серия занятий по теме "Наш город Иркутск"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

знакомство детей с историей города Иркутск. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zanyatiy_po_irkutsku.docx79.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

 Как все начиналось


Цель: познакомить детей с историей города Иркутск
Задачи: Знакомство детей с историей родного города, рассказать о гербе города, воспитывать интерес и гордость к своему городу, расширять кругозор детей за пределы имеющихся знаний, формировать элементарные временные

Исторически представления.

Ход.

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном и любимом городе Иркутске.

-А знаете ли вы историю города?

        Когда-то на месте нашего города шумела вековая тайга, были не проходимые леса. Медведи устраивали свои берлоги, птицы гнёзда вили, свободно гуляли гордые лоси, бегали быстрые косули. В этих местах кочевали племена бурят, городов и деревень они не строили, переходили с места на место, где много травы для корма своих животных, коров и лошадей.

             Летом, много лет тому назад в тайге, над чистыми водами Ангары раздался стук и визг топоров. Отряд казаков под командованием отважного землепроходца Похабова Якова Ивановича строил небольшой, но основательный деревянный городок с земляными укрытиями и высоким ограждением. Такие городки в те времена назывались - острогами. Через год после основания острога стали называть его Иркутским по названию реки Иркут, около устья которой он находился, впадающей в реку Ангару.

        Место для строительства города было выбрано не случайно- к нему плыли струги и лодки с мехами, золотом и припасами по трём рекам: Иркуту, Ангаре и Иде, которая позже стала называться Ушаковкой, лучшее место для пашен и выпаса скота, и сенные покосы, и рыбные ловли, охота- всё близко.
В 1686 году (через 25 лет )присваивается статус города. А в 1690 году (через 4 года) был пожалован собственный герб и печать серебренная.
Показ изображения герба.

Педагог задаёт вопрос: как вы думаете, что изображено на гербе? (ответы детей)

        Сибирь славилась прежде всего пушными богатствами. Поэтому герб представляет собой " в серебренном поле бабра, бегущего по зелёной траве в левую сторону щита и имеющего в зубах своих соболя. Бабр — это кровожадный, сильный и лютый зверь, живёт в жарких странах. Он иногда забегает Сибирь из Китая. Бабром в те времена называли тигра. Понятие "бабр" в те времена путают с  "бобром". Художники пытаются заменить на гербе животных, но травоядный бобр не может нести в зубах соболя - символ богатства края. В результате появляется фантастическое животное с когтистыми перепончатыми лапами, чешуйчатым хвостом и кошачьей головой хищника с соболем в пасти.

Голова повёрнута к нам лицом, что символизирует "зверь на страже", красный соболь символизирует -символ богатства Сибири.

Иркутск, разделённый реками Ангарой, Иркутом и Ушаковкой нуждался в переправе с одной части города в другую. Лодки и карбозы, пароходы и плашкоуты не могли быстро переправить всех желающих. Было решено построить понтонный мост. (показ слайда). Тридцать понтонов - огромных лодок, закреплённых за дно реки якорями - удерживали на плаву деревянный настил моста с ограждениями. Для пропуска пароходов и барж мост разводили, в основном это было в ночное время или ранним утром.

Первый пароход был не завезён, а построен прямо в Иркутске судно от рубки до трюмов делалось деревянным. пароход имел парусную экипировку для использования попутного ветра. (показ слайда)

В Иркутске часы появились в конце 17 столетия. (показ слайда). Их механизм был изготовлен из дерева и привычного нам циферблата не имел. Время сообщали колокольным боем и поэтому их называли "боевыми" часами. Каждые пол часа раздавался своеобразный колокольный перезвон. Через час играла иная, "часовая" колокольная мелодия. "боевые" часы были гордостью города.

До конца 19 века (а сейчас 21 век) в Иркутске передвигались на кибитках, дилижансах. Первые онибусы- рельсовые вагоны, запряженные лошадьми, появились осенью в 1899 году. но они проработали всего 8 лет, а первые трамваи появились лишь в 1947 году после Великой Отечественной войны.

Сегодня мы узнали, как появился наш город. На следующих занятиях мы с вами познакомимся с современным нашим городом, с памятниками нашего города, народами, населяющими наш город и богатствах нашего края.

