Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Семья и семейные традиции".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Семья и семейные традиции".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Образовательный центр "Успех"
Конспект интегрированного занятия с детьми
подготовительной к школе группы по теме:
«Семья и семейные традиции»
Подготовила и провела:
Воспитатель: Сапожникова Т.И.
2024г.
Р.п. Дрожжино
Цель: Формировать представления детей о семье и семейных традициях.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять и совершенствовать знания детей о родственных отношениях в семье.
- Познакомить с понятием «семейные традиции», показать роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
Развивающие:
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
- Активизировать словарь на основе знаний о своей семье, знания и понимания смысла пословиц.
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным, распространенным предложением, грамматически правильно выстраивать ответы.
Воспитывающие:
- Воспитание чувства любви к своей семье, чувства уважения к родителям.
- Воспитывать познавательный интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре русского народа.
Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: наглядный, игровой, сюрпризный момент, метод поощрительного словесного стимулирования, практическая деятельность детей, вопросы к детям.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами, приметами; составление генеалогического древа своей семьи совместно с родителями; составление рассказов о своей родословной; беседы о современных семейных традициях и давно сложившихся традициях русского народа; обсуждение традиций, сложившихся в детском саду; беседы на тему «Моя семья»; рассматривание тематических иллюстраций; рисование «Моя семья».
Материалы и оборудование: народные костюмы для девочки и мальчика; полотенце – рушник; каравай с солью; атрибуты для оформления русской горницы (самовар, прялка, половики, чайный сервиз, скатерть); сундук с предметами (фотоальбом, фотографии, старинный измельчитель, праздничный колпак), ножницы, цветная бумага, клей. Картинки с изображением деревьев, животных.
I. Вводная часть 3 минуты.
а) воспитатель настраивает детей на деятельность;
б) сюрпризный момент
II. Основная часть - 25 минут.
а) разгадывание ребуса;
б) дидактическая игра «Доскажи словечко»;
в) разгадывание загадок;
г) называние детьми русских пословиц;
д) беседа о давно сложившихся традициях русского народа и современных семейных традициях;
е) физкультминутка;
е) рассматривание панно с родословными деревьями и составление рассказов о своей родословной;
ж) рассматривание тематических иллюстраций;
з) изготовление герба группы.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ занятия (о том какие знания показали дети).
Ход ОД
I. Вводная часть
Организационный момент
Дети становятся в круг
Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Сюрпризный момент
Стук в дверь (заходит Карлсон): Здравствуйте дети и взрослые.
Воспитатель и дети: Здравствуй Карлсон. А ты как сюда попал?
Карлсон: Я сидел один на крыше и скучал, даже пообщаться не с кем. Малыш подрос, в школу пошел. Мы с ним редко видимся, а у меня больше никого нет, так тоскливо стало, решил полетать. А, когда пролетал мимо вашей группы, услышал в окне голос ребятишек и решил прийти к вам.
Воспитатель: «Молодец, что зашел, оставайся, с нами тебе будет интересно.
II. Основная часть.
Воспитатель: «Сегодня я хочу рассказать много нового и интересного! Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребусе (ребус на доске)
Разгадывание ребуса.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет
К цифре «семь» добавлю «Я»
И получится?
Дети: (Семья).
Воспитатель: Правильно, дети.
А кто входит в состав семьи, мы узнаем, поиграв в игру «Доскажи словечко».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Перед сном надев пижаму,
Почитать мы просим … (маму)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
Все вы знаете ребята,
Это наш любимый … (папа)
Ароматное варенье, пироги на угощенье,
Вкусные оладушки от любимой … (бабушки)
Он трудился, не от скуки
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед
Это наш любимый … (дед)
Кто любит меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка.
Моя старшая …(сестренка).
Кто веселый карапузик
Шустро ползает на пузе,
Удивительный мальчишка
Мой родной младший … (братишка).
А последний – это я
Вот и дружная семья.
Карлсон: А, что такое семья? У меня ее нет. Я всегда один на крыше.
Воспитатель: Вот сейчас дети тебе и расскажут, что такое семья.
Варианты ответов: Мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки…это люди, которые живут вместе, в одном доме…это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Карлсон: Здорово, когда у тебя есть такие люди, которые любят и заботятся о тебе.
Воспитатель: Верно, в семье человек получает преданную любовь близких, заботу, воспитание, пример поведения. Вот как раз о воспитании есть одна русская пословица.
