Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «Большие открытия маленькой лаборатории»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Колесникова Галина Александровна

Цель занятия заключается в систематизировании знаний детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающая:  

- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

- предоставлять ребенку возможность самому познакомиться с основными свойствами песка и глины;

- дать знания о происхождении, добывании и использовании людьми глины и песка в жизни.

Развивающая:

 -развивать внимание, мышление, речь;

- продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных.

Воспитательная:

- формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kolesnikova_ga_glina_i_pesok.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Конспект

интегрированного занятия

 с детьми средней группы

«Большие открытия маленькой лаборатории»

Автор

Воспитатель ГБДОУ д/с 33

Колесникова Галина Александровна

Санкт-Петербург

2024


Возраст детей 5-6 лет.

Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающая:  

- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

- предоставлять ребенку возможность самому познакомиться с основными свойствами песка и глины;

- дать знания о происхождении, добывании и использовании людьми глины и песка в жизни.

Развивающая:

 -развивать внимание, мышление, речь;

- продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных.

Воспитательная:

- формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Оборудование для занятия

песок и глина, стеки, тарелки и ложки одноразовые, песочные часы, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, презентация «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».

Ход занятия:

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию, здесь нас ждут новые и интересные открытия.

- Ребята, посмотрите, что это? (2 мешочка) Что в них я не знаю. Помогите мне разобраться.

- Как вы думаете (ответы детей)

Правильно. Это песок и глина Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина.

Эксперимент №1

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок и глину.

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

- Как выглядит глина?

Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков.

Эксперимент №2

- Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (он сыпучий)

- А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее.

- Что легче делать? (насыпать песок)

- Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

- А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (ответы детей)

- Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 2 минута. (Демонстрирую)

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

- Давайте сделаем вывод.

Вывод: песок сыпучий, а глина нет.

Динамическая пауза

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

- Ребята, продолжим наши открытия.

Эксперимент № 3

- Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

- А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)

Вывод: Песок рыхлый, а глина твердая

Эксперимент №4

Показать картинку с изображением пустыни.

-в пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются в глубь песка, а когда наступает ночь выползают целыми и невредимыми. В пустыни бывают песочные бури. Сейчас я вам покажу как это происходит.

Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее.

- почему при сильном ветре не удобно играть с песком.

Динамическая пауза аудио запись «Шум ветра»

Когда скажу песок, вы как песчинки кружитесь, скажу глина собираетесь в комочек (делаете круг, руки кладете на плечи,3-5 раз)

Эксперимент №5

- Проверяем проходимость воды через глину и песок. (наливаем воду через воронку)

Вывод: Песок легко пропускает воду и очищает ее, а глина водонепроницаемая. - Какое свойство песка и глины вы еще знаете?

Итог занятия:

- Давайте повторим все свойства песка и глины. (рассказы детей).

- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые? (ответы детей).

- Для чего нужен песок и глина? (Показ презентации)

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

В группе подготовлены подносы с песком – для рисования и кусочки глины – для лепки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по лепке в средней группе «Большие и маленькие морковки»

Цель занятия : закрепить знания детей об осени, животных, продолжать учить лепить предметы круглой и удлиненной формы, сужающейся к одному концу, воспитывать любовь к природе и животным. Воспитыв...

Конспект занятия по лепке в средней группе «Большие и маленькие морковки»

беседа об осени, о жителях леса чем питается,что осенью животные делают запасы на зиму. Игра "Зайка серенький"....

Образовательное событие в средней группе «Большие и маленькие морковки»

Задачи:- учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами;- закреплять умения детей лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращ...

Конспект ОД по лепке в средней группе "Большие и маленькие морковки"

Конспект ОД по лепке в средней группе "Большие и маленькие морковки"...

Конспект занятия по лепке в средней группе «Большие и маленькие морковки»

Конспект занятия по лепке в средней группе «Большие и маленькие морковки»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы " Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране; -  формировать уважительное...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы " Большая и малая Родина"

Конспект занятия «Большая и малая Родина» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - Продолжить формировать у детей представление о России...