конспект бесед о родном городе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект бесед для детей старшей группы
История города Иркутска
Цель: Познакомить детей с историей города Иркутск
Задачи: Знакомство детей с историей родного города, рассказать о гербе города, воспитывать интерес и гордость к своему городу, расширять кругозор детей за пределы имеющихся знаний, формировать элементарные временные исторические представления..
Иркутский острог
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном и любимом городе Иркутске. В первое воскресение июня наш город будет День Рождения!
-А знаете ли вы историю города?
Когда-то на месте нашего города шумела вековая тайга, были не проходимые леса. Медведи устраивали свои берлоги, птицы гнёзда вили, свободно гуляли гордые лоси, бегали быстрые косули. В этих местах кочевали племена бурят, городов и деревень они не строили, переходили с места на место где много травы для корма своих животных, коров и лошадей.
Летом в 1661 году в тайге, над чистыми водами Ангары раздался стук и визг топоров. Отряд казаков под командованием отважного землепроходца Похабова Якова Ивановича строил небольшой, но основательный деревянный городок с земляными укрытиями и высоким ограждением. Такие городки в те времена назывались - острогами. Через год после основания острога стали называть его Иркутским по названию реки Иркут, около устья которой он находился, впадающей в реку Ангару.
Место для строительства города было выбрано не случайно- к нему плыли струги и лодки с мехами, золотом и припасами по трём рекам: Иркуту, Ангаре и Иде, которая позже стала называться Ушаковкой, лучшее место для пашен и выпаса скота, и сенные покосы, и рыбные ловли, охота- всё близко.
В 1686 году присваивается статус города. А в 1690 году был пожалован собственный герб и печать серебренная. Показ изображения герба.
Педагог задаёт вопрос: Как вы думаете что изображено на гербе? (ответы детей)
Сибирь славилась прежде всего пушными богатствами. Поэтому герб представляет собой " в серебренном поле бабра, бегущего по зелёной траве в левую сторону щита и имеющего в зубах своих соболя. Бабр - это кровожадный, сильный и лютый зверь, живёт в жарких странах. Он иногда забегает Сибирь из Китая. Бабром в те времена называли тигра. Понятие "бабр" в те времена путают с с "бобром". Художники пытаются заменить на гербе животных, но травоядный бобр не может нести в зубах соболя - символ богатства края. В результате появляется фантастическое животное с когтистыми перепончатыми лапами, чешуйчатым хвостом и кошачьей головой хищника с соболем в пасти.
Голова повёрнута к нам лицом, что символизирует "зверь на страже", красный соболь символизирует -символ богатства Сибири.
Понтонный мост
Иркутск, разделённый реками Ангарой, Иркутом и Ушаковкой нуждался в переправе с одной части города в другую. Лодки и карбозы, пароходы и плашкоуты не могли быстро переправить всех желающих. Было решено построить понтонный мост. Тридцать понтонов - огромных лодок, закреплённых за дно реки якорями - удерживали на плаву деревянный настил моста с ограждениями. Для пропуска пароходов и барж мост разводили, в основном это было в ночное время или ранним утром.
Пароход
Первый пароход был не завезён, а построен прямо в Иркутске судно от рубки до трюмов делалось деревянным. пароход имел парусную экипировку для использования попутного ветра.
Городские часы
В Иркутске часы появились в конце 17 столетия. Их механизм был изготовлен из дерева и привычного нам циферблата не имел. Время сообщали колокольным боем и поэтому их называли "боевыми" часами. Каждые пол часа раздавался своеобразный колокольный перезвон. Через час играла иная, "часовая" колокольная мелодия. "боевые" часы были гордостью города.
Трамвай
До конца 19 века в Иркутске передвигались на кибитках, дилижансах. Первые онибусы- рельсовые вагоны, запряженные лошадьми, появились осенью в 1899 году. но они проработали всего 8 лет, а первые трамваи появились лишь в 1947 году после Великой Отечественной войны.
Сегодня мы узнали, как появился наш город. На следующих занятиях мы с вами познакомимся с современным нашим городом, с памятниками нашего города, народами населяющими наш город и богатствах нашего края.
А в заключении хочу зачитать стихотворение:
Я люблю тебя город Иркутск,
Твоих улиц, крикливую спесь
И туман над рекой Ангарой,
И байкальского воздуха смесь.
Я люблю побродить не спеша,
В старых улицах вновь затеряться,
Если просит об этом душа,
на мгновение с прошлым остаться...
Я люблю тебя город Иркутск,
Древний град над седой Ангарой,
Принимаю таким, какой есть
И всегда восторгаюсь тобой.
