экскурсия "Тайны водоема"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кретинина Анна Александровна

экскурсия "Тайны водоема"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursiya.docx465.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема: «Тайны водоема»

Задачи:

1. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «водоем».

2. учить детей правильно вести себя у водоема.

3. Развивать у детей представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных.

4. Обобщать представления об экосистеме «водоем». Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение у водоема.

Предварительная работа:

1. Напоминание правил поведения в лесу и их обоснование.

2. Беседа с детьми о животных и насекомых, которые могут жить в водоемах и рассказ о них. Загадки о животных, насекомых и растениях.

3. Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?

4. Просматривание картинок обитателей реки и водоема.

5. Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему.

6. Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.

7. Беседа о предназначение лекарственных растений
8.Правила поведения в автобусе
9.Знакомство со знаком
«Нельзя загрязнять водоем» (изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией). Вопросы- Почему нужно охранять водоемы?

Материалы:

Сачки водные, тазики для воды, пластмассовые бутылки, коробочки для сбора песка и камней, ведерки для поимки обитателей водоема, знак «Нельзя загрязнять водоем».

Ход экскурсии

Ребята сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию, а куда мы с вами отправимся вы угадаете сами.
Загадки:

  • Чего в гору не выкатить,     
    В решете не унести 
    И в руках не удержать?
    Ответ детей:

                          Вода

  • Глядятся в него 
    Молодые рябинки, 
    Цветные свои 
    Примеряют косынки. 
    Глядятся в него 
    Молодые берёзки — 
    Свои перед ним 
    Поправляют причёски. 
    И месяц, и звёзды — 
    В нём всё отражается… 
    Как это зеркало называется?
                                              Пруд

Молодцы, вы догадались, что мы отправимся к водоёму. Мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения. Как вы думаете ,как мы будем добираться до нужного нам места?  Дам вам подсказку оно находится не близко.. Ответ детей:  на автобусе: - Правильно мы отправимся в наше небольшое путешествие на автобусе.

Садимся все в автобус.  Давайте Повторим с вами правила поведения у водоёма: не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не оставлять после себя мусор, не разводить костры под деревьями, не разорять муравейники и гнезда птиц, не брать домой детенышей зверей, стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву, не лезть в воду.

Вот мы с вами и приехали, все выходим из автобуса. Обратите внимание на природу, как тут красиво. Послушайте лесную тишину закрытыми глазами. Что вы слышите?- звуки природы, пение птиц, стрекотание кузнечиков.

Мы немного засиделись, а теперь давайте поиграем с вами в игру.

«К названному дереву беги»

Игра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги!»

Ребята, посмотрите что это под деревом?-муравейник. Точно а давайте его аккуратно рассмотрим.

МУРАВЕЙНИК

Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес - здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять.

 

Погляди на молодцов -

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не сможет… муравей

 Ребята, давай продолжим наш поход дальше.  Посмотрите ведь, это лекарственные растения, давайте вспомним названия растений и их свойства ?-давайте.

АПТЕКА АЙБОЛИТА

Обратите внимание по краям много подорожников. На незаросших высокой травой местах растет мать-и-мачеха, а на лужайке можно найти пастушью сумку.

Давайте вспомним для чего нужны лекарственные растения и в каких случаях их применяют? (ответы детей) правильно, молодцы ребята, а теперь нам нужно продолжать нашу экскурсию. Сейчас мы с вами поиграем в игру, связанную с растениями.

«Угадай по описанию»

Воспитатель или ребенок-ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы.

Посмотрите что виднеется неподалеку от нас?- правильно водоем. Наконец-то мы с вами добрались до окончательного этапа нашей экскурсии. Давайте подойдем к нему и понаблюдаем с вами  самостоятельно за растениями и его обитателями. Ответьте на вопросы:

Вопросы о водоеме:

Название водоема? где находится исток,устье? куда впадает? по какой местности течет (холмистой, плоской, лесистой, заболоченной), какие берега (высокие, низкие, песчаные, глинистые), какое течение - быстрое, медленное?

Обратите внимание на представителей флоры - кувшинка, кубышка, аир, ряска, осока, камыш, рогоз, элодея (водяная зараза), роголистник, энотера, стрелолист; фауны водоема водомерка, жук-плавунец, пиявки, улитки (катушка, прудовик), личинки стрекоз, рыбы: окуни, караси, плотва, пескари; двустворчатые моллюски. Ребята, а вы знали что, вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек - задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки - специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды).

А давайте мы сейчас с вами рассмотрим на берегу через лупу песок?- Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы взять с собой (в аквариум, для птиц); Мы сегодня с вами слушали звуки природы в лесу, давайте послушаем на берегу голос водоема.( Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами. ) А теперь скажите как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен?- плохо, животные не смогут дышать, питаться. Правильно, молодцы ребята. А теперь мы с вами поиграем в игру, которая всем очень хорошо знакома.

«Речная фигура»

Проводится по типу «Морской фигуры»

Ребята, послушайте стихотворение  Г. Ладонщикова «Кто быстрее»

 

Видишь - семеро ребят

На лужайке встали в ряд.

Все готовы вдоль реки

Побежать вперегонки.

Если быстро бегать можешь,

Становись к ребятам тоже,

А не можешь - посмотри…

Кто быстрее? Раз, два, три!

Никуда не побегу -

Отдохну на берегу.

Тут тростник стоит высокий,

Рыба плещется в осоке,

Мотыльков веселый рой

Звонко вьется над травой,

И кузнечик маленький

Бьет по наковаленке.

Хорошо на берегу -

Никуда не побегу!

Полюбуйтесь еще разок как красива река летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуйте реку. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на реке.

А сейчас все дружно мы идем в автобус, нам пора уезжать. Дети садятся в автобус.

Теперь я вам предлагаю поотгадывать задачи-шутки и загадки:

- что было бы если бы было жаркое и сухое лето и водоем высох?

- что было бы если бы на муравейник упало большое дерево?

- чем отличается вода в морях, океанах, озерах и реках?

- зачем человеку нужна вода?

- придумать рифму к слову «лягушка» (квакушка, попрыгушка, поскакушка, мухоловушка, зеленушка)

- что было бы если бы все время шел дождь?

- что было бы если бы лягушки были размером с кошку?

- что между берегом И рекой?

- в воде родится, а воды боится (соль)

Последующая работа:

Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему - Н. Сладкова «В подводном лесу»; Осипов К. «В воде и у воды»; сказка шорцев «Два ручья».

Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.

Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.

Создание макета «водоем».

Обобщающая беседа «Как живет водоем?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).

Формироваybt  знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об  их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»

Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....

Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....

Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением заморозков (иногда уже  в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...