А в заключении хочу зачитать стихотворение:
Я люблю тебя город Иркутск,
Твоих улиц, крикливую спесь
И туман над рекой Ангарой,
И байкальского воздуха смесь.

Я люблю побродить не спеша,
В старых улицах вновь затеряться,
Если просит об этом душа,
на мгновение с прошлым остаться...

Я люблю тебя город Иркутск,
Древний град над седой Ангарой,
Принимаю таким, какой есть
И всегда восторгаюсь тобой.

Я желаю тебе город мой
Жить, не ведая, горя, печали,
Вновь, как прежде, промышленным стать
И, чтоб люди твои процветали.

Гимн Иркутска

Плывут и плывут прибайкальские шири,
Саянские горы синеют вдали.
Нас встретит столица таежной Сибири,
Любимый Иркутск, середина Земли.

Из всех городов городов - их немало на свете,
Взгляни на восток и на запад взгляни,
Сквозь тысячи верст мы свой город заметим,
И сердцем его мы увидим огни.

Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян ни легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск, середина Земли!

Стихи: М. Сергеев
Музыка: Е. Туманян

Занятие №2

Интегрированное занятие «Мой любимый город Иркутск» (подготовительная группа)

Оборудование: ноутбукинтерактивная доска, музыкальный центр

Карта маршрута, картинка разрезная «Цирк», макеты зданий, макет Вечного огня, видео – ролик «Счастливое детство», фото-открытки (театра «Аистенок», Кружевной дом, Вечный огонь, спортивный комплекс «Труд», цирк, музыкальный театр, политехнический институт, кружева из ткани и дерева, обручи, оборудование для эксперимента (стакан с водой, лист бумаги); соленое тесто, глина, пластилин

Электронные ресурсы: видео сообщение (чтение стихотворения мамой воспитанника, слайды «Все об Иркутске», фонограмма с записью «Любимый город»

Цель занятия: дать исторические знания об Иркутске, воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

1. Закрепить знания о достопримечательностях родного города.

2. Дать представления о деревянном зодчестве - Иркутска.

3. Расширять представления детей о разнообразии архитектурных построек города Иркутска

4. Развивать связную речь, внимание, память, наблюдательность, творческие

способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества детей.

5. Закреплять умения и навыки работать с соленом тестом,

пластилином, глиной; развивать творческие способности.

6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

6. Воспитывать чувство любви и гордости за свой город.

Предварительная работа

Вертуальная экскурсии по городу Иркутску, в музей деревянного зодчества «Тальцы», музей

«Боевой славы», к «Вечному огню».

Разучивание стихотворений о достопримечательностях города Иркутска;

рассматривание открыток, фотографий с достопримечательностями города,

прослушивание песен об Иркутске; художественное творчество «Дома на нашей улице», чтение художественной литературы, выполнение макетов, изготовление

Альбом: «Мой Иркутск - моя семья»

Воспитатель:

Ребята нам пришло видео сообщение, давайте послушаем его.

(дети слушают стихотворение об Иркутске).

Осенью желтой, и снежной зимой

Стоит величаво Иркутскгород мой,

А дочка Байкала, течет не спеша,

Красавица наша, река Ангара.

Люблю твои парки и скверы люблю.

И дворик твой каждый легко узнаю.

Все с детства знакомо, и дорого мне.

В какой бы я не был в красивой стране.

Воспитатель: догадались, о чем, мы сегодня будем говорить?

Ответы детей(об Иркутске)

Воспитатель: Мы с вами очень много ездили по нашему городу, а сегодня я предлагаю пройти по любимым местам, наш город очень большой, и чтобы нам не заблудиться, что нам может помочь?

Ответы детей (карта-схема)

Воспитатель: Давайте посмотрим на карте маршрут нашей экскурсии

(«Исторический Иркутск»)

1.«Исторический Иркутск».

Слайд «Музей города Иркутска».

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, что это за здание?

Ответы детей

Какие музеи есть еще в нашем городе?

Ответы

Воспитатель А почему мы пришили в музей истории города. Почему он так называется.

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте пройдем в музей, который вы сделали вместе с родителями (подходит столу, на котором расположены макеты домов) Вы помните, как нужно себя вести в музеи.

Чтение стихотворение про музей. Скажу я вам, в музее

Всегда бывать я рад!

Открывши рот, глазею

На каждый экспонат.

Здесь дух неуловимый-

Дыханье старины,

Истории невинной

Стоим напротив мы.

