серия занятий по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

знакомство детей с историе своей Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zanyatiy_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx62.65 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1: Древние славяне – наши предки.

Задачи:

1.Познакомить детей с иллюстрациями книги «История отечества».

2.Расширять представление детей об истории нашей Родины.

3.Воспитывать в детях гордость за своих предков и желание им подрожать.

Материал:

Слайды  иллюстраций  из  книги «История Отечества», д./и «Жилище древних славян», «Оружие и одежда дружинника  - богатыря», «Богатырь – земли русской», карта России.

Словарная работа:

Славяне, жилище, частокол, град, шлем, кольчуга, лук, стрелы, копьё, старейшины, дружинник.

Ход  занятий:  Ребята, мы живём с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия это ещё и наша Родина. Родина – значит родная. Давайте подойдём к карте и рассмотрим,  какая она наша Родина.

Дети: Большая, красивая, богатая. Есть здесь океаны, горы, реки, озёра, леса.

Воспитатель: Ребята, наша страна была не всегда такой. Когда-то, дивным - давно, около полутора лет назад, на тех землях, где сейчас раскинулись просторы нашей Родины, жили славяне.(слайд 1) Так тогда называли народ, потомки которого стали русские, украинцы, белорусы, болгары, чехи, поляки. Славяне  были мирным, добрым, работящим и храбрым народом.

 В те времена необъятные просторы нашей страны покрывали дремучие леса. Поэтому именно дерево было основным строительным материалом. Из него- то и строили славяне свои дома - жилища.(слайд 2) Для того чтобы защитится от врагов дома обносились частоколом – высоким забором из брёвен.(слайд3) В дальнейшем они стали называться градом, т. е городом. Население града выбирали себе правителя  - старейшину  из самых уважаемых и почётных жителей. В градах старейшины собирали молодых, сильных  воинов из жителей посёлка.(слайд4 - 5) Их называли дружинниками. Они проходили обучение военному делу, запоминали советы и наказы старейшины и умели хорошо защищать жителей своего града во время вражеского нападения. Для защиты от врагов славянам требовалось оружие.(слайд 6 - 7) Это были железные мечи, кинжалы, боевые топоры, луки и стрелы, копья с металлическими острыми наконечниками. Всё это делали мастера – оружейники.( слайд 8) Славянские войны – дружинники облачались в кольчуги, защищавшие тело, на голове носили железные шлемы. Изделия славянских мастеров – оружейников славились далеко за пределами их земель.(слайд 9) Так город за городом и славяне основали своё государство – Русь.(10) Русь защищали от врагов храбрые, сильные, выносливые люди. Как вы думаете, ребята, как в народе  называли  дружинников?

Дети: Богатырями!

Воспитатель: Они славились богатырской силой, про них слагали сказки и былины.

Ребята, а что такое былины?

Дети: Быль, правда,  это то, что было  на самом деле.

Воспитатель: Что помогает богатырям в борьбе  с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, любовь к Родине.

Воспитатель: Ребята перед вами лежат разрезные картинки, надо  сложить картинки и рассказать что на них. (Д/И собери картинку «Жилище древних славян», «Оружие и одежда дружинника – богатыря», «Богатырь – земли русской»  работают три подгруппы детей.)

Рассказы детей:

Воспитатель: Потрудились мы на славу, отдохнуть нам тоже надо.

Физминутка: 1,2,3 – Мы теперь богатыри

                          Руки вверх мы поднимаем

                          На заставу мы шагаем

                           Богатырская застава

                           Смотрит влево, смотрит вправо,

                           Ни в морях, ни в небесах  

                           Не пропущен будет враг.

                           Мы шагаем дружно в ногу

                           Пусть уходит враг с дороги

                         

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о богатырях и любви к Родине?

Дети: Сам погибай, а товарища выручай!

            С родной земли – умри, не сходи!

            За край свой насмерть стой!

            За правое дело стой смело!

             Жить – Родине служить!

             Счастье  Родины – дороже жизни!

            Не тот герой, что награду ждёт,

             А тот герой, кто за народ идёт!

Воспитатель:  Теперь попробуйте, отгадайте загадки об оружие и доспехах.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. ( Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести

им легко было голову с плеч. Ну, что догадались? Конечно же …(меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжёлый и кругленький …(щит)

Наше знакомство с прошлым  нашей Родины подошло к концу. Интересно вам было? А что нового вы для себя  узнали?

Ответы детей:

Воспитатель:  Следующее путешествие в прошлое будет уже о других богатырях, в  другое  время  нашей Родины.

 

 

Занятие 2:Русские полководцы – гордость России.

 

Задачи:

1.Познакомить детей с жизнью и подвигами великих, русских полководцев А.В.Суворовым, М.И.Кутузовым и Г.К.Жуковым.

2.Развивать чувство гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества.

3.Воспитывать любовь к Родине.

 

 

Материал: Слайды (портреты и сюжеты боевых действий русских полководцев А.В.Суворова, М.И.Кутузова)

Ход занятия: Ребята, вы помните, о чём мы с вами беседовали на прошлом занятие? Верно о богатырях. Шло время, и богатырей сменили талантливые полководцы. Полководец – это человек,  который командует войсками. Во многом успех сражения зависит от полководца. Слава многих из них пережили  века, их помнит и любит русский народ. Одним из таких полководцев  был Александр Васильевич Суворов. ( картинка1). Он славно воевал во время русское – турецкой  войны, одержал много побед. Солдаты любили Суворова, были готовы идти за ним в бой, отдать свою жизнь. А его слова мы повторяем до сих пор: «Тяжело в ученье, легко в бою», «Плох тот солдат, кто не мечтает быть генералом». Следующий не менее знаменитый и великий полководец – это

Михаил Илларионович Кутузов. (картинка2) Он прославился  в битве с французами. Про него солдаты говорили: «Пришёл Кутузов бить французов!».

Давным-давно, больше ста лет назад  на Россию напала  армия французского  императора Наполеона.(слайд11) Он уже завоевал много стран. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и армия эта была очень сильной. Но когда армия Наполеона напала на нашу Родину, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. И во главе нашей армии был назначен храбрый маршал М.И.Кутузов. Это было страшное сражение.(слайд,13,14)  М.И. Кутузов остановил нашу армию возле села Бородино под Москвой, где и произошло сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. За Россию – матушку, за Родину свою.(слайд15, 16) В ходе боя М.И. Кутузов приказал солдатам отступить, чтобы сохранить армию и потом снова ударить по врагу. Он предвидел, что победить врагов поможет  не только отвага и храбрость русского  солдата, но и суровая снежная зима с трескучими морозами и ледяными ветрами.

Закатным пламенем объят был небосклон,

Когда в Москву вступил Наполеон.

Он город взял без славы и почёта,

Его не встретили, не принесли ключей,  

Никто не отварил ему ворота –

Москва была заброшена, ничей…

Москва была пуста. Жители из неё ушли.(слайд17) Город горел, горели дома и имущество, чтобы ничего не досталось врагу. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Французам нечего,  было, есть, они мёрзли и голодали. И тогда Наполеон  решил уйти из Москвы. По Смоленской дороге.(слайд18) Уже, разорённой  походом на Москву. Французские войска погибали в глубоких снегах от холода и голода. Наконец Наполеон с позором покинул Россию.

