Занятие по окружающему миру с использованием ИКТ в подготовительной группе "Как появляются снежинки?"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по окружающему миру в подготовительной группе. Задачи дать понятие детям, что такое кристалл. Как называется наука изучющая кристаллы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snezhinki_tekst.odt | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Как появляются снежинки?».
Подготовил: Воспитатель Рябова Е.С.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель : формировать представление о снежинках, как о кристаллах воды разной формы.
Задачи: Закрепить представление о происхождении снежинок, снега используя различные источники информации.
- Развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию.
- Развивать диалогическую и доказательную форму речи; умение высказывать свою точку зрения, доказывать, объяснять.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе; учить видеть красоту, которая нас окружает.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время совместных игр.
Предварительная работа.
- Беседы, наблюдение во время прогулок, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и загадок..
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о настоящем новогоднем чуде! Мы с вами на прогулке и в книгах видели снежинки. А знаете ли вы, как они появляются? Сегодня я вам расскажу, как образуются снежинки.
Мы с вами узнаем ответы на такие вопросы: можно ли найти две одинаковые снежинки? Почему все снежинки разной формы? Как и где образуется снег? Почему снег скрипит под ногами?
Сначала, скажите мне, пожалуйста, что такое снег? (ответы детей, что снег -это вид осадков).
Совершенно верно, снег это вид осадков. Когда идет дождь- с неба падают капельки воды. А когда идет снег с неба падают снежинки.
Но чтобы появилась снежинка одной капельки воды не достаточно. Маленькие, микроскопические пылинки являются крошечным ядром для снежинок. К этим пылинкам притягивается водяной пар, и быстро замерзает, формируясь в кристаллики льда. Снеговые тучи формируются очень высоко, там, где температура доходит до минус 40 градусов Цельсия. Это очень и очень холодно.
Почему же у снежинок такая необычная форма? Основная форма снежинки зависит от температуры, при которой она образуется.
Формы снежинок необыкновенно разнообразны. Известно более 5000 различных форм. В холодных облаках высоко над землёй образуются кристаллы – столбики. Падая на землю сквозь тёплые облака, у них на концах могут вырасти звёздочки. Таким образом, по форме снежинки можно понять, на каких облаках, с какой температурой, она побывала.
При разной температуре образуются различные по форме кристаллы
От - 3 до 0 градусов - Плоские шестигранники
От -5 –до -3 градусов - Игольчатые кристаллы
От -8 до 5 градусов - Столбики призмы
От -12 – до -8 градусов -Плоские шестиугольники
От – 16 – до 12 градусов мороза — Звездчатые снежинки.
Самые красивые снежинки выпадают там, где климат холоднее!
Ребята, а вы знали, что в зависимости от климата и погоды, каждом месте выпадает «свой» снег? Такой снег выпадает только там, и нигде больше.
Чтобы получились крупные хлопья снега необходимо полнейшее безветрие. А чем дольше снежинки путешествуют, тем больше сталкиваются и сцепляются между собой. При низкой температуре и сильном ветре снежинки сталкиваются в воздухе, крошатся и падают на землю в виде обломков – «алмазной пыли».
Каждая снежинка неповторима и уникальна! Каждая снежинка единственная во всём мире. И несмотря на то, что снежинок великое множество, на свете не найти две одинаковые снежинки.
Почему же все снежинки бывают только шестиугольные? Мы уже говорили, что молекулы воды притягиваются к пылинке и замерзают. Из-за своего строения молекула воды может замерзнуть только в виде призмы. Мы уже знакомы с вами с этой геометрической объемной фигурой. А у призмы, как мы уже знаем, 6 углов. Шестиугольная призма включает два основных вида – она может быть «пластинчатой» или «столбчатой». Поэтому не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок, все они имеют строго шестиугольную форму.
Ребята, а как вы думаете, почему снег такой белый? (ответы детей).
Снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными, и поэтому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.
Но поскольку, снежинки это маленькие призмы, солнечный свет, проходя сквозь слой снега или льда, теряет красные и желтые лучи, которые рассеиваются и поглощаются в нем, а насквозь проходит свет голубовато-зеленый, голубой или ярко-синий — в зависимости от того, какой толщины слой был на пути у света.
А вы знаете, что иногда снег может быть не только белым? В арктических и горных регионах розовый или даже красный снег — обычное явление. Так получается потому, что в капельках воды, из которых образуются снежинки, есть определенные водоросли. Они то, замерзая между кристаллами, и окрашивают снежинки в необычные цвета.
Известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный. Так, на Рождество 1969 года на территории Швеции выпал черный снег. Скорее всего, это впитанная из атмосферы копоть, пыль и промышленные загрязнения.
Ребята, а как вы думаете, что такое снежный покров?
Снежинки образуют шубу планеты — снежный покров. В одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле — 10 в 24 степени. Вес самой снежинки всего около миллиграмма, редко — 2…3. Тем не менее к концу зимы масса снежного покрова северного полушария планеты достигает 13 500 млрд тонн.
Снежный покров очень важен для нашей планеты. Он отражает в космос почти 90% лучистой энергии Солнца. Снежная шуба нужна для защиты посевов и растений от холода. Растения под снегом чувствуют себя, как в шубе. Им тепло. Свежевыпавший снег хороший теплоизолятор. Он защищает фундаменты домов от промерзания.