И люди в восхищении

Любуются стоят

На красоту музея-

Коллекций дивный ряд.

Посмотрите сколько здесь много интересных зданий. У каждого своя история, архитектура.

Это что?

Ответы (Острог)

Воспитатель С него и был основан наш город

У каждого города есть свой герб. А какой герб у нашего города.

Ответы детей: на гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя

Воспитатель: да, много красивых зданий в нашем городе: есть новые, современные здания и есть старинные, которые построили много лет тому назад,

Что вы здесь видите

Ответы детей (дом декабристов, Костел)

Воспитатель: А это что за здание

Показ слайда

Ответы детей Спасская церковь

Стихотворение Спасская церковь Церковь словно теремок,

Что не низок, не высок.

Называем ее Спасской

Красота ее как в сказке

Воспитатель: что можно сказать об этом здании?

Ответы детей(самое старинное каменное….)

Воспитатель Каким раньше был Иркутск?

Ответы детей (Раньше город был деревянный).

Воспитатель: красивый деревянный дом (показ слайда Кружевной дом)

Что это за здание?

А почему дом называется кружевной? Правильно, потому что он украшен кружевами (показывает кружева, из ниток и дерева) посмотрите, какие красивые кружева, раньше девушки долгими вечерами плели кружева для украшения одежды, а мужчины переносили эти кружева на дерево. затем такими кружевами, только деревянными, стали украшать дома. Деревянные узоры предназначались не только для красоты, сколько они должны были оберегать, охранять жизнь и добро владельцев дома. (ромбы, квадраты, затем мастера совершенствовались и стали появляться завитки, розочки, остроконечные звезды).

Воспитатель(читает загадку)

Туда любит ходить детвора

Там чудо куклы оживают,

Спектакли, сказки представляют

Какая остановка на карте будет четвертой?

«Театрально-развлекательный» Иркутск

Слайд Кукольный театр «Аистенок» и Музыкальный театр имени Загурского.

Воспитатель: что это? Правильно театр кукол «Аистенок». Что же в этом театре можно увидеть? Почему его называют кукольным? Верно, потому что все спектакли актеры оживляют куклами.

Воспитатель: А какие театры вы еще знаете

Ответы детей: Музыкальный театр.

Воспитатель: Скажите, что делают в музыкальном театре?

Ответы детей: показывают музыкальные постановки, балет, поют песни, оперетты,

Воспитатель: Давайте мы сейчас станем артистами музыкального театра

(по выбору воспитателя песенка козы из спектакля «семеро козлят»)

Воспитатель загадка про цирк

Ответы детей

Воспитатель предлагает детям побыть фокусниками и собрать из блоков Дьенеша картинку (цирк, Аистенок, музыкальный театр) По команде: крибли, крабли, бумс

Воспитатель: рассматривает картинки, что у вас получилось?

Слайд «Спортивный комплекс Труд»

Воспитатель: Дети, что это? Вы узнали этот комплекс? Для чего он нужен?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно ребята! Мы с вами сюда непросто так пришли, мы тоже любим заниматься спортом и участвовать в различных соревнованиях Вы помните, что недавно в нашей стране проходили зимние олимпийские игры, по нашему городу Иркутску проносили Олимпийский огонь.

Давайте мы с вами, проведем эстафету выкладывание из обручей

«Олимпийскую эмблему».

(дети выполняют эстафету)

Воспитатель: предлагаю пойти дальше

Выносится Макет «Вечный огонь»

Воспитатель: Вы узнали это место? Мы подошли к самому святому месту в нашем городе к “Вечному огню». Почему оно святое для каждого иркутянина?

(Ответы детей, потому что, во время войны во многих семьях кто-то погиб (отец, сын, брат, сражаясь в боях за Родину. И мы должны помнить о них и быть благодарны им.

Воспитатель читает

Нас братских могилах не ставят крестов

и вдовы на них не рыдают

к ним кто-то приносит букеты цветов

и вечный огонь зажигают

(звучит музыка, дети возлагают цветы).

Мы почтили память павшим героям и предлагаю отправиться дальше

Воспитатель: несмотря на то, что город старый, наш город продолжает идти в ногу со временем, он процветает, развивается у нас много учебных заведений и сегодня я хочу предложить посетить самый большой Технический университет нашего города.

