Наименование проекта «Морское путешествие»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузуб Наталья Владимировна

В основе проекта  «Морское путешествие»лежит исследовательский поиск в различных направлениях, а также стремление к совместной познавательной  деятельности детей, педагогов, родителей. В качестве объекта исследования нами было выбрано Японское море, обитатели морей, растительность подводного мира.

Мы живем в уникальном уголке нашей родины – Приморском крае. 

 Основы экологической культуры дошкольников формируются через:

-  изучение природы и истории родного края;

- взаимоотношения человека и окружающей среды на примере местных традиций;

- формирование ответственности, прежде всего за свои поступки и действия в общении с природой.

Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (наблюдений, игры, образовательная и самостоятельная   деятельность) - ключ правильной постановки экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_morskoe_puteshestvie.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам. Д. С. Лихачев.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Морское путешествие»

Заведующий МБДОУ

“Дюймовочка”

Скрябина Римма Иннокентьевна

Адрес

Партизанский район, с. Екатериновка, улица Комсомольская  д. 6 “А”

Руководитель проекта

Кузуб Наталья Владимировна

Разработчики проекта

 Марацевич Г.В. – старший воспитатель Кузуб Н. В. - воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель проекта

создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации  проекта «Морское путешествие».

Срок реализации проекта

Июнь - август – 2016г

Ожидаемые результаты

владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

знать о взаимосвязи с другими обитателями;

иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Ресурсное обеспечение

Иллюстрации,  фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал, костюмы и атрибуты морских обитателей.

Пояснительная записка

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных  учреждениях.

Использование в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка Партизанского муниципального района  проекта «Морское путешествие» обусловлено несколькими причинами.

 В нашем детском саду  реализуется  ООП, которая подходит к процессу воспитания ребёнка как современной личности, осознающей себя в современном пространстве (семье, детском саду, стране, Приморском  крае, селе), умеющей адекватно оценивать различные явления современной жизни. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое - основа формирования этого качества. Одним из перспективных методов, способствующим решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно - ориентированный подход к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям ФГОС ДО, формирует навыки сотрудничества.

В основе проекта  «Морское путешествие» лежит исследовательский поиск в различных направлениях, а также стремление к совместной познавательной  деятельности детей, педагогов, родителей. В качестве объекта исследования нами было выбрано Японское море, обитатели морей, растительность подводного мира.

Мы живем в уникальном уголке нашей родины – Приморском крае.  

 Основы экологической культуры дошкольников формируются через:

-  изучение природы и истории родного края;

- взаимоотношения человека и окружающей среды на примере местных традиций;

- формирование ответственности, прежде всего за свои поступки и действия в общении с природой.

Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (наблюдений, игры, образовательная и самостоятельная   деятельность) - ключ правильной постановки экологического воспитания.

В образовательную программу нашего детского сада входит раздел «Знакомство с родным краем».  Мы с коллегами разработали серию конспектов НОД, бесед, экскурсий, дидактические пособия, для детей старшей и подготовительной группы, посредством которых  воспитанники знакомятся с нашей страной, селом,  Партизанским районом, с растительным и животным миром  Приморского края  

 Проект «Морское путешествие» является одним из составляющих этого раздела. В разработке и реализации проекта использовались программы и методики: «Наш дом Природа» Рыжовой Л.А., «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Путешествие по родному краю» М. В. Маркиной, «Изобразительная деятельность» Лыковой И. А.

Проблема: Из своих наблюдений за детьми мы  пришли к выводу, что у детей недостаточно сформированы:

•        познавательный интерес к природе, Родному Приморскому краю;

•        стремление к сохранению и приумножению природных богатств Японского моря;

•        искренняя любовь и бережное отношение к природе.

Актуальность:  Много  вокруг нас  ещё  неизведанного и прекрасного. Хотелось бы  детей  познакомить  с этим загадочным и таинственным миром Японского моря, которое находится совсем рядом.

    Участие детей и их родителей в проекте « Морское путешествие» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Вид проекта:  групповой,  исследовательский с  элементами творчества для детей 5-6.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Образовательная область: «Познавательное развитие», интеграция образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации  проекта «Морское путешествие».

Образовательные задачи:

1. Расширить имеющиеся представления о богатстве и многообразии растительного и животного мира Японского моря

2. Формировать осознанно - правильное отношение к объектам живой природы.

Развивающие задачи:

1.  Развивать познавательный интерес к жизни подводного мира

2. Совершенствовать тактильные ощущения, двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий.

3. Развивать коммуникативные способности, творческое воображение, фантазию; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

  1. развивать способность вслушиваться в звуки природы;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к природе своего края, интерес к обитателям Японского моря.

Взаимодействие с родителями

Повысить компетентности родителей в ходе реализации проекта по вопросам использования регионального компонента в воспитании дошкольников. Создание фотоальбома «Как мы отдыхали на море», создание видео  - зарисовки «Традиции моей семьи».

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей  тайнами  необычного морского мира».

