Конспекты зимних экскурсий
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пан Елена Михайловна

Во время наблюдений и экспериментов обогащается па­мять ребенка, активизируются мыслительные процессы, раз­вивается речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zimnih_ekskursiy.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты зимних экскурсий

Зимняя экскурсия (вариант деловой)

Цель: показать, что природа не погибает, а как бы засыпает.

Ход экскурсии

1-й блок

Цель: уточнить признаки зимы.

Воспитатель. Ребята, сейчас зима, на улице очень холодно. Животным и растениям уже не живется так же хорошо, как летом. Давайте сходим в парк (на участок детского сада) и посмотрим, погибли в нем растения и животные или нет. Одевайтесь быстрее, чтобы успеть вернуться к обеду. Прежде чем говорить о растениях, давайте назовем все признаки зимы. Договоримся, что каждый будет называть только по одному признаку. Говорите громко, чтобы всем было слышно. (Дети выполняют просьбу воспитателя. Разговор продолжается до тех пор, пока не будет названо около 10 признаков. Обычно, назвав 4—5 признаков, дети начинают испытывать затруднения. Воспитатель активизирует их мыслительные процессы, предлагая внимательно посмотреть кругом, чтобы увидеть другие признаки. Не следует торопить детей или подсказывать им, называть признаки самому. Цель данного этапа — научить детей вглядываться в природу.)

2-й блок

Цель: понять, что почки являются настоящими листьями, спящими до весны.

Воспитатель. Молодцы, много мне рассказали. Обратили внимание на слова Коли? Он сказал, что деревья стоят голые, на них нет листьев. Давайте уточним, так ли это. Я каждому дам по веточке. Рассмотрите ее и скажите, чем она отличается от палочки. (Ответ детей: на веточке есть почки.) Снимите варежки и раскройте почку. Постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет. (Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.)

Воспитатель. Кто из вас понял, что такое почка? (Желательно так построить данный фрагмент экскурсии, чтобы дети сами догадались, что это — туго свернутые маленькие листочки.) А кто догадается, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками? (Дети могут догадаться, что чешуйки защищают нежные листики от дождя, снега и холода. Воспитатель уточняет их догадку, сравнивая чешуйки с пальто, которое человек надевает зимой.) Коля, а почему твое пальто не распахивается на ветру? (Оно застегнуто на пуговицы.) А почему не раскрываются чешуйки на ветру? Кто сообразит? (Рассмотрев чешуйки и свои слипающиеся пальчики, дети догадаются, что чешуйки склеены специальной смолой.)

3-й блок

Цель: увидеть, что у разных растений форма и размер почек разные.

Воспитатель. Теперь даю вам новое задание. Внимательно посмотрите вокруг и по форме почек определите, с какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматривали. (Дети, рассматривая окружающие растения, находят это дерево. Желательно эту беседу проводить на некотором расстоянии от него, чтобы в поле зрения детей попадало несколько растений, иначе ответ на вопрос не будет включать таких необходимых компонентов процесса познания, как анализ и синтез.)

Воспитатель. Молодцы. Это дерево называется тополем. Летом вы видели его с листьями, а теперь запомните, как оно выглядит без них. Поищите, нет ли здесь другого такого же дерева. (Этот вопрос задается в обоих случаях: если тополь есть и если его нет.)

Воспитатель. Правильно. Теперь держите другие веточки. Чем они отличаются от ветки тополя? Обращайте внимание не только на почки, но и на кору. (Ветки должны довольно значительно различаться между собой; если у тополя кора светлая, почки крупные, то у других кора должна быть темной или белой, а почки мелкими, как у вяза, карагача, березы и т.п.) (Ответы детей.) Хорошо. Найдите это дерево около нас. Внимательно посмотрите и запомните, как оно выглядит зимой. Называется карагачам (или соответственно березой, липой, вязом). Найдите другой карагач.

4-й блок

Цель: научиться различать деревья по силуэтам.

Воспитатель. Давайте сравним деревья, которые мы только что рассматривали, с березой (любым соседним деревом). Вот она стоит перед нами. Кто может сказать, чем эти деревья отличаются друг от друга? (Ответы детей.) А теперь скажите, чем они похожи друг на друга. (Ответы детей. В том и другом случае признаков должно быть названо много. На каждый вопрос дети дают обстоятельный ответ.)

5-й блок

Цель: понять, как растения приспособились переносить суровые условия зимы.

