод: Быстрее прорастёт фасоль, которую предварительно замочили.

№12 «Какие следы оставляют фрукты и овощи?»

Цель: Дать детям представление о  свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение обозначать действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи. 

Оборудование: Корзина с муляжами овощей и фруктов, кусочки овощей (свёкла, картофель, морковь) и фруктов (вишня, яблоко), зубочистки, листы белой бумаги, ткань.

Ход: Воспитатель вносит в группу корзину с овощами и фруктами. «Я собрала на огороде урожай. Скажите, ребята, что мне теперь с ним делать?» (кушать, готовить компоты, суп, варенье).

Воспитатель предлагает сварить суп и варенье. Вопросы: «Что мы возьмём для супа? (свёклу, лук, картофель). Возьмите в руки кусочки свёклы. Какие они цветом? На ощупь? (твёрдые, красные). Что остаётся от них на руках? (руки становятся красные)».

Игровые действия: «Давайте проверим, что ещё может окрашивать свёкла. Приложите кусочек на лист бумаги. Что произошло? (остался след). Что будет на кусочке ткани? (остаётся пятнышко). Какой будет суп из свёклы? (красным) Свёкла может окрашивать предметы».

Аналогичные действия провести с луком и картофелем. Вопросы: «Остаются ли следы от моркови и картофеля? Почему? (они не могут окрашивать предметы).

Игровые действия с кусочками яблока и вишни. Вопросы: «Что происходит, когда мы сжимаем яблоко в руке, прикасаемся к ткани, прикладываем яблоко к бумаге? (яблоко не оставляет следов, не окрашивает предметы). Оставляет ли следы вишня? (да). Какие? Где? (на руке, ткани, бумаге).

Вывод: свёкла и вишня могут окрашивать предметы.

№13 «Где прячутся семена?»

Цель: Показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске, издаваемым звукам в баночках; помочь овладеть способами сбора семян.

Оборудование: Шишки, каштаны, семена березы, железные баночки с крышками, поднос.

Ход: Воспитатель  вносит в группу корзину с шишками. «Ребята, на каком дереве растут шишки? (на ели). Как вы думаете, зачем елке нужны шишки?

( в них созревают семена).

Воспитатель раздаёт детям шишки и показывает, как из них достать семена. «Надо осторожно постучать шишкой по столу, из шишки будут вылетать семена»

Вопросы: «Где прятались семена? (под чешуйками).  Какой величины семена ели? Легкие они или тяжёлые? Для чего дереву нужны семена? (из семян вырастают новые деревья)».

Воспитатель выставляет перед детьми поднос с семенами и просит найти семена берёзы. Вопросы: «Спрятаны ли семена березы? (нет). Где они находятся? (семена березы прижаты друг к другу, образуют серёжку). Давайте на них подуем. Что произойдёт? (семена рассыплются). Почему они рассыпались? (семена созрели, они лёгкие).

Воспитатель предлагает выбрать самые крупные семена. «Это каштаны. Каждое семя спрятано в отдельном домике. На что похож этот домик? (на ёжика). Давайте на них подуем. Можно ли сдуть семена каштана? Почему? (они тяжелые). Какой формы семена? Какие они на ощупь? ( круглые, твёрдые). Покатайте их по столу.

Вывод: У каждого растения для семян свой «домик».

ПОЧВА

№1 «Как разрушить горы»

Цель: Показать, что при взаимодействии гранита и воды. Происходит разрушение гранита.

Оборудование: Кусочек гранита, спиртовка, емкость с холодной водой.

Ход: Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1-2 мин. Выньте кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустите в холодную воду. Проведите ещё раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части.  

Вывод: При нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становиться непрочным.

№2 «Качество почвы»

Цель: Показать зависимость роста тюльпана от качества  почвы; развивать мышление, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Две луковицы тюльпана, горшок с песком, горшок с чернозёмом.

Ход: Рассмотреть луковицы тюльпана, убедиться, что они одинаковые. Посадить луковицы в разные горшки: с песком и с чернозёмом. Поставить на одном подоконнике, осуществлять одинаковый уход. Через две недели сравнить тюльпаны.

Вывод: От качества почвы зависит рост растений; в чернозёме тюльпан вырос большим и красивым, а в песке – маленьким.

№3 «Свойства почвы»

Цель: Показать, из чего состоит почва.

