экскурсия "Тайны водоема"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии по экологическому воспитанию в старшей группе
Тема: «Тайны водоема»
Задачи:
1. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «водоем».
2. учить детей правильно вести себя у водоема.
3. Развивать у детей представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных.
4. Обобщать представления об экосистеме «водоем». Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение у водоема.
Предварительная работа:
1. Напоминание правил поведения в лесу и их обоснование.
2. Беседа с детьми о животных и насекомых, которые могут жить в водоемах и рассказ о них. Загадки о животных, насекомых и растениях.
3. Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?
4. Просматривание картинок обитателей реки и водоема.
5. Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему.
6. Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.
7. Беседа о предназначение лекарственных растений
8.Правила поведения в автобусе
9.Знакомство со знаком «Нельзя загрязнять водоем» (изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией). Вопросы- Почему нужно охранять водоемы?
Материалы:
Сачки водные, тазики для воды, пластмассовые бутылки, коробочки для сбора песка и камней, ведерки для поимки обитателей водоема, знак «Нельзя загрязнять водоем».
Ход экскурсии
Ребята сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию, а куда мы с вами отправимся вы угадаете сами.
Загадки:
- Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Ответ детей:
Вода
- Глядятся в него
Молодые рябинки,
Цветные свои
Примеряют косынки.
Глядятся в него
Молодые берёзки —
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды —
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
Пруд
Молодцы, вы догадались, что мы отправимся к водоёму. Мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения. Как вы думаете ,как мы будем добираться до нужного нам места? Дам вам подсказку оно находится не близко.. Ответ детей: на автобусе: - Правильно мы отправимся в наше небольшое путешествие на автобусе.
Садимся все в автобус. Давайте Повторим с вами правила поведения у водоёма: не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не оставлять после себя мусор, не разводить костры под деревьями, не разорять муравейники и гнезда птиц, не брать домой детенышей зверей, стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву, не лезть в воду.
Вот мы с вами и приехали, все выходим из автобуса. Обратите внимание на природу, как тут красиво. Послушайте лесную тишину закрытыми глазами. Что вы слышите?- звуки природы, пение птиц, стрекотание кузнечиков.
Мы немного засиделись, а теперь давайте поиграем с вами в игру.
«К названному дереву беги»
Игра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги!»
Ребята, посмотрите что это под деревом?-муравейник. Точно а давайте его аккуратно рассмотрим.
МУРАВЕЙНИК
Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес - здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять.
Погляди на молодцов -
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не сможет… муравей
Ребята, давай продолжим наш поход дальше. Посмотрите ведь, это лекарственные растения, давайте вспомним названия растений и их свойства ?-давайте.
АПТЕКА АЙБОЛИТА
Обратите внимание по краям много подорожников. На незаросших высокой травой местах растет мать-и-мачеха, а на лужайке можно найти пастушью сумку.
Давайте вспомним для чего нужны лекарственные растения и в каких случаях их применяют? (ответы детей) правильно, молодцы ребята, а теперь нам нужно продолжать нашу экскурсию. Сейчас мы с вами поиграем в игру, связанную с растениями.
«Угадай по описанию»
Воспитатель или ребенок-ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы.
Посмотрите что виднеется неподалеку от нас?- правильно водоем. Наконец-то мы с вами добрались до окончательного этапа нашей экскурсии. Давайте подойдем к нему и понаблюдаем с вами самостоятельно за растениями и его обитателями. Ответьте на вопросы:
Вопросы о водоеме:
Название водоема? где находится исток,устье? куда впадает? по какой местности течет (холмистой, плоской, лесистой, заболоченной), какие берега (высокие, низкие, песчаные, глинистые), какое течение - быстрое, медленное?
Обратите внимание на представителей флоры - кувшинка, кубышка, аир, ряска, осока, камыш, рогоз, элодея (водяная зараза), роголистник, энотера, стрелолист; фауны водоема водомерка, жук-плавунец, пиявки, улитки (катушка, прудовик), личинки стрекоз, рыбы: окуни, караси, плотва, пескари; двустворчатые моллюски. Ребята, а вы знали что, вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек - задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки - специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды).
А давайте мы сейчас с вами рассмотрим на берегу через лупу песок?- Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы взять с собой (в аквариум, для птиц); Мы сегодня с вами слушали звуки природы в лесу, давайте послушаем на берегу голос водоема.( Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами. ) А теперь скажите как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен?- плохо, животные не смогут дышать, питаться. Правильно, молодцы ребята. А теперь мы с вами поиграем в игру, которая всем очень хорошо знакома.
«Речная фигура»
Проводится по типу «Морской фигуры»
Ребята, послушайте стихотворение Г. Ладонщикова «Кто быстрее»
Видишь - семеро ребят
На лужайке встали в ряд.
Все готовы вдоль реки
Побежать вперегонки.
Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже,
А не можешь - посмотри…
Кто быстрее? Раз, два, три!
Никуда не побегу -
Отдохну на берегу.
Тут тростник стоит высокий,
Рыба плещется в осоке,
Мотыльков веселый рой
Звонко вьется над травой,
И кузнечик маленький
Бьет по наковаленке.
Хорошо на берегу -
Никуда не побегу!
Полюбуйтесь еще разок как красива река летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуйте реку. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на реке.
А сейчас все дружно мы идем в автобус, нам пора уезжать. Дети садятся в автобус.
Теперь я вам предлагаю поотгадывать задачи-шутки и загадки:
- что было бы если бы было жаркое и сухое лето и водоем высох?
- что было бы если бы на муравейник упало большое дерево?
- чем отличается вода в морях, океанах, озерах и реках?
- зачем человеку нужна вода?
- придумать рифму к слову «лягушка» (квакушка, попрыгушка, поскакушка, мухоловушка, зеленушка)
- что было бы если бы все время шел дождь?
- что было бы если бы лягушки были размером с кошку?
- что между берегом И рекой?
- в воде родится, а воды боится (соль)
Последующая работа:
Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему - Н. Сладкова «В подводном лесу»; Осипов К. «В воде и у воды»; сказка шорцев «Два ручья».
Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.
Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.
Создание макета «водоем».
Обобщающая беседа «Как живет водоем?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).
Формироваybt знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»
Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....
Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....
Памятка о правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне-зимний период
Правила безопасного поведения на водоемах зимой....
Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением заморозков (иногда уже в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...