Познавательно - творческий проект "Обитатели морей и океанов
проект по окружающему миру (старшая группа)

Курченко Наталья Анатольевна

Познавательно-творческий проект "Обитатели морей и океанов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-tvorcheskiy_prekt_obitateli_morey_i_okeanov.docx822.24 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект

«Обитатели морей и океанов»

                                             

                          Подготовили и провели воспитатели старшей группы: Курченко Н.А      

                                                                                                                        Николаева А.Г.    

Зеленогорск 2024

Информационно-творческий проект «Обитатели морей и океанов»

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической культуры и грамотности. Основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве. Много вокруг нас неизведанного и прекрасного. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и неизвестным миром и научить беречь, ценить и охранять его. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.

Проблема: дефицит знаний у дошкольников об обитателях морей и океанов, о строении рыб, о том, как они дышат, чем питаются, о существовании опасных рыб и других обитателей.

Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Обитатели морей и океанов».

Задачи: 
- обогатить знания детей об обитателях морей и океанов, их многообразии;
- познакомить с характерными особенностями морских  обитателей, с их приспособленностью к жизни в водной среде;
- формировать понятие о необходимости охраны морских животных и среды их обитания;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать мышление и память дошкольников;
- воспитывать бережное, ответственное отношение к природным ценностям.
Ожидаемый результат:
- дети сами будут проявлять инициативу к изучению данной темы;
- у детей появится чувство ответственности за сохранность морских обитателей и среды их обитания

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Рыбы живут в воде, они плавают.

У рыбы есть голова, хвост, плавники.

Что мы хотим узнать?

Почему в море вода солёная?

Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки)

Почему рыбы не говорят?

Где мы можем это все узнать?

Сходить в океанариум, дельфинарий.

Посмотреть в интернете по телевизору;

Прочитать в книгах и энциклопедиях;

Спросить у взрослых

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Предполагаемый результат:

Получение информации из разных источников;

Владеть понятиями «Морские обитатели», «Млекопитающие», и т.п.;

Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

Продукты детской деятельности: рисунки, поделки, оригами, книжки-малышки, сделанные руками детей по теме: «Обитатели морей и океанов»

Основные направления реализации проекта:

Интегрированные занятия;

Закрепление пройденного материала, чтение литературы.

Презентация проекта: «Обитатели морей и океанов».

 

План реализации проекта:

 

1 этап. Организационный.

Беседы об обитателях морей, океанов. Выяснили представления о подводном мире, их отношение к обитателям. Познакомить детей с обитателями подводного мира. Интегрированные занятия; аппликация, лепка, оригами, рисование (на которых читали сказки заучивали стихи, рассматривали иллюстрации «Подводного царства» и их обитателей).

 

2 этап. Основной. Организованная форма деятельности.

Беседы с детьми:

• «Что такое подводное царство?».

•Подводное царство – богатое государство?».

•«Чем питается рыбы?».

•«Почему море соленое?».

Непосредственная образовательная деятельность.

1.Развитие речи:

«Рыбы»

«Морское путешествие»

2. ФЭМП:

«Рыбки- разные линии»

«Ориентировка в пространстве»

Художественно-эстетическому развитию:

• Рисование:

«Рыбки в океане» ;

•Лепка:

«Акула- каракула»;

•Конструирование из бумаги :

«Осьминожки».

Чтение художественной литературы:

•Чтение энциклопедической литературы о рыбах и морских животных;

С.Сахаров «Морские сказки»; С.Воронина «Добрая раковина»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Сказка «По щучьему велению».

•Разучивание стихов, загадок о рыбах.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

•«Узнай рыбу по описанию».

• «Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?».

• «Кто чем питается?».

• «Четвертый лишний».

• «Да - нет».

• «Царство рыб».

Сюжетно ролевые игры:

• «Подводное плавание».

• «Путешественники».

• «Кругосветное путешествие».

Подвижные игры:

• «Удочки».

•«Рыбалка».

Взаимодействие с родителями:

Организация выставки «Подводное царство»

Изучение энциклопедий.

Беседа с детьми о подводном мире.

Просмотр телепередач о подводном мире.

Изготовление книжек-малышек по теме «Обитатели морей и океанов».

3 этап. Заключительный.

