НОД в подготовительной группе по окружающему миру с элементами опытно-экспериментальной деятельности "Удивительные свойства магнита"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей с физическим явлением - магнетизм, магнитом и его свойствами на основе экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_magnit.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе
по окружающему миру с элементами опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе экспериментальной деятельности.
Задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит;
ввести в речь детей понятие «магнетизм»;
познакомить об использовании магнита человеком;
развивать стремление к познанию через экспериментально исследовательскую деятельность;
активизировать словарь детей, умение делать выводы;
способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Заставка мальчик
Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности.
- Ребята, я очень рада видеть вас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. У всех хорошее настроение? Сегодня на занятие к нам пришли гости, улыбнитесь им и подарите хорошее настроение.
Дети проходят на ковер, садятся.
- Ребята, я предлагаю вам послушать одну старинную легенду, которая произошла очень давно. Готовы слушать?
Видео ряд
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Не по да леку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым, и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
Заставка вопрос
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора? (Магнитная гора)
- Как вы думаете какой предмет мы с вами будем сегодня исследовать? (магнит)
- Правильно, магнит!
Воспитатель достает из коробки магнит и показывает
- Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
(даю его детям для рассматривания)
- Магнит - это камень, он гладкий, холодный и имеет вес. Кто может сказать, какое свойство отличает магнит от других камней. (притягивает к себе железные предметы)
Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем.
- Я приглашаю вас в лабораторию, где мы станем самими настоящими учеными.
- А вы знаете, кто такие ученые? (ответы детей) Ученые это люди, которые узнают что-то новое и потом нам об этом рассказывают.
В лаборатории самое главное это выполнять правила безопасного поведения:
нужно внимательно слушать и четко выполнять все инструкции и указания, быть наблюдательными, аккуратно работать с приборами и самое главное по завершению опыта нужно сделать вывод.
- Я сегодня буду старшим лаборантом, так как я уже знаю, чем можно заняться в нашей лаборатории, а вы будите моими помощниками. Для этого вам нужно одеть спецодежду, это такие специальные шапочки. (дети одевают шапочки красного и синего цвета)
- Ребята, сегодня с самого утра вы себе выбрали бейджики с разными цветами, кому какой понравился, так вот с помощью этих цветов вы легко сможете находить свое рабочее место.
- Я хочу пригласить вас в первую лабораторию. Проходите, занимайте свое рабочее место.
Лаборатория №1
Опытно-экспериментальная часть
- Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?
(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)
- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, предметы из каких материалов притягивает к себе магнит.
Опыт № 1
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по группам.
- Назовите, какие предметы притянул магнит. (Скрепки, монеты, гвоздики)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из металла, железа)
- А какие предметы не притянул магнит?
(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики? (потому что они металлические, железные)
- Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.
- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм. Давайте все вместе скажем это слово. Запомните это новое слово.
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
- Ребята, вы знаете, что все настоящие ученые о своих открытиях, записывают в специальных журналах. Я предлагаю вам пройти за столы и зафиксировать наше открытие.
- Раскройте ваши журналы, познакомьтесь, рассмотрите их.
Сейчас мы будем работать с конвертом синего цвета, откроете его, посмотрите, что в нем (карточки с предметами), радом у вас есть кармашки на котором изображен магнит, который притягивает к себе предметы, и магнит, который не притягивает предметы. Ваша задача разложить карточки с предметами по кармашкам. (дети выполняют задание)
- Ребята, давайте проверим какие карточки вы положили в карманчик где магнит притягивает, какие в карманчик где магнит не притягивает? (проверка)
- Закрывайте ваш журнал, запомните мы сделали очень важную заметку, мы запомнили, что магнит притягивает… железные предметы.
- Ребята, продолжаем работать в нашей лаборатории, внимание на экран.
Видеоряд №2
- Магнит, это тело, обладающее собственным магнитным полем. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса, северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный полюс в красный. Полюсы одного цвета отталкиваются друг от друга, а полюсы разных цветов притягиваются друг к другу.
Заставка Вопрос
- Ребята, давайте проверим на самом ли деле это так, возьмите магниты и попробуйте притянуть магнит друг к другу, сначала разными полюсами, а затем одинаковыми.
- Ребята, давайте и об этом тоже сделаем важную заметку в нашем научном журнале. Открывайте, найдите глазками картинку где изображены полюса магнита. Скажите, полюса разного цвета, что делают? (притягиваются) А полюса одного цвета? (отталкиваются)
Физминутка
- А теперь я предлагаю вам немного поиграть, выходите на коврик.
