"Экологические занятия с детьми дошкольного возраста" + Конспект "Игра-путешествие"
учебно-методический материал по окружающему миру

Грязнова Татьяна Михайловна

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Любовь к красоте природы родного края, а через неё любовь к Родине, одна из наиболее актуальных проблем. С детства мы прививаем детям любовь к природе,  учим правильному и бережному отношению, учим любить и видеть красоту природы, а вместе с ней, красоту родного края, красоту разных мест России.  Формирование ответственного отношения к окружающей среде, строится на базе экологического сознания, понимания сущности взаимоотношений всех живых организмов с окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.konspekt-igra.docx47.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экологические занятия с детьми

дошкольного возраста»

Конспект-игра              «Путешествие в лес»

Выполнила:                    Грязнова Т.М.

МАДОУ №113

                                           Оглавление:

I.Введение: актуальность темы, её значимость;

II.Основная часть:

а) исторический аспект;

б) основные понятия;

в) теория исследования разных авторов;

г) разные подходы

III. Заключение, выводы

IV. Список литературы

V.Приложение: планы, конспекты, диагностики

Введение:

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Любовь к красоте природы родного края, а через неё любовь к Родине, одна из наиболее актуальных проблем. С детства мы прививаем детям любовь к природе,  учим правильному и бережному отношению, учим любить и видеть красоту природы, а вместе с ней, красоту родного края, красоту разных мест России.  Формирование ответственного отношения к окружающей среде, строится на базе экологического сознания, понимания сущности взаимоотношений всех живых организмов с окружающей средой.

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. При проведении экологических занятий используют  игры-путешествия, минутки - любования, прогулки-пленэры, поэтический образ природы в рисунках детей. Природа это  духовные силы сильные стороны, создающие связь с миром и дающие смысл, это эмоциональность, которую стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир, влияние их на поведение человека. Детей надо учить оценивать красоту и совершенство природы, развивать умение восхищаться и ценить прекрасное, наслаждаться им. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой,  в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. Экологическая культура - совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление.

II. Основная часть.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

-создание в группе уголка живой и неживой природы;

-создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;

-взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;

-организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе - сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

   Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачами экологического воспитания являются:

-формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;

-воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;

-воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;

-воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.

При ознакомлении детей с экологическим воспитанием можно выделить несколько типов занятий:

1. Первично-ознакомительный - эти занятия посвящаются ознакомлению детей с разными видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которых нет в окружении ребенка. Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. Дети знакомятся с материалом с помощью картин, книг, слайдов, диафильмов и беседы с воспитателем.

2. Обобщающий -  на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов. С объектами дети основательно знакомятся с младшей группы и в подготовительной проводится обобщающее занятие.  Важным компонентом этих занятий являются календари природы, которые дети ведут вместе с воспитателем. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возможность полноценно построить обобщения. В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.

3.  Углубленно-познавательный тип занятия – это  занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.

Наибольшее значение экологическое воспитание имеет в  утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход в уголке природы.  Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:

- Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.

- Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.

- Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.

- Труд как один из основных методов экологического образования детей.

 - Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.

- Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.

- Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.

- Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

- Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.

- Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе

Заключение:

Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе  природа - общество - человек. Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации.

Литература

  1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко.
  2. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. И ст. групп дет.сада: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  6. СеребряковаТ.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Федерального агентства по образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «540600 (050600) – Педагогика» 2005 г.
  7.  Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений:  Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008 г.

Конспект игры - занятия  «Путешествие в лес»

Цель:

- формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;

- закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;

- показать зависимость всего живого от растительного мира;

- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;

- воспитывать  и прививать желание беречь природу.

Предварительная работа:

- чтение литературы о лесе;

- наблюдения на прогулках;

- разгадывание загадок о травах, деревьях;

- рассматривание иллюстраций о растительном мире.

Оборудование:

- модель дерева;

- изображения лекарственных трав;

Словарная работа:

- лекарственные растения

Методические приемы:

- игры экологического характера;

- вопросы поискового характера.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла телеграмма. Сейчас мы ее прочтем:

“Я хочу вас пригласить на поляне погостить.
Собирайтесь скорее в необычный поход
Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.
Здесь найдете вы меня,
В добрый путь, смелей друзья”!

Воспитатель: На такое приглашенье нам нельзя ответить нет. Да чтобы в лес попасть, нужно отгадать его тайны. В путь, ребята! И мы узнаем, кто прислал эту телеграмму.

                                              Физминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. А вот и тайны, которые мы должны отгадать.

