Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «Лаборатория воды»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Хренова Нина Николаевна

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

1.                          Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

2.                          Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы),

  Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты 

     2. Способствовать развитию любознательности;

 

  Воспитательные задачи:

1. Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

2.   Продолжать воспитывать культуру поведения

 

Активизация словаря – вводить в словарь детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Болоховский детский сад №1 «Колокольчик» администрации муниципального образования Киреевский район

                                                 К районному методическому объединению

                                                   На тему: «Познавательно – исследовательская

                                                                                 деятельность дошкольников»

Конспект

познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование)

 в старшей группе

«Лаборатория воды»

                             Воспитатель:Хренова Н. Н.

                    МКДОУ «Болоховский д/с

 «Колокольчик»

15.04.2014г.

 

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
  2. Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы),

  Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты  

     2. Способствовать развитию любознательности;

  Воспитательные задачи:

1. Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

2.   Продолжать воспитывать культуру поведения

Активизация словаря – вводить в словарь детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование.

Оборудование и материалы:

 - презентация о воде и её свойствах; раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые прозрачные стаканчики с водой,  салфетки,  апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, тазик с водой, «волшебные» листочки, кисточки, краски и разноцветные кружки.

 Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки  «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

 Беседа; использование ИКТ

 Вопросы;

 Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

 Загадки;

Сюрпризный момент,

Игра.

            Первая часть: (информационно-познавательная)

- Дети, посмотрите,  сколько  гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся!                                        

Дети: Здравствуйте.

- Ой, ребята посмотрите!!!!!

Стихотворение   Н. Рыжовой  « Волшебная   вода »..

Вы слыхали о воде? 

Говорят она везде! 

Вы в пруду её найдёте, 

И в сыром лесном болоте. 

В луже, в море, в океане 

И в водопроводном кране, 

Как сосулька замерзает, 

На плите у вас кипит, 

Паром чайника шипит. 

Без неё нам не умыться, 

Не наесться, не напиться! 

Смею вам я доложить: 

Без неё нам не прожить!

Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные  опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая  в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны  (глобус)

(после загадки детей посадить на стулья)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

- Дети загадывают загадки, а отгадки показываем на экране.

Загадки.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь) 

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки) 

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней (снег) 

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет (сосулька) 

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней) 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем (роса) 

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно (лед) 

- Все эти загадки о воде.

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

    

    - Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

   Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.  

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей) А какого цвета ?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Что же вы скажите о вкусе воды?

Вывод: Вода не имеет вкуса.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка.   Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. 

( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

 Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

        - Отдохнули, ребята?

        Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог  занятия.  

А сейчас, дети, я вам предлагаю пройти к своим столам,  взять листочки и с помощью воды сотворить « волшебство».

(дети берут кисть и тонируют бумагу, а полученный результат показывают гостям. Свойства воды (жидкая, газообразная, твердая).

- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на примере других опытов, в следующий раз.

Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.

 

Самоанализ  познавательной   исследовательской   деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

Рекомендации.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию .С ), которые менее активны в НОД.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"

Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование)  в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...

Проект по экспериментально - исследовательской деятельности ( подготовительная к школе группа) "ЛАБОРАТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАУК"

«Умейте открыть перед ребенком в окружем мире,  что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, ...

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе «Что я знаю о воде»

Познавательно-исследовательская деятельность(экспериментирование)в старшей группе «Что я знаю о воде» Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды....

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Волшебная лаборатория воды, воздуха, металла"

Позволяет закрепить знания детей о свойствах и качествах металла; представления о воздухе и его свойствах. Способствует развитию интеллектуальной деятельности и поисковой инициативы; закреплению умени...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха».

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха». Тема: «Лаборатория воздуха»Цель: Обогатить и система...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Лаборатория воздуха»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности, продолжать учить делать выводы в процессе образовательных действий....