Мастер-класс для педагогов по детскому экспериментированию «ОПЫТЫ С ДЕТЬМИ».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
• показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей и возможности интеграции регионального компонента в исследовательской деятельности детей.
• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами предметов;
• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
• передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
• представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
• формирование у участников мастер-класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
по детскому экспериментированию
«ОПЫТЫ С ДЕТЬМИ».
Цель:
• дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике; продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
• создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
• распространение педагогического опыта.
Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
• показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей и возможности интеграции регионального компонента в исследовательской деятельности детей.
• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами предметов;
• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
• передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
• представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
• формирование у участников мастер-класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а молодые педагоги, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встрече с вами.
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Мы вас понимаем. Как быть друзья?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте нам тогда ответ:
Помочь откажетесь нам? (Нет.)
Последнее спросим мы вас:
Активными все будем? (Да.)
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рада вас видеть на нашем мастер-классе: «Весёлая наука». Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и мы надеемся, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому мы предлагаем поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
Воспитатель: Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Наша педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении нескольких лет, а точнее десятилетий. В группе создана «Лаборатория дошколят» - для того, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:
* осознание того, что хочешь узнать
* формулирование задачи исследования
* продумывание методики эксперимента
* выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний
* прогнозирование результатов
* выполнение работы
* соблюдение правил безопасности
* наблюдение результатов
* фиксирование результатов
* анализ полученных данных
* словесный отчет об увиденном
* формулирование выводов.
Тему для экспериментирования мы выбираем с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Появляется главный научный сотрудник (переодетый в белый халат, воспитатель) со своим помощником, младшим научным сотрудником, здороваются, проходят к столам и расставляют чемоданчики с приборами.
Рекомендации педагогам:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете.
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию, и выразили его на языке цифр:
То, что мы слышим - 10 %.
То, что мы видим - 50 %.
То, что мы делаем сами - 90 %.
А, теперь, просим Вас пройти в нашу мини–лабораторию и надеть всё необходимое для проведения экспериментов (техника безопасности).
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты будем показывать в виде сказки и игры. Считаем, это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Ени (Еня, в переводе с хантыйского Евгения) в мир чудес».
Слайд №1
Воспитатель: Жила была девочка, Еня. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Еня услышала около чума, разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её чума, ведь она ещё никогда нигде не была. И Еня отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Слайд№2
Не далеко ушла девочка от чума, как начался дождь. Еня подняла голову и увидела разноцветные капли.
Опыт №1. «Разноцветный дождик».
Цель опыта: узнать, смешиваются ли две жидкости: масло и вода.
У вас на столах лежат разноцветные льдинки, масло растительное, шипучие таблетки, вода и прозрачные емкости. Итак, приступаем к выполнению задания.
Наполняем стакана на половину растительным маслом и отправляем туда цветные льдинки. Посмотрите, какая красота у нас получилась. Какой вывод мы можем сделать? (Предположения участников)
Вывод: Масло и вода – это две жидкости, которые не смешиваются. Более того, в начале кубики льда в масле плавают, но, когда лед начинает таять, капли воды идут ко дну, так как, вода тяжелее масла. Наблюдайте за процессом. Это невероятно красиво! Разноцветный дождик в стакане и прекрасные капельки на дне выглядят просто волшебно. Когда весь лед растает, можно понаблюдать за жидкостями еще.
Для этого добавляем в эту же емкость немного воды. Обратите внимание, что вся подкрашенная вода смешалась в один цвет, в данном случае в темно-зеленый, а масло осталось своего цвета. Закроем емкость крышкой и наклоним банку. Вода снизу – масло сверху. Потрясем, как следует. Неужели вода с маслом смешались? Поставьте банку и посмотрите, как жидкость снова расслоится на темно-зеленую воду и чистое светло-желтое масло. Что вы наблюдали? Смешалась ли вода и масло? Почему? Какой можно сделать вывод? (Выводы и предположения участников эксперимента).
Слайд№3
Воспитатель: Еня увидела, что какие-то маленькие рисунки появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт №2. «Рисунки на воде».
Для опыта понадобится: холодная вода, емкость с большой площадью поверхности, лак для ногтей нескольких цветов, зубочистка.
1. Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.
2. Капаем лак для ногтей на поверхность воды.
3. Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.
4. Зубочисткой рисуем рисунок.
5. Опускаем в воду предмет, который хотим покрасить.
