Проект «Комнатные растения в детском саду».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Целью  данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

1.  Изучить психолого-педагогическую и специальную литературупо проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.

2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.

4. Воспитывать интерес и  любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya_v_detskom_sadu.docx234.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Кугесьский детский сад «Ягодка»

Проект

«Комнатные растения

в детском саду»

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.kindereducation.com/wp-content/uploads/2012/10/giardinaggio-e-bambini.jpg&mb=imgdb_preview_250

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image003.jpg

.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.vashsad.ua/downloads/image/7554/ficus%5F7.jpg&mb=imgdb_preview_166

Выполнил:

воспитатель подготовительной группы

 Ефремова Л.В.

Кугеси 2024

Краткая аннотация проекта

Проект осуществлялся в МБДОУ  «Кугесьский детский сад «Ягодка».

Реализация проекта, а именно апробация его как модели рассчитана на 3 месяца.

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений. Программа «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, М.Е.Вераксы предполагает следующие знания, умения, навыки детей подготовительной к школе группыпо данной проблеме:

  1. Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
  2. Знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
  3. Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

  В совместной деятельности (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-воспитатель) познакомили детей с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно), научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.

В процессе работы проводили с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которые растут в воде (гидропоника), составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.

 После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» мы поняли, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях.Так же с родителями было проведено родительское собрание «Комнатные цветы – улыбка природы». Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок и составить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.

Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий, знают особенности размножения растений (черенками, детками).

Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю. Помогают взрослым при пересадке: определяют растение, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать, черенкуют растения, удобряют раствором, приготовленным воспитателем.

Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение  к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых  возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

    В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е.выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных  взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

  Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

  Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

  Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

  Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

  Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности.  В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

  Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидах в своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие  рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.

  Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Вывод:

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

По мнению  академика Г.Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».

F:\P1050509.JPG

F:\P1050515.JPG

Целью  данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературупо проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
  2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
  3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
  4. Воспитывать интерес и  любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Объектом исследования  являются  дошкольники подготовительной группы, а также их знания о комнатных растениях.

Предметом исследованияявляются комнатные растения, а также  условия жизни комнатных растений в детском саду.

Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- дети усвоят правила  бережного  отношения к окружающим их комнатным цветам;

- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Теоретическая значимость:  

формирование углублённых знаний детей о жизни  и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

  • расширение зелёного уголка в группе детского сада;
  • составление картотеки комнатных растений в детском саду;
  • составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
  • создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки  с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

Новизна

Обогащение представлений дошкольниково комнатных растенияхс учетом интеграции образовательных областей.

Ожидаемые  результаты

  • сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
  • повысилась активность участия родителей  в педагогическом процессе группы;

Методологическую основу  исследования составили теориипознанияиположение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н.Н Поддъяков, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.С.Игнаткина и др.), психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л.М.Маневцова, Р.С.Буре, С.Н.Николоева, И.А.Хайдурова и др.),

План мероприятий по реализации проекта:

Реализация проекта проходить в три этапа:

  1. Предварительный этап
  2. Практический этап
  3. Обобщающий этап

I этап предварительный

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников,в частности о комнатных растениях;
  2. Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  3. Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  4. Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  5. Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
  6. Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

I I этап практический

Задачи:

  1. Осуществить апробацию разработанного планаработы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  2. Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
  3. Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатораи т.д.);
  4. Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».

IIIэтапобобщающий

Задачи:

  1. Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  2. Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
  3. Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
  4. Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Схема реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социализация

  • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»
  • дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»
  •  пальчиковые игры «Красные  цветы», «Посадим цветы», «Цветок».
  • занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы»
  • беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»
  •  практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы»

Коммуникация

  • составление рассказов совместно  с родителями о своём комнатном цветке
  •  заучивание стихотворения «Бальзамин»
  •  отгадывание загадок  о комнатных растениях
  •  подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»
  •  дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился»

Познание

  • беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»
  • викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»
  •  посадка ростков комнатных растений

Художественное творчество

  • Рисование акварелью на тему «Декабрист»
  •  рисование пластилином «Я  цветочек посажу, нашу группу наряжу»
  •  аппликация «Комнатное растение Толстянка»
  •  лепка «Красивый цветочный горшок»
  •  выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Амазонская лилия».

Труд

Хозяйственно-бытовой труд:

  • дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы  деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

  • трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Ручной труд:

  • Оригами «Амазонская лилия»

Физическая культура

  • Утренняя гимнастика «Весенние цветы»
  •  физкультминутка «Красивые цветы»
  • психогимнастика «Посадим цветок»
  •  психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок»

Музыка

  • прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Чтение художественной литературы

  • работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях
  • чтение художественной литературы

Итоги проекта.

Проведенные  анкетирование родителей  «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе»позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

Во время бесед дети подробнее узналио происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых  практических занятий с детьми, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение  к окружающему природному миру.

Дальнейшее  развитие  проекта.

• Обмен практическим опытом  по ознакомлениюстарших дошкольников  с жизнью комнатных растений;

• Участие в педагогических конкурсах  передового опыта, республиканских  и межрегиональных научно-практических конференциях;

• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание  детей в интересах устойчивого развития;

Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//skadovsk-more.com/yahoo%5Fsite%5Fadmin/assets/images/pp%5F24.11434311%5Fstd.jpg&mb=imgdb_preview_123

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//cvetochki.net/sites/default/files/u125/100314150529.jpg&mb=imgdb_preview_159

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Комнатные растения

в детском саду»

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//cvetochki.net/sites/default/files/u251/xlorofitum.jpg&mb=imgdb_preview_159

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.shop.vashsad.ua/i/shop/f11913%5F1.jpg&mb=imgdb_preview_444

Содержание:

  1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».
  3. Картотека комнатных растений в детском саду.
  4. Картотека дидактических игр.

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//flowers.tetradon.ru/present/balzamin.jpg&mb=imgdb_preview_458

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

  1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?__________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

________________________________________________________________

  1. Есть ли дома книги о природе? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_______________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» провели анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.

     На первый вопрос 100%  опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.

     На второй вопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % - отрицательно, т.к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.

       На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

     Отвечая на четвертый вопрос анкеты,  60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % - дети смотрят только  передачи о животных.

     На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.

    На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных  рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно  подкармливают птиц.

    На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования  сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведено родительской собрание «Комнатные цветы – улыбка природы» и практикум «Растения для лечения».

Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме      «Комнатные растения».

  1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)
  2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)
  3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
  4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?
  5. Назови и покажи части растений.
  6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
  7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5.

Итоги

диагностики детей подготовительной к школе группе по теме      «Комнатные растения».

На первом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована  диагностика детей подготовительной к школе группе. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку»), на  шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко.Объясни, почему?»).

По итогам диагностики выявила:

Низкий уровень - 12 % детей,

Средний уровень -  64% детей,

Высокий уровень -24 % детей.

   По окончании проекта я снова продиагностировала детей:

Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к  дежурству в уголке природы,  добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей  по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание  широких листьев от пыли.

Низкий уровень – 0%

Средний уровень -  56 %детей,

Высокий уровень -  44% детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР "Комнатные растения в детском саду"

Предлагаю вашему вниманию уникальное электронное методическое пособие (ЭОР), которое: Расскажет педагогам, детям и родителям о комнатных растениях, выращиваемых в детском саду (узумбарская фи...

Наблюдение и уход за комнатными растениями в детском саду.

Знакомство детей с комнатными растениями, наблюдение и уход за ними....

Проект в старшей группе"Комнатные растения в детском саду"

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений....

Проект «Комнатные растения в детском саду».

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений. Были поставлены следующие задачи:Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.Зн...