Карлсон: Я знаю такую пословицу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу». Карлсон: «А, вы, дети, знаете пословицы про семью?
Пословицы о семье.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Семья ладом полна.
- Вся семья вместе, и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- На что клад, коли в семье лад.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
Карлсон: Какие вы молодцы,сколько вы знаете пословиц. Воспитатель: Да, слагать пословицы, которые несут смысл – это одна из давних традиций.
Карлсон: А, что такое традиции? Дети, может, вы знаете?
Ответы детей: Традиции – это принятые в семье правила. Традиции – это когда семья вместе проводит свободное время.
Воспитатель: Верно, традиции – это семейные обычаи, принятые в семье, правила поведения, совместное празднование праздников, всё, что передается из поколения в поколение. В каждой семье свои правила.
Карлсон: Как все интересно.
Воспитатель: Сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу вам, какие были тогда обычаи и традиции. Какие же семейные традиции были в России? Карлсон иди с нами, тебе будет интересно. Чтобы узнать куда мы попадем, отгадайте загадку.
Стоит жилище, деревянные бочища.
Внутри печь да дрова это русская ...
Дети: (изба).
Все подходят к оформленному уголку в виде русской избы, макет печи, стол, самовар, сушки, баранки, колосья. У входа переодетые в русские народные костюмы мальчик и девочка встречают гостей хлебом да солью.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим к нам в дом!
Карлсон: Дети, скажите, почему нас здесь так встречают?
Ответы детей: Это старая традиция – встречать гостей на пороге дома.
Воспитатель: Хозяин показывает, что рад гостям, что для гостей предлагает самое ценное в доме – хлеб да соль; так хозяйка дома показывает свое гостеприимство; про такие семьи говорят они какие?
Дети: гостеприимные – всегда рады гостям…и т.п.
Воспитатель: Согласна с вами, мы действительно попали в гостеприимную семью. Скажите, а какая традиция, связанная с походом в гости, сохранилась с давних времен по сегодняшний день?
Ответы детей: Чаепитие! Друзья чаще всего приглашают в гости «на чай», за чаем обсуждали разные проблемы, решали вопросы…просто беседовали…
Карлсон: А, мы, будем плюшками баловаться?
Воспитатель: Мы обязательно еще вернемся в этот дом на чаепитие побаловаться плюшками, но сейчас мы продолжим наше путешествие. А куда мы попадем вы узнаете, когда найдете отгадку про предмет, который я загадаю. Под этим предметом указано место, куда мы должны направиться.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит -
Всем чай пить велит.
Дети: (Самовар)
Карлсон вместе с детьми находит под самоваром записку.
Можно я прочитаю, меня малыш научил.
Загадка про лес.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Карлсон: Я знаю, куда надо лететь, направляйтесь за мной. (Летят по залу под звук пропеллера, можно 2 круга для разминки). Прилетают к оформленному панно с родословными деревьями.
(Заранее проведенная работа с родителями)
Карлсон: Дети, посмотрите, куда мы попали? (шум леса)
Воспитатель: Это настоящий исторический лес! Все деревья в нем необычные, нет ни одного похожего друг на друга. Дети, расскажите Карлсону, почему здесь необычные деревья.
Ответы детей: Это наши родословные деревья, эти деревья мы оформили вместе с родителями. По этим деревьям можно узнать свою родословную, своих предков.
Воспитатель: такие деревья составляли с давних времен, чтобы каждый новый член семьи знал свои корни, своих родных, предков…это давняя семейная традиция – составлять генеалогическое древо, а кто изображен на ваших деревьях?
Дети по очереди рассказывают о своей родословной.
Воспитатель: А, кто скажет, почему историю семьи чаще всего оформляют
в виде дерева? Почему называют – родословное дерево?
Ответы детей: Потому, что семья как дерево – растет, увеличивается…семья мощная, сильная, крепкая как дерево…
Воспитатель: Вы все молодцы, постарались с родителями и сделали небольшую экскурсию по своей родословной. Каждый из вас познакомил нас со своими семьями. Надеюсь, эту замечательную традицию вы будете хранить и продолжать. После лесной прогулки надо немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
Воспитатель: - Молодцы! Настоящие спортсмены!
Воспитатель: А, мы, отправляемся дальше. Чтобы, понять, куда мы направимся, надо отгадать загадку.
Когда услышит добрый день
Зазеленеет старый …(пень)
Под пенечком находят загадку.
В комнате у бабушки словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной много нужного хранит. (Сундук)
Карлсон: Дети, скажите, что это такое, сундук?
