Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «Лаборатория воды»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
2. Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы),
Развивающие задачи:
1. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты
2. Способствовать развитию любознательности;
Воспитательные задачи:
1. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
2. Продолжать воспитывать культуру поведения
Активизация словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelno_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Болоховский детский сад №1 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район
К районному методическому объединению
На тему: «Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников»
Конспект
познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование)
в старшей группе
«Лаборатория воды»
Воспитатель:Хренова Н. Н.
МКДОУ «Болоховский д/с
«Колокольчик»
15.04.2014г.
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
- Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы),
Развивающие задачи:
1. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты
2. Способствовать развитию любознательности;
Воспитательные задачи:
1. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
2. Продолжать воспитывать культуру поведения
Активизация словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
Оборудование и материалы:
- презентация о воде и её свойствах; раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, тазик с водой, «волшебные» листочки, кисточки, краски и разноцветные кружки.
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»
Методические приемы:
Беседа; использование ИКТ
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент,
Игра.
Первая часть: (информационно-познавательная)
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте.
- Ой, ребята посмотрите!!!!!
Стихотворение Н. Рыжовой « Волшебная вода »..
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
- Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (глобус)
(после загадки детей посадить на стулья)
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
- Дети загадывают загадки, а отгадки показываем на экране.
Загадки.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно (лед)
- Все эти загадки о воде.
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Вывод: вода – жидкость.
Опыт№ 2. «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей) А какого цвета ?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
- Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).
Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).
- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
Что же вы скажите о вкусе воды?
Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.
( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Отдохнули, ребята?
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
А сейчас, дети, я вам предлагаю пройти к своим столам, взять листочки и с помощью воды сотворить « волшебство».
(дети берут кисть и тонируют бумагу, а полученный результат показывают гостям. Свойства воды (жидкая, газообразная, твердая).
- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на примере других опытов, в следующий раз.
Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.
Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.
1.Задачи и цели выполнены.
2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.
3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.
4. Активно отвечали на вопросы.
Рекомендации.
1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию .С ), которые менее активны в НОД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."
Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...
Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"
Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности ( подготовительная к школе группа) "ЛАБОРАТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАУК"
«Умейте открыть перед ребенком в окружем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, ...
Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе «Что я знаю о воде»
Познавательно-исследовательская деятельность(экспериментирование)в старшей группе «Что я знаю о воде» Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды....
Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Волшебная лаборатория воды, воздуха, металла"
Позволяет закрепить знания детей о свойствах и качествах металла; представления о воздухе и его свойствах. Способствует развитию интеллектуальной деятельности и поисковой инициативы; закреплению умени...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Тема: «Лаборатория воздуха»Цель: Обогатить и система...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха»
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий....