Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие по истории России"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, много над чем задумываемся. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших, она продиктована самой жизнью, состоянием молодого поколения.
Занятие «Путешествие по истории России» проводится для детей 6-7 лет и имеет ярко выраженную нравственно-патриотическую направленность. Занятие «Путешествие по истории России» способствует воспитанию патриотизма и любви к своей родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_istorii_rossii.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие по истории России"
Аннотация
Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, много над чем задумываемся. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших, она продиктована самой жизнью, состоянием молодого поколения.
Занятие «Путешествие по истории России» проводится для детей 6-7 лет и имеет ярко выраженную нравственно-патриотическую направленность. Занятие «Путешествие по истории России» способствует воспитанию патриотизма и любви к своей родине.
Рекомендуемый возраст: 6-7 лет
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение книг, просмотр иллюстраций с изображением древнерусских князей, альбомов, видео о России.
Предполагаемый результат:
- Формирование у воспитанников интереса к истории своей страны.
- Формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свою родину.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения страны. Получить знания по истории России.
Задачи:
• формировать у детей представление о России как о родной стране;
-формировать умение рассказывать об истории и культуре своего народа;
• формировать у детей представление о прошлом нашей Родины
• Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, а также развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей.
• развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор;
• обогатить словарь детей.
Оборудование: видеописьмо, видеопроигрыватель; настольно-печатная игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами); иллюстрации с изображением россиян, славян, князя, обряда крещения на Руси, князя Владимира Святого, церкви.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам пришло вот такое видеописьмо. «Здравствуйте, дети подготовительной группы, к вам обращается за помощью Иван. Я учусь во втором классе. Мне очень нравятся уроки истории, на которых мы узнаем много нового о прошлом нашей страны, о том, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. По каждой теме, которую изучаем на уроке, мы составляем словарики новых слов. Для этого нам приходится читать энциклопедии или другие книги, в которых мы можем найти объяснение новых слов. Сейчас мне нужно в словарь записать значение новых слов по теме «История России». В библиотеке я не смог найти книги, с помощью которых я бы выполнил домашнее задание. И вдруг я вспомнил о вас, ребята! Я знаю, что вам в детском саду много рассказывали об истории Руси, у вас есть много книг, альбомов, игр. Я очень надеюсь на то, что вы мне поможете». Ребята, вы согласны помочь Алеше в составлении словарика новых слов по теме «История России»?
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей страны. Что бы мы смогли помочь Ивану и узнать больше, побывав в прошлом.
Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Крепко держитесь за колесо, повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской деревне.
Русь деревянная — края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные песни поют
- Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много много лет назад. В те давние времена ещё не было ни городов, ни домов, в которых мы живём. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в которых мы жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки - это восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов. (Показать на карте).
В давние времена на землях нынешней России, Украины и Белоруссии жил народ, от которого мы произошли, — славяне. Это слово мы тоже запишем в словарик. Оно означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый.
Рассказывая, воспитатель показывает иллюстрации с изображением славян: мужчин и женщин.
Обратите внимание на внешность славян. Какие у них волосы?
Дети. Светлые, светло-русые.
Воспитатель. Какого цвета кожа?
Дети. Светлая, белая.
Воспитатель. А глаза?
Дети. Голубые, зеленые.
Воспитатель. О русских девушках говорили: «Глаза васильковые, волосы, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка». А теперь давайте поиграем в игру, в ходе которой вспомним о том, какой была одежда у славян.
Игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами)
Дети подбирают для бумажных кукол различные элементы костюма (головной убор, украшения, обувь) в соответствии с полом куклы.
Воспитатель. Славяне жили родами, все были в родстве между собой. Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама готовит что-то вкусненькое.
Жили славяне в небольших избушках, жили родами, все были в родстве между собой. Как назывался главный среди них?
Дети. Слово «князь».
Воспитатель. Правильно, ребята. Людьми в давние времена управляли князья, которых все слушались и которым подчинялись. Какое новое слово мы запишем в словарик новых слов?
Вы уже знаете некоторых русских князей.
Вспомните, какой князь основал Москву? (Юрий Долгорукий.)
При каком князе воздвигнут белокаменный Кремль? (При Дмитрии Донском.)
При каком князе началось началось строительство краснокирпичного Кремля? (При Иване 111.)
(Педагог показывает изображения названных князей)
Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия.
Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран (например, шведы, немцы, то князья объединялись вместе, и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, не только на время войн, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить.
Князья объединились, а самым главным стал князь Иван 111, о котором вы уже знаете (Показать портрет.) все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство. Оно стало большим и сильным.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад
Воспитатель. Раньше люди мало знали о природе, боялись грома, молнии, старались задобрить силы природы, чтобы они дали им питание и одежду. Поклонялись изображениям разных богов. Они думали, что их много и если задобрить каждого из них, всем будет хорошо. Киевский князь Владимир спрашивал у странников о том, в каких богов верят люди в других странах. Потом он выбрал лучших людей и отправил их посмотреть, как чужестранцы молятся своим богам. Понравилось ему, что в других странах есть красивые церкви и люди верят только в одного Бога. И приказал он всем креститься. С тех пор люди на Руси стали крещеными, а князя Владимира назвали Святым. Ребята, какие еще новые слова нужно записать в словарик?
Дети. Слова «крещение», «князь Владимир Святой», «церковь».
Воспитатель: Время шло дальше, и люди научились делать машины и поезда, с помощью которых передвигаться можно быстрее, ведь раньше они ходили только пешком. Так же они придумали различные станки, чтобы можно было делать одежду, обувь, посуду и другие необходимые им предметы. Ведь раньше все предметы делались только руками. Это занимало очень много времени.
И еще прошло время и люди построили ракету на которой смогли полететь в космос. А вы знаете, кто был первым космонавтом? Как думаете, почему, люди захотели полететь в космос? (Ответы детей).
Это было в прошлом. А теперь, давайте посмотрим, как мы живем сейчас, какие у нас есть города, какая техника. (Педагог показывает соответствующие картинки). И пофантазируем, что может быть в будущем.
Воспитатель. Ребята, назовите, пожалуйста, все слова, которые мы с вами записали в словарик новых слов по теме нашего занятия.
Дети вспоминают новые слова по теме занятия. В случае затруднения воспитатель помогает им, показывая иллюстрации.
Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли Алеше в выполнении домашнего задания к уроку по истории?
Дети. Да.
Воспитатель. Я тоже думаю, что ваши ответы, рассказы и игры помогут Ивану в составлении словарика новых слов по теме «История России».
Рефлексия:
Если бы у вас была машина времени когда бы вы хотели жить в прошлом, настоящем или будущем и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Наша Родина – Россия» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Цели: продолжаем знакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.Оборудование: интерактивная доска, цифровое оборудоание,выставка...
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России».
Разработанно для воспитания у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней....
Конспект занятия В подготовительной группе из истории развития спорта «Первобытные люди»
Конспект занятия...
План конспект занятия по подготовительной группе «Путешествие по России».
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Р...
Конспект занятия в подготовительной группе «Наша Родина – Россия».
Конспект занятия «Наша Родина – Россия»....
Конспект занятия в подготовительной группе. «Я — гражданин России»
laquo;Я — гражданин России»...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Россия – наша Родина».
Закрепление у детей представления о России как о родной стране....