Воспитатель: Ребята,  давайте ненадолго прервёмся. Встанем в круг и поиграем в игру «Я спрошу, а ты ответь» (воспитатель кидает мяч и задаёт вопрос, ребёнок кидает мяч обратно и отвечает на вопрос).

1.Назовите русских полководцев?

2.Какими крылатыми словами  великих полководцев  мы пользуемся до сих пор?

3.Кто такой полководец?

4. Какой французский император напал на нашу Родину?

5.У какого села под Москвой, М.И.Кутузов остановил французскую армию?

6.Почему М.И.Кутузов приказал солдатам отступить и оставить Москву?

7.Почему Наполеон ушёл из Москвы?

Воспитатель: Русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Послушайте небольшой отрывок.

И вождь сказал перед полком (вождь это М.И.Кутузов).

«Ребята, не Москва за нами?

Умрём же под Москвой,

Как наши братья умирали»

И мы погибнуть обещал,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Вот так русские всегда защищали своё отечество, свою Родину.

Ребята вам было интересно? Хотите послушать ещё? На следующем занятие я вас обязательно  познакомлю с советским полководцем генералом Георгием Константиновичем Жуковым.

 

 

 

 

 Занятие 2: Советский полководец генерал Георгий Константинович Жуков.

Задачи:

1.Познакомить детей с жизнью и подвигами Георгия Константиновича Жукова.

2.Развивать чувство гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества.

3.Воспитывать любовь к Родине.

Материал: Слайды с эпизодами сражений, картинка №3.

Ход занятия: На прошлом занятие я вам обещала познакомить вас  с полководцем генералом Георгием Константиновичем Жуковым. (картинка 3)

Генерал – это такое военное звание.  Так вот. В самом начале войны фашисты подошли очень близко к Москве. Несмотря  на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше. Фашисты хотели захватить Москву и стереть её с лица земли.(слайд 19) Они считали, что это позволит им успешно закончить войну. Во главе  обороны столицы был поставлен талантливый советский полководец генерал Георгий Константинович Жуков.

 Как фельдмаршала Кутузова во время отечественной войны против Наполеона, так и генерала Жукова уважали и любили все солдаты и офицеры нашей армии. В самые опасные моменты судьбы Советского Союза генерал Жуков возглавлял наши армии. Так было и вовремя битвы под Москвой. Жуков приказал возвести вокруг столицы оборонительные укрепления – окопы, противотанковые рвы, проволочные  заграждения.(слайд 20) Было расставлено множество мин. Всё это должно было остановить фашистские армии на подступах к Москве. Во время обороны Москвы он не спал 11 суток, - почти две недели. Всем защитникам Москвы памятен подвиг двадцати восьми героев, остановивших ценой собственной жизни фашистские танки, рвавшиеся к Москве.(слайд 21) Много подбитых машин осталось на поле боя. Остальные повернули назад. Ещё и ещё пытались вражеские танки прорвать оборону защитников Москвы. «Великая Родина, а отступать некуда – позади Москва!»- крикнул истекающий кровью командир. (слайд22)Безуспешны были атаки  фашистских  танков.(слайд23, 24) Не прорвались они к Москве. Но фашисты думали одержать победу на других  направлениях. Очень тяжёлая битва была за Сталинград. Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли взять. Солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж, за каждый кусочек земли. И наши победили. А руководил армией вместе с командирами Г.К.Жуков.

Воспитатель: Ребята есть такая профессия - Родину защищать.

Как называются люди этой профессии?

Дети: Военные.

Воспитатель: А кто стоит во главе армии?

Дети: Командиры, генералы.

Воспитатель: Что хотели фашисты, когда подошли близко к Москве?

 Дети: Стереть с лица земли город – Москва. Они думали, что это им поможет выиграть войну.

Воспитатель: Что приказал Жуков при обороне Москвы?

Дети: Возвести вокруг Москвы оборонные укрепления.

Воспитатель: Сколько Жуков не спал во время обороны Москвы?

                           Что крикнул во время боя командир?

Ответы детей.

Физминутка: Аты – баты, аты – баты!

                          На парад идут солдаты!

                          Вот идут танкисты,

                          Потом артиллеристы,

                          А потом пехота –

                          Рота за ротой.

Воспитатель: Уже в декабре первого года войны фашисты были отброшены на сотню километров от столицы нашей Родины. Так Георгий Константинович Жуков  развеял миф о непобедимости фашистских захватчиков.

Самый последний бой за Берлин – столицу Германии, тоже возглавлял Жуков. Наши солдаты водрузили русский флаг над главным зданием Берлина Рейхстагом.(слайд25,26,27) Все люди радовались Победе.

За многочисленные победы, за храбрость, проявленную в боях Г.К.Жуков получил 69 наград, а весят они 12 кг. Среди них орден Суворова, орден Победы. Маршал Жуков четырежды герой Советского Союза.

 Ребята  я предлагаю из бумаги по трафарету вырезать тело голубя и потом спеть песню «Голубь мира» слова Коломиец, музыка Бондаренко.                            1.Солнце Родины любимой

   Озаряет всё вокруг

   И взлетает белокрылый

   Голубь мира с наших рук  

2.Мир герои отстояли            

    Мы их помнить поклялись

    Пролетая в синей дали

    К обелискам опустить

3.Чтобы взрывы не закрыли        

     Небо чёрной пеленой

     Голубок наш белокрылый

     Облетел весь шар земной

  Все: Ты лети, лети по свету

     Голубь наш из края в край

     Слово мира и привета

      Всем народам передай!

 

Занятие 3: Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой.

Задача:

1.Продолжать углублять знания об истории России в годы ВОВ.

2.Познакомить детей  с  героизмом тружеников тыла в ВОВ.                                                                      

3.Закрепить знания о достопримечательности столицы нашей Родины Москва.            

4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших  Солдатов.

Материал: слайды, песня «Вставай страна огромная …», д./и «Назови памятники в городе Москва».

Ход занятия: Дети входят в группу, где звучит песня «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» садятся на стулья для просмотра слайдов и беседы с воспитателем.

Воспитатель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С кем воевал наш народ? (с фашистами). Фашисты хотели завоевать нашу страну и превратить наш народ в рабов. Под эти слова  этой  знаменитой песни, написанные  впервые  дни войны, отправлялись на фронт советские солдаты.(слайд 28) Но битвы были не только на фронтах жестокой войны. Для того чтобы многие заводы и фабрики, запасы продуктов и оружия не доставались наступавшему врагу, было решено их переправить на восток, в те районы, страны, где  фашисты не могли забрать их.(слайд 29)  Под непрерывными  бомбёжками вражеских самолётов, под оглушительный грохот канонады орудий  рабочие грузили станки со своих фабрик и заводов в поезда и отправляли их далеко на восток – на Урал в Сибирь. С помощью местного населения на новых местах  возводились предприятия, выпускавшие танки, самолёты и другое вооружение для сражающей Красной Армии. (слайд30)«Всё для фронта, всё для победы!» - это стало главной задачей тружеников  тыла. И они оправдали надежды  Советской страны, надежды фронтовиков. Трудовой героизм нашего народа не уступал героизму солдат на фронтах войны. Люди работали круглосуточно, иногда под открытым небом, в условиях холодной зимы. На селе, в прифронтовых районах, несмотря на обстрелы и бомбёжки врага, колхозники спасали урожай и не позволяли  фашистам захватить запасы зерна. (слайд 31)Нередко сами, голодая, они кормили советских солдат, защищавших страну от врага. Люди жертвовали всем, своим здоровьем, временем, сном. На улицах редко смеялись дети, ведь даже у самых маленьких жителей нашей страны были свои обязанности. Ведь всем очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась. По  всей земле люди  ждали мира.                                                                                                                                                        А сейчас давайте немного поиграем.  Я вам буду называть страну, а вы мне скажите, народ какой национальности там живёт. Игра «Кто, где живёт?». В России – россияне, во Франции – французы, в Молдавии – Молдаване, в Грузии – Грузины.

