Методическая разработка. Викторина "Зимующие птицы" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Методическая разработка. Викторина "Зимующие птицы" в подготовительной группе к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_zimuyushchie_ptitsy_podg_gr.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект викторины «Зимующие птицы»

в подготовительной группе

                                                                                                   

Цель: систематизация знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах;

2.Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом, умение слушать ответы друг друга.

3.Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

4. Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой. 

Методы и приемы: вопросы, беседа, демонстрация, игра.

Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц, чтение стихотворений о птицах, прослушивание аудиозаписей голосов птиц, рисование и лепка птиц. 

Оборудование: аудиозаписи с голосами птиц, иллюстрации с изображением различных птиц, палочки Кюизинера для выкладывания кормушек, семечки, снегири и синицы (оригами), листы с контуром птиц, разрезные картинки снегиря и синицы, эмблемы команд, карандаши цветные, звёздочки с тарелочками, 2 флажка.

Ход:

Воспитатель: ребята сегодня мы поиграем в игру-викторину, на тему «Зимующие птицы», вы много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы   приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые я приготовила для вас. Для этого нам нужно разделиться на две команды. А какое название, будет у каждой команды — мы узнаем, выполнив задание.

Задание: В конвертах разрезные картинки. Ваша задача собрать их, и узнать название своей команды.

1 команда - «Снегири» (капитан команды …..)

2 команда - «Синицы» (капитан команды ……).

Воспитатель: Команды, занимайте свои места.

Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будет: «Зимующие птицы». Вам будут задаваться вопросы и вы, если знаете ответ, поднимаете вверх флажок, который находиться на ваших столах. Выкрикивать нельзя. За правильный ответ каждая команда будет получать одну звёздочку. И по окончанию игры посчитаем вместе. Победит команда, набравшая наибольшее количество звёздочек.

Вы готовы?

1.Первый конкурс – разминка: «Я начну, а ты закончи»

Воспитатель: я буду читать предложение, а вы должны его закончить. Читать я буду по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ один бал.

-У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

-Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)

-Сорока высиживает птенцов летом, а клёст (зимой);

-У воробья туловище меленькое, а у вороны (крупное);

-У вороны клюв большой, а у синички (маленький)

-У воробья хвост короткий, а у вороны (длинный);

-У синички лапки тонкие, а у вороны (толстые);

-Ворона большая, а воробей (маленький);

Разминка прошла удачно.

2.Второй конкурс «Образуй слово»

Если снегирь мало двигается, то он (малоподвижный)

Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая);

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая);

Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая);

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый);

Если у синицы жёлтая грудь, то она какая? (жёлтогрудая).

3.Переходим к следующему конкурсу «Угадай по описанию».

Команды составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её.

 План:

1) кто это;

2) какая это птица (перелетная, зимующая);

3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

4) чем питается;

5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали.

Первая команда: птица зимующая, большой клюв, длинный хвост, перья на груди и спине окрашены в серый цвет, а хвост и крылья чёрные, ноги средней длины, питается разной пищей, птенцов выводит летом, каркает. (Ворона)

Вторая команда: зимующая, подвижная, маленькая, похожа на воробья. Грудка, шея и щёки красного цвета, спинка серая, голова, крылья и хвост чёрные. У самочек нет красной грудки, она серого цвета. Клюв толстый и широкий, черного цвета, питается семенами разных растений, почками, из ягод достают семена. Птенцов выводит весной. Пение похоже на короткий свист.

Прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.

Пальчиковая игра «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!  (Изображают, как сыплют крошки)

Пусть со всех концов  (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой,  (Большие пальцы соединяют, остальными

  машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть  (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть  (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз  (Изображают как сыплют крошки)

К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось  (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв») Нам встречать весну.

4.Четвёртый конкурс «Угадай по голосу»

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Сейчас вам надо отгадать какая птица поёт? (прослушивание записи с голосами птиц).

5.Пятый конкурс называется «Четвёртый лишний».

На мольберте появляются картинки четырёх птиц. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами изображения птиц. Кто же здесь лишний?