Выставка совместных работ по проекту «Подводное царство»;

Изготовление коллекции камней и ракушек

Родители:

• Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группами по развитию знания детей о подводном царстве.

•Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

•Смогли реализовать свои творческие способности.

Приложение

Беседы с детьми.

https://files.1urok.ru/images/3ab13edaf2c3714c0ff9c97f288accdc1690285c.jpg

 

«ВОДА – наш друг»

Ход беседы:

В. Ребята, без чего не может жить человек, животные, растения?(Без Воздуха, тепла и света, еды.)Сегодня мы поговорим с вами о воде, её роли в жизни человека.

- Без воды живые существа жить не могут. Мы пьём её ежедневно, по несколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, сока, киселя—основную часть этих напитков составляет вода. А для чего ещё люди используют воду?(Для приготовления пищи, стирки белья, мытья посуды,

обуви, уборки помещений и др.)

- А воду рек, озёр, морей как использует человек? Кто больше назовёт способов применения воды водоёмов? В воде можно купаться, мыться, заниматься изучением морского дна в научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле,добывать морскую соль и др.

- Какие водные виды спорта вы знаете?(Синхронное плавание ,гребля на байдарках, водное поло, прыжки в воду с трамплина и др.)

- Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла

стоят на берегу рек, озёр и морей. Какие реки протекают в окрестностях нашего посёлка?(Москва-река, р. Пехорка (Быковка)

В. О воде народ сложил много песен, стихов.

 

 Беседа «Вода в жизни человека»

Ход беседы

Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает отверстие.Верба любит воду, чаще всего растёт у водоёмов. Весной бывают паводки, вода затопляет поля, дома, к людям может прийти беда. Или в квартире, если вы забыли закрыть кран, вода зальёт комнату, испортит вещи,мебель, обои. Поэтому нужно быть осторожными с водой, аккуратно пользоваться водопроводом и канализацией.

- Вы знаете, почему вода в природе не заканчивается? Оказывается она делает круг. Вода содержится, как мы говорили ,в морях, реках, озёрах, ручейках. Как только пригревает солнышко вода испаряется превращается в пар и поднимается в небо в виде облаков. А когда становится прохладнее облака в виде капелек дождя или снега падают на землю и попадают в реки, озёра.

Игра «Капельки»

(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют, потом приседают). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

В. А теперь давайте пройдём на свои места

- А вы знаете, что воду нужно беречь и когда моешь руки нужно сразу закрывать кран?

- Вы можете спросить «А зачем? Вон сколько воды!»

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь:

1. после умывания закрывай плотно кран;

2. когда чистишь зубки ,воду набирай в кружку;

3. не бросай в раковину посторонние предметы.

- Представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? Всё живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

- А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».

 

«Вся жизнь из воды происходит»

Ход беседы:

Вода… Это океан, по которому плавают огромные корабли, это речушка, которая в жаркий день одарит прохладой, это живительный дождик, которого ждут иссохшие от зноя поля, это грозные наводнения, уносящие людские жизни.

Вода может быть доброй и злой, она может спасти и погубить. Но жизнь без нее невозможна. В наши дни все водные ресурсы планеты нуждаются в охране.

Коснулась эта проблема и Мирового океана. Раньше его воды бороздили парусные суда. Страдали в основном только леса, которые шли на постройку кораблей. Примерно лет сто плавали по океану пароходы. Но они успели усыпать его дно угольным шлаком. В начале века картина изменилась. Появились дизельные суда, двигатели которых стали работать на жидком топливе. В наше время весь флот мира в основном использует в качестве топлива нефть. Аварии, катастрофы, промывка и чистка машин привели к тому, что на водной поверхности начала образовываться тонкая пленка (количество выбрасываемой нефти в океан составляет примерно 10 млн. тонн в год). Это несет океану большую беду.

В море она губит животных, которые держатся у поверхности воды. Птица, попав в разлитую нефть, погибает. Ее перья намокают, на воде она долго держаться не может, не может и летать, ее тело переохлаждается. Только у берегов Англии гибнет около 50 тыс. птиц в год.

Гибнет рыба, потому что к комочкам нефтепродуктов прикрепляются спиною животные, которыми она питается. Другие рыбы все пропитываются нефтью, и значительную часть улова приходится выбрасывать из-за неприятного запаха.