Тайна 1. Кто главные жители леса (деревья) Самые большие растения.

Что такое дерево? Как оно питается? Что есть у дерева? Что у некоторых деревьев вместо листьев?

Игра “Части дерева” (Дети выкладывают части дерева)

Найдите место, где ствол дерева переходит в корни? А где ветки переходят в ствол? А где ствол переходит в корни? Зачем дереву корни? Что есть на ветках? Почему дерево не падает? Как оно держится?

(Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам. На ветках есть листья, цветы, плоды.

Листья выделяют кислород. Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают)

Тайна 4. Друг за другом вы поспевали,
Деревья правильно одевали.
А сейчас хочу узнать
Что растет в родном краю.

Если это дерево растет в наших лесах – поднимите красную карточку если нет желтую.

Яблоня, груша, малина, ель, облепиха, береза, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин, слива, осина, рябина, платан, дуб, кипарис, тополь, сосна, верба, ель.

Тайна 5. Это тайна посвящается травам. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Почему травы называются лекарствеными? Как их применять?

Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, чем полезна эта трава.

Подорожник - хорошо лечит, если разобьешь коленки.

Крапива - полезные и вкусные щи, укрепляет волосы. Почему крапива жжется? (Благодаря содержанию муравьиной кислоты в 
«сосудиках» с острым концом. При соприкосновении с кожей острое горлышко отламывается и под кожу попадает кислота.)

Ромашка - если горло заболит.

календула - при простуде.

Зверобой - если обожгли ноги.

Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Тайна 6.

Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила, предлагаю собрать их в виде запрещающих знаков и назвать что они означают.

Игра “ Запрещающий знак”

  1. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, так, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
  2. Нельзя срывать растения с корнем.
  3. Есть редкие растения, в какую книгу они занесены? Почему эта книга красная, а не синяя не зелёная?
  4. Нельзя рубить деревья.
  5. Не ломай ветки деревьев.
  6. Нельзя громко слушать музыку.
  7.  Почему нельзя бросать жвачку? Почему нельзя кормить птиц геркулесовой кашей и геркулесовой крупой? Почему нельзя пугать голубей и других птиц?

Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут растения. РИТУАЛ (встали в круг, взялись за руки) Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое. Откройте глаза.

Входит Лесная Фея:

Здравствуйте мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы все мои тайны разгадали. Много вы знаете о растениях.

Запомните, ребята, что когда растение питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородам дышат все живые существа.

Фея: Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.

Фея: Ну а теперь я хочу с вами поиграть в игру «Знатоки природы» Экологический КВН – это не только увлекательная игра, конкурсы, вопросы, с помощью которых я проверю ваши знания, умения и находчивость, но и новые знания.
Итак, сегодня будут соревноваться команда воспитателей «Спасатели» и команда дошколят «Капитошка». 
Команда «Капитошка» (дети)
Уважаемые знатоки, первый конкурс называется
Конкурс «Занимательные вопросы». Кто знает ответ поднимает руку.
Воспитатели будут поднимать карточку если ответ правильный – желтую, если нет - красную
1. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
2. Чем в основном питаются птицы? (Насекомыми.)
3. Сколько лет живут дубы? (300-400лет, до 1000лет)
5. Сколько ног у паука? (Восемь.)
6. Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.)
8. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
15. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
1. Пингвин птица или животное? (Птица.)
5. Что делает ёж зимой? (Спит.)
6. Для чего рыбе жабры? (Дышать.)
7. Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
9. Как называется дом у муравья? (Муравейник.)
12. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
17. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
20. Какое дерево является символом России? (Береза.)
Ведущий: Молодцы ребята, на все вопросы ответили! А сейчас интересные факты.
-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
(СОЛНЦЕ, ВОДА, ВОЗДУХ, ПОЧВА, РАСТЕНИЕ, НАСЕКОМОЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК, МИКРОБ). 
-Я - солнышко, я самое главное. Всем нужно тепло. 
-Я - вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды. 
-Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.
-Я - почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня 
ничего не вырастет.
-Я – растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту. 
-Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян! 
-Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее. 
-Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя. 
-Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахивать землю, посадить 
растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
-Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я 
главный! 

В природе все важны, все взаимосвязано.
А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.)
- Разгадав все тайны, какой для себя вывод вы сделали?

Что узнали нового?

Молодцы! Я с Вами прощаюсь, закрыли все глаза (переодеваюсь)

Воспитатель: Ой ребятки вы уже здесь! Понравилась игра-путешествие если да поднимите желтые карточки, если нет красные.