По всей стране героям войны стоят памятники. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в столице нашей Родины вы знаете?

Игра «Назови памятники  в городе Москва» (дети стоят в кругу, воспитатель кидает каждому мяч и дети называют памятники Защитникам Отечества)

Вторая подгруппа собирает из разрезных картинок памятники героям ВОВ.

Воспитатель: Мы должны помнить героическое прошлое нашего народа и никогда не забывать о том, что благодаря героям мы можем счастливо жить в своей стране.(слайд 32,33) В нашей истории много славных побед. Кто сможет назвать  битвы и сражения Отечественной войны 1812года, затем Великой Отечественной войны 1941года.

Ответ детей: Куликовская битва, Бородинское  сражение, битва за Москву, оборона Сталинграда, Курская дуга.

Воспитатель: Ребята, кто помогал   нашим солдатам в борьбе с фашистами?

Дети: труженики тыла.

Воспитатель: Кто такие труженики тыла?

Дети: Это старики, женщины и дети которые на заводах и фабриках делали оружие и снаряды, танки и пушки.

Воспитатель: Ребята! Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили о тех людях, которые отдали  свою жизнь за ваше спокойное и мирное детство. И когда наступит праздник День Победы, вы с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной войны в нашем городе и поклонитесь их памяти. В следующий раз я вам расскажу о детях войны.

 

Занятие4:  «Дети войны»

Задачи: Расширять знания детей  о подвигах детей – героев в годы Великой Отечественной Войны, развивать связную речь, воспитывать  чувство  патриотизма.

Оборудование: Мультимедийная установка, слайды, видеоролик «Дети войны»

Предварительная работа: беседы о ВОВ, слушание песен, чтение рассказов и стихотворений.

Словарная  работа: подвиг, фронт, звание, боевой дух.

                                                              Ход:

  Чтение  стихотворения «Война – не место  для  детей» (ребёнок)

Война – не  место  для  детей!

Здесь нет  ни  книжек, ни  игрушек.

Разрывы  мин  и  грохот  пушек,

И море горя и смертей.

Война – не место для детей!

Ребёнку  нужен   тёплый  дом

И  мамы  ласковые  руки,

И  взгляд, наполненный  добром,

И  песни  колыбельной  звуки.

Беседа «Война».

   Воспитатель:  22  июня 1941 года началась Великая Отечественная  война. Враг напал на нашу  страну  внезапно, не  объявляя войны. В  те  времена во главе фашистской Германии стоял Адольф  Гитлер. Он хотел завоевать многие  страны. И часть  его  плана осуществилась. Он сумел завоевать Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Францию, Бельгию. А вот с  нашей  страной  не  вышло. На  защиту нашей  Родины встал  весь народ от мала  до  велика – и  победил. Наша  армия не  только  прогнала  немцев  с  родной  земли, но и освободила  народы  других  стран, захваченных  гитлеровской Германией. Труднее  всего  приходилось в  те  времена  детям(показ слайдов №1,№2,№3,№4,№5). В годы  Великой  Отечественной  Войны  дети очень  помогали  взрослым  и  сегодня  мы  поговорим о  подвигах, совершённых  детьми.

- Ребята, что  такое  подвиг?

 (ответы  детей).

Сейчас наши  ребята расскажут о детях – героях войны(показ слайда №6)

1 ребёнок: Мальчик Коля после прихода фашистов в  деревню, ушёл в  лес и стал партизаном. Однажды он бросил в окно штаба  противника гранату с  привязанной  к ней пачкой  взрывчатки. Взрывом убило 12 офицеров.

2 ребёнок: Я  расскажу  о Лёне Голикове (показ  слайда- портрет Лёни№7) Лёня, также как и Коля, ушёл в  партизанский  отряд. Мальчик лично уничтожил 78 вражеских  солдат. Однажды Лёня с  товарищами  отправился в  разведку  к шоссе. Выполнив  задание, партизаны  стали  уходить в лес. Лёня  шёл последним, но  вдруг он увидел  немецкую  машину. Лёня  швырнул гранату. Машину подбросило. Из  кабины  выбрался  немец с  портфелем и бросился  бежать. Мальчик   догнал его, уничтожил, и  забрал  портфель, в котором оказались очень важные  документы. Немало  таких подвигов  совершил  Лёня. В одном  из  них  Лёня  трагически  погиб. Мальчику  было  присвоено  звание  Героя Советского  Союза.

Воспитатель: Ребята, а теперь  давайте немного  разомнёмся и отдохнём:

Аты-баты, аты- баты!

На парад идут   солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота-

Рота за ротой!  

Воспитатель: Ребята, есть  такое  произведение «Сын полка». Оказывается, его  автор В. Катаев написал свою повесть, исходя  из  истории настоящего  мальчика. Звали его Исаак  Раков (показ слайда №8)  Когда  мальчику  было 3 года, его нашли люди и отдали в  детдом. На руке у малыша была записка:

« Исаак, не дайте умереть!». В 11 лет мальчик убежал  на фронт. Мальчик  бродил  по   лесам, и когда разведчики артиллерийского полка  наткнулись на  «грязного, оборванного и  голодного  Исаака, они  получили от   него  важные  сведения. Разведчики  отмыли, приютили и полюбили  шустрого и бесстрашного  мальчика и дали ему имя « Ванька». Мальчик  стал Сыном 8- го гвардейского артиллерийского  полка. Помогал  на  кухне, пас  коров,

ходил в разведку и однажды  даже  попал в плен  к  фашистам. Писатель  Катаев встретился с Ваней  на  фронте, правда  только 1 раз.Там же  его  и  сфотографировал. Командир  полка капитан  Енакиев  хотел его  усыновить, но не  успел, был смертельно  ранен. В кармане гимнастёрки  командира  полка  артиллеристы  нашли  письмо, в котором была  просьба  позаботиться  о судьбе Вани, сделать  из него  отличного  солдата, а потом  настоящего офицера. И  командование  так и сделало. Ваня  дошёл  до  Берлина.

Вот  такая история  была  на  самом  деле  и почти каждый  мальчишка  в  военное время мечтал  попасть на фронт. Много  мальчишек   убегало  на фронт,  многих возвращали  домой.

Когда на фронт ушли отцы,  мужья, старшие братья, женщины взвалили  

 на себя  всю  тяжёлую работу. Дети  не  остались в  стороне. Они  вместе с мамами   работали в  поле,  растили урожай, чтобы потом всё отдать  фронту.