Я желаю тебе город мой
Жить, не ведая, горя, печали,
Вновь, как прежде, промышленным стать
И, чтоб люди твои процветали.
Гимн Иркутска
Плывут и плывут прибайкальские шири,
Саянские горы синеют вдали.
Нас встретит столица таежной Сибири,
Любимый Иркутск, середина Земли.
Из всех городов городов - их немало на свете,
Взгляни на восток и на запад взгляни,
Сквозь тысячи верст мы свой город заметим,
И сердцем его мы увидим огни.
Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян ни легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск, середина Земли!
Стихи: М. Сергеев
Музыка: Е. Туманян
Интегрированное занятие «Мой любимый город Иркутск» (подготовительная группа)
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр
Карта маршрута, картинка разрезная «Цирк», макеты зданий, макет Вечного огня, видео – ролик «Счастливое детство», фото-открытки (театра «Аистенок», Кружевной дом, Вечный огонь, спортивный комплекс «Труд», цирк, музыкальный театр, политехнический институт,кружева из ткани и дерева, обручи, оборудование для эксперимента (стакан с водой, лист бумаги) ; соленое тесто, глина, пластилин
Электронные ресурсы: видео сообщение (чтение стихотворения мамой воспитанника, слайды «Все об Иркутске», фонограмма с записью «Любимый город»
Цель занятия: Дать исторические знания об Иркутске, воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
1. Закрепить знания о достопримечательностях родного города.
2. Дать представления о деревянном зодчестве - Иркутска.
3. Расширять представления детей о разнообразии архитектурных построек города Иркутска
4. Развивать связную речь, внимание, память, наблюдательность, творческие
способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества детей.
5. Закреплять умения и навыки работать с соленом тестом,
пластилином, глиной; развивать творческие способности.
6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.
6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.
Предварительная работа:
Экскурсии по городу Иркутску, в музей деревянного зодчества «Тальцы», музей
«Боевой славы», к «Вечному огню».
Разучивание стихотворений о достопримечательностях города Иркутска;
рассматривание открыток, фотографий с достопримечательностями города,
прослушивание песен об Иркутске; художественное творчество «Дома на нашей
улице», чтение художественной литературы, выполнение макетов, изготовление
альбомов: «Мой Иркутск - моя семья»; оформление портфолио.
Под музыку дети входят в зал
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и наши гости. Я рада видеть вас в нашем зале.
Ребята нам пришло видео сообщение, давайте послушаем его.
(дети слушают стихотворение об Иркутске, читает мама).
Осенью желтой, и снежной зимой
Стоит величаво Иркутск, город мой,
А дочка Байкала, течет не спеша,
Красавица наша, река Ангара.
Люблю твои парки и скверы люблю.
И дворик твой каждый легко узнаю.
Все с детства знакомо, и дорого мне.
В какой бы я не был в красивой стране.
Воспитатель: Вы узнали, чья мама прочитала стихотворение?
догадались, о чем, мы сегодня будем говорить?
Ответы детей: (об Иркутске)
Воспитатель: Мы с вами очень много ездили по нашему городу, а сегодня я предлагаю пройти по любимым местам, наш город очень большой и чтобы нам не заблудиться, что нам может помочь?
Ответы детей (карта-схема)
Воспитатель Давайте посмотрим на карте маршрут нашей экскурсии
(«Исторический Иркутск»)
1.«Исторический Иркутск».
Слайд «Музей города Иркутска».
Воспитатель: Ребята, а вы узнали, что это за здание?
Ответы детей
Какие музеи есть еще в нашем городе?
Ответы
Воспитатель А почему мы пришили в музей истории города. Почему он так называется.
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте пройдем в музей, который вы сделали вместе с родителями (подходит столу, на котором расположены макеты домов) Вы помните, как нужно себя вести в музеи.
Чтение стихотворение про музей. Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.
Здесь дух неуловимый-
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.
И люди в восхищении
Любуются стоят
На красоту музея-
Коллекций дивный ряд.
Посмотрите сколько здесь много интересных зданий. У каждого своя история, архитектура.
Это что?
Ответы (Острог)
Воспитатель С него и был основан наш город
У каждого города есть свой герб. А какой герб у нашего города.
Ответы детей: На гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя
Воспитатель: Да, много красивых зданий в нашем городе: есть новые, современные здания и есть старинные, которые построили много лет тому назад,
Что вы здесь видите
Ответы детей (дом декабристов, Костел)
Воспитатель:А это что за здание
Показ слайда
Ответы детей Спасская церковь
Стихотворение Спасская церковь Церковь словно теремок,
Что не низок, не высок.