Оборудование: Почва.

Ход: На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

Вывод: В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

№4 «Почва и воздух»

Цель: Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование: Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Ход: Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Вывод: В почве есть воздух.

№5 «Загрязнение почвы»

Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование:  Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с

водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Ход: Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Вывод: В жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве.

№6 «Вытаптывание почвы»

Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

Оборудование: Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Ход: Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почвы в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Вывод: На природе и отдыхе необходимо соблюдать правила поведения.

№7 «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: Выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Оборудование: Почва в емкости, лейка с водой.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: Изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

ВОЗДУХ

№1 «Воздух занимает место»

Цель: Показать , что воздух в пространстве занимает место.

Оборудование: Миска с водой, пробка, стакан.

Ход: Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не даёт воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске.

№2 «Летающие семена»

Цель: Показать, что воздух всегда в движении.

Оборудование: Семена растений (семечко клёна и фасолинку ).

Ход: Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко клёна. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости ихи падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигните. Семена клёна можно немного “подкрутить”, тогда они будут падать, как в природе.

Вывод: Летающие семена падают медленнее.

№3 «Ветер – это движение воздуха»

Цель: Показать, что можно почувствовать движение воздуха. Продолжатьразвивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: 2 восковые свечи.

Ход: В холодную погоду  приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от тёплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что тёплый воздух движется вверху, а навстречу ему,  внизу, ползёт холодный.

Вывод: Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

№4 «Воздух в предметах»

Цель: Воспитывать интерес к окружающей действительности; развивать мышление, внимание.

Оборудование: Таз с водой, сухая губка.

Ход: Рассмотреть сухую губку. Есть ли в губке воздух? (Выдвижение гипотезы). Как можно доказать, что воздух есть либо его нет в губке? (Опускаем в таз сухую трубку. Из неё идут пузыри – это воздух).

Вывод: Воздух есть в некоторых предметах. Его можно проверить, опустив предмет в воду. Выходящие пузыри – это воздух.

№5 «Свеча»

Цель: Дать представление о том, что для горения нужен воздух; развивать мышление; воспитывать познавательный  интерес.

Оборудование: Стеклянная банка, свеча, спички.

Ход: Предложить детям подумать, нужен ли воздух для горения. (Гипотезы детей). Зажечь свечу и накрыть её стеклянной банкой. Понаблюдать за горением. Отметить, что за с течением времени интенсивность горения уменьшается, а через более длительный промежуток свеча тухнет. Почему потухла свеча? (Для горения нужен воздух. Так как свеча горела некоторое вреся, то воздух израсходовался. Когда воздуха не стало, она потухла.)

Вывод: Воздух нужен для горения.

№6 «Знакомство со свойствами воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Оборудование: Пакет, резиновая игрушка, стакан, банка с водой, соломинки для коктейля.

Ход:  Воздух -  это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)

Вывод: Воздух, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.

- Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?

 Вывод: Воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.

- Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан.

Вывод: Воздух занимает место.

- Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).

Вывод:  При вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

№7 «Сухой из воды»

Цель: Показать детям свойства воздуха прозрачный, невидимый.

Оборудование: Стакан, банка, вода.

Ход: Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

 Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

№8 «Сколько весит воздух?»

Цель: Показать детям необычное свойство воздуха невесомость.

Оборудование: Деревянная палка, 2 воздушных шарика.

Ход: Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? У вас опять восстановится равновесие.

 Вывод: Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

№9 «Воздух всегда в движении»

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование: Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.    Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.    Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Ход:  Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

№10 «Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Оборудование: Корки апельсина, ароматизированные салфетки, чеснок и т.д.

Ход: Воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

№11 «Движение воздуха»

Цель: Показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход:  Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод:  Воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

№12 «Буря»

Цель: Доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Оборудование: Бумажные кораблики, ёмкость с водой

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса,

кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

№13 «Где находится воздух?»

Цель: Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Оборудование: Ёмкость с водой, трубочки для коктейля.

Ход: Воспитатель  вносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть.

Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать).

Игровые действия с трубочками: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок, холодок). Откуда появился ветерок? (мы дули в трубочку).

Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос.

Игровое упражнение «Вдох-выдох»- дети делают глубокий вдох и выдох.