 Дети  постарше трудились на заводах. Они  работали  на  станках, помогая  взрослым  изготовлять  оружие.  Также   дети очень  помогали в военных  госпиталях.  Они ухаживали  за ранеными, а  также выступали   перед  солдатами  с  концертами,  чтобы поднять боевой  дух.

Как  вы  понимаете выражение «поднять  боевой дух»?

(ответы детей).

Чтение  отрывка произведения «Сын полка»

Беседа по содержанию

-Ребята, о чём говорится в этом отрывке?

-Что мальчик сделал?

- Хорошо ли он  поступил?

-Почему?

Пересказ детьми отрывка ( 3-4 человека)

Просмотр видеоролика «Дети войны»

Итог:

Воспитатель: Ребята, а  теперь  скажите мне  кто запомнил- Как дети помогали взрослым  во время Великой  Отечественной  Войны?

(ответы  детей)

Маленькие  герои  большой войны. Вот  такие  подвиги люди помнят, не забывают имена героев. В  память о  страшных днях  поэты пишут  стихи, поэмы, рассказы, композиторы  сочиняют  музыку.

 

 

 Занятие5: «День  Победы»

Обобщить  знания  дошкольников  о  вкладе  русского  народа в борьбе за  мир в войне 1941-1945 гг., раскрыть значение  победы в  Великой Отечественной войне для  мира и  людей, живущих  на  земле;

воспитывать чувство гордости за свой  народ,  уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; развивать связную  речь

Оборудование: Мультимедийная установка, слайды, запись песни  «День  победы» муз. Д. Тухманова.

Предварительная работа: беседы о ВОВ, рассматривание иллюстраций и  слайдов о ВОВ, просмотр кинохроники военных  лет, видеофильма «Парад на Касной Площади» слушание песен, чтение рассказов : С. Алексеев «Герои Великой Отечественной», А. Печёрская «Дети- герои ВОВ», стихотворений.

Словарная  работа: фашизм, ветераны, амбразура, дот.

                                                              Ход:

 Слушание  песни «День Победы» муз. Д. Тухманова

 Чтение  стихотворений

Я знаю от папы, я знаю от деда-

9 мая  пришла к  нам  победа!

Тот день  весь  народ  ожидал,

Тот  день  самым  радостным  стал! (ребёнок)

 

За  всё, что  есть у  нас  сейчас,

За  каждый  наш счастливый  час,

За то, что солнце  светит  нам,

Спасибо  доблестным  солдатам,

Что  отстояли  мир  когда –то ,

Спасибо армии советской,

Нашим  дедам и  отцам! (ребёнок)

Беседа «9 мая»

-Ребята, 9 мая наш народ отмечает один из  самых  важных  и любимых праздников.

-Что  это  за  праздник?

(Ответы  детей)

-А над  кем победу  мы  празднуем?

(Ответы  детей)

- Верно, над фашистской Германией. А кто  такие фашисты?

 (Ответы  детей)

- Правильно, фашисты- страшные  люди, которые считали  себя особенным  народом- самым  лучшим  в  мире – и хотели  подчинить  себе и  сделать  рабами  народы всего  мира.

- Получилось  у  них воплотить  в жизнь  свои  планы?

(Ответы  детей).

- А почему?

(Ответы детей)

- Правильно, потому  что весь  народ поднялся на  борьбу с фашизмом(показ слайдов №1,№2,№3,№4).

Рассказ  воспитателя

Ребята, каждый  год 9 мая  люди торжественно  отмечают День Великой  Победы . В  этом  году  мы  отмечаем 70- летие Великой Победы.

В нашей  стране  9 мая  является  государственным  праздником. В  этот  день  люди  не  работают, а поздравляют ветаранов и празднуют. Ветераны- это те  люди, которые  воевали  и те, кто  работал  в  тылу  - на заводах , фабриках, те, кто  строил  танки, самолёты, выпускали  автоматы, снаряды и т. д.  Но с  каждым годом ветеранов  остаётся  всё меньше и  меньше. Многие  из  них  стали  совсем старенькие  и  больные. Если  вы  увидите 9  мая  человека  с медалями  и орденами, подойдите  к  нему и поздравьте с праздником. Пожелайте  ему здоровья и скажите « спасибо» за то, что он  защищал  нашу  Родину от врагов.

(показ слайдов№5,№6,№7)

Физминутка

Все  военные  мы здесь,

Отдадим  друг  другу  честь.

А потом быстрей, быстрей,

Топай, топай веселей

Плечи  выше  поднимаем,

А потом их опускаем

Руки перед  грудью  ставим,

И рывки  мы  выполняем.

Мы  присядем десять раз

Мышцы не болят у  нас.

Десять раз  подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте  выполняем!

Рассказ детей о героях  Великой  Отечественной Войны

В памяти народной навечно сохранятся имена  героев Великой Отечественной Войны

1 ребёнок: Я хочу  рассказать  об  Александре Матросове.

Александр Матросов- солдат, который пожертвовал  своей  жизнью, закрыв собой амбразуру  вражеского  дота. Храбрый воин  спас жизнь своим боевым  товарищам.

2 ребёнок: рассказ о генерале Д. М. Карбышеве

Генерал, оказавшись в плену врага, не  сдался, не  предал  отчизну и был жестоко  замучен гитлеровскими  солдатами. После  долгих  пыток  его вывели  раздетого на  лютый  мороз  и  обливали водой  до  тех  пор, пока генерал не  превратился в ледяную статую.

3 ребёнок: Рассказ о памятнике неизвестному  солдату.

Во время Великой Отечественной Войны были случаи, когда русские солдаты  спасали немецких  детей. В честь них скульпторами создан памятник неизвестному солдату с ребёнком на руках. Такой  памятник есть и у нас  в городе.

-А теперь наши ребята расскажут о своих родных - Героях  Великой Отечественной Войны( 3 ребёнка)

Итог: - Ребята, Героев Великой Отечественной Войны очень много. Но имена

Многих  тысяч  солдат, совершивших  подвиги, остались, к сожалению, нетизвестными. Чтобы  сохранить народную память о них, во  многих городах, где велись ожесточённые бои, есть могилы неизвестного солдата, мемориалы и памятники. Возле них горит  «Вечный  огонь», к ним возлагают  цветы те, чью жизнь они отстояли в  боях. У нас в городе  тоже  есть  такие  места: Бульвар Героев, где находится «Вечный  огонь», памятник неизвестному  солдату , куда мы с вами обязательно сходим.

А сейчас , ребята, настаёт самый важный  момент нашей беседы: давайте  почтим память всех  солдат, погибших во время Великой Отечественной Войны, минутой молчания.

Минута молчания

 

 

Занятие4:  «Дети войны»

Задачи: Расширять знания детей  о подвигах детей – героев в годы Великой Отечественной Войны, развивать связную речь, воспитывать  чувство  патриотизма.

Оборудование: Мультимедийная установка, слайды, видеоролик «Дети войны»

Предварительная работа: беседы о ВОВ, слушание песен, чтение рассказов и стихотворений.

Словарная  работа: подвиг, фронт, звание, боевой дух.

