Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирова-ния.
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель:
Формировать у детей представление о природном ископаемом нефть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_o_nefti.docx | 151.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Чебурашка»
Тема: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная.
Цель:
Формировать у детей представление о природном ископаемом нефть.
Образовательные задачи:
- Расширять представление детей о природных ископаемых родного края нефти и его свойствах.
- Продолжать развивать познавательный интерес у детей с помощью наглядных средств (схемы).
- Побуждать детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
- Расширять представление детей о значимости нефти в жизни человека.
- Расширять представление детей о вреде нефти в природной среде.
- Соблюдать правила техники безопасности при проведении экспериментов с нефтью.
- Активизировать словарь детей новыми словами: «растекается», «маслянистая», «вязкая».
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, мышление.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве и отражать в речи пространственное расположение предмета словами: верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в паре, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.
Методы:
Наглядный: наблюдение, схемы – карточки, рассматривание картин о вреде нефти в природной среде, образец нефти.
Словесный: беседы, физминутка « Веселые зверята », словесная игра «Найди свойства нефти»
Практический: опыты с нефтью, экспериментирование, нетрадиционная форма рисования чешуйки у карася палочками.
Материал и оборудование: На каждого ребёнка: мерные стаканчики с нефтью, фартуки, бумажные салфетки, пипетки, стаканчик с водой, перышко.
Ход ООД
Воспитатель:
Здравствуйте, ребятишки, (стоим в кругу)
Девчонки и мальчишки.
Давайте поздороваемся и улыбнемся, мне, гостям и друг другу.
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Дети: перечисляют название сказок.
Воспитатель: А хотели бы вы послушать сказку о карасе?
Дети: Да.
Воспитатель:
2.Слайд. Жили – были старик со старухой
У самой Кондинской реки.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
Раз старик закинул в реку Конду невод, -
Пришел невод с рваным ботинком,
Второй раз закинул старик невод, -
Пришел невод с шинами от машины и пластмассовыми бутылками.
В третий раз закинул старик невод,
3.Слайд. Пришел невод с одним карасем.
Как взмолился карась!
Голосом молвит человеческим:
Возьми меня к себе старик.
И спросил старик ласково:
- Что случилось?
Разлилась по реке черная жидкость
И покрылась река черной пленкой
И дышать на не чем, и плавники не плавают,
Погибаем мы!
И стал старик думу думать, что же это?
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь старику узнать, что это за черная пленка на реке Конде, а карасю остаться в родной Конде?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Где мы можем узнать?
Дети: в лаборатории.
Воспитатель: правильно, нам необходимо пройти в лабораторию. (Дети проходят в лабораторию и садятся на стульчик за столы).
Какие правила необходимо соблюдать при работе в лаборатории.
1.Опыт.
Воспитатель: ребята возьмите мерный стаканчик с жидкостью и внимательно рассмотрите его. Какого цвета эта жидкость?
Дети: Жидкость черного цвета.
2.Опыт.
Воспитатель: понюхайте, имеет ли жидкость запах?
Дети: Жидкость имеет запах бензина, керосина.
3.Опыт.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что будет с жидкостью, если ее капнуть на салфетку?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: возьмите салфетку и пипетку. Наберите в пипетку жидкость и капните на салфетку. Что произошло с жидкостью?
Дети: жидкость растеклась.
4.Опыт «Тонет не тонет».
Воспитатель: ребята, если мы капнем жидкость в стакан с водой, что произойдет?
Дети: жидкость плавает на поверхности воды.
Воспитатель: Правильно ребята, жидкость тонкой пленкой растекается по поверхности воды.
4.Слайд 5.Опыт.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, может ли жидкость гореть?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Мы сейчас это узнаем, посмотрите на экран, вы видите, что из трубы идет выброс жидкости и она горит.
Дети: жидкость горит.
6.Опыт.
Воспитатель: Ребята, если мы капнем жидкость на перо птицы, что произойдет?
Дети: оно склеится.
Воспитатель: Значит, жидкость, какая маслянистая, вязкая?
Дети: жидкость маслянистая, вязкая?
Воспитатель: А теперь ребята подумайте и скажите, к какому природному ископаемому относятся все эти свойства?
Дети: К нефти.
Воспитатель: Что такое нефть?
Дети: нефть – это природное ископаемое.
Воспитатель: правильно ребята, эта жидкость называется природное ископаемое нефть.
Воспитатель: На берегу реки Конды растет лес, давайте мы с вами отдохнем и посмотрим не пострадали дикие животные в этом лесу.
Физминутка «Веселые зверята»
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик
Дети садятся за столы перед ТСО
5. Слайд.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с карасем? Карась будет плавать, а вы должны глазами следить где, он плывет.
6. 7. 8. Слайд.
Воспитатель: Да ребята, если нефть попадет в реки и озера, на поверхность земли, страдает окружающая нас природа, погибают животные, птицы, растения, загрязняется воздух.
9. 10. Слайд.
Воспитатель: Но нефть – ценный продукт, который используется в народном хозяйстве, и его еще называют черным золото. Что делают из нефти?
Дети: Из нефти делают керосин, соляра, бензин, машинное масло, краски, резина.
Воспитатель: Ребята мы сейчас будем работать в парах, и играть в игру «Найди свойства нефти», у вас на столе лежит конверт. Вам необходимо выбрать те карточки, на которых изображены свойства нефти.
11. Слайд.
Воспитатель: Ребята, кто сможет рассказать с помощью карточек – схем о природном ископаемом «нефть».
Дети: рассказывают 2-3 ребенка.
12. Слайд Воспитатель: Профессия людей, которые добывают природное ископаемое нефть, называются нефтяники. Для того, чтобы нефть не засоряла окружающую природу, нефтяники проводят мероприятия по сохранению окружающей среды: благоустраивают родники, стараются обезопасить пруды от возможных нефтяных выбросов, проводят ремонт нефтепровода.
Воспитатель: Ну, что ребята помогли мы старику и карасе узнать, что, за черная жидкость растеклась по реке Конде.
Воспитатель: А сейчас, и нарисуйте с помощью палочек чешуйки карасю, чтобы он мог плавать в реке Конде. Если вам понравилась в сказке помогать старику и карасю, нарисуйте чешуйки желтого цвета, а если было трудно, то серого цвета.
13. Слайд. Вот и сказочки конец, а кто помог тот молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности....
Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжени...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной и опытной деятельности
Консультация для воспитателей...
Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования"
Распространение опыта по использованию метода экспериметов для развития познавательной активности ребёнка....
Презентация на тему: Личный вклад педагога в создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Спланированная и организованная деятельность по созданию условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования позволяет достичь максимального эффекта и оптимальных резул...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...