А реки?

В наши дни в реку попадает все — пестициды и удобрения с полей, жидкие фракции с ферм, нефтепродукты, каждый день что-нибудь добавляется. А порой столько, что даже цвет у воды меняется на желтый, фиолетовый или какой-нибудь другой.

Игра:

Что такое море!

Что такое море? - пожать плечами

на просторе. - помахать руками

Скалы-великаны, - поднять руки вверх

туманы. - потереть руками плечи

Волны трёхэтажные, - соединить ладони на уровне груди и

сделать круг руками

отважные. - на месте пошагать

Акулы зубастые, - пальцами показать

головастые. - на голову показать

Камней подводных глыбы, - волну одной рукой

рыбы. -волну другой рукой

Кораллы, осьминоги, - волну одной рукой

Медузы и миноги, - волну другой рукой

А на дне темно, - закрыть глаза руками.

Как в кино…

 

 Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Путешествие в подводный мир»  

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о характерных особенностях и жизнедеятельности морских обитателей

Задачи:
Образовательные
 - закрепить и обобщить знания детей об обитателях подводного мира;
-
 расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир»;
- закреплять в речи названия морских обитателей;- совершенствовать навыки словообразования;
- закреплять умение сравнивать число предметов;- закреплять состав числа 8;
- упражнять детей в выполнении движений, имитирующих рыб.
-  учить двигаться в соответствии с музыкой.

Развивающие:
- развивать интерес и активность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- развивать речевое дыхание,

- развивать умение находить слова с определённым звуком,

- в пальчиковых играх развивать умение согласовывать речь с движениями.

- развивать навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

.

Материал и оборудование: изображение морских обитателей и природы подводного мира (медуза, морской конёк, акула, скат, морская звезда, краб, дельфин, кит, осьминог, вода, водоросли, рыба-попугай, рыба-бабочки, рыба-пила, рыба–клоун, рыба–ангел, рыба–собака, и т.д.), цифры от 1 до 8 (по 1 на каждого ребёнка), массажный мячик, запись шума моря №1, музыки для релаксации №2.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Методы: словесный, игровой, наглядный.

Приемы: игра, вопросы, указания, обобщения.

Планируемый результат: дети имеют знания и представления об обитателях моря, их строении, внешнем виде и жизнедеятельности.

                                                        ХОД:
- Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря №1).- Как вы думаете, что это? (море)

- А что такое море? (большой водоём)

- Какие ещё водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т.д.)

- Кто из вас видел море?  На чём можно путешествовать по морю?

- Вы хотите увидеть, кто живёт в море?

- Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.

Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).

- Я вижу, что вы все умеете плавать, значит нам можно отправляться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.
- Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской  воздух. Давайте вдохнём его поглубже.
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).
- Ребята, а на чём мы сможем опуститься на морское дно?

- Я предлагаю сделать это на батискафе. Вот он ждёт нас на морских волнах. Проходите, занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).

- На счёт «три» мы начнём погружение.

- Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. Давайте познакомимся с морскими обитателями. Но мы не можем выйти из батискафа. Как вы думаете, почему? (не сможем дышать).

- Что же нам делать? Как же мы сможем путешествовать? (надеть водолазные костюмы, акваланги).

- Итак, одеваем костюмы, акваланги (имитация одевания). Выходим из батискафа. Но что-то никого не видно. Видимо, морские жители нас испугались и спрятались. Давайте их поищем и познакомимся.
- Кто же нам встретился первым?

                                                   Волны к берегу несут
                                                  Парашют – не парашют
                                                  Не плывёт он, не ныряет,
                                                  Только тронешь – обжигает        (медуза
)

- Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (выкладывание изображения рыб после называния детьми).

- Вот сколько морских жителей вы знаете. Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель. Обхватив хвостом травинку, не за край, за серединку

На коралловый пенёк хочет сесть морской…   (конёк)

- Задание морского конька «Назови слово с заданным звуком» (со звуками «а», «и», «у», «о»).

- Чьё же задание будет следующим?

Ты со мною не знаком, я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я… (осьминог)

- Задание от осьминога «Составьте число 8» (Детям раздаются карточки с цифрами. По сигналу дети должны встать парами так, чтобы в сумме получилось число 8).