«Волшебница-вода»

Игра  с элементами экспериментирования по экологическому воспитанию в средней  группе.

 Цель: 

Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значений.

Задачи:

1.Создать целостное представление о воде;

 2.Развивать логическое мышление, наблюдательность детей, умение делать выводы;

3.Воспитывать у детей бережное отношение к воде, и роли воды для жизни всего мира природы;

4.Обогащать и активизировать словарь.

Словарная работа: жидкая, бесцветная, без вкуса.

Предварительная работа: беседа о воде, чтение стихотворений о воде, наблюдения «Вода и ее природные друзья», игры-имитации, опыты. 

Оборудование:  коктейльные трубочки, шприцы, прозрачные стаканчики.

Ход игры-экспериментирования.

Дети и воспитатель входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: Утром стали малыши, В детский сад свой пришли. Вам мы рады, как всегда, Гости здесь у нас с утра. Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте. (воспитатель предлагает присесть на стульчики).

Звучит колокольчик.

 Воспитатель: Ребятки послушайте. «Колокольчики звенят, Пригласить они хотят. Где ребятам интересно, Ну а там, где неизвестно!»

Воспитатель: А вы, ребята, хотите узнать, куда сегодня нас колокольчики приглашают (ответы детей).

Воспитатель: А приглашают они вас и послушать, и определить, что это за звуки(звуки воды). Закройте глазки и прислушайтесь. (звучит аудиозапись) Что за шум, вы слышите (ответы детей).это шум воды.

-Действительно, это шумит вода.

 -Ребята, для чего же нужна вода? (воду пьем, моем руки, купаемся). А для чего еще нужна вода.

Дети: поливать цветы, мыть посуду, стирать.

 -А вы и стирать умеете?

-Да, мы помагаем стирать маме.

-Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы. Ребята, а вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. В чайнике она кипит И в тазу у нас стоит. (показ слайдов).

Ребята, я вас буду спрашивать, а вы отвечайте словами и показываете руками. -Ручки мыли( мыли). -Глазки мыли( мыли). -Щечки мыли( мыли). -Все помыли, ничего не забыли ?-а теперь мы чистые, зайчики пушистые. Дети, вы слышите, кто-то стучится?( идет открывает дверь). (звучит музыка падающих капель).

Заходит Волшебница-вода и в руках у нее синее ведро( где лежат капельки).

-Здравствуйте ребятки, я спешила очень к вам, моим маленьким друзьям. Все на свете я полью. Всех от жажды я спасу. Пароходам без меня .  Ни туда и ни сюда. Угадайте, кто же я! Я не камень, не песок Мой сыночек ручеек. Догадались, вы друзья Как зовут меня.(вода)

Дети: Вода. Я не просто, так пришла .Волшебства вам принесла. Я ведь Волшебница-вода Без меня никак нельзя.

 -Ребята из чего состоит вода? (из капелек) Правильно из капелек. А капельки веселые и любят играть. Давайте с вами поиграем .любят капельки играть.

Игра: Капельки. Мы ногами Мы руками топ-топ хлоп-хлоп Мы глазками миг-миг Мы плечами чик-чик Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя. Раз присели, два привстали  Руки к верху все подняли

 1-2, 1-2 (хлопают) Вот и кончилась игра.

Волшебница-вода: Ребята, я вам предлагаю посетить мою волшебную лабораторию, где можно узнать много нового и интересного о воде. Предлагаю отправиться в путь прямо сейчас. А, чтобы нам легко шагалось сейчас мы с вами скажем волшебные слова о воде.

Физкультминутка.

 Мы по речке, мы по морю поплывем (волнообразные движения руками)

Мы по мостику болото перейдем (высоко поднимаем ноги)

Окунемся с головою в ручеек (приседание)

И присядем потихоньку на пенек (делают круг и садятся на свои места). Воспитатель: Ну вот мы с вами и пришли в Царство-воды. Вода имеет волшебные свойства, с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. -Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы (на которых стоят стаканы с водой и с молоком). Опыт

 1: Прозрачная или не прозрачная.

-Посмотрите, я принесла с собой стаканчики. В одном из них молоко, а в другом вода, в каждом из них положила ложечку. В каком стаканчике видим ложечку?

 -В стакане с водой видно ложку, а в молоке нет. -А почему? Какая вода?

-Белая.

-А молоко какого цвета?

-Белое.

-Сейчас волшебница-вода поможет разобраться с цветом воды (берет лист белой бумаги и сравнивает сначала с водой, а потом с молоком ).