- У вас на голове шапочки, какого они цвета? На что они похожи? (на полюса магнита)
- Наша игра будет называться «Магнитные человечки», пока будет звучать музыка, вы будете свободно передвигаться, как только музыка остановиться вы должны как разные полюса магнитов что сделать? (притянуться друг к другу, лицом друг к другу) Всем понятно задание, тогда мы с вами приступаем. (играем два раза)
- А теперь давайте усложним задачу, как только музыка остановится вы должны, как одинаковые полюса магнитов, что сделать? (оттолкнуться друг от друга, повернуться друг к другу спиной) всем понятно задание, начинаем. (играем 2 раза)
-Молодцы, хорошо поиграли. Я предлагаю вам продолжить наши исследования.
Опыт №2
- Ребята, мы уже так много узнали про магниты, а как выдумаете магнит может действовать, через другие предметы? (да, нет)
Давайте проверим!
Возьмите свои магниты, и я вас жду в лаборатории №2. Находите свое рабочее место.
- Первой преградой у нас будет лист обыкновенной бумаги с нарисованной
автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (скрепку) с помощью магнита через преграду - бумагу.
Дети берут со стола листы бумаги с нарисованной на них трассой и скрепку
- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – водители. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
- Готовы? Тогда поехали!
- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под бумагой.
- Отчего так происходит?
(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - бумагу…)
- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через бумагу, притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – бумагу.
Опыт № 3
- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - бумага, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
(Да! Нет!)
- Давайте проверим.
- У вас на столах стоят стаканы(пустой). Положите в него скрепку.
- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать скрепку?
(Да! Нет!)
- Тогда давайте проверим.
- Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- Что мы видим?
(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)
- Может магнит притягивать через преграду - стекло?
(Да!)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду – стекло.
Опыт № 4
- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.
- Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, сейчас с помощью магнита мы выясним, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.
- Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?
(Предметы примагничиваются через воду…)
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.
- Ребята, вы большие молодцы, провели опыты и узнали, что магнит может действовать и через другие предметы.
Давайте пройдем за столы и зафиксируем наши выводы в научных журналах.
- Откройте страницу номер три, у вас на столах стоят карандаши и с помощью стрелочек покажите, через какие предметы может действовать магнит. (проверяем)
Сидят за столами
-Магнит очень удивительный предмет, даже в нашей обычной жизни мы встречаемся с ним практически ежедневно. Подскажите мне где мы встречаемся с магнитом?
- на дверки холодильника, в дверки холодильника есть магнитный замок, чтобы он плотно закрывался;
- в телевизоре, в компьютере – все бытовые приборы, которые включаются в розетку имеют магнит;
- микрофон и громкоговоритель;
- карточки, в том числе и банковские;
- компас, конструктор магнитный.
- самое главное, ребята, наш земной шар, это огромный космический магнит.
- Давайте в наших научных журналах отметим то что важно, что магнит встречается в нашей жизни практически ежедневно.
- Теперь нам поможет крутящийся диск, и вы здесь увидите, где вы в своей жизни ежедневно встречаете магнит. (крутят диск и называют предметы)
Подведение итога занятия.
- Ребят, на сегодня наши исследования в лаборатории закончились, наша работа подошла к концу. Я попрошу вас снять ваши головные уборы шапочки, я сниму халат. Возьмите ваши журналы и выходите ко мне в центр.
- Скажите ребята, какие сегодня открытия вы сделали, работая в научной лаборатории?
- А хотите узнать, что мне больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Мне больше всего понравились ВЫ. Вы как настоящие ученые проводили опыты и делали выводы, а свои выводы и наблюдения фиксировали в лабораторном журнале.
Заставка рыцарь
- Ребята, помните мы начали нашу встречу с легенды про храброго рыцаря Магнитолика, а как вы думаете, какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).
Молодцы! Правильно, он снял свои железные доспехи и освободился сам и помог другим рыцарям. Вот такой умный был Магнитолик.
Заставка мальчик
Ваши научные журналы вы можете оставит себе, когда вы будете, что-то новое узнавать про магнит, вы сможете записывать это в журнал.
А еще я хочу подарить вам магниты с изображением нашего родного поселка Благовещенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительные свойства магнита"
Программное содержание:- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материал...
КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом....
Конспект НОД в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные свойства магнита»
Конспект НОД в старшей группе "Волшебные свойства магнита"...
Проектная деятельность «Почемучки - исследователи» (Расширение представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности)
В конспекте описана работа с детьми второй младшей гуппы в процессе опытно - экспериментальной деятельности, развитие эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру....
Конспект оод по опытно - экспериментальной деятельности "Удивительные свойства магнита"
данный конспект разработан для педагогов старших группп по эспериментальной деятельности...
консультация для педагогов: Познание окружающего мира по средствам опытно - экспериментальной деятельности"
Консультация для педагогов: Тема: «Познания окружающего мира по средствам опытно –экспериментальной деятельности»....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебное свойство магнита"
Сформировать у детей представление о свойствах магнита...