В этом учебном заведении готовят: инженеров, геологов, строителей, конструкторов самолетов, исследователей, дизайнеров и много других.

Когда вы немножечко подрастете, окончите школу поступите в институт. Там вы узнаете много нового, интересного.

А сейчас предлагаю войти в лабораторию этого университета, превратиться в научных работников и провести эксперимент.

(Воспитатель объяснение детям эксперимента)

Опыт«Как выйти сухим из воды»

Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь поднимите стакан: бумага осталась сухой.

Воспитатель: Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом. Впереди вас ждет много открытий и свершений. И кто знает, может кто-то из вас будущий ученый, или научный сотрудник.

Воспитатель. А теперь давайте перейдем в дизайнерскую мастерскую и сделаем памятные медали о нашем городе

(дети выбирают трафареты по желанию)

Экскурсия подошла к концу.

Воспитатель: что больше всего запомнилось и понравилось вам в нашей экскурсии?

Ответы детей:

Занятие № 2

Тема: «Наш город»

Задачи: знакомить с родным городом, в котором мы живём в настоящее время, с его достопримечательностей, памятниками, храмами, архитектурой. Учить видеть красоту, созданную трудом людей, сравнивать прошлое и настоящее, видеть изменения, произошедшие с течением времени. Воспитывать любовь к родному городу, желание его беречь и преумножать его красоту. Развивать умение высказываться.

Материал: фотографии, иллюстрации известных мест города, зданий, памятников, аудиокассета с записью об Иркутске и Ангаре. Фотографии и иллюстрации оформлены в небольшие выставки «Настоящее и прошлое» в разных местах групповой комнаты.

Ход

Организационный момент: включена аудиозапись с песней «Мой Иркутск»

- О каком городе эта песня? (Ответы детей)

- Правильно, и я приглашаю вас в путешествие, которое называется «Из прошлого в настоящее». А почему оно так называется, вы попробуете ответить в конце занятия.

В путешествии нам поможет карта города. На ней есть флажки с номерами. Это будут пункты наших остановок. А сейчас выберите транспорт, на котором отправимся. (Выбор транспорта, усаживаемся, беру первый флажок №1).

- Первая остановка. Подойдите, узнайте место в нашем городе. (Выставка, дети узнают «Сквер Кирова»).

- Правильно, это сквер, где мы все любим гулять. Но он не всегда был таким, смотрите на фото и слушайте рассказ. Когда-то давно это была центральная площадь г. Иркутска и представляла собой заболоченный пустырь с покосившимися постройками. И называлась она Кремлёвской, т.к. рядом находился кремль - Острог. На площади происходила торговля, гуляния. Но так как менялся город, менялась и площадь. Она называлась разными названиями и, наконец, в наши дни она стала называться сквером – им. Кирова. Как она изменилась с тех пор? (Ответы детей, рассматривание фото старого вида и настоящего).

- Да, и это изменение произошло благодаря труду людей, живших в нашем городе.

- Подъезжаем к флажку № 2. И куда мы попали? Что за здание? (показ фото цирка, дети называют). Все любят цирк? Цирковые труппы выступали с давних пор, но здания цирка в городе не было и после выступления артисты сразу уезжали. Только в наши дни было построено здание цирка. Теперь представления мы можем видеть несколько дней подряд.

- Флажок №3. Узнали? Да это детский парк «Чиполлино». А что можно делать здесь? (Ответы детей.) Давайте поиграем в игру «Карусель».

Подвижная игра «Карусель».

- Ребята, а в нашем городе есть река? И как она называется? (Ответы детей).

- Да, совершенно, верно. Флажок №4 находится на Ангаре. Много лет люди отдыхают на пляже (Показ фото). Как называется это место? Остров «Юность». Горожане и гости города любят гулять по набережной. А вот так здесь было раньше. (Фото).

- Продолжаем наше путешествие и вот флажок №5.

- Наш город старинный, в нём есть храмы, соборы, церкви. Они своим величием украшают город, являются культурными памятниками. Много людей их посещает. Посмотрите на фотографии, может быть, кто-то из вас узнает место. Рассматривание фотографий: Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, Кафедральный собор во имя Богоявления Господня, Знаменский монастырь. По ходу даются элементарные сведения о них. (Рассматриваются и фотографии старого вида, ведётся сравнение.)

