проект "Комнатные растения в детском саду"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Биганова Ирина Александровна

проект для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya_starshaya_gruppa.docx157.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Теремок»

Курского муниципального района Ставропольского края

        

                               Утверждаю:                  

                               Заведующая  МДОУ №8 «Теремок»       

                                                              А.Ю.Джиоева____________________

Проект

«Комнатные растения

в детском саду».

СТАРШАЯ ГРУППА

http://doshvozrast.ru/images/roditeli08/image003.jpghttp://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//cvetochki.net/sites/default/files/u125/100314150529.jpg&mb=imgdb_preview_159

        

Проект

«Комнатные растения в детском саду».

Проект направлен на более углублённое изучение   воспитанниками комнатных растений. Были поставлены следующие задачи:

  1. Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
  2. Знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
  3. Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно), научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.

В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которые растут в воде,составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.

 После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях.Так же с родителями было проведено родительское собрание «Комнатные цветы – улыбка природы». Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок и составить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.

Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий, знают особенности размножения растений (черенками, детками).

Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю. Помогают взрослым при пересадке: определяют растение, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать, черенкуют растения, удобряют раствором, приготовленным воспитателем.

Сроки работы над проектом

Январь – март.

Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение  к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых  возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

 Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е.выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных  взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

  Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

  Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

  Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

  Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

  Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности.  В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

  Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.

  Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Вывод:

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

F:\P1050515.JPGF:\P1050509.JPG

Целью  данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературупо проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
  2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
  3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
  4. Воспитывать интерес и  любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Объектом исследования  являются  дошкольники старшей  группы, а также их знания о комнатных растениях.

Предметом исследования являются комнатные растения, а также  условия жизни комнатных растений в детском саду.

Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- дети усвоят правила  бережного  отношения к окружающим их комнатным цветам;

- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Теоретическая значимость:  

формирование углублённых знаний детей о жизни  и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

  • расширение зелёного уголка в группе детского сада;
  • составление картотеки комнатных растений в детском саду;
  • составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
  • создание альбома «Наши комнатные растения».

Ожидаемые  результаты

  • сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
  • повысилась активность участия родителей  в педагогическом процессе группы;

I этап предварительный

Задачи:

  1. Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  2. Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  3. Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
  4. Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

I I этап практический

Задачи:

  1. Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
  2. Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатораи т.д.);
  3. Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».

IIIэтапобобщающий

Задачи:

  1. Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  2. Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
  3. Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
  4. Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Схема реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социализация

  • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»
  • дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»
  • беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»

Коммуникация

  • отгадывание загадок  о комнатных растениях
  •  подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»
  •  дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок»

Познание

  • беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»
  • викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»
  •  посадка ростков комнатных растений

Художественное творчество

  • Рисование на тему «Фиалка»
  • аппликация «Комнатное растение »
  •  лепка «Красивый цветочный горшок»
  •  выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Роза».

Труд

Хозяйственно-бытовой труд:

  • дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы  деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

  • трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Чтение художественной литературы

  • работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях
  • чтение художественной литературы

Итоги проекта.

Во время бесед дети подробнее узналио происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение  к окружающему природному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР "Комнатные растения в детском саду"

Предлагаю вашему вниманию уникальное электронное методическое пособие (ЭОР), которое: Расскажет педагогам, детям и родителям о комнатных растениях, выращиваемых в детском саду (узумбарская фи...

Наблюдение и уход за комнатными растениями в детском саду.

Знакомство детей с комнатными растениями, наблюдение и уход за ними....

Комнатные растения в детском саду.

Сегодня, наверное, трудно найти детский сад, в котором бы не было комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их использованию в работе с детьми. И все же у педагогов снова и с...

Картотека комнатных растений для детского сада

Всё об уходе за растениями в детском саду на карточках....

Фитоцидные растения в детском саду

Консультация для воспитателей фитоцидные растения в детском саду. Это инструкция по озеленению групп и комнат в своих квартирах....