 -Молоко, как и бумага-белое, а вода-нет.

Воспитатель: Какого цвета вода? (Вода бесцветная, она прозрачная).

-Молодцы!

Опыт

2: Вкус воды.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.( Детям предлагают кипяченую воду. Какая она? ( Ответы детей).

-Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Воспитатель:

А сейчас проведем опыт (дети добавляют в свой стакан сахар и размешивают его ложечкой и пробуют, что получилось).

Вывод: Вода стала сладкой, оказывается вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт 

3 Разноцветная вода.

Воспитатель: Какого цвета вода? (вода бесцветная) Ребята, сейчас мы с вами с помощью волшебной палочки превратим нашу воду в другой цвет,и вы мне в этом поможете. -Я говорю волшебные слова: Была водичка простой, Стань водичка цветной. -Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите их( дети встряхивают воду в своих в баночках, вода окрашивается в нужный цвет). -В какой цвет окрасилась водичка?( ответы детей)

Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Игра с водой: «Водяные человечки».

Цель: снять напряжение.

 Берем медицинский шприц (без иглы) и набираем им воду и показываем какие у нас получились»водяные человечки», а потом выпускаем из них воду в другой тазик.

 Игра: «Буря в стакане».

 -Ребята, а теперь мы с вами сделаем бурю в стакане. возьмите трубочки и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит? Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками. Я, знаю! В стакане поднялась сильная буря!

Воспитатель: Откуда они взялись? Значит, внутри нас тоже есть воздух? ( Мы его выдохнули и получились пузырьки ).

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Расскажите, что мы сегодня узнали о воде. (Она прозрачная, не имеет вкуса, запаха).

-Ребята, как вы думаете, воду надо беречь? (Да).

Воспитатель: А как мы с вами можем беречь воду? (закрывать кран, когда помыли руки; не выбрасывать мусор в речку; не тратить попусту воду). Да, ребята, ведь вода наша спутница всегда и без нее не может обойтись ни одно живое существо. Вот поэтому мы с вами должны беречь и экономить воду.

-А теперь за руки возьмемся, сделаем круг и скажем «Мы очень хорошие» (сначала шепотом, а потом громко).

 Волшебница-вода: Да, ребята, вы действительно хорошие. Я для вас приготовила сюрприз, но сначала ответьте на вопрос, что получится, если в воду добавим жидкое мыло (мыльные пузыри). ( Волшебница-вода раздает детям флаконы с мыльными пузырями)

Воспитатель: Открываем колпачки. Выдуваем пузыри.

 Все они воздушные И очень не послушные! -А сейчас мы устроим фейерверк с мыльными пузырями (звучит музыка и вбегает клоун с огромными пузырями).

«Земля наш общий дом»

Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область: познавательное развитие

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная

Цель: Формировать представления о планете Земля как общем доме людей, животного и растительного мира, формирование элементарных экологических представлений.

Образовательные задачи:

Формировать элементарные экологические представления Формировать понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о значимости воздуха и воды в жизни человека, животных, растений. Дать представление о солнечной системе, о модели земли – глобусе.

Развивающие задачи:

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента. Развивать умение классифицировать предметы по признакам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе, не нанося вред окружающему миру.

Оборудование: Мультимедийная установка, отрывок из мультфильма «Одумайтесь люди!», глобус, картинки с изображением планеты Земля, прозрачные стаканчики разного размера, бумажные воронки, методическое пособие «Чудесный мешочек» с использованием наборов животных различных материков, москитная сетка.

Этапы педагогического мероприятия

Деятельность педагога,  приемы работы

Деятельность детей

Планируемые результаты

Вводная часть

Мотивационный момент

Здравствуйте ребята! Ребята, я приехала к Вам издалека, из Усть-Илимского района. И очень хочу с вами пообщаться, потому что вы очень любознательные и умные!

Я вам сейчас загадаю загадку, вы, отгадав ее, скажите, о чем мы сегодня будем с вами говорить

Эта планета – любимый наш дом

На ней мы с рожденья все вместе живем

Планета прекрасна: моря, океаны

Цветы и деревья и разные страны.

И солнце сияет с зари до заката,

Что за планета, скажите, ребята? (Земля)

 

- Так о чём мы будем говорить? (о Земле)

 

 

коммуникативная

Определение темы пед.

мероприятия

Основная часть

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-поисковые ситуации

Показ на экране изображения Солнечной системы.

Что вы видите? Найдите среди планет нашу планету Земля.

Воспитатель Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь, а на других планетах нет?

Верно. На Земле есть вода и воздух, так необходимые всем живым организмам.