Флажок №6 - наш город имеет памятники о героическом прошлом нашей Родины. Им является Мемориальный комплекс «Иркутяне в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г». Он был создан ко дню Победы. Вечный огонь был доставлен из Москвы с могилы Неизвестного солдата. У вечного Огня Славы установлен Пост №1. На стелах и на стене здания администрации высечены имена иркутян – героев, погибших в годы войны. (Рассматривание фото с вечным огнём, беседа).

Флажок №7.

- В городе есть театры. Рассмотрим некоторые, Театр Музыкальной комедии, Театр Драмы, детский театр «Аистёнок.

- В настоящее время в нашем городе появилось очень много новых и красивых зданий. Иркутск является крупным научным и культурным центром. В нём много театров, магазинов, учебных заведений, детских садов, школ, институтов. Иркутяне любят свой город и гордятся им. С каждым годом он становится всё краше.

- Рассмотрим фотографии города и полюбуемся его красотой.

Чтение стихотворения «Иркутск».

Истории сибирской веха, Землепроходцев бастион –

В разгар семнадцатого века

Наш славный город был рожден.

Посол Руси в Китай - Спафарий,

Иркутск увидя, молвил: - Что ж!

Острог сей новый Государев

Строением зело, хорош.

Прошли века, и как нам дорог

Здесь каждый дом,

Проспект, квартал.

Архитектурный древний город

Еще красивей нынче стал.

Смотрите! Каждое строенье

И новосел, и старожил

Талант, любовь и вдохновенье

С великой радостью вложил.

Ему века шуметь садами,

Ему под стать любой подъем

Иркутск не старится годами,

Коль юность поселилась в нем

(В. Киселев)

Итог. А сейчас, ответим на вопрос, который был вам задан в начале занятия, почему путешествие называется из «прошлого в настоящее» (Ответы детей.)

-Занятие наше подошло к концу, но мы с вами должны оформить альбом «Наш город». Поможете? (Вместе с детьми оформляем альбом). 

Занятие № 3

Тема: «Символика Иркутска».

Задачи: дать детям элементарные представления о символике родного города, познакомить детей с изображением герба и флага г. Иркутска. Формировать элементарные представления, о символическом значении изображения и значении цветового колорита.

Учить находить флаг, герб Иркутска среди символов других городов. Воспитывать гордость и уважение к символике города, стимулировать речевую активность.

Материалы: флаг, герб г. Иркутска, иллюстрации флагов для игры.

Ход

1.Организационный момент:

- Ребята, посмотрите, у меня в руках картинки, кто это? Это персонажи волк и Красная шапочка. Но это не просто картинки – это символы. Персонаж Волка из сказки «Красная шапочка» какой – злой. Значит, волк символизируется со злом. А Красная шапочка какая? Добрая, значит, она символизирует – добро. А главные герои былин – Добрыня Никитич или Илья Муромец, что будут символизировать они? - символизируют силу, добро.

Символ нам показывает какое – то отличительное свойство, это знак. Так символ в спорте, нам укажет на название и принадлежность одной команде. (Показ эмблемы)

–А сегодня мы свами познакомимся с символами г. Иркутска.

2. - У Иркутска, как и у всех других городов России, есть свои отличительные символы это – герб, флаг.

- Ребята, герб имеет форму щита и напоминает щит, которым можно защититься от врагов, как это делали древние воины. У каждого воина был герб со своим изображением и отличал его от других воинов. Сейчас каждый город имеет свой герб, отличительный знак.

Выставляю.

Герб Иркутска

— Это главный символ нашего города – герб. Что вы на нём видите?

- Герб представляет собой изображение серебряного щита, на фоне которого воспроизведена композиция – по зелёной земле бежит зверь, держа в зубах маленького зверя. Это животное называют – Бабр, а в зубах он держит соболя. Бабр - особое животное. Это - сильный и хищный зверь. Бегущий бабр настороже.

Бабр - олицетворяет мудрость, могущество, а соболь - символ богатства Сибири.

— Вот о чём нам может рассказать герб.

- Ребята, а что можно сказать о цветах герба? Что они обозначают?

- Геральдические цвета герба означают:

- серебряный цвет — правдивость, невинность, чистоту;

- чёрный цвет — благоразумие, смирение, печаль;

- червлёный (красный) цвет — храбрость, мужество, неустрашимость.

