Презентация на тему: Личный вклад педагога в создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
методическая разработка (младшая группа)
Спланированная и организованная деятельность по созданию условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования позволяет достичь максимального эффекта и оптимальных результатов в реализации образовательных программных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_k_prezentatsii.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 97»
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности
(личного вклада в развитие образования)
педагогического работника ДОУ
На тему :
" Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования"
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Заднепровская Татьяна Александровна
2017 г.
Г.Дзержинск
Здравствуйте, уважаемая комиссия! Я, Заднепровская Татьяна Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 97», г. Дзержинска. Стаж работы по специальности 2 года. Представляю вашему вниманию практические достижения своей профессиональной деятельности по теме: «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования» .
Условия формирования
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. а как известно после трех лет ребенок переходит в период - период любопытства .
Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе - в экспериментирование, третье - в труд.
Соответственно этот период и является наиболее продуктивным для формирования данных видов деятельности.
Я остановилась на экспериментирование, так как это направление для меня как педагога было менее изучено.
В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Но какую бы не ставил перед собой проблему саморазвития педагог, ему предстоит изучить теорию и методику данного вопроса и воплотить на практике полученные знания.
Условиями формирования моего личного вклада по теме самообразования стали:
- научно-исследовательские условия
- методические условия
- организационно-педагогические условия
Педагогические условия включают в себя посещение методических объединений, курсы повышения квалификации, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.
Актуальность
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Психологи утверждают , что если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень.
Важность и значимость детского экспериментирования замечательно подчеркнул Николай Николаевич Подьяков, когда сказал
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Теоретический аспект
В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно /Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др./
Знакомясь с материалами авторов я столкнулась связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования.
В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Мало материала по проектированию занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.
Таким образом целью моей деятельности стало- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Перед собой я поставила задачи как образовательные, так и профессиональные
- Задачи образовательного цикла:
- повышение уровня развития любознательности;
- развитие исследовательских умений и навыков детей ;
- формирование умения анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- обогащение словарного запаса детей различными терминами
- воспитание личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т.д.);
- расширение знаний детей о неживой природе;
- Задачи профессионально компетенции:
- повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;
- -приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/;
- -достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;
- -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- **Задачи решаются в соответствии с ФГОС, возрастными возможностями детей, а также особенностями их познавательно- исследовательской деятельности
Ведущая педагогическая идея
Ведущую педагогическую идею, я обозначила следующим образом:
Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Свою работу я строила поэтапно:
(рассказ по 1 этапу)
Начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.
Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: “Песок и вода”, “Звук”, ”Вкус”, ”Запах” и т.д.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Центр экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.
В зависимости от решаемых мной задач экспериментирования....
— пополняется содержание ценра экспериментирования объектами для исследования в реальном действии
— вносятся различные материалы для сенсорного развития (относятся к объектам для исследования в реальном времени), природные объекты;
— размещаются наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий(образно-символическое оборудование);
— происходит обновление уголка природы;
— создаются мини-макеты по познавательному развитию.
Для меня было важно понять какое место занимает экспериментирование в деятельности моих коллег и как они строят свою работу в данном направлении. Для изучения использовала метод анкетирвания.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводилось анкетирование которое выявило недостаточную компетентность родителей по этому вопросу. Провожу консультации, посвященные детскому экспериментированию.
Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.
Так же важным для меня было изучить интерес и потребность детей группы в экспериментальной деятельности. Изучение подтвердило важность и значимость моей работы.
На третьем этапе, внедренческом, апробировала и внедряла деятельность согласно разработанной программе.
Моя программа обеспечивает конкретное обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, отражают целевые и ориентиры ФГОС ДО.
При проведении мониторинга я использовала методику Верещагиной по направлению "Познавательное развитие".
Мониторинг показал положительную динамику показателей познавательного развития достижений детей.
Таким образом мной были достигнуты результаты как образовательной, так и моей профессиональной деятельности. А именно:
У Воспитанников:
- повысился уровень любознательности;
- формируются исследовательские умения и навыки
- развивается умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;
- повысился уровень развития познавательных процессов;
- обогатился словарный запас
- воспитываются личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т.д.);
- расширились знаний детей о неживой природе.
Мной Профессионально:
- изучена научно-педагогической литература;
- разработаны перспективные планы, конспекты образовательной деятельности по теме;
- создание современная предметно-развивающей среды в группе;
- проведена диагностика развития и условий экспериментальной деятельности
- проведены мероприятия по обмену опытом с коллегами
- принято участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;
- обобщен опыт работы по самообразованию.
Уникальностью своего личностного вклада считаю, руководство следующими принципами образовательной деятельности:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; " открытие новых знаний".
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
- Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для развития познавательной активности детей»
Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Мастер-класс для педагогов «Создание условий для развития познавательной активности детей»
Цель: Расширение знаний педагогов о создание условий для развития познавательной деятельности детей...
Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования"
Распространение опыта по использованию метода экспериметов для развития познавательной активности ребёнка....
Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы ребенка, педагог-психолог формирует личность ребенка в целом, обогащая его ум. Желание узнать как можно больше, расширить свой круг...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...
Педагогический проект «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования».
По своей природе дети младшего дошкольного возраста – это исследователи окружающего мира. Как подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда деть неуемную любознательность? Как способствовать развити...