- Вокруг осьминога всегда плавает много рыбок. А вы хотите быть похожими на них?

Рыбки весело резвятся в чистой, тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

Игра «Назови ласково» (например: звезда – звёздочка, рыба - рыбка и т.д.)

- Давайте посмотрим ещё раз вокруг.
Как хочется заглянуть в морскую глубину,
Там увидишь друзей ты тьму:
Маленьких, больших и разных,
Но очень своеобразных.
                    

(На доске выставка иллюстраций морских рыб).

- Обратите внимание, какие красивые рыбки. И названия у них очень интересные. Как бы вы назвали эту рыбку? На кого она похожа? (дети делают предположения, воспитатель рассказывает неизвестные факты про каждую рыбку: пила, попугай, зебра, бабочка, удильщик, собака, клоун).

- Ребята, скажите, без чего не бывает рыб? (без головы, без жабр, без плавников, без чешуи и т.д.)

- Ну а теперь нам пора возвращаться. Пойдёмте к батискафу, занимайте свои места. Мы всплываем.
- Вам понравилось путешествие?   Что вы узнали нового?

- Мы приближаемся к берегу.

- Вот мы и на берегу. Посмотрите, весь берег засыпан тёплым жёлтым песком. Здесь нам будет приятно полежать. Отдохнуть.

Релаксация под запись шума моря №2.

Всем нам снится один сон. Вы видите море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. А теперь будем глазки открывать, просыпаться и вставать.

Конспект занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Морские рыбки»  

Цель: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать       познавательный интерес к природе.

Задачи:

  Образовательные: уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде;
- учить детей создавать выразительные образы рыб из мелких пластилиновых шариков, выкладывая рыбку по контуру, дополнять налепами в виде полосок; 

- уточнять представление о внешнем виде и характерных особенностях рыб (туловище, хвост, плавники).
-  закреплять навыки работы с пластилином используя различные способы лепки (раскатывание, сплющивание).

                                                     ХОД:

Занятие начинается с загадки:

Ты со мною не знаком, я живу на дне морском
Голова и восемь ног вот и весь я ….

Воспитатель: Осьминог приглашает нас спуститься на дно в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие.  Мы с вами уже совершали путешествие в подводное царство. Вспомните, на чем мы опускались на морское дно. Правильно, в батискафе. А  на чем еще можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Приглашаю занять свои места в подводной лодке (Дети стоят друг за другом)

Воспитатель: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.(имитация покачивания)На счет три погружаемся. Дети громко считают до трех.

Звучит «Шум моря»
Воспитатель
: Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? (имитируют погружение садятся на ковер).

Воспитатель: Ну вот мы и в подводном царстве. Посмотрите как здесь красиво, много ярких разноцветных рыбок. Рыбки плавают в воде быстро и проворно.

Что рыбкам помогает быстро плавать? (плавники и хвост). Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет.( Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать). У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Воспитатель: Что- то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.

Физкультминутка:

           Море волнуется раз (дети сидя раскачивают руками влево -вправо)

           Море волнуется два ( раскачивают руками сидя на коленях)

           Море волнуется три (поднимаются на ноги)

          Подводная лодка наверх ты всплыви.( прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Много интересного мы увидели в подводном царстве. А давайте сделаем у себя в группе аквариум с разными рыбками. Посмотрите, что я для этого приготовила.

Это контуры рыб, но они совсем не похожи на ярких, разноцветных рыбок которых мы видели. Сейчас я вам покажу как их можно сделать красивыми, разноцветными. Из пластилина любого цвета скатаем мелкие шарики и начинаем выкладывать их по контуру . Как закончим выкладывать контур, по своему желанию любым цветом, украшаем своих рыбок. Глазки и рот рыбки нужно выделить другим цветом. Сделаем водоросли из зеленого пластилина (тонкие колбаски или рисуем пластилином путем размазывания).

После завершения работы приклеиваем фон голубого цвета и закрепляем на «аквариум».

Настольно-печатные игры

«Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую -же», «Лото», «Соедини по точкам»,

Домино «Морское»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей.

Расширить словарь детей:  медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?» ,«Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?»

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Водяной», «Водолаз»

Сюжетно-ролевые

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Аквалангисты»

Музыкальные игры

 «Веселые рыбки»; «Русалочки»; «Рыболовы». 