Ребята, вы знаете, какой праздник будет завтра?

Правильно, «День Космонавтики»

А кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)

 А Вы знаете, что 22 апреля отмечается еще один замечательный праздник – «День Земли»

Как Вы думаете, как выглядит наша Земля из Космоса? На что она похожа?

 А Вы, знаете, как называется модель Земли? (Глобус)

Верно, глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы.  Рассматривание глобуса

Посмотрите внимательно на глобус, какие вы видите цвета? (голубой и белый, желтый и зеленый). А какого цвета на глобусе больше всего?

- Верно, голубого.

- Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?

- Правильно: моря и океаны, реки и озера.

- Что обозначает зелёный цвет (растительный мир -  необъятные леса), коричневый - горы, желтый пустыни, а белый – льды Арктики и Антарктиды).

 

В разных уголках нашей планеты Земля живут разные народы, разные виды животных и растений.

Случилась беда, животные не могут попасть на свой материк. Давайте поможем им. Предлагаю разделиться на 2 команды и расселить животных.

 

Дидактическая игра с использованием чудесного мешочка «Рассели животных».

 

Ребята, знаете ли вы, что мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала.

Поиграем в игру  "Правила поведения в природе" с движением
 Я буду вам называть поступки, если они хорошие, «хлопаете». Если поступки неправильные, «топаем»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю
Если ветку подвяжу
Колышек подставлю
Если разведу костер
А тушить не буду?
Если сильно насорю
И убирать забуду?
Если мусор уберу
Банку закопаю
Я люблю свою природу
Я ей помогаю

Просмотр отрывка из мультфильма

Ребята Вы поняли, кто может помочь нашей планете? (только сам человек)

А как мы можем помочь нашей планете?

  А что было бы если бы не было заводов, фабрик, транспорта?

Но для жизни человека необходимо развитие производства, для быстрого передвижения необходим транспорт.

Какой выход?

- Проблемами загрязнения планеты занимается наука - экология. А специалисты по экологии - ...экологи. Но это не значит, что каждый из нас не должен заботится о чистоте и сохранности нашей планеты

 Необходимо использовать защитные устройства-фильтры по очистке воды и воздуха

Хотите стать юными учеными-экологами?

Проведение опытов по очистке воды и воздуха.

 

Познавательная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая

 

 

 

 

 

 

Двигательная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

 

 

 

Познавательно-исследовательская деятельность

Уточнение знаний детей

о Земле как о планете.

Познакомить с

понятием «Солнечная

система»

 

 

 

 

Связать тему с явлениями

 общественной жизни

(праздники: День

Космонавтики,

День Земли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточнение знаний о

глобусе, как о модели

Земли, о значении цвета

 на нем.

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать

умение классифицировать

животных по месту

обитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение проблемы

 

Познакомить с

профессией

эколога

 

 

 

Формировать понимание

того, что человек – часть

 природы, что он должен

 беречь, охранять и

защищать ее.

 

 

 

 

 

 

Развивать у детей

способности

устанавливать

причинно-следственные

 связи на основе

элементарного 

эксперимента.

 

Заключительная часть

Итог. Рефлексия.

Обобщение всего того, что дети узнали на занятии по теме «Земля наш общий дом»

Ребята, что нового и интересного Вы узнали сегодня? Земля наш общий дом, и мы должны ее беречь и сохранять.

Я хочу подарить Вам изображение нашей планеты Земля, а Вы придумайте, как можно её украсить.

Коммуникативная

Учить детей

делать выводы и

умозаключения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка по игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

Выставка для родителей "Экологические игры с детьми дошкольного возраста"

.Цель выставки: повышение уровня экологической культуры воспитанников через игровую деятельность.Задачи выставки :Образовательные: формировать знания детей о природе.Развивающие: р...

Презентация к проекту "Экологические игры с детьми дошкольного возраста"

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.Умение «смотреть» и «видеть», «слушать»...

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста 4-5 лет в образовательной области «Познавательное развитие» (формирование экологических представлений) « Первые весенние цветы»

Цель: познакомить детей с первыми весенними цветами.Задачи:Образовательные-дать преставления о первых весенних цветах , их строение и условиях, необходимых для их роста ,- расширить представления о тр...

Конспект НОД по экологическому развитию с детьми дошкольного возраста ( 4-5 лет) на тему: «Путешествие в осенний лес »

Экологическое образование - важный компонент воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. Экологическая игра является действенным приемом формирования экологических знаний у дошкольников, ос...