Дети: Что-то похожее на ящик с крышкой.
Воспитатель: Карлсон, ты случайно, когда летел к нам, нигде сундук не видел?
Карлсон: Видел, летите за мной. Сначала летим прямо, потом налево.
(сундук спрятан под тканью). Карлсон и воспитатель достают сундук. Дети садятся на стульчики. (В сундуке предметы, воспитатель достает по одному и рассказывает).
Воспитатель: Это сундук, в нем могли хранить разные ценные вещи, могли хранить вещи, которые передавались из поколения в поколение…
Я раскрою вам секрет – этот сундук – хранитель традиций. Здесь собраны старые традиции, многие из которых и сегодня существуют в современных семьях. Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем понять, о каких традициях нам могут рассказать эти вещи. Возможно, здесь есть подсказки из ваших семейных традиций.
Ответы детей:
- фотоальбом – это давняя семейная традиция – хранить фотографии родственников…фотографии каких-то памятных моментов…праздников;
- книжка – традиция читать книги младшим детям…читать перед сном… может быть традиция сочинять и записывать сказки…
- колпак праздничный «с днем рождения» - традиция праздновать дни рождения, новый год с семьей… поздравлять друг друга;
Воспитатель: Дети, а какие традиции есть в нашей группе?
Варианты ответов детей: поздравлять друг друга с днем рождения…готовить и праздновать Праздник осени, Новый год, Масленицу, 8 марта…ходить к памятнику на 9 мая, ходить на экскурсию в лес в разные времена года… участвовать в разных конкурсах, викторинах... делать подарки родителям своими руками.
Воспитатель: Дети, мы столько времени проводим вместе, заботимся друг о друге, помогаем друг другу в группе, справляем праздники, а нашу группу можно назвать одной дружной семьей?
Дети: Да.
Воспитатель: Раз мы с вами, одна большая дружная семья, я предлагаю сделать вам герб нашей группы, а, чтобы сделать герб предлагаю посмотреть картинки и выбрать, что же будет изображено на нашем гербе. На выбор предлагаются картинки и обсуждаются с детьми их значения. Дети выбрали солнце, лошадь, дерево яблоню.
Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, наше дерево похоже на яблоню? Почему?
Дети: На ней нет яблок.
Воспитатель: Как мы можем это исправить?
Дети: Вырезать яблоки.
Изготовление герба группы. Дети вырезают яблоки путем складывания бумаги пополам, приклеивают листик и черенок, прикрепляют к дереву.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Дети, давайте вместе полюбуемся, какой красивый и аккуратный получился у нас герб группы.
Воспитатель: Дети, вспомните, что вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей: Мы узнали многое о традициях…узнали, какие бывают традиции…поняли, что в наших семьях тоже есть свои традиции.
Воспитатель: Вы все молодцы, все старались, у вас получились хорошие работы.
Любите, уважайте, берегите, радуйте своими успехами своих родителей. Цените самое дорогое, что есть у человека – свои семьи.
Воспитатель читает стихотворение
Будьте все вместе, друг друга цените
Обиды и ссоры подальше гоните
И пусть про вас говорят все друзья:
Какая хорошая – ваша семья.
Карлсон: Спасибо вам дети, мне так было интересно.
С вами я почувствовал себя в семье.
Воспитатель. А мы приглашаем Карлсона в гостеприимную семью, где нас встречали хлебом и солью, закрепить традицию чаепития, он ведь так хотел плюшками побаловаться.
(Занятие заканчивается общим чаепитием).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".
Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...
Тема: "Что такое медосмотр"(конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы"
НОД знакомит детей с необходимостью прохождения медосмотра, и формирует знания о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить....
Конспект интегрированного занятия во II младшей группе на тему «Семья»
Образовательные задачи:- Формировать у детей представление о семье, закреплять умение называть членов своей семьи.- Учить детей рисовать фломастером предметы круглой формы.- Закреплять название мамы у...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и художественной деятельности (лепке)
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и художественной деятельности (лепке)...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по удивительным островам»
Развитие логического и образного мышления, памяти и внимания, речи и творческого воображения;2) Развитие коммуникативных качеств, владение эмоциями;3) Уме...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительно группы "В поисках музыкальных нот"
Конспект занятия...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области художественно-эстетическое развитие по декоративно-прикладному творчеству. Тема: Городецкая роспись. Расписные птицы.
Данный конспект может быть интересен педагогам ДОУ и дополнительного образования....