Презентация на тему: Личный вклад педагога в создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
методическая разработка (младшая группа)

Заднепровская Татьяна Александровна

Спланированная и организованная деятельность по созданию условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования позволяет достичь максимального эффекта и оптимальных результатов в реализации образовательных программных задач  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_k_prezentatsii.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности
(личного вклада в развитие образования)

педагогического работника ДОУ

На тему :

" Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования"

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Заднепровская Татьяна Александровна

2017 г.

Г.Дзержинск

Здравствуйте, уважаемая комиссия! Я, Заднепровская Татьяна Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 97», г. Дзержинска. Стаж работы по специальности 2 года. Представляю вашему вниманию практические достижения своей профессиональной деятельности                                по теме: «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования» .                                            

Условия формирования

  На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. а как известно после трех лет ребенок переходит в период - период любопытства .

        Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе - в экспериментирование, третье - в труд.

        Соответственно этот период и является наиболее продуктивным для формирования данных видов деятельности.

        Я остановилась на экспериментирование, так как это направление для меня как педагога было менее изучено.

        В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 Но  какую бы не ставил перед собой проблему саморазвития педагог, ему предстоит изучить теорию и  методику данного вопроса и  воплотить на практике полученные знания.

        Условиями формирования моего личного вклада по теме самообразования  стали:

научно-исследовательские условия

методические условия

- организационно-педагогические условия

        Педагогические условия включают в себя посещение методических объединений, курсы повышения квалификации, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.

Актуальность

        В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.

        Психологи утверждают , что если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень.

        Важность и значимость детского экспериментирования замечательно подчеркнул Николай Николаевич Подьяков, когда сказал

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

 Теоретический аспект

        В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно /Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др./

Знакомясь с материалами авторов  я столкнулась связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования.

 В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Мало материала по проектированию занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.

         Таким образом целью моей деятельности стало-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Перед собой я поставила задачи как образовательные, так и профессиональные

  • Задачи образовательного цикла:
  • повышение уровня развития любознательности;
  • развитие исследовательских умений и навыков детей ;
  •  формирование умения анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;                                                                                                                                    
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • обогащение словарного запаса детей различными терминами
  • воспитание личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими,  т.д.);
  • расширение знаний детей о неживой природе;
  • Задачи профессионально компетенции:
  • повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;
  •  -приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/;
  •  -достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;
  •  -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
  •    **Задачи решаются в соответствии с ФГОС,  возрастными возможностями детей, а также особенностями их  познавательно- исследовательской деятельности

        

Ведущая педагогическая идея

 Ведущую педагогическую идею, я обозначила следующим образом:

Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Свою работу я строила поэтапно:

(рассказ по 1 этапу)

        Начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.

 Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: “Песок и вода”, “Звук”, ”Вкус”, ”Запах” и т.д.

 Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Центр экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.

В зависимости от решаемых мной задач экспериментирования....

— пополняется содержание ценра экспериментирования объектами для исследования в реальном действии

—  вносятся различные материалы для сенсорного развития (относятся к объектам для исследования в реальном времени), природные объекты;

—  размещаются наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий(образно-символическое оборудование);

— происходит обновление уголка природы;

— создаются мини-макеты по познавательному развитию.

Для меня было важно понять какое место занимает экспериментирование в деятельности моих коллег и как они строят свою работу в данном направлении. Для изучения использовала метод анкетирвания.

 Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводилось анкетирование которое выявило недостаточную компетентность родителей по этому вопросу. Провожу консультации, посвященные детскому экспериментированию.

 Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.

Так же важным для меня было изучить интерес и потребность детей группы в экспериментальной деятельности. Изучение подтвердило важность и значимость моей работы.

На третьем  этапе, внедренческом, апробировала и внедряла деятельность согласно разработанной программе.

Моя программа  обеспечивает конкретное  обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду.    Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и  принципы построения образовательного процесса, отражают целевые и ориентиры ФГОС ДО.

При проведении мониторинга я использовала  методику Верещагиной по направлению "Познавательное развитие".

Мониторинг  показал положительную динамику показателей познавательного развития достижений детей.

Таким образом мной были достигнуты результаты как образовательной, так и моей профессиональной деятельности. А именно:

У Воспитанников:

  • повысился уровень любознательности;
  • формируются исследовательские умения и навыки
  • развивается умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;                                                                                                                                    
  • повысился уровень развития познавательных процессов;
  • обогатился  словарный запас
  • воспитываются личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими,  т.д.);
  • расширились  знаний детей о неживой природе. 

Мной Профессионально:

  • изучена научно-педагогической литература;
  • разработаны перспективные планы, конспекты образовательной деятельности по теме;
  • создание современная предметно-развивающей среды в группе;
  • проведена диагностика развития и условий экспериментальной деятельности
  •  проведены мероприятия по обмену опытом с коллегами
  •  принято участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;
  • обобщен опыт работы по самообразованию. 

Уникальностью своего личностного вклада считаю, руководство следующими принципами образовательной деятельности:

  1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
  2. Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
  3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; " открытие новых знаний".
  5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
  6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для развития познавательной активности детей»

Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер-класс для педагогов «Создание условий для развития познавательной активности детей»

Цель: Расширение  знаний педагогов  о создание условий для развития познавательной деятельности детей...

Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования"

Распространение опыта по использованию метода экспериметов для развития познавательной активности ребёнка....

Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы ребенка, педагог-психолог формирует личность ребенка в целом, обогащая его ум. Желание узнать как можно больше, расширить свой круг...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Педагогический проект «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования».

По своей природе дети младшего дошкольного возраста – это исследователи окружающего мира. Как подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда деть неуемную любознательность? Как способствовать развити...