Игровое упражнение «Как выходит воздух»- дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду. Вопросы: «Что появилось в воде? (пузырьки). Откуда появились пузырьки? (так из трубочки выходит воздух). Куда исчезли пузырьки?  (воздух выходит и пузырьки исчезают). Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх.

Вывод: Внутри человека есть воздух.

№14 «Как образуются мыльные пузыри?»

Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Оборудование: Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коктейля.

Ход: Буратино предлагает детям отгадать загадку.

Их из баночки пускаю, необычной красоты,

Полетают - исчезают.

В след кричу им: « Где же, вы?»

Вопросы: «Пускали ли вы когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри?»

Воспитатель наливает в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую трубочку и  начинает дуть. «Что вы слышите? (бульканье). Почему слышен такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя)».

Игровые действия «Пускаем пузыри»- дети пускают пузыри через трубочки.

Вопросы: «Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)».

Игровое задание «Куда полетели пузыри?» - один ребёнок пускает пузыри, а другие дети называют их местонахождение.

Вывод: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.

№15 «Как заставить лодочку плыть?»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Оборудование: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Воспитатель предлагает детям стать капитанами кораблей и отправиться в путешествие.

Воспитатель раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли ваши кораблики? Почему? (нет ветра, который их подталкивает). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Откуда взялся ветерок? (мы его выдыхаем).

Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер» - воспитатель показывает детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать».

№16 «Ветер – это движение воздуха»

Цель: Паказать движения холодного и тёплого воздуха.

Оборудование: 2 свечи.

Ход: В холодную погоду  приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от тёплого воздуха, а внизу – от холодного. Получается, что тёплый воздух движется вверху, а навстречу ему,  внизу, ползёт холодный.

Вывод: Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

РУКОТВОРНЫЙ МИР

№1 «Что как звучит?»

Цель: Развивать умение делать выводы; показать, что предметы рукотворного мира при воздействии на них издают различные звуки; воспитывать интерес к окружающей действительности.

Оборудование: Лист бумаги, деревянный брусок, пласстмассовый кубик, металлическая палочка.

Ход: Предложить ребёнку рассмотреть предметы: лист бумаги, деревянный брусок, пласстмассовый кубик, металлическая палочка. Спросить: одинаковые ли звуки будут издавать предметы, если ими постучать о стол с одинаковой силой; если, по мнению ребёнка, звуки будут отличаться, то какими они будут: звонкими, глухими и т.п.

Вывод: Разные предметы звучат по разному.

№2 «Одинаковые ли на ощупь различные виды ткани одежды?»

Цель: Развивать мышление; определить, что различные виды ткани имеют различную поверхность на ощупь; воспитывать любознательность.

Оборудование: Лоскутки шёлка, букле, меха, драпа, джинса.

Ход: Предложить определить: одинаковые ли лоскутки шёлка, букле, меха, драпа, джинса на ощупь. Ребёнок сенсорно обследуеет каждый лоскуток, подтверждая либо опровергая гипотезу, и делает вывод: например, лоскуток шёлка гладкий, скользкий и т.п.

Вывод: Различные виды ткани на ощупь не одинаковые.

№3 «Разноцветные лоскутки»

Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.

Оборудование:  Кусочки ткани разной фактуры.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть, пощупать кусочки разной ткани:  Какие они на ощупь? (мягкая, пушистая, гладкая, теплая, толстая, тонкая и т.д.)

- Где вы видели такую ткань?

- Для чего она нужна? (тонкая для летней одежды, плотная для зимней одежды)

Вывод: Ткань может быть разной.

№4 «Свойства ткани»

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется, намокает).

Оборудование:  Кусочки ткани разной фактуры, ёмкость с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с тканью (складывают, сворачивают, мнут).

- Что произошло с тканью? Какая она стала?

По показу воспитателя дети опускают лоскутки в емкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде.

 - Рассмотрите лоскутки, что с ними стало?

 Вывод: Если ткань опустить в воду, она намокнет. Если ткань сжимать в руках, она мнется.

№5 «Из чего состоит ткань»

Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток.

Оборудование:  Кусочки ткани, лупа.

Ход: Детям предлагается рассмотреть ткань с помощью лупы.

-Что вы увидели (дырочки, сплетение нитей).

- Ткань состоит из ниточек.

Воспитатель вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

 Вывод: Ткань состоит из ниток.

№6 «Волшебная бумага»

Цель: Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами.