                                                              Ход:

  Чтение  стихотворения «Война – не место  для  детей» (ребёнок)

Война – не  место  для  детей!

Здесь нет  ни  книжек, ни  игрушек.

Разрывы  мин  и  грохот  пушек,

И море горя и смертей.

Война – не место для детей!

Ребёнку  нужен   тёплый  дом

И  мамы  ласковые  руки,

И  взгляд, наполненный  добром,

И  песни  колыбельной  звуки.

Беседа «Война».

   Воспитатель:  22  июня 1941 года началась Великая Отечественная  война. Враг напал на нашу  страну  внезапно, не  объявляя войны. В  те  времена во главе фашистской Германии стоял Адольф  Гитлер. Он хотел завоевать многие  страны. И часть  его  плана осуществилась. Он сумел завоевать Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Францию, Бельгию. А вот с  нашей  страной  не  вышло. На  защиту нашей  Родины встал  весь народ от мала  до  велика – и  победил. Наша  армия не  только  прогнала  немцев  с  родной  земли, но и освободила  народы  других  стран, захваченных  гитлеровской Германией. Труднее  всего  приходилось в  те  времена  детям(показ слайдов №1,№2,№3,№4,№5). В годы  Великой  Отечественной  Войны  дети очень  помогали  взрослым  и  сегодня  мы  поговорим о  подвигах, совершённых  детьми.

- Ребята, что  такое  подвиг?

 (ответы  детей).

Сейчас наши  ребята расскажут о детях – героях войны(показ слайда №6)

1 ребёнок: Мальчик Коля после прихода фашистов в  деревню, ушёл в  лес и стал партизаном. Однажды он бросил в окно штаба  противника гранату с  привязанной  к ней пачкой  взрывчатки. Взрывом убило 12 офицеров.

2 ребёнок: Я  расскажу  о Лёне Голикове (показ  слайда- портрет Лёни№7) Лёня, также как и Коля, ушёл в  партизанский  отряд. Мальчик лично уничтожил 78 вражеских  солдат. Однажды Лёня с  товарищами  отправился в  разведку  к шоссе. Выполнив  задание, партизаны  стали  уходить в лес. Лёня  шёл последним, но  вдруг он увидел  немецкую  машину. Лёня  швырнул гранату. Машину подбросило. Из  кабины  выбрался  немец с  портфелем и бросился  бежать. Мальчик   догнал его, уничтожил, и  забрал  портфель, в котором оказались очень важные  документы. Немало  таких подвигов  совершил  Лёня. В одном  из  них  Лёня  трагически  погиб. Мальчику  было  присвоено  звание  Героя Советского  Союза.

Воспитатель: Ребята, а теперь  давайте немного  разомнёмся и отдохнём:

Аты-баты, аты- баты!

На парад идут   солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота-

Рота за ротой!  

Воспитатель: Ребята, есть  такое  произведение «Сын полка». Оказывается, его  автор В. Катаев написал свою повесть, исходя  из  истории настоящего  мальчика. Звали его Исаак  Раков (показ слайда №8)  Когда  мальчику  было 3 года, его нашли люди и отдали в  детдом. На руке у малыша была записка:

« Исаак, не дайте умереть!». В 11 лет мальчик убежал  на фронт. Мальчик  бродил  по   лесам, и когда разведчики артиллерийского полка  наткнулись на  «грязного, оборванного и  голодного  Исаака, они  получили от   него  важные  сведения. Разведчики  отмыли, приютили и полюбили  шустрого и бесстрашного  мальчика и дали ему имя « Ванька». Мальчик  стал Сыном 8- го гвардейского артиллерийского  полка. Помогал  на  кухне, пас  коров,

ходил в разведку и однажды  даже  попал в плен  к  фашистам. Писатель  Катаев встретился с Ваней  на  фронте, правда  только 1 раз.Там же  его  и  сфотографировал. Командир  полка капитан  Енакиев  хотел его  усыновить, но не  успел, был смертельно  ранен. В кармане гимнастёрки  командира  полка  артиллеристы  нашли  письмо, в котором была  просьба  позаботиться  о судьбе Вани, сделать  из него  отличного  солдата, а потом  настоящего офицера. И  командование  так и сделало. Ваня  дошёл  до  Берлина.

Вот  такая история  была  на  самом  деле  и почти каждый  мальчишка  в  военное время мечтал  попасть на фронт. Много  мальчишек   убегало  на фронт,  многих возвращали  домой.

Когда на фронт ушли отцы,  мужья, старшие братья, женщины взвалили  

 на себя  всю  тяжёлую работу. Дети  не  остались в  стороне. Они  вместе с мамами   работали в  поле,  растили урожай, чтобы потом всё отдать  фронту.

 Дети  постарше трудились на заводах. Они  работали  на  станках, помогая  взрослым  изготовлять  оружие.  Также   дети очень  помогали в военных  госпиталях.  Они ухаживали  за ранеными, а  также выступали   перед  солдатами  с  концертами,  чтобы поднять боевой  дух.

Как  вы  понимаете выражение «поднять  боевой дух»?

(ответы детей).

Чтение  отрывка произведения «Сын полка»

Беседа по содержанию

-Ребята, о чём говорится в этом отрывке?

-Что мальчик сделал?

- Хорошо ли он  поступил?

-Почему?

Пересказ детьми отрывка ( 3-4 человека)

Просмотр видеоролика «Дети войны»

Итог:

Воспитатель: Ребята, а  теперь  скажите мне  кто запомнил- Как дети помогали взрослым  во время Великой  Отечественной  Войны?

(ответы  детей)

Маленькие  герои  большой войны. Вот  такие  подвиги люди помнят, не забывают имена героев. В  память о  страшных днях  поэты пишут  стихи, поэмы, рассказы, композиторы  сочиняют  музыку.

 

 

 

 

 

 Занятие5: «День  Победы»

Обобщить  знания  дошкольников  о  вкладе  русского  народа в борьбе за  мир в войне 1941-1945 гг., раскрыть значение  победы в  Великой Отечественной войне для  мира и  людей, живущих  на  земле;

воспитывать чувство гордости за свой  народ,  уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; развивать связную  речь

Оборудование: Мультимедийная установка, слайды, запись песни  «День  победы» муз. Д. Тухманова.

Предварительная работа: беседы о ВОВ, рассматривание иллюстраций и  слайдов о ВОВ, просмотр кинохроники военных  лет, видеофильма «Парад на Касной Площади» слушание песен, чтение рассказов : С. Алексеев «Герои Великой Отечественной», А. Печёрская «Дети- герои ВОВ», стихотворений.

Словарная  работа: фашизм, ветераны, амбразура, дот.

                                                              Ход:

 Слушание  песни «День Победы» муз. Д. Тухманова

 Чтение  стихотворений

Я знаю от папы, я знаю от деда-

9 мая  пришла к  нам  победа!

Тот день  весь  народ  ожидал,

Тот  день  самым  радостным  стал! (ребёнок)

 

За  всё, что  есть у  нас  сейчас,

За  каждый  наш счастливый  час,

За то, что солнце  светит  нам,

Спасибо  доблестным  солдатам,

Что  отстояли  мир  когда –то ,

Спасибо армии советской,

Нашим  дедам и  отцам! (ребёнок)

Беседа «9 мая»

-Ребята, 9 мая наш народ отмечает один из  самых  важных  и любимых праздников.