Итог: капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее, чем больше цветов и циклов, тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленочку опускаем все, на чем захотим оставить отпечаток рисунка.
Слайд№4
Воспитатель: и вот Еня забрела в какое-то вязкое болото. И увидела, что оно волшебное! Может быть и твердым, и жидким, как так, вопрос?
Опыт №3. «Неньютоновская жидкость».
Рецепт неньютоновской жидкости:
Для приготовления вам понадобится:
• Кукурузный или картофельный крахмал.
• Чистую воду обычной комнатной температуры.
Пропорции для смешивания – 2:1, то есть на два стакана крахмала нужен один стакан воды. Иногда предлагают более жидкий вариант 1:1 или 3:2. Можно смотреть по собственным ощущениям, полученная консистенция должна напоминать сметану. Ёмкость для смешивания может быть из любого материала, но лучше пластмасс, он безопаснее. Выбирайте миску такой формы и размера, чтобы можно было запустить в неё обе руки, то есть не слишком маленькую. В какой последовательности добавлять ингредиенты, не имеет значения. Уже на момент смешивания вы с ребёнком будете наблюдать первую любопытную закономерность. Если усиленно мешать состав, то крахмал будет как бы сопротивляться, он останется частичками, крупинками, не растворяясь в воде полностью. А если не замешивать тесто, а оставить его на несколько минут в миске, оно приобретёт однородность. Размешать состав своими руками. Когда субстанция готова, начните проводить эксперименты.
Опускаем предметы в смесь. Ещё один опыт можно провести с погружением других игрушек. Сперва - стоит попробовать покатать по поверхности шарик. Чем быстрее предмет «бегает» по неньютоновской жидкости, тем больше она по своему состоянию напоминает твёрдое вещество. Но как только мячик или игрушка останавливается, то сразу начинает плавно погружаться в крахмальную трясину.
Когда вы понаблюдали за погружением, попробуйте спасти «утопающего». Если потянуть игрушку вверх быстро, то она поднимется вместе с миской. Нужно плавно освобождать её из жидкости, только тогда получится добиться результата.
Вывод: вязкость жидкости зависит от скорости, чем выше скорость. Тем больше вязкость у жидкости.
Слайд №5
Воспитатель: но тут подул ветер, начался ураган, пошел дождь и все замерзло.
Опыт №4. «Образование льда»
Для опыта понадобятся пластиковая бутылка емкостью 0,5 литра, наполненная дистиллированной водой без газа, и морозильная камера. Поместите емкость в морозилку, спустя 2 часа достаньте ее и резко ударьте о твердую поверхность.
Вода на глазах начнет превращаться в лед. Объясняется эксперимент составом дистиллированной воды: в ней отсутствуют центры, отвечающие за кристаллизацию. После удара в жидкости появляются пузырьки, и процесс замораживания запускается.
Слайд 6
Воспитатель: Еня от снега спряталась под навесом. Прошло немного времени все оттаяло и снова появилось солнце. Еня решила идти дальше. Тут она увидела радугу
Опыт № 5 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2 В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3 Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и
перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Воспитатель: в чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Слайд 7
Воспитатель: вернувшись домой Еня поняла, что ей очень понравилось познавать этот огромный и интересный мир.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, это то, что позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеемся, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе с детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Наша лаборатория на сегодня закрывается. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.
Рефлексия по результатам совместной деятельности
Игра «Пожелания»
А сейчас мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье….
И, в заключении мы предлагаем вам мысленно взять в руки – то, что получили на этом занятии полезного и интересного, что могли бы использовать в работе с детьми.
Вот и закончился наш мастер-класс,
И знаниями своими поделясь,
Надеемся, что было все не зря
В чудесный день, в начале декабря.
Заканчиваем описание своего опыта работы, словами величайшего отечественного педагога, Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Желаем творческих успехов. Нам было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете.
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс (для молодых педагогов) "Экспериментирование"
Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....
Мастер - класс семинара практикума для родителей по экспериментированию «Веселые опыты».
Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователей, проявляя живой интерес к различного рода исследователь...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с детьми».
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Опыты с детьми».Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздушными шарами.Задачи:1. Показать, как ...
Мастер-класс Дизайн – деятельность педагога с детьми в оформлении интерьера детского сада техникой кинусайга
Мастер-классДизайн – деятельность педагога с детьми в оформлении интерьера детского сада техникой кинусайга...
Мастер-класс для родителей "Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях"
Мастер-класс для родителей "Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях"...
Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...
- Мне нравится (2)