Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Семья и семейные традиции".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сапожникова Татьяна Ивановна

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Семья и семейные традиции".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Образовательный центр "Успех"

Конспект интегрированного занятия с детьми

 подготовительной к школе группы по теме:

«Семья и семейные традиции»

Подготовила и провела:

Воспитатель: Сапожникова Т.И.

2024г.

Р.п. Дрожжино

  

Цель: Формировать  представления детей о семье и семейных традициях.

Задачи:

Обучающие:

-  Расширять и совершенствовать знания детей о  родственных отношениях в семье.

- Познакомить с понятием «семейные традиции», показать роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Развивающие:

- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

- Активизировать словарь на основе знаний о своей семье, знания и понимания смысла пословиц.

- Закреплять умение отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, грамматически правильно выстраивать ответы.

Воспитывающие:

- Воспитание чувства любви к своей семье, чувства уважения к родителям.

- Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа.

Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы: наглядный, игровой, сюрпризный момент, метод поощрительного словесного стимулирования, практическая деятельность детей, вопросы к детям.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами, приметами; составление генеалогического древа своей семьи совместно с родителями; составление рассказов о своей родословной; беседы о современных семейных традициях и давно сложившихся традициях русского народа; обсуждение традиций, сложившихся в детском саду; беседы на тему «Моя семья»; рассматривание тематических иллюстраций; рисование «Моя семья».

Материалы и оборудование: народные костюмы для девочки и мальчика; полотенце – рушник; каравай с солью; атрибуты для оформления русской горницы (самовар, прялка, половики, чайный сервиз, скатерть); сундук с предметами (фотоальбом, фотографии, старинный измельчитель, праздничный колпак), ножницы, цветная бумага, клей. Картинки с изображением деревьев, животных.

I. Вводная часть 3 минуты.

а) воспитатель настраивает детей на деятельность;

б) сюрпризный момент

II. Основная часть - 25 минут.

а) разгадывание ребуса;

б) дидактическая игра «Доскажи словечко»;

в) разгадывание загадок;

г) называние детьми русских  пословиц;

д) беседа о давно сложившихся традициях русского народа и современных семейных традициях;

е) физкультминутка;

е) рассматривание панно с родословными деревьями и составление рассказов о своей родословной; 

ж) рассматривание тематических иллюстраций;

з) изготовление герба группы.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) 2 минуты.

а) обобщение воспитателя;

б) анализ занятия (о том какие знания показали дети).

Ход ОД

I. Вводная часть

Организационный момент

Дети становятся в круг

Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Сюрпризный момент

Стук в дверь (заходит Карлсон): Здравствуйте дети и взрослые.

Воспитатель и дети: Здравствуй Карлсон. А ты как сюда попал?

Карлсон: Я сидел один на крыше и скучал, даже пообщаться не с кем. Малыш подрос, в школу пошел. Мы с ним редко видимся, а у меня больше никого нет, так тоскливо стало, решил полетать. А, когда пролетал мимо вашей группы, услышал в окне голос ребятишек и решил прийти к вам.

Воспитатель: «Молодец, что зашел, оставайся, с нами тебе будет интересно.

II. Основная часть.

Воспитатель: «Сегодня я хочу рассказать много нового и интересного! Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребусе (ребус на доске)

Разгадывание ребуса.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет                                                                                          

К цифре «семь» добавлю «Я»

И получится?

Дети: (Семья).

Воспитатель: Правильно, дети.

А кто входит в состав семьи,  мы узнаем, поиграв в игру  «Доскажи словечко».

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Перед сном надев пижаму,

Почитать мы просим … (маму)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить,

Все вы знаете ребята,

Это наш  любимый … (папа)

Ароматное варенье, пироги на угощенье,

Вкусные оладушки  от любимой …  (бабушки)

Он трудился, не от скуки

У него в мозолях руки.

А теперь он стар и сед

Это наш любимый … (дед)

Кто любит меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка.

Моя старшая  …(сестренка).

Кто веселый карапузик

Шустро ползает на пузе,

Удивительный мальчишка

Мой родной младший … (братишка).

А последний – это я

Вот и дружная семья.

Карлсон: А, что такое семья? У меня ее нет. Я всегда один на крыше.

Воспитатель: Вот сейчас дети тебе и расскажут, что такое семья.

Варианты ответов: Мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки…это люди, которые живут вместе, в одном доме…это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

Карлсон: Здорово, когда у тебя есть такие люди, которые любят и заботятся о тебе.