Называем ее Спасской
Красота ее как в сказке
Воспитатель: Что можно сказать об этом здании?
Ответы детей: (самое старинное каменное….)
Воспитатель Каким раньше был Иркутск?
Ответы детей (Раньше город был деревянный).
Воспитатель: Недавно на экскурсии мы видели с вами очень красивый деревянный дом
(показ слайда Кружевной дом)
Что это здание?
А почему дом называется кружевной? Правильно, потому что он украшен кружевами (показывает кружева, из ниток и дерева) посмотрите, какие красивые кружева Раньше девушки долгими вечерами плели кружева для украшения одежды, а мужчины переносили эти кружева на дерево. затем такими кружевами, только деревянными, стали украшать дома. Что означал узор?
Каждый узор-это магический знак, что он обозначал?
Ответы детей
Воспитатель: В нашем музеи есть кружевной дом.?
Ответы: нет
Давайте сделаем его.
Воспитатель: (читает загадку)
Туда любит ходить детвора
Там чудо куклы оживают,
Спектакли, сказки представляют
Какая остановка на карте будет четвертой?
«Театрально-развлекательный» Иркутск
Слайд Кукольный театр «Аистенок» и Музыкальный театр имени Загурского.
Воспитатель:
Воспитатель: что это? Правильно театр кукол «Аистенок». Что же в этом театре можно увидеть? Почему его называют кукольным? Верно, потому что все спектакли актеры оживляют куклами.
Воспитатель: А какие театры вы еще знаете
Ответы детей: Музыкальный театр.
Воспитатель: Скажите, что делают в музыкальном театре?
Ответы детей: показывают музыкальные постановки, балет, поют песни, оперетты,
Воспитатель: Давайте мы сейчас станем артистами музыкального театра
«Осень в городе моем».
(дети исполняют песенку «Осень в городе моем» и танцуют танец «Иркутск»
Воспитатель загадка про цирк
Ответы детей
Воспитатель предлагает детям побыть фокусниками и собрать из геометрических фигур картинку (цирк, Аистенок, музыкальный театр) По команде: крибли крабли, бумс
Воспитатель: рассматривает картинки, что у вас получилось?
Слайд «Спортивный комплекс Труд»
Воспитатель: Дети, что это? Вы узнали этот комплекс? Для чего он нужен?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно ребята! Мы с вами сюда непросто так пришли, мы тоже любим заниматься спортом и участвовать в различных соревнованиях Вы помните, что недавно в нашей стране проходили зимние олимпийские игры, по нашему городу Иркутску проносили Олимпийский огонь.
Давайте мы с вами, проведем эстафету выкладывание из обручей
«Олимпийскую эмблему».
(дети выполняют эстафету)
Воспитатель: Предлагаю пойти дальше
Выносится Макет «Вечный огонь»
Воспитатель:Вы узнали это место? Мы подошли к самому святому месту в
нашем городе к “Вечному огню. ” Почему оно святое для каждого иркутянина?
(Ответы детей потому что, во время войны во многих семьях кто-то погиб (отец, сын, брат, сражаясь в боях за Родину. И мы должны помнить о них и быть благодарны им.
Воспитатель читает
Нас братских могилах не ставят крестов
и вдовы на них не рыдают
к ним кто-то приносит букеты цветов
и вечный огонь зажигают
(звучит музыка, дети возлагают цветы).
Мы почтили память павшим героям и предлагаю отправиться дальше
Воспитатель: Не смотря на то, что город старый, на следующий год исполняется 355 лет наш город продолжает идти в ногу со временем, он процветает, развивается у нас много учебных заведений и сегодня я хочу предложить посетить самый большой Технический университет нашего города.
.В этом учебном заведении готовят: инженеров, геологов, строителей, конструкторов самолетов, исследователей, дизайнеров и много других.
Это для вас новая неизученная тема. Когда вы немножечко
подрастете, окончите школу поступите в институт. Там вы узнаете много нового,
интересного.
А сейчас предлагаю войти в лабораторию этого университета, превратиться в науных работников и провести эксперимент.
(Воспитатель объяснение детям эксперимента)
Опыт: «Как выйти сухим из воды»
Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь поднимите стакан: бумага осталась сухой.
Воспитатель: Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом. Впереди вас ждет много открытий и свершений. И кто знает, может кто-то из вас будущий ученый, или научный сотрудник.