   

Загадки о морских обитателях  

                                                                                                                                                                                                

Настоящий он циркач —                                                                                                                        

Носом отбивает мяч.                                                  

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть... (дельфин)

 

                                                  Эта рыба — хищник злой,

                                                  Всех проглотит с головой.

                                                  Зубы показав, зевнула

                                                  И ушла на дно... (акула)

 

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? (Медуза)

 

                                                     Он клешнями щиплет больно

                                                И кричит: «С меня довольно!

                                                Я устал. Я вам не раб».

                                                Распугал соседей... (краб)

 

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

 

                                               И на суше, и в воде —

                                               Носит дом с собой везде.

                                               Путешествует без страха

                                               В этом доме... (черепаха)

 

Может рыба-великан

Над водой пускать фонтан.

Кто же этим знаменит?

Житель океана — ... (кит)

 

                                              Что за плащ хвостатый, темный

                                              Рассекает в море волны?

                                              Осторожно! В нем разряд.

                                              Электрический он... (скат)

 

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это... (краб)

 

                                               Кит-гигант! Зубастый кит!

                                               Своенравен и сердит.

                                               Прирожденный эхолот

                                               Ест моллюсков …(кашалот)

 

Что за шар плывет с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмешь.

Этот шарик — ... (рыба-еж)

 

                                             Угадайте, что за кони

                                             Мчатся в море от погони?

                                             В водорослях скрыться смог

                                                  Маленький морской... (конек)

Ракообразная малышка

Меняет цвет. Уж это слишком!

Морских глубин цветная детка –

А зовут ее …(креветка)

                                           Головоногий то моллюск –

                                           Десяток рук,  присоски плюс.

                                           Довольно крупный экземпляр

                                           А зовут его …(кальмар)

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было

Выпускает он чернила…  (осьминог)

 

                                            Ты уже, дружок, конечно,

                                             Что-то слышал обо мне:

                                             Я всегда пятиконечная

                                             И живу на самом дне …. (морская звезда)

   Викторина «Что мы знаем о рыбах» 

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • Без труда. Не выловишь и рыбку из пруда.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется».

Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.

Задание 5. «Отгадай загадки».

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –все умелые пловцы.
(Аквариум)

В буйном море – океане рыба страшная живет,
У нее большой живот, пасть с ужасными клыками.
(Акула)

Очень добродушная, я мягкая, послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу.
(Вода)

В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)

С моряками был он дружен, чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же в мире памятник открыт?
(Дельфин)

Все ко дну я прижималась в темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –превратилась в плоский блин.
(Камбала)

Через море – океан плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту, растянулся на версту.
(Кит)

На дворе зима ли, осень, в глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим, мы лихие моряки.
(Окуни)

И на дне морском глубоком, и у самых берегов
Кто из рыб электротоком отгоняет прочь врагов?
(Скат)

Задание 7. Подвижная игра «Караси и щука».

Подведение итогов викторины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Познавательно – творческий проект "Обитатели морей и океанов"

Расширение знаний детей об  обитателях подводного мира, о связи их жизни в воде, об уникальности каждого вида. проявление у детей эмоциональной  отзывчивости, бережного отнош...

Творческий проект для детей средней группы "Обитатели морей и океанов"

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро.Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности.Цель проекта: создание условий для воспитания экологич...

Всероссийский детский творческий конкурс "Обитатели рек, морей и океанов"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24950587","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

Участие ребят во Всероссийском детском творческом конкурсе «Обитатели рек, морей и океанов»

Ежегодно 19 февраля мир отмечает экологический праздник – Всемирный день защиты морских млекопитающих, или Всемирный день кита, напоминающий нам о том, что даже самые крупные и умные звери плане...

Познавательное развитие "Обитатели морей и океанов"

Задачи:закреплять знания о морских обитателяхразвивать внимание, мышление, воображениепродолжать обогащать и расширять словарь детей словами: водоросли, чешуя, жабрывоспитывать желание бережно относит...

Информационно-творческий проект «Мир морей и океанов»

На «Детском совете» дети делились своими новостями. Всех заинтересовала новость Тимофея. Он рассказал о том, что был в дельфинарии, где дельфины показывали разные трюки. Детям сразу стало ...