Воспитатель: Верно, в семье человек получает преданную любовь близких, заботу, воспитание, пример поведения. Вот как раз о воспитании есть одна русская пословица.

Карлсон: Я знаю такую пословицу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу».                                             Карлсон: «А, вы, дети, знаете пословицы про семью?

Пословицы о семье.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Семья ладом полна.

- Вся семья вместе, и душа на месте.

- Дерево держится корнями, а человек семьей.

- На что клад, коли в семье лад.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- В дружной семье и в холод тепло.

Карлсон: Какие вы молодцы,сколько вы знаете пословиц.                           Воспитатель: Да, слагать пословицы, которые несут смысл – это одна из давних традиций.

Карлсон: А, что такое традиции? Дети, может, вы знаете?

Ответы детей:   Традиции – это принятые в семье правила. Традиции – это когда семья вместе проводит свободное время.

Воспитатель: Верно, традиции – это семейные обычаи, принятые в семье, правила поведения, совместное празднование праздников, всё, что передается из поколения в поколение. В каждой семье свои правила.

Карлсон: Как все интересно.

Воспитатель: Сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу вам, какие были тогда обычаи и традиции. Какие же семейные традиции были в России? Карлсон иди с нами, тебе будет интересно. Чтобы узнать куда мы попадем, отгадайте загадку.

Стоит жилище, деревянные бочища.

Внутри печь да дрова это русская ...

Дети: (изба).

Все подходят к оформленному уголку в виде русской избы, макет печи, стол, самовар, сушки, баранки, колосья.  У входа переодетые в русские народные костюмы мальчик и девочка встречают гостей хлебом да солью.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим к нам в дом!

Карлсон: Дети, скажите, почему нас здесь так встречают?

Ответы детей: Это старая традиция – встречать гостей на пороге дома.

Воспитатель: Хозяин показывает, что рад гостям, что для гостей предлагает самое ценное в доме – хлеб да соль; так хозяйка дома показывает свое гостеприимство; про такие семьи говорят они какие?

Дети: гостеприимные – всегда рады гостям…и т.п.

Воспитатель: Согласна с вами, мы действительно попали в гостеприимную семью. Скажите, а какая традиция, связанная с походом в гости, сохранилась с давних времен по сегодняшний день?

Ответы детей: Чаепитие! Друзья чаще всего приглашают в гости «на чай», за чаем обсуждали разные проблемы, решали вопросы…просто беседовали…

Карлсон: А, мы, будем плюшками баловаться?

Воспитатель: Мы обязательно еще вернемся в этот дом на чаепитие побаловаться плюшками, но сейчас мы продолжим наше путешествие. А куда мы попадем вы узнаете, когда найдете отгадку про предмет, который я загадаю. Под этим предметом указано место, куда мы должны направиться.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит -

Всем чай пить велит.

Дети: (Самовар)

Карлсон вместе с детьми находит под самоваром записку.

 Можно я прочитаю, меня малыш научил.

Загадка про лес.                                

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Карлсон: Я знаю, куда надо лететь, направляйтесь за мной.                                 (Летят по залу под звук пропеллера, можно 2 круга для разминки). Прилетают к оформленному панно с родословными деревьями.

(Заранее проведенная работа с родителями)

Карлсон: Дети, посмотрите, куда мы попали?  (шум леса)

Воспитатель: Это настоящий исторический лес! Все деревья в нем необычные, нет ни одного похожего друг на друга. Дети, расскажите Карлсону, почему здесь необычные деревья.

Ответы  детей: Это наши родословные деревья, эти деревья мы оформили вместе с родителями. По этим деревьям можно узнать свою родословную, своих предков.

Воспитатель: такие деревья составляли с давних времен, чтобы каждый новый член семьи знал свои корни, своих родных, предков…это давняя семейная традиция – составлять генеалогическое древо, а кто изображен на ваших деревьях?

Дети по очереди  рассказывают о своей родословной.

Воспитатель: А, кто скажет, почему историю семьи чаще всего оформляют

 в виде дерева? Почему называют – родословное дерево?

Ответы детей: Потому, что семья как дерево – растет, увеличивается…семья мощная, сильная, крепкая как дерево…

Воспитатель: Вы все молодцы, постарались с родителями и сделали небольшую экскурсию по своей родословной. Каждый из вас познакомил нас со своими семьями. Надеюсь, эту замечательную традицию вы будете хранить и продолжать. После лесной прогулки надо немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Воспитатель: - Молодцы! Настоящие спортсмены!

Воспитатель: А, мы, отправляемся дальше. Чтобы, понять, куда мы направимся, надо отгадать загадку.