Дятел,  ворона, ласточка, синица;

Сова, голубь, сорока, жаворонок;

Ворона, снегирь, грач, синица;

Поползень, скворец, синичка, сова;

Воробей, снегирь, журавль , свиристель;

Клёст, воробей, синичка, кукушка. 

6.Следующий конкурс называется «Ответь на вопрос»

-Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (Они подбирают остатки пищи.)

-Почему поползня называют лесным акробатом? (Поползень перемещается  по стволу вниз головой.)

- Какие птицы могут поворачивать голову на 180  градусов? (Филин, сова.)

- Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда? (кукушка).

- Какая птица весь день клювом стучит по дереву? (дятел).

- Почему зимой птицы прилетают к жилью человека? (Не хватает пищи в лесу)

А сейчас, чтобы вы, ребята, отдохнули, давайте поиграем

Физминутка

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули  (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

7.Конкурс «Отгадай загадку»

Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один бал.

1.Спиною зеленовато, животиком желтовато,

Черненькая лапочка и полоска шарфика. (Синица)

2.Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)

3.Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая! (Сорока)

4.Выпал снег, а эта птица снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем красногрудым… (Снегирем)

5. На голом суку сидит, на весь двор кричит:

«Кар-кар-кар!» (Ворона)

6. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

7. Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.

У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь)

8. Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет, крохи собирает.

По полям кочует, коноплю ворует.  (Воробей).

7.Конкурс «Покорми птиц»

- Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду.

Давайте сейчас построим кормушки для птиц из волшебных палочек.

- Молодцы, все справились с этим заданием на отлично. А сейчас предлагаю сесть ровно, выпрямить спинки и обратить внимание на мольберт.

8.Конкурс «Юный художник» (конкурс капитанов)

-На листе нанесены точечные рисунки птиц – капитаны должны соединить все линии вместе по точкам. Кто первый выполнит это задание и команды назовут правильно птицу, те получат звёздочку.

-Капитаны отличные художники.

9.Конкурс «Назови ласково»

Перо-перышко, хвост-хвостик, голова-головка, головушка,  шея-шейка, крыло-крылышко,  гнездо-гнездышко.

10.Следующий конкурс «Хорошо-плохо»

Если хорошо, хлопаем в ладоши, если плохо, топаем. Будьте внимательны Каждой команде по очереди.

-Шуметь в лесу (плохо)

-Сажать деревья (хорошо)

-Развешивать кормушки (хорошо)

-Ломать ветки (плохо)

-Брать птенцов (плохо)

-Кормить птиц (хорошо)

11.Конкурс «У кого кто?» (Как называют птенцов?)

-У вороны - воронята;

-У аиста - аистята;

-У гуся - гусята;

-У грача - грачата;

-У скворца - скворчата;

-У клеста - клестята.

-У снегиря-снегирята

-Какая из этих птиц выводит птенцов зимой? (клёст)

-Молодцы, ребята! Вы много всего знаете о зимующих птицах! Наша игра подошла к концу, задания были не простые, но вы с ними справились!

 -Давайте дружно посчитаем звёздочки и посмотрим, какая команда набрала больше. Я приготовила для вас раскраски зимующих птиц, позже, вы сможете их раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе

Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Организация развивающего пространства. Предметно – пространственная организация помещения и участка....

Методическая разработка - танец для подготовительной группы детского сада "Осенняя композиция"

Осенняя композиция - танец для подготовительной группы, этот танец очень хорошо использовать для "входа" на осенний праздник....

Методическая разработка: развлечение для подготовительной группы по ПДД "Правила дорожные знать каждому положено"

В данной разработке содержится конспект развлечения, направленного на закрепление правил дорожного движения. В ходе развлечения используются средства мультимедиа (показ картинок), музыкальное сопровож...

Методическая разработка. Проект для подготовительной группы "Наши любимые книги"

Данный материал создан на основе пособия Смирновой О.Д. "Метод проектирования в детском саду" и содержит разработанный материал по реализации проекта в подготовительной группе....