Участие в выставке рисунков и поделок   «Море и морские тайны» - совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Предполагаемый результат:

Знать некоторых  обитателей Японского моря, владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; знать о взаимосвязи с другими обитателями; иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Этапы реализации проекта

 Этапы

Мероприятия

I Подготовительный

(08.06 – 16.06)

Изучение литературы по теме

Анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей»

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Консультация для родителей через оформленный стенд, на сайте ДОУ.

Подбор наглядно-дидактических пособий

Оформление краеведческого центра

Беседы с детьми: "Обитатели Японского моря", "Правила поведения на воде"

II Основной

(18.06 –  22.08.)

Чтение художественной литературы, прослушивание и просмотр  видеороликов, а также авторских сказок (аудиозаписи и видеозаписи):

Беседы, составление рассказа по картине (с использованием схематических картинок) Сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры занятия, экскурсии, поездки к морю, встреча с интересными людьми.

Задание для родителей:

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Помощь в организации досуга на морскую  тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок   «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.          

Оформление детской площадки на морскую тематику,

Подбор пазлов  на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Викторина «Чудеса подводного мира»

Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками.       

III Заключительный

(24.08. -30.08)

Развлечение «Море, море, жизнь на дне»

Оформление отчетной документации, презентация проекта.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Познавательное развитие

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание  иллюстраций (энциклопедий «Японское  Море  и его мир», «Рыбы которые  светятся»);

НОД «Удивительный мир Японского моря»

Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие  в  океанариуме» 

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание  картин  художников, изображающих подводный мир картины;    

Опытно-экспериментальная деятельность

  Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х.-К. Андерсен "Русалочка»,  Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины»,

Просмотр мультфильмов:  «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Речевое развитие

Творческие рассказы: «Как я ездил на море» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Заучивание стихов о  жителях  подводного мира.

Словесные игры:  «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?».

Расширить словарь детей: ламинария, морская звезда, медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:  «Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Угадай звук животного»,

«Чья тень?»,  «Укрась аквариум», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?»,   «О ком расскажу».

Игра – ситуация «Путешествие в подводный мир»

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Продуктивные виды деятельности:

НОД «Аквариум с рыбками (Аппликация)Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования «Удивительный мир Японского моря»

Пластилинография «Необыкновенные рыбки»

Лепка из теста «Рыбка  клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна, украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами « Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Физическое развитие

Подвижные игры:  «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Водяной» «Осьминог и рыбки».

Комплекс гимнастики «Спит морское царство»

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

Художественно – эстетическое развитие (Музыка)

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

Прослушивание  песен о море;  песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;

Слушание  музыки: «Звуки моря»;  Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

Музыкальные игры: «Медузы»;  «Русалочки».    

Цель: Устойчивость внимания,   точное выполнение словесных инструкций  Ритмизированная речь,  дикция;  Слуховое внимание;  

Заключение 

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

В ходе реализации проекта  дети познакомились с некоторыми обитателями подводного мира Японского моря. Выяснили особенности их строения и образа жизни. Подчеркнули богатство и многообразие растительного и животного мира Японского моря, с интересом передали свои впечатления в творческих работах. Пробовали себя в роли морских профессий во время проведения сюжетно – ролевых игр.

 Пополнилась предметно – пространственная среда – оформлен развивающий  центр «Мой край родной» - где, в разделе «Тайны Японского моря»  размещены картотеки игр, материалы для экспериментирования, наглядные пособия,  фотографии о море и морских обитателях, произведения живописи, коллекции камней, ракушек,  игровой материал, атрибуты.

Педагоги пополнили копилку методических разработок (Игры, конспекты НОД, методические рекомендации, консультации по использованию регионального компонента.).

Родители были активными участниками проекта: оформили участок старшей группы на морскую тематику, подготовили презентации «Традиции моей семьи»,  создавали творческие работы, помогали собирать коллекцию камней, ракушек. а также организовывали поездки к морю

Список использованных источников

   

1.Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.доронова, Е.В.соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001. - 224 с.

2.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (Программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. 168 с.

3.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н.Новгород, 1997. – 263 с.

4.Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./Л.И.Катаева. - М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2000 г. - 224 с.

  1. Интернет – ресурсы https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/13802.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролево-игровой проект "Морское путешествие"

В нашем детском саду комбинированного вида  для ЧДБ детей  проблеме сохранения и укрепления детского здоровья уделяется особое внимание. Сохранение детского здоровья педагогическими ...

Проект "Морское путешествие"

Проект "Морское путешествие"...

ПРОЕКТ "МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КРОТКОСРОЧНЫЙ ПРЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Морское путешествие»

Данный проект поможет сформировать у детей представление о море, морских и океанических обитателях. Реализация проекта позволит воспитать чувство любви к природе, желание охран...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Морское путешествие»

Данный проект способствует воспитанию экологической грамотности и культуры, развитию творческих и познавательных способностей детей, помогает привлечь родителей к со...