Когда услышит добрый день

Зазеленеет старый …(пень)

Под пенечком находят загадку.

В комнате у бабушки словно барин он стоит.

И под крышкой тяжеленной много нужного хранит. (Сундук)

Карлсон: Дети, скажите, что это такое, сундук?

Дети: Что-то похожее на ящик с крышкой.

Воспитатель: Карлсон, ты случайно, когда летел к нам, нигде сундук не видел?

Карлсон: Видел, летите за мной. Сначала летим прямо, потом налево.

(сундук спрятан под тканью). Карлсон и воспитатель достают сундук. Дети садятся на стульчики. (В сундуке предметы, воспитатель достает по одному и рассказывает).

Воспитатель: Это сундук, в нем могли хранить разные ценные вещи, могли хранить вещи, которые передавались из поколения в поколение…

Я раскрою вам секрет – этот сундук – хранитель традиций. Здесь собраны старые традиции, многие из которых и сегодня существуют в современных семьях.  Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем понять, о каких традициях нам могут рассказать эти вещи. Возможно, здесь есть подсказки из ваших семейных традиций.

Ответы детей:

- фотоальбом – это давняя семейная традиция – хранить фотографии родственников…фотографии каких-то памятных моментов…праздников;

- книжка – традиция читать книги младшим детям…читать перед сном… может быть традиция сочинять и записывать сказки…

- колпак праздничный «с днем рождения» - традиция праздновать дни рождения, новый год с семьей… поздравлять друг друга;

Воспитатель:  Дети, а какие традиции есть в нашей группе?

Варианты ответов детей: поздравлять друг друга с днем рождения…готовить и праздновать Праздник осени, Новый год, Масленицу, 8 марта…ходить к памятнику на 9 мая, ходить на экскурсию в лес в разные времена года… участвовать в разных конкурсах, викторинах... делать подарки родителям своими руками.

Воспитатель: Дети,  мы столько времени проводим вместе, заботимся друг о друге, помогаем друг другу в группе, справляем праздники, а нашу группу можно назвать одной дружной семьей?

Дети: Да.

Воспитатель: Раз мы с вами, одна большая дружная семья, я предлагаю сделать вам герб нашей группы, а, чтобы сделать герб предлагаю посмотреть картинки и выбрать, что же будет изображено на нашем гербе. На выбор предлагаются картинки и обсуждаются с детьми их значения. Дети выбрали солнце, лошадь, дерево яблоню.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, наше дерево похоже на яблоню? Почему?

Дети: На ней нет яблок.

Воспитатель: Как мы можем это исправить?  

Дети: Вырезать яблоки.

Изготовление герба группы.  Дети вырезают яблоки путем складывания бумаги пополам, приклеивают листик и черенок, прикрепляют к дереву.

III. Заключительная часть 

Воспитатель: Дети, давайте вместе полюбуемся, какой красивый и аккуратный получился у нас герб группы.

Воспитатель: Дети, вспомните, что вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей: Мы узнали многое о традициях…узнали, какие бывают традиции…поняли, что в наших семьях тоже есть свои традиции.

Воспитатель: Вы все молодцы, все старались, у вас получились хорошие работы.

Любите, уважайте, берегите, радуйте своими успехами своих родителей. Цените самое дорогое, что есть у человека – свои семьи.

Воспитатель читает стихотворение

Будьте все вместе, друг друга цените

Обиды и ссоры подальше гоните

И пусть про вас говорят все друзья:

Какая хорошая – ваша семья.  

Карлсон: Спасибо вам дети, мне так было интересно.

С вами я почувствовал себя в семье.

Воспитатель. А мы приглашаем Карлсона в гостеприимную семью, где нас встречали хлебом и солью, закрепить традицию чаепития, он ведь так хотел плюшками побаловаться.

(Занятие заканчивается общим чаепитием).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".

Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...

Тема: "Что такое медосмотр"(конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы"

НОД знакомит детей с необходимостью прохождения медосмотра, и формирует знания о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить....

Конспект интегрированного занятия во II младшей группе на тему «Семья»

Образовательные задачи:- Формировать у детей представление о семье, закреплять умение называть членов своей семьи.- Учить детей рисовать фломастером предметы круглой формы.- Закреплять название мамы у...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и художественной деятельности (лепке)

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и  художественной деятельности (лепке)...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по удивительным островам»

Развитие логического и образного мышления, памяти и внимания, речи и творческого воображения;2)    Развитие коммуникативных качеств, владение эмоциями;3)    Уме...