Воспитатель. Ребята, мы с вами видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? (Ответы детей. Конкретные признаки приспособления описаны на с. 162—164.) А как приспособились кустарники? (Ответы детей.) А как приспособилась трава? (Ответы детей. Скорее всего, они скажут, что трава погибла.) Вы так думаете? Давайте проверим. У нас с собой есть лопатки. Мальчики, раскопайте снег до земли. (Чтобы данное наблюдение прошло успешно, воспитатель осенью примечает, где растет много злаковых трав. В этом месте накануне экскурсии он делает пробные раскопки. Как правило, под снегом обнаруживается зеленая трава высотой 10—20 см. Она имеет зеленый цвет и является молодой, а не сохранившейся с осени старой.) Рассмотрели траву? Сразу же забросайте яму снегом, чтобы трава не вымерзла. Снег для нее как одеяло: не пропускает к земле сильный холод. Значит, трава как растение в целом не погибла. Погибли только листики. А что осталось в почве живым? (Ответы детей: корни, корневища, семена.)

6-й блок

Цель: уточнить роль снега для растений.

Воспитатель. «Сейчас мы проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре даю рейку и карандаш. Вы будете ходить по участку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до земли, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Вот так (воспитатель показывает). Один держит рейку, другой — карандаш. Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где его почти нет».

Воспитатель раздает оборудование. Дети выполняют задание и возвращаются к воспитателю. У каждой пары на рейке несколько меток. Данное задание заменяет физкультминутку.

Покажите палочки. Какой вы сделали вывод: одинакова ли глубина снега в разных местах? (Ответы детей.) Как по-вашему, где лучше сохранится трава: где снега много или там, где его мало? (Ответы детей.). Почему? (Ответы детей.) А деревьям тоже полезен снег?

Теперь скажите, какова же польза от снега? (Ответы детей. Если они назовут только защиту от холода, надо помочь им сообразить, что снег полезен и весной: если его много, будет много воды, и почки распустятся быстрее.)

Заключение

1-й вариант

Воспитатель. Молодцы. Наша экскурсия заканчивается. Давайте решим ее основной вопрос: зимой природа погибает или только засыпает? (Ответы детей.) Даю вам задание на дом, во дворе и на улице присмотритесь к растениям и ответьте на два вопроса: первый — как они приспособились к зимним холодам, второй — надежно ли укрыты их корни снегом. Заметьте места, где снега много и где его мало, а весной проверьте, где будет больше травы и где почки деревьев распустятся раньше. Завтра мы обсудим оба вопроса, а сейчас пойдем домой, и вы будете называть все деревья, которые нам встретятся по пути. (Дети идут домой. Подходя к каждому новому дереву, они останавливаются и называют его. Если попадается незнакомое дерево, название дает воспитатель.)

2-й вариант

Можно предложить и другую концовку занятия. Воспитатель разбивает всю группу на три звена и каждому дает свой номер: первое, второе и третье. Затем он называет подряд три дерева. 1-е звено бежит к тому дереву, которое названо первым, 2-е — вторым, 3-е — третьим. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз порядок называния деревьев меняется. Данную игру можно провести и в середине экскурсии, если ребята замерзнут.

На следующий день воспитатель, как и обещал, выясняет, что дети увидели у себя во дворе и на улице. Совместно обсуждают следующие вопросы:

  • Полезно ли подсыпать снег под деревья?
  • Зачем в полях, где посеян хлеб, проводят снегозадержание?
  • Полезно ли утаптывать снег?

Экскурсия получит хорошее завершение, если на прогулке дети подсыпят снег под деревья и кустарники своего участка, беря его из сугробов, скопившихся вдоль дорожек.

Примечание. Данная экскурсия, как и предыдущая, насыщена фактическим материалом. Учитывая степень подготовленности своей группы, воспитатель может упростить ее или усложнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Зимняя экскурсия" для детей подготовительной группы.

музыкальное занятие с интеграцией образовательных областей: музыка, художественная литература, изобразительное искусство, грамота, развитие речи, художественное творчество (конструирование). в занятии...

Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Зимняя экскурсия в парк"

Наблюдения с детьми за зимними природными явлениями, растениями и птицами....

консультация для родителей " Зимняя экскурсия"

Наблюдения за природой вместе с ребёнком многие считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Кажется, что куда важнее научить читать и считать, решать логические задачи и формулирова...

Конспект прогулки-экскурсии в зимний парк.

Конспект тематической целевой прогулки с элементами регионального компонента, направленной на закрепление знания у детей названия деревьев, растущих в Республике Коми и зимующих птиц; на развитие откл...

Памятка для родителей "Зимняя экскурсия"

Наблюдения за природой вместе с ребёнком многие считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Кажется, что куда важнее научить читать и считать, решать логические задачи и формулировать соб...

Конспект прогулки "Зимняя экскурсия к березе"

Конспект прогулки в подготовительной группе "Зимняя экскурсия к березе"...