-Что  это  за  праздник?

(Ответы  детей)

-А над  кем победу  мы  празднуем?

(Ответы  детей)

- Верно, над фашистской Германией. А кто  такие фашисты?

 (Ответы  детей)

- Правильно, фашисты- страшные  люди, которые считали  себя особенным  народом- самым  лучшим  в  мире – и хотели  подчинить  себе и  сделать  рабами  народы всего  мира.

- Получилось  у  них воплотить  в жизнь  свои  планы?

(Ответы  детей).

- А почему?

(Ответы детей)

- Правильно, потому  что весь  народ поднялся на  борьбу с фашизмом(показ слайдов №1,№2,№3,№4).

Рассказ  воспитателя

Ребята, каждый  год 9 мая  люди торжественно  отмечают День Великой  Победы . В  этом  году  мы  отмечаем 70- летие Великой Победы.

В нашей  стране  9 мая  является  государственным  праздником. В  этот  день  люди  не  работают, а поздравляют ветаранов и празднуют. Ветераны- это те  люди, которые  воевали  и те, кто  работал  в  тылу  - на заводах , фабриках, те, кто  строил  танки, самолёты, выпускали  автоматы, снаряды и т. д.  Но с  каждым годом ветеранов  остаётся  всё меньше и  меньше. Многие  из  них  стали  совсем старенькие  и  больные. Если  вы  увидите 9  мая  человека  с медалями  и орденами, подойдите  к  нему и поздравьте с праздником. Пожелайте  ему здоровья и скажите « спасибо» за то, что он  защищал  нашу  Родину от врагов.

(показ слайдов№5,№6,№7)

Физминутка

Все  военные  мы здесь,

Отдадим  друг  другу  честь.

А потом быстрей, быстрей,

Топай, топай веселей

Плечи  выше  поднимаем,

А потом их опускаем

Руки перед  грудью  ставим,

И рывки  мы  выполняем.

Мы  присядем десять раз

Мышцы не болят у  нас.

Десять раз  подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте  выполняем!

Рассказ детей о героях  Великой  Отечественной Войны

В памяти народной навечно сохранятся имена  героев Великой Отечественной Войны

1 ребёнок: Я хочу  рассказать  об  Александре Матросове.

Александр Матросов- солдат, который пожертвовал  своей  жизнью, закрыв собой амбразуру  вражеского  дота. Храбрый воин  спас жизнь своим боевым  товарищам.

2 ребёнок: рассказ о генерале Д. М. Карбышеве

Генерал, оказавшись в плену врага, не  сдался, не  предал  отчизну и был жестоко  замучен гитлеровскими  солдатами. После  долгих  пыток  его вывели  раздетого на  лютый  мороз  и  обливали водой  до  тех  пор, пока генерал не  превратился в ледяную статую.

3 ребёнок: Рассказ о памятнике неизвестному  солдату.

Во время Великой Отечественной Войны были случаи, когда русские солдаты  спасали немецких  детей. В честь них скульпторами создан памятник неизвестному солдату с ребёнком на руках. Такой  памятник есть и у нас  в городе.

-А теперь наши ребята расскажут о своих родных - Героях  Великой Отечественной Войны( 3 ребёнка)

Итог: - Ребята, Героев Великой Отечественной Войны очень много. Но имена

Многих  тысяч  солдат, совершивших  подвиги, остались, к сожалению, нетизвестными. Чтобы  сохранить народную память о них, во  многих городах, где велись ожесточённые бои, есть могилы неизвестного солдата, мемориалы и памятники. Возле них горит  «Вечный  огонь», к ним возлагают  цветы те, чью жизнь они отстояли в  боях. У нас в городе  тоже  есть  такие  места: Бульвар Героев, где находится «Вечный  огонь», памятник неизвестному  солдату , куда мы с вами обязательно сходим.

А сейчас , ребята, настаёт самый важный  момент нашей беседы: давайте  почтим память всех  солдат, погибших во время Великой Отечественной Войны, минутой молчания.

Минута молчания

 Список литературы:

1.Книга Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова  «Мы живём в России» гражданское – патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. Москва 2013

2.Книга А.П.Казаков, Т.А.Шорыгина. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. Москва. Издательство Гном 2012

3.Книга С.В.Новиков «История справочник дошкольника». Филологическое общество «Слово» АСТ Москва 1998

4. «Моя Родина – Россия» комплект пособий. Москва 2Школьная пресса», 2009

5. Сайт воспитателю и педагогу MaaM.py:

Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской».

Тип: «Игра – путешествие»

Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Вид непосредственной образовательной деятельности: ООД по закреплению и систематизации накопленного опыта о богатырях Древней Руси.

Цель: Развивать и совершенствовать у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую формы речи, опираясь на накопленный ими опыт. Формировать духовность, гражданско-патриотические чувства.

Задачи:

• «Речевое развитие»:

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;

- закреплять умение составлять рассказ по картине: описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы, рассуждать о характерах героев; отвечать на поставленные вопросы связно, последовательно, развёрнуто, обосновывая и аргументируя свой ответ; придумывать предложения с заданным словом; развивать умение детей понимать смысл той или иной пословицы;

-пополнять и активизировать словарный запас детей, используя слова из пословиц в своей речи; слова и понятия: «богатыри», «старина», «предки»;

- упражнять в умении подбирать слова с противоположным значением (антонимы);

-упражнять в умении регулировать силу своего голоса, скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи;

- воспитывать культуру речевого общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи ОО в интеграции:

• «Познавательное развитие»:

- оживить представление о былине, о былинных героях, о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

- закрепить названия оружия русского воина;

- развивать любознательность, интерес и познавательную мотивацию;

- воспитывать интерес к истории России, уважение к подвигам предков.

• «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать позицию гражданина своей страны, обогащая знаниями по усвоению определенных норм морали, нравственности и патриотизма, закладывая нравственную основу личности в процессе формирования представлений об истории Родины, предках;

-с общую атмосферу доброжелательности, доверия, эмоционального комфорта, тепла и равноправного взаимопонимания в общении и взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками;

- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

• «Художественно-эстетическое развитие»:

- помочь детям с помощью произведений изобразительного искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизма русского народа.

- развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства (полотно художника В.М. Васнецова «Богатыри»);

- создавать благоприятный эмоциональный фон с использованием музыкального сопровождения;

- упражнять в согласовании ритма движений с музыкальным сопровождением.

• «Физическое развитие»:

- способствовать снятию физического напряжения посредством проведения физминутки и смены деятельности;

- развивать умение координировать слова с движениями.

Методы и приёмы:

Словесные: художественное слово ( использование чистоговорок, пословиц),

вопросы, ответы, указания, напоминание, рассказы-рассуждения , оценка; создание проблемной ситуации;

Наглядные: показ и рассматривание картины , элементы мнемотехники, использование ИКТ.

Игровые: дидактические и подвижные игры, использование сюрпризных моментов.

Образовательная среда: электронный вариант картины В.М. Васнецова «Три богатыря», распечатанная репродукция формата А-4, мнемотаблица, для составления творческих рассказов по картине.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка». Составление рассказов «Мой любимый былинный герой». Знакомство и заучивание пословиц о смелости , о Родине. Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила».

