Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирова-ния.
план-конспект занятия по окружающему миру

Иванова Наталья Геннадьевна

          Цель:

Формировать у детей представление о природном ископаемом нефть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_o_nefti.docx151.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Чебурашка»


Тема: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Carp ExpertКак правильно рисовать каплю нефти?Черная кровь мира - ВС. . Всё о финансовых рынках.Черная кровь мира - ВС. . Всё о финансовых рынках.Черная кровь мира - ВС. . Всё о финансовых рынках.

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская,  коммуникативная.

Цель:

Формировать у детей представление о природном ископаемом нефть.

Образовательные задачи:

  1. Расширять представление детей о природных ископаемых родного края нефти и его свойствах.
  2. Продолжать  развивать познавательный интерес у детей с помощью наглядных средств (схемы).
  3. Побуждать детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
  4. Расширять представление детей о значимости нефти в жизни человека.
  5. Расширять представление детей о вреде нефти в природной среде.
  6. Соблюдать  правила техники безопасности при проведении экспериментов с нефтью.
  7. Активизировать словарь детей новыми словами: «растекается», «маслянистая», «вязкая».

Развивающие задачи:

  1. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  2. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, мышление.
  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве и отражать в речи пространственное расположение предмета словами: верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в паре, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

Методы:

Наглядный: наблюдение, схемы – карточки, рассматривание картин о вреде нефти в природной среде, образец нефти.

Словесный: беседы, физминутка « Веселые зверята », словесная игра «Найди свойства нефти»

Практический: опыты с нефтью, экспериментирование, нетрадиционная форма рисования чешуйки у карася палочками. 

Материал и оборудование: На каждого ребёнка: мерные стаканчики с нефтью, фартуки, бумажные салфетки, пипетки, стаканчик с водой, перышко.


Ход ООД

Воспитатель:

Здравствуйте, ребятишки, (стоим в кругу)

Девчонки и мальчишки.

Давайте поздороваемся и улыбнемся, мне, гостям и друг другу.

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

Дети: перечисляют название сказок.

Воспитатель:  А хотели бы вы послушать сказку о карасе?

Дети: Да.

Воспитатель:  

2.Слайд. Жили – были старик со старухой

У самой Кондинской реки.

Старик ловил неводом рыбу,

А старуха пряла свою пряжу.

Раз старик закинул в реку Конду невод, -

Пришел невод с рваным ботинком,

Второй раз закинул старик невод, -

Пришел невод с шинами от машины и пластмассовыми бутылками.

В третий раз закинул старик невод,

3.Слайд. Пришел невод с одним карасем.

Как взмолился карась!

Голосом молвит человеческим:

Возьми меня к себе старик.

И спросил старик ласково:

- Что случилось?

Разлилась по реке черная жидкость

И покрылась река черной пленкой

И дышать на не чем, и плавники не плавают,

Погибаем мы!

И стал старик думу думать, что же это?

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь старику узнать, что это за черная пленка на реке Конде, а карасю остаться в родной Конде?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  Где мы можем узнать?

Дети: в лаборатории.

Воспитатель: правильно, нам  необходимо пройти в лабораторию.  (Дети проходят в лабораторию и садятся на стульчик за столы).

Какие правила необходимо соблюдать при работе  в лаборатории.

1.Опыт.

Воспитатель: ребята возьмите мерный стаканчик с жидкостью и внимательно рассмотрите его.  Какого  цвета эта жидкость?  

Дети: Жидкость черного цвета.

2.Опыт.

Воспитатель: понюхайте, имеет ли жидкость запах?

Дети: Жидкость имеет запах бензина, керосина.

3.Опыт.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что будет с жидкостью, если ее капнуть на салфетку?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: возьмите салфетку и пипетку. Наберите в пипетку жидкость и капните на салфетку. Что произошло с жидкостью?

Дети: жидкость  растеклась.

4.Опыт «Тонет не тонет».

Воспитатель: ребята, если мы капнем жидкость в стакан с водой, что произойдет?

Дети: жидкость плавает на поверхности воды.

Воспитатель: Правильно ребята, жидкость тонкой пленкой растекается по поверхности воды.

4.Слайд 5.Опыт.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, может ли жидкость гореть?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Мы сейчас это узнаем, посмотрите на экран, вы видите, что из трубы идет выброс жидкости и она горит.

Дети: жидкость  горит.

6.Опыт.

Воспитатель: Ребята, если мы капнем жидкость на перо птицы, что произойдет?

Дети: оно склеится.

Воспитатель: Значит,  жидкость, какая маслянистая, вязкая?

Дети: жидкость  маслянистая, вязкая?

Воспитатель: А теперь ребята подумайте и скажите, к какому природному ископаемому относятся все эти свойства?

Дети: К нефти.

Воспитатель: Что такое нефть?

Дети: нефть – это природное ископаемое.

Воспитатель: правильно ребята, эта жидкость называется природное ископаемое нефть.

Воспитатель: На берегу реки Конды растет лес, давайте мы с вами отдохнем и посмотрим не пострадали дикие животные в этом лесу.

 

Физминутка «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик

Дети садятся за столы перед ТСО

5. Слайд.

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с карасем?  Карась будет плавать, а вы должны глазами следить где, он плывет.

6. 7. 8. Слайд.

Воспитатель: Да ребята, если нефть попадет в реки и озера, на поверхность земли, страдает окружающая нас природа, погибают животные, птицы, растения, загрязняется воздух.

9. 10. Слайд.

Воспитатель: Но нефть – ценный продукт, который используется в народном хозяйстве, и его еще называют черным золото. Что делают из нефти?

Дети: Из нефти делают керосин, соляра, бензин, машинное масло, краски, резина.

Воспитатель:  Ребята мы сейчас будем работать в парах, и играть в игру «Найди свойства нефти»,  у вас на столе лежит конверт. Вам необходимо выбрать те карточки, на которых изображены свойства нефти.

11. Слайд.

Воспитатель: Ребята, кто сможет рассказать с помощью карточек – схем о природном ископаемом «нефть».

Дети: рассказывают 2-3 ребенка.

12. Слайд Воспитатель: Профессия людей, которые добывают природное ископаемое нефть, называются нефтяники. Для того,  чтобы нефть не засоряла окружающую природу, нефтяники проводят мероприятия по сохранению окружающей среды: благоустраивают родники, стараются обезопасить пруды от возможных нефтяных выбросов, проводят ремонт нефтепровода.

Воспитатель: Ну, что ребята помогли мы старику и карасе узнать, что, за  черная жидкость растеклась по реке Конде.

Воспитатель: А сейчас, и нарисуйте с помощью палочек чешуйки карасю, чтобы он мог плавать в реке Конде. Если вам понравилась в сказке помогать старику и карасю, нарисуйте чешуйки желтого цвета, а если было трудно, то серого цвета.

13. Слайд. Вот и сказочки конец, а кто помог тот молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью  развития их познавательной активности....

Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны

        Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжени...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования"

Распространение опыта по использованию метода экспериметов для развития познавательной активности ребёнка....

Презентация на тему: Личный вклад педагога в создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Спланированная и организованная деятельность по созданию условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования позволяет достичь максимального эффекта и оптимальных резул...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...