Оборудование: Цветная бумага, картон, салфетки, бархатная бумага, крепбумага, лупа, персонаж Буратино.

Ход: Буратино приносит в группу коробку с листочками разной бумаги.

- Посмотрите, какие у меня волшебные красивые бумажечки. Их можно потрогать, посмотреть на них через лупу.

- Какая бумага цветом, на ощупь?

Д/игра «Покажи правильно»: поднимите бумагу красного цвета, синего и т.д.

- У меня есть полоска бумаги, я попробую завязать из нее бантик. Что случилось с ленточкой? (она порвалась)

Значит, бумага рвется, если бумагу потянуть.

- Попробуйте порвать разную бумагу (тонкая, рвется легко, картон труднее).

- Из кусочков цветной бумаги можно сделать аппликацию.

Вывод: бумага бывает разная, она рвется.

№7 «Свойства бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная.

Оборудование:  Бумага разной плотности, карандаши, фломастеры.

Ход: Воспитатель: «Ребята, вам понравилось играть с бумагой на прошлом занятии? Буратино оставил нам коробку с разными листочками. Давайте еще посмотрим»

Опыт 1. Воспитатель предлагает посмотреть бумагу разной плотности. 

- Можно через бумагу что-нибудь увидеть? Посмотрите.

Делает вместе с детьми вывод: через плотную бумагу ничего не видно.

 - А что можно делать с бумагой (рисовать).

Опыт 2. «Мнем и разглаживаем»

А еще бумагу можно мять, сомните ее, у нас получился колобок ,а теперь разгладьте.

Вывод: Бумагу можно мять и разглаживать, плотная бумага непрозрачная, на ней можно рисовать.

№8 «Свойства бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойством бумаги намокать.

Оборудование:  Кораблики из бумаги, салфетки, емкость  с водой.

Ход: Грустный Буратино рассказывает историю:

 - Ребята, мне подарили бумажные кораблики и я решил их запустить в ручей. Первый кораблик плыл по ручейку, но вдруг стал тонуть и совсем пропал в воде. Я запустил второй кораблик, и он утонул. Остался последний, и я пришел к вам показать. Посмотрите. (дети убеждаются, что кораблик сделан из бумаги)

Буратино предлагает запустить кораблик в емкость с водой. Дети наблюдают, дуют на кораблик.

- Что произошло с корабликом? (бумага стала мокрой и кораблик утонул) 

- Попробуйте поэкспериментировать с бумажными ленточками. Дети опускают в воду разную бумагу.

- Какая бумага намокла и утонула быстрее? (салфетка)

- Достаньте бумагу из воды (она порвалась)

- Ребята, что можно сделать, чтобы наш Буратино не расстраивался? (подарить игрушечный кораблик или сделать самим

Вывод: Бумага намокает в воде, тонет и рвется.

№9 «Склеивание бумаги»

Цель: Показать на примерах, что кусочки бумаги можно склеить.

Оборудование: Цветная бумага, ножницы, клей.

Ход: Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: Бумажные предметы можно склеивать.

№10 «Знакомство с мыльной пеной»

Цель: Познакомить детей со свойствами пены: «воздушная», «лёгкая», «белая»; развивать познавательную активность и наблюдательность.

Оборудование: Ёмкость для воды, мыло или шампунь.

Ход: Воспитатель говорит о том, что перед приёмом пищи надо мыть руки мылом. Дети намыливают руки мылом до появления пены (показать детям).

Воспитатель говорит о том, что у неё на руках появились «белые перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки до появления пены.

Дети наблюдают за тем, что на руках у них белая, воздушная, пушистая пена.

Затем смывают их водой и вытирают руки полотенцем.

Вывод: Мыло мылиться при взаимодействии с водой, образуется воздушная пена.

№11 «Мир бумаги»

Цель:  Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Оборудование:   Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Ход: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги ,  разорвать пополам ,  разрезать на две части, опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.

Вывод: Разная бумага предназначена для разных целей.

№12 «Мир ткани»

Цель:  Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Оборудование:   Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой.

Ход: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять, разрезать на две части каждый кусок,  попытаться разорвать пополам, опустить в емкость с водой и определить скорость намокания  -  сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Вывод: У каждого вида ткани есть свои качества и свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

«Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент».

Реферат по психологии На тему: «Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент»....

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...