3. Проведение дидактических игр: «Снаряди богатыря в дорогу», «Назови пословицу по предмету», «Покажи путь богатырю», «Четвертый лишний» « Узнай богатыря по описанию» « Было, не было», «Кому что нужно?».

4. Рисование на тему: «Богатыри».

 

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер

 

 

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1.Вводная часть.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.

Дети с воспитателем становятся полукругом

Воспитатель: Настал новый день, ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

А теперь возьмемся за руки и своим друзьям и нашим гостям пожелаем доброго утра:

Вот мы встали дружно в круг,

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Я думаю, после таких приятных слов у всех поднялось настроение, а с хорошим настроением можно и путешествовать. Согласны? Но прежде, чем мы с вами отправимся в путешествие, надо вспомнить в какой стране мы живем, ведь у неё удивительное красивое имя…

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: Какая наша страна?

Дети: Наша страна- большая, огромная, богатая, красивая, необъятная, сильная, могучая, многонациональная.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как жили люди в старину, когда не было России, а была Древняя Русь и правил тогда не президент, а русские князья. А на защиту вставали не армия, а богатыри. Давайте мы с вами отправимся в путешествие во времени на 1000лет назад. Но попасть туда не так-то просто, А на чём можно отправиться в прошлое, как вы думаете?

Дети: На «машине времени» на ковре-самолёте и т.д.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в необычное и очень далёкое путешествие через волшебную -паутину времени.

Согласны? Не боитесь?(дети соглашаются)

Воспитатель: А поможет нам попасть в прошлое наш паук :

«Паучок помоги, в старину нас унеси».(голос паука)

А теперь ребята проходим через паутину времени. (Дети проходят)

2.Основная часть.

(Заходят, останавливаются возле на полянке)

Воспитатель: Вот и произошло волшебство и мы прибыли в Древнюю Русь, (слышится шелест листвы) Ребята вы слышите шелест листвы, да это же вековой дуб.(на экране дуб) Давайте подойдем к нему ближе он, наверное, что-то хочет нам рассказать.

Голос дуба

«Ой, вы гой-еси, добры молодцы да красны девицы Какие вы красивые и нарядные ! Я рад видеть вас у нас в гостях! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит в полон людей мирных. Встали - богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминуемая – пропали все доспехи и оружие богатырей наших да меч кладенец! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу сию, помогите одолеть лихих недругов! А за помощь вашу отплатим добром. Все оружие соберёте и тотчас вы клад найдите! (под дубом сундук)

Воспитатель: Посмотрите ребята какой большой сундук под дубом стоит. А он закрытый. Чтобы открыть его, давайте произнесем чистоговорку:

(индивидуально, отдельно мальчики, отдельно девочки, потом все вместе)

«Чик, чук, чак, чок – открывайся сундучок».

Не открывается. Давайте скажем громче (дети снова повторяют слова чистоговорки). (на экране доспехи оружие которое нужно найти)

Воспитатель: Это же оружие богатырей которые нам нужно найти.

Воспитатель: Ребята, а кто такие богатыри?

Дети: Богатыри- это люди сильные могучие, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри одним ударом побеждали десятки врагов и разных чудищ.

Воспитатель: Верно, а вы готовы помочь богатырям и сами на время стать богатырями?

Воспитатель: Разные преграды вас ждут на пути но мы с вами должны их пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Знаю, что вы дружные и смелые ,а дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Воспитатель: Давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети:Богатырь перед походом выбирал дорогу.

(На слайде камень на распутье дорог)

Воспитатель: Правильно, в сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Направо пойдешь – честь ,славу и силу богатырскую найдешь.

Налево пойдешь - мудрым станешь.

А прямо пойдешь –на званый пир попадешь.

Воспитатель: Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и сила, и на пире побывать. По какой же дороге нам пойти ,как вы думаете?(дети предлагают)

Я предлагаю вам пройти все три дороги. Согласны?

Дети: да

Воспитатель: По какой же первой дороге пойдем?

Дети: «По дороге, которая идет направо».

Идут направо, садятся на стульчики

На слайде речка без моста. Голос речки:

ВОТ И РЕЧКА НА ПУТИ

НЕ ПРОЕХАТЬ, НЕ ПРОЙТИ

СОЛОВЕЙ - РАЗБОЙНИК ЗЛОЙ

МОСТ СЛОМАЛ ЗДЕСЬ НАД РЕКОЙ.

БОГАТЫРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

НУЖНО ВСПОМИНАТЬ

ИЗ ДОЩЕЧЕК КРЕПКИХ

МОСТИК СОБИРАТЬ!

За каждую пословицу получим по дощечке, из которых будем выкладывать мостик. Готовы?

Дети называют пословицы.

Слайд речка с бревнышком

Дидактическая игра «Отгадай пословицу по словам»

Я буду называть слова, а вы пословицы, в которых встречаются эти слова:

Один. Все- "Один за всех, все за одного "

Герой. Родину. Горой- Тот герой, кто за Родину горой.

Жить. Служить. - Жить – Родине служить.

На коня. Смел. Сел.-Кто смел, тот на коня сел.

Дружба. Родина. Крепка.-Если дружба велика, будет Родина крепка.

Смелый. Трус. Погибает.-Смелый побеждает, а трус погибает.

Погибай. Выручай.-Сам погибай, а товарища выручай.

Меч. Погибнет.-Поднявший меч – от меча и погибнет.

Дидактическая игра «Объяснялки»

Воспитатель:А сейчас я буду объяснять пословицы, а вы должны узнать о какой пословице я говорю и назвать ее.

-Эта пословица о том, что богатырь может быть из любого города или посёлка, любой национальности, малый или большой всё равно, главное какой он подвиг совершил и чем прославился. (Не родом богатырь славен, а подвигом.)

-Эта пословица о том, что смелого и отважного человека всегда ждет успех, удача, и победа. О том, что без смелости человек никогда не победит. (Где смелость, там и победа; Кто смел, тот на коня сел.)

-Как вы, ребята, понимаете пословицу:

Богатырь умрёт, имя его останется. (Подвиг героя никогда не забудут. Когда богатырь умирает, люди помнят его поступки и помощь. )

Молодцы, ребята, знаете пословицы. И мы смогли построить мостик. (На слайде речка с мостом.)

Воспитатель: А вот и первое оружие богатырей. Что это? Правильно – па́лица и булава́ Берем, и отправляемся дальше.

На слайде кощей:

Здесь преграда, здесь Кащей

Пугает взрослых и детей.

Его не будем мы бояться,

Мы спортом любим заниматься!

Физминутка «Мы теперь – богатыри»

Воспитатель: Выходите на полянку, и покажем кощею ,что мы теперь богатыри.

Потянулись: раз, два, три. Потянуться.

Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.

Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из–под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

На слайде Кащей Бессмертный:

За то, что не испугались меня, отдам вам луки и стрелы богатырей, да мимо моих владений больше не ходите!

Посмотрите, а вот еще оружие богатырей. Что это? (Лук)

Берем и отправляемся дальше.

На слайде камень на распутье трех дорог

Воспитатель: Итак, дети, куда же мы пойдем? (дети выбирают направление). Хорошо, договорились, пойдем мы с вами налево.