Физминутка.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте мои друзья

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

В соответствии с текстом выполнять движения.

3. Флаг.

- Давайте его рассмотрим. Из чего состоит флаг? (Ответы детей) Полотнище, древко.

- Флаг города Иркутска представляет собой прямоугольное белое полотнище. А на нём воспроизведена композиция герба – по зелёной земле бежит зверь, держа в зубах маленького зверя. Это животное называют – Бабр, а в зубах он держит соболя. Только в нижней части проходит горизонтальная синяя полоса. Символ Иркутска — Бабр — на флаге и гербе города Иркутска движется в правую сторону. Рассматривание флага.

- Где мы можем увидеть флаг? Ответы детей.

Цвета флага означают:

- синий — символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару и другие реки области;

- белый — символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибирских зим;

- зелёный цвет ветвей кедра — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну сибирского края, лесные богатства области;

- чёрный — благоразумие, смирение, скромность;

- красный — храбрость, мужество, неустрашимость.

4. – А сейчас поиграем в игру «Не ошибись»

Цель: правильно находить флаг и герб Иркутска среди других знаков.

5. Итог. Что нового сегодня узнали?

Сценарий КВН «Мы - Иркутяне»

Для детей разновозрастной логопедической группы группы

Цель:

1.Расширять кругозор детей о родном городе Иркутске, как о частице нашей Родины.

2. Воспитывать чувства любви к своей малой Родине.

3. Способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родного края.

4. Активизировать мышление и воображение дошкольников.

5. Развивать умение работать в коллективе, любознательность, самостоятельность.

Ход:

Звучит музыка.

- Ребята сегодня мы с вами собрались, чтобы провести КВН «Мы - Иркутяне».

Встречайте Команды:

(Команды выходят, строятся друг против друга).

- Капитаны представляют свои команды.

Приветствие команд.

       «Сибирячки».

        «Байкалочка».

- Представлю вам наше жюри. Ведущий представляет членов жюри. Выступления участников КВН будут оцениваться: за каждое правильно выполненное задание и ответ команды получают фишку.

Вед. – Ребята вам сегодня предоставлена возможность показать свои знания о родном городе. А гости будут за вас болеть.

Задание №1 . Разминка.

- Я по очереди буду задавать вопросы каждой команде, но не забывайте, что в состязании очень важна выдержка, нельзя подсказывать командам.

- Начинаем:

  1. Как называется наш край?  (Сибирь)  
  2. Как называется наш город?  (Иркутск)
  3. Как можно назвать нас, жителей нашего города?   (Иркутяне)
  4. Как называется главная площадь нашего города?

           (Сквер им Кирова)

  1. Почему наш город назвали Иркутском? (По названию реки Иркут)
  2.  С какого строения начался Иркутск?    (Острог)
  3. Назовите, самую старинную церковь г. Иркутска. (Спасская)
  4. Чем служил острог в те далёкие годы? (Крепостью, защитой государства).

2. Где Иркута бежали воды

Вставал острог у берегов.

Амбары срублены и башни,

О, как далек тот день вчерашний.

- Мы знаем, что у каждого города, есть свои отличительные знаки, символы:1. Герб      2. Флаг

Задание №2   «Байкалочка»:  «Составь Герб»

                       «Сибирячки:    «Составь Флаг»  

- От команды приглашаются по 2 человека. Кто быстрее и правильно составит из частей флаг и герб.

3.  Имеет герб Иркутск в те годы,

Пожалованный свысока:

Щита серебряные своды,

Травы зеленая река.

По ней бежит, сжимая в пасти

Красавца соболя, слегка

Бабр – символ королевской власти,

В Сибирь, пришедший на века.

Задание №3

- А сейчас давайте вспомним, что символизируют изображения на флаге и гербе нашего города

- Вопрос задаётся каждой команде по очереди.

1.  - Что обозначает синяя полоса на флаге?

- Правильно, город построен вдоль реки.

2. - Что обозначает зелёный полукруг?

- Верно, город построен на холмах.

3. - А что за зверь в центре?

- Да, это бабр, несущий в зубах соболя.

4. – Что символизирует бабр?

- Да он символизирует величину и силу нашего Прибайкальского края.

5. Что символизирует соболь?

- Да, пушной зверёк – его богатство и красоту. 

6.- Где можно увидеть флаги?