Воспитатель. А теперь давайте перейдем в дизайнерскую мастерскую и сделаем памятные медали о нашем городе
(дети выбирают трафареты по желанию)
Предлагаю на память сфотографироваться., а вечером вы сможете посмотреть фотографии на сайте нашего детского сада
Экскурсия подошла к концу.
Воспитатель: Что больше всего запомнилось и понравилось вам в нашей экскурсии?
Ответы детей:
Пришла прощаться нам пора, До свидания, пока!
.
«ИРКУТСКОЕ КАЗАЧЕСТВО»
Цель: Формировать у детей нравственно-этические нормы, воспитывать социально одобряемые стереотипы поведения. Способствовать развитию познавательных процессов, как речь, творческое мышление и воображение дошкольников. Во время занятия важно создать доброжелательную атмосферу. Учить детей слушать и принимать точки зрения, не совпадающие с их собственными. Воспитывать любовь к Родине, к своей семье, малой родине. Использование ИКТ.
Предварительная работа: Чтение произведений: Михаил Ошанин «Сказание о земле Сибирской», предание от русских старожилов «Как русские узнали о Сибири», Ирина Каширцева «Как появился Иркутский острог». Знакомство с пословицами о казаках и родине, с песнями «У моей России», «Иркутская история», «Для чего». Обогащение словаря с объяснением старорусских слов.
Ход деятельности:
Дети входят в группу, встают полукругом – лицом к телевизору – хором говорим пословицу: «Всякому мила своя сторона», включаем песню «Иркутская история», одновременно под песню показ исторических мест нашего города, дети подпевают припев:
-Знаю я, вся жизнь моя – Иркутская история,
Исток величественных рек, таежной просеки разбег.
Знаю я, вся жизнь моя – Иркутская история,
Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь.
Знаю я, вся жизнь моя – Иркутская история,
Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь.
-Вы узнали места, изображенные на этих фотографиях? (свободные ответы)
-О каком городе звучала песня? (об Иркутске)
-Так какой же город мы можем назвать своей малой родиной? (свободные ответы)
-Частью какой страны является наш город Иркутск? (России)
-Максим, расскажи свое стихотворение:
Люблю Россию с давних лет,
Ведь это Родина моя!
Здесь ничего чужого нет,
Здесь моя русская земля!
Леса, поля, луга и горы,
Родные реки и озера –
Встречают тут меня всегда.
Ведь это Родина моя.
-Мы знаем с вами песню «У моей России», давайте ее споем…
/под звукозапись мелодии – музыка Струве – дети исполняют песню/
1. У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев: Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей.
2. Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
\ припев\
3. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
\припев\
-Скажите, всегда ли Сибирь, где и находится наш родной город, была русской государевой землей? (свободные ответы)
-В давние-давние времена за Уральскими горами земля эта какой считалась? (необитаемой, непригодной для людей, без дорог, с дремучими лесами, населенная дикими зверями, странными существами)
-Какие же храбрые люди стали пробираться за Урал-камень? (русские казаки)
-Кто был предводителем казаков? (казак Ермак Тимофеевич)-показ иллюстрации
-На чем приплыли казаки? (на стругах)
-Что такое острог? (крепость, где можно жить и обороняться от врагов)
-Что же такое «острожина»? (плотный ряд высоких, вкопанных в землю, а сверху заостренных столбов)
-Найдите на рисунках изображение Иркутского острога, (дети показывают)
-Почему город по реке Иркут назвали Иркутском, ведь Ангара и больше, и красивее? (Острогам давали название тех мест, где острожные казаки собирали ясак (дань) с коренных жителей, т. е. с тех людей, которые жили по долине Иркута – скот пасли, охотились на диких зверей)
-Ксюша, расскажи свое стихотворение:
-«сияют храмы там и тут, впадает в Ангару Иркут…
На месте древнего острога потомки казаков живут»
-Почему же казаки были такие сильные и бесстрашные? (потому что когда легко человек живет – он слабеет, а когда с детства живет в трудах, трудности преодолевает, он закаляется. (Тренируются у него душа и тело)
-Давайте рассмотрим, как выглядели те, сильные и бесстрашные казаки (показ иллюстраций казаков – в старинной и современной одежде
…выезжают всадники в цветных кафтанах, шапки искрятся соболиным околышем, с боку – сабля… Левая рука небрежно, но цепко держит конскую узду, а шенкеля направляют коня вперед…В этой небрежной, с куражом посадке местные тунгусы да братские с ужасом видели «лоча» - казаков Белого царя)
-Какое оружие было у казаков?