Идут налево, становятся возле полянки

На слайде перед ними препятствие, дремучий лес, избушка с Бабой Ягой.

Баба-Яга: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Зачем пожаловали?»

Дети: «Мы ищем доспехи и оружие для богатырей».

Баба-Яга: Ох, какие детки! Маленькие, хорошенькие, умненькие наверное? Я подготовила для вас очень сложное задание . У меня есть картина , в котором лежат с изображением богатырей, из частей картины вам необходимо собрать из целую и рассказать о богатырях, которые на ней изображены по моей схеме, Если выполните мое задание , так и быть отдам я щиты богатырей.

Составление небольшого рассказа по картине.

Воспитатель: Ребята, у нас три фрагмента картины, давайте чтобы быстрее нам её соединить разделимся на три группы по 4 человека ,подойдите к той картине о каком богатыре вы хотите рассказать. и каждая группа расскажет нам о своем богатыре по мнемотаблице.

Вначале рассказа нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем .

В основной части вы расскажите во что одеты богатыри и какое у них было оружие,

Расскажите о коне богатырском. В заключении расскажите с кем сражался богатырь.

Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник,

Воспитатель: Расскажите кто изображен на вашей картине (Илья Муромец) Расскажите о Илье Муромце.

Этот богатырь- Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий ,он огромного роста.. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец внимательно, смотрит вдаль: не видать ли врагов? Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный. Богатырь вступал в бой с соловьем разбойником и защищал землю русскую от врагов

Воспитатель: Расскажи, …., кто изображен на вашей картине (Алеша Попович)

(На нашей картине изображён – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он хорошо вооружен. В руках лук, сбоку колчан со стрелами Он красиво сидит на своем коне,. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.. Алеша Попович вступал в бой с Тугарин Змеем и защищал детей, стариков, матерей от врагов.

Воспитатель: кто изображен на вашей картине расскажи о Добрыне Никитиче.

На нашей картине изображён - Добрыня Никитич. Он славный воин, храбрый и сильный. Лицо Добрыни вежливое, благородное и культурное. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. У него красивый меч он достает его и готовится к бою. Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру.Добрыня Никитич вступал в бой со змеем Горынычем.

Воспитатель: Скажите вы узнали, как называется эта картина и художник (Три богатыря Виктора Михайловича Васнецова).

Баба-Яга: Справились с моим заданием, отдам я вам щит, что ж отправляйтесь в путь, скатертью дорожка!

Дети: До свидания, бабушка, спасибо!

Воспитатель: Посмотрите, а вот еще одна находка. Что это? Щит

Берем и отправляемся дальше.Пройдем на полянку.

Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан. Мы с вами сможем разбить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные,

Словесная игра «Скажи наоборот»

Я произнесу начало фразы, а вы должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Педагог: Скажу я слово «война», а ты ответишь…

Дети: Мир.

Педагог: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.

Педагог: Скажу я громко слово «враг», а ты ответишь…

Дети: Друг

Теперь скажу слово слабый », ответишь…

Дети: Сильный

Скажу такое слово: «злой», ответишь…

Дети: добрый

Скажу слово я «хороший», ответишь…

Дети: Плохой.

Педагог: Теперь скажу я слово «драться» ответишь ты …

Дети: мириться.

Педагог: Скажу я слово «глупец», ответишь мне.

Дети: Мудрец.

Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…

Дети: Конец!

Воспитатель: Ребята, крепкая стена и никак мы не можем ее разбить

А откуда у богатырей такая сила? Может, они в спортзал ходили или гири поднимали? А сейчас мы узнаем, откуда у богатырей сила могучая.

Давайте присядем на полянку.

Мы будем составлять по картинкам предложения, а поможет нам в этом волшебный клубочек, а начнем мы предложение со слов: «Богатырь силен потому ,что…..

«Богатырь силен потому ,что….. пил ключевую воду»,

«Богатырь силен потому, что ел кашу»,

«Богатырь силен потому, что делал зарядку»,

«Богатырь силен потому, что пахал землю»

«Богатырь силен потому, что охотился»,

«Богатырь силен потому ,что сеял зерно»

«Богатырь силен потому, что ковал железо»

«Богатырь силен потому, что косил траву»

«Богатырь силен потому ,что участвовал в битвах»

Вот мы и узнали, откуда у богатырей сила могучая. А сила им с рождения дана на добрые дела.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разбить стену злого хана. И за это мы получаем копье и меч кладенец.

Воспитатель: Ребята все ли мы нашли?

Ребята, мы все задания выполнили ,и смогли добыть лук и стрелы, щит, меч,. Я думаю, что мы с вами помогли богатырям, и они теперь не отдадут нашу землю захватчикам и постоят за свой народ.

Теперь давайте вернемся опять к камню. (на экране камень на распутье трех дорог)

А теперь нам осталось пойти прямо. Читаем: Прямо пойдешь на званый пир попадешь.

Давайте пойдем прямо (идут к дубу)

Голос дуба: Вы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали и. , хорошо выполняли задания, были смелыми, ловкими, умными. преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах И я вам приготовила небольшой сюрприз вот этот горшочек каши.

На Руси каша занимала важнейшее место готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу. Отсюда и русская пословица «Каша – мать наша». Я вам желаю, чтоб вы были сильные, смелые, храбрые, мужественные и отважные. Любите свою Землю, свой народ, свою Родину.

Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой.

«Паучок помоги , в детский сад нас возврати».

Давайте пройдем через паутины времени. (вернулись).

Рефлексия.

НУ вот мы и дома. Расскажите, где вы побывали, что повидали? (ответы детей

Что было трудным? Что было интересным? (ответы детей.) Ребята, а сейчас какое у вас настроение?

Вы покажете, какое настроение у вас ,ответив на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты два раза топни;

Если весело тебе – ты два раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем нам улыбнись!

Положите на ладошки немного хорошего настроение давайте нашим гостям передадим привет от богатырей и поделимся нашим настроением с гостями («сдувают с ладошки хорошее настроение» на гостей, вверх, друг на друга)

Воспитатель: Спасибо большое, вы очень хорошо сегодня показали свои знания, мне очень понравилось с вами работать. Ну, что ж, дети, попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет в рамках городского «Фестиваля занятий по патриотическому воспитанию детей», посвященного дню Победы.

Форма занятия (телемост и экскурсия по городу) и его содержание способствуют развитию познавательного интереса у детей, социализации ребенка, проявлению нравственно-патриотических качеств и реал...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Серия занятий по патриотическому воспитанию дошкольников "Моя Страна- моя Родина"

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время большое значение. Необходимо создавать условия в дошкольном учреждении для воспитания патриотов, приобщая д...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...

Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...

В группе в группе Озорные бабочки прошло увлекательное комплексное занятие по патриотическому воспитанию и занятию из цикла "Музыка в красках"

Сегодня в группе Озорные бабочки прошло увлекательное комплексное занятие по патриотическому воспитанию и  занятию из цикла "Музыка в красках". Ребята слушали "Богатырскую симфонию...

Серия консультаций по "Патриотическому воспитанию дошкольников" 20.06.2024г

Сборник консультаций для родителей по патриотическому воспитанию....