- На зданиях, в праздники.

Задание№4.  «Волшебные капельки»

- На шариках слоги, из которых вам надо составить название реки, протекающей через наш город. По команде правильно встать, чтобы мы могли прочитать название. Чья команда выполнит задание правильно и быстрее получает фишку.

(Капитаны следят и помогают). А Н   Г А   Р А.

- Ангара река воды чистые.

Острова на ней все лесистые.

Острова на ней все в смородине.

Нет прекраснее нашей Родины.

Задание №5 «Назовите знакомые здания»

– В нашем городе много разных зданий: школы, магазины, музеи, кинотеатры. Вот перед вами здания. Чья команда больше назовёт знакомых зданий? (Фишка)

- В один из театров мы заглянем:

Оживают в нём игрушки,

Куклы, мишки и зверушки.

Он всегда ребятам рад.

Это ….(кукольный театр)

Задание №6 «Отгадай сказку»

(Команды отвечают на вопрос по очереди).

Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне.

(Емеля «По щучьему веленью»)

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы.

Высоко они летят, далёко они глядят. (Гуси-лебеди)

Он сумел поймать волчишку, он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком, А поймал он их бочком.

 (Бычок – смоляной бочок).

Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят).

Задание №7 «Конкурс Капитанов «Назови улицу города»

 - Много улиц в нашем городе.

- Наступил конкурс Капитанов команд. (Капитаны выходят на середину и по очереди называют улицу, получая фишку для своей команды).

- Спасибо капитанам.

Задание №8 «Чёрный ящик»

- Вам предстоит догадаться, что в ящике?»

1. Говорит она без звука,

Но не дружит с нею скука.

Говори, почаще, с ней,

- Будешь впятеро умней.  (Книга)

2. Как называется библиотека, которую мы часто посещаем?

- Библиотека им. А.С.Пушкина.

ФИЗМИНУТКА.

Дети танцуют под песню «Танец маленьких утят» (Ю.Энтин)

Задание №9 «Украсим сквер им. Кирова» 

- Красив наш город, и все мы любим, гулять в Сквере Кирова. Давайте украсим его, чтобы он стал ещё красивее.

(На доске панно со схемой сквера им. Кирова)

1. Команда «Байкалочка» украшает цветами.

2.Команда «Сибирячки» украшает деревьями.

(Участники команд по очереди выполняют задание.)

- А сейчас, приглашаем по одному человеку от команды.

Задание:

- команде «Байкалочка» назвать цветы.

- команде «Сибирячки» назвать деревья.

- За каждый правильный ответ, команды получают фишку.

- О своей Родине люди сочиняли пословицы, в которых выражалась любовь к ней. Ведь пословица недаром молвится.

Задание №10 «Домашнее задание «Пословицы»

По очереди называют пословицы, чья команда больше назовёт? 

- На этом ребята наш КВН заканчивается. Мы просим наше жюри подвести итоги. А мы послушаем песню «Иркутский вальс», муз. Андрея Ляхова стихи Натальи Калининой.

Команды приглашаются для награждения.

Слово жюри, награждение победителей.

Сибиряки — протянем руки

И станем искренней, добрей

И сохраним богатства края.

Живи, Иркутск, нас согревая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема "Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь".(подготовительная к школе группа).

Активизируется словарь детей по теме "Город Иркутск". Дети придумывают слова - родственники к слову "город"; Дифференцируют звуки "Р-Рь";Придумывают существительные с уменьшительно-ласкательным значен...

Конспект занятия по развитию речи :"Мой родной город -Иркутск".

На занятии расширяется и активизируется словарный запас по лексической теме "Мой родной город- Иркутск"....

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе "Мой любимый город Иркутск"

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе "Мой любимый Иркутск"Выполнила: Еропова И.В....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Мой родной город - Иркутск"

Учить детей средней группы составлять творческий рассказ о родном городе, закрепить знания детей о родном городе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему"Путешествие по городу Иркутску"

Занятие познавательного характера, направлено на расширение представлений детей о родном городе. ознакомление с его историческим прошлым, формирование представлений о современном культурном городе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, по теме: "Наш город Иркутск". Презентация доступна по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/KGvL/pEXa8mfJg

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, по теме: "Наш любимый город - Иркутск"...

Занятие "Экскурсия в музей города Иркутск"

Интересное занятие по развитию речи...