-Есть ли в Иркутске памятник основателю Иркутского острога, покажите…
-Давайте вспомним пословицы о казаках. Я начну, а вы - заканчивайте:
«Оскорбление одного казака есть (оскорбление всех)
«Без атамана казак (сирота)
«Бог не без милости, (казак не без счастья)
«Казак и в беде (не плачет)
«Казаков мало (не бывает)
«Казак из пригоршни напьется, (на ладони пообедает)
«Казак сам голодает, (а лошадь сыта)
«Терпи, казак, (атаманом будешь)
«Тот не казак, (кто боится собак)
«Не всем казакам в (атаманах быть)
«Казак молчит, (но все знает)
«Береженого Бог бережет, (а казака сабля)
«Без коня казак (кругом сирота)
-Женя и Соня знают стихи о казаках (чтение стихов)
«Иркутское казачество» Владимир Скиф.
На Русской карте значится и длится испокон
Иркутское казачество – державный легион.
От Якова Похабова, от вольниц Ермака
Ценило войско – храброго, простого казака.
Сибирское казачество по всей земле незря
Ходило в бой и начисто рубилось за Царя.
Его богатство множило, несло Его печать,
С благоволенья Божьего растило казачат…
Вся жизнь переиначится, уйдут и тьма, и гнет,
Иркутское казачество штандарты развернет.
От многих ран излечится, и шашками горя,
Восстанет за Отечество и Веру, и Царя!
-Как вы думаете, ребята, почему говорят, что «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, К своему дому»? (свободные ответы)
-Вика, прочитай свое стихотворение:
«Мой добрый дом»
Уютно в доме и тепло, в нем много радости и шума,
Он не умеет быть угрюмым – мне с нашим домом повезло.
По воскресеньям на площадках туда-сюда жильцы снуют,
Одни выходят на зарядку, другие – песенки поют.
Играют папы вместе с нами, а мамы пироги пекут
И угощают нас тортами – все в доме воскресенья ждут.
Весь день к соседям в гости ходим, давно мы с ними дружбу водим,
Улыбки, шутки дарим им – гордимся домом мы своим.
-Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? (ответы детей)
-Да, «Без любви к человеку нет любви к Родине».
-А вот Ева знает стихотворение «Наша прекрасная Земля», послушайте…
«Наша прекрасная Земля»
-Чем богата ты, Земля? – У меня есть все: поля, и леса, и гор вершины, и цветущие долины,
Запах пашни ароматный, урожай пшеницы знатный. Рек узор, простор морей.
В кладовой храню своей. Чтоб запомнить вы смогли все сокровища мои,
Я вам песенку спою обо всем, что вам дарю.
-Так почему же люди любят свою Родину? (свободные ответы)
-Запомните, дети, «Кто, где родился, тот там и пригодился».
-А сейчас физминутка под песню «А в Иркутске летная погода»
(дети танцуют)
2часть. Творческое задание.
(Воспитатель читает пословицу: «Родина краше солнца, дороже золота»)
-Скажите, с чем еще можно сравнить Родину? Например: Родина может быть: краше звезды, красивее небес, краше радуги, дороже денег, машины, дворца и т. д.
Затем предлагаем сделать аппликацию или рисунок, с помощью которого изобразить свой дом, а вокруг него, все, что украшает землю. (дети работают за столами)
\ Подводя итог работам детей, воспитатель говорит:
-Да, «Родина начинается с семьи, с дома родного, в котором мы живем со своими близкими».
-Мы незря на свет родились, и это понимают наши дети, об этом они и поют: (песня Дениса Майданова «Для чего»)
Продуктивная деятельность коллективная аппликация «Мой дом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о родном городе
Без воспитания любви к родному городу, невозможно научиться любить свою страну....
Беседа о родном городе "Мы любим свой город"
С детьми беседовали о тех местах, которые мы посетили и дороги каждому....
Беседа о родном городе Ухте.
Выдано свидетельство за размещение публикации на сайте sto-talantov.ru Название и адрес публикации: Конспект занятия познавательного цикла по теме: «Родной город Ухта»...
Конспект НОД "Беседа о родном городе"
Конспект...
Конспект беседы «Наш родной город Тосно». Для детей 5-6 лет с ОВЗ.
Конспект беседы «Наш город Тосно».Группа детей 5-6 лет с ОВЗ. Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, интереса к родному городу. Задачи:образовательные:- фо...
Конспект беседы "Мой родной город Дзержинск"
конспект беседы в старшей группе...
Конспект беседы «Мой родной край город - Серпухов».
Конспект беседы....