Из снега северные народы строят себе жилища. Для них это лучший строительный материал. Внутри таких домой тепло и светло.
А в городах он играет особенно благотворную роль, так как очищает воздух от копоти и пыли потому что именно пыль является основой каждой снежинки.
Снег помогает и животным! В мягкой снежной постели устраиваются на ночлег и спят птицы и звери.
Физминутка «Снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
А потом покажем маме (руки над головой, хватательные движения)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги (потягиваясь руки в стороны)
Не завязнуть в полу чтобы,
Выше поднимаем ноги (шаг на месте высоко поднимая ноги)
Вон лисица в поле скачет,
Словно рыжий мягкий мячик (прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом (подходят к столам)
Ребята, а вы замечали, что когда идешь по снегу он скрипит? Как думаете, почему так происходит? (Ответы детей)
Скрип снега – это всего лишь шум от раздавливаемых кристалликов. Снежинки под весом тела человека трутся друг о друга, ломаются, и скрипят. Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной сломанной снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип. . Скрипит снег лишь в мороз, а звук скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха. Сильный мороз делает ледяные кристаллы более твердыми и хрупкими. Поэтому, чем крепче мороз, тем громче и звонче скрипит снег.
Снежинки такие красивые. И наблюдать за ними так интересно, что есть специальные ученые, которые занимаются изучением снежинок. И даже есть специальная наука, изучающая снежинки. И называется она — Кристаллография.
Ещё в 1555 году швейцарским исследователем Мангусом были сделаны первые зарисовки форм снежинок. Он обратив внимание, что все снежинки разные.
Другой ученый астроном Иоганн Кеплер Первым одним из первых начал изучать снежинки. В 1611 году он выпустил трактат «О шестиугольных снежинках», в котором в основном разбирал геометрические аспекты их строения.
В 1635 году Рене Декарт — французский философ и математик тоже увлекся изучением снежинок. Он одним из первых детально описал некоторые формы редко встречающихся снежных кристаллов, например 12-лучевые снежинки. Декарт писал, что снежинки похожи на розочки, лилии и колесики с шестью зубцами.
А ученый Уилсон Бентли 15 января 1885 года первый, кто смог сфотографировать снежинки. Он придумал соединить фотоаппарат и микроскоп, и снимал снежинки на фоне черной бумаги. Он получил изображения 5381 снежинки, из которых больше чем 2000 были изданы в 1931 в его известной книге «О кристаллах снега», издание которой не прекращается и по сей день.
Очередной шаг в изучении свойств снежных кристаллов (снежинок) сделан профессором физики Кеннетом Либбрехтом из Калифорнийского технологического института. В его лаборатории снежинки выращиваются искусственно. Он установил, что структура и внешний вид снежинок зависят от того, где именно их наблюдали. По его мнению, самые красивые и сложные по структуре снежинки выпадают там, где климат суровее — к примеру, на Аляске, Чукотке, Красноярском крае, Якутии, а вот в средней полосе России, где климат мягче, структуры снежных кристаллов гораздо проще.
Изучение снежинок не прекращается и в современном мире. В 1932 году физик-ядерщик Укихиро Накайя, профессор Университета в Хоккайдо, первым произвел систематическое изучение кристаллов снега, предложил классификацию всех типов снеговых осадков, выделив 41 индивидуальный морфологический тип. Основная часть работ Накая была издана в 1954 в книге «Кристаллы Снега Естественные и Искусственные». Накайя выращивал искусственные снежные кристаллы. Он выявил зависимость величины и формы этих образований от температуры и влажности воздуха.
А еще, он основал Музей снега и льда в городе Кага в Японии. Все здания построены в виде шестиугольников. Как вы думаете почему ? (ответы детей) В музее хранится машина для получения снежинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по окружающему миру с использование современных технологий "Элементы конструирование"
" ГОЛУБЬ- МИРА !!!"...
Интегрированное занятие по окружающему миру с использованием сказки "Кошка и три котенка" с детьми младшего дошкольного возраста.
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру во второй младшей группе с использованием сказки "Кошка и три котенка"Программное содержание:Создавать ситуации, побуждающие ребенка составлять ск...
«Птицы» конспект занятия по окружающему миру с использованием ЦОР
Цель:Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.Задачи:Расширять представления детей о зимующих птицах.Учить различать зимующих птиц по голосам и вн...
Методическая разработка: Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру с использованием ИКТ в подготовительной группе детского сада «В лесу»
Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной группе детского сада. Тема: «В лесу». В конспекте-беседе подобраны стихотворения, загадки про лес. Использу...
Конспект занятия «Путешествие в мир театра» по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ (для подготовительной к школе группы)
Цель: Закрепить знания детей о разных видах театра, театральных профессиях, развивать память, воображение, речь, фантазию.Образовательные: ...
ОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему "Кто работает в нашем детском саду"
Систематизировать знания детей о профессиях людей работающих в детском саду. Обобщить и расширить знания детей об общественной значимости детского сада (родители работают, они спокойны, так как ...
Конспект занятия по окружающему миру с использованием элементов экспериментирования в подготовительной группе Тема: «Извержение вулкана»
экспериментирование и опыты в детсом саду, открытое занятие в детском саду...