Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Эколята- дошколята – защитники природы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тарханова Галина Александровна

Формирование у старших дошкольников основных ключевых компетенций через технологии исследовательской  деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 «Чебурашка»

(МБДОУ «Детский сад № 94»)

Конспект  по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе 

«Эколята- дошколята – защитники природы!»

Составитель :

 воспитатель подготовительной к школе  группе:

Тарханова Галина Александровна.

Г.Прокопьевск  2024г.

Цель: Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций через технологии исследовательской  деятельности .

Интеграция образовательных областей:  

Познавательное развитие,  Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

-развивать навыки экспериментирования;

-развивать внимание, мышление, познавательный интерес к экспериментированию;

- научиться разным способам очистки воды в зависимости от характера предметов и веществ, плавающих или растворённых в воде: деревянных, железных, пластмассовых, резиновых, жидких;

-совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды», на основе полученных результатов формулировать выводы.

-познакомить детей с понятием « экололята»;

-уточнить  представления об экологических проблемах планеты  Земля;

- формировать экологически грамотное  отношение  к природе ;

 -совершать положительные поступки дошкольников к окружающей среде.

Речевое развитие:

-развивать умение ясно и понятно излагать свои мысли;

-развивать логическое мышление;

-развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

- активизировать словарный запас путем развития  умения анализировать, делать выводы, обобщать.

Социально - коммуникативное развитие:

- развивать интерес детей в процессе совместной  исследовательской деятельности;

- развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость .

Художественно – эстетическое развитие:

-развивать творческие способности, изобразительные навыки  и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие;

-развивать внимание, фантазию, воображение ;

-развивать способность  отражать  в рисунке  свои впечатления, переживания  об окружающем мире.

Физическое развитие:

-развивать крупную и мелкую моторику рук.

-сохранять высокий уровень работоспособности дошкольников за счет чередования видов деятельности и смены динамических поз.

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний детей о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Методы  и приемы:

Наглядные - презентация, картинки.

Словесные - поисковые вопросы, чтение стихотворений.

Практические - проблемные ситуации.

Виды деятельности:

Игровая  – дидактическая игра  «Если я приду в лесок»

Познавательно – исследовательская – решение проблемных ситуаций, слушание стихотворений

Социально-коммуникативная деятельность – беседа, вопросы, речевые проблемные ситуации

Двигательная  - игра –« Помоги собрать мусор»

Изобразительная – рисование «запрещающий знак поведения в лесу»

Музыкальная – слушание спокойной музыки (пение птиц,  журчание ручья, шум деревьев)

Словарная работа: танкеры, магниты-ловушки.


Материалы и оборудование:

Средства ТСО ,презентация «Правила поведения в природе»; аудиозапись «Шум леса», «Журчание ручейка»; макеты цветов, деревьев; бытовые отходы (коробки от молока, сока, фантики от конфет, одноразовые стаканы , тазы с водой; металлические, пластиковые и мелкие деревянные предметы, песок, гуашь; 3 стакана на каждого ребёнка; бумажные фильтры, вата, магнит «удочка», чистые листы бумаги, ножницы, пластиковые бутылки; крышки, одноразовые стаканы, стаканчики из под йогурта, поролон, футляр от киндер-сюрприза; удочка с магнитом - гвоздь, жестяная банка; воронка - песок; лист бумаги - пипетка с маслом; стакан с грязной водой - стакан с чистой водой; коллекция «Нефть и продукты ее переработки». ; сказочный персонаж  -чумазка (внучка кикиморы), медали «Эколята- дошколята».

Планируемые результаты:

Имеют элементарные представления о способах очищения воды.  Способны самостоятельно действовать, могут применять усвоенные знания и способы  в исследовательской  деятельности для решения новых задач, владеют элементарными формами речи и используют их для доказательства. Проявляют любознательность, умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, рассуждают и дают необходимые пояснения; выражает положительные эмоции, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками; проявляют творческую инициативу при рисовании запрещающих знаков поведения в лесу.

Ход занятия:

Приветствие гостей: Здравствуйте, Уважаемые гости!

 

Приветствие друг друга:

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я(Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

 Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Ответы детей: (лето!)

 Воспитатель: На улице так здорово ,тепло, птицы поют! Сегодня я предлагаю всем вместе отправиться в лес на прогулку. Хотите? Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден летний лесок,

И вот уж деревья зачастились

Шумит-волнуется ручей,

Над ним синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Вот мы с вами и в лесу. Как здесь красиво, хорошо, воздух свежий, птички поют (На экране проектора появляется иллюстрация «Летний лес». Звучит запись «Шум леса»)

Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Я вам предлагаю поиграть в игру…

Игра «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо – «нет»!

***

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)


***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы!

Сюрпризный момент:  (появляется чумазка)

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая грязная поляна, кто же это так не любит природу? Ой, на пенёчке кто-то сидит.

Воспитатель: Давайте подойдём, посмотрим. Здравствуйте!

Чумазка: Кто это тут бродит по моей поляне?

Воспитатель: Мы с ребятами пришли в лес отдохнуть, полюбоваться его красотой, послушать пение птиц. А вы кто?

Чумазка:  Я? Чумазка , внучка кикиморы! Это моя полянка, я тут живу (достаёт конфету, съедает, бросает фантик)

Воспитатель: Что же вы делаете? Разве можно в лесу мусорить?

Чумазка: Подумаешь, здесь везде мусор.

Воспитатель: Эта полянка не только ваш дом, здесь разные животные живут.

Ребята, давайте поможем навести порядок на полянке.

Игра «Собери мусор»

Воспитатель: Чумазка, а сейчас ребята из группы «Ромашка» расскажут тебе ,как нужно вести себя в лесу.


 «Правила поведения в природе»

(Дети показывают Чумазке запрещающие знаки поведения в лесу)

Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы! Знаете, как вести себя в природе, ухаживаете за растениями, охраняете её. А  хотите стать настоящими эколятами?  И взять в наши помощники   Чумазку?

Тогда нужно произнести клятву:

Клятва «эколят-дошколят»:

Я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

Я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

Я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.

Я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде.

Вступая в ряды «Эколят-дошколят – защитников природы», я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать надёжным и верным другом Природы.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Воспитатель: Теперь, дети, вы стали юными «эколятами». Молодцы!

Чумазка: Ой, пить хочу! Девочка принеси мне пожалуйста воды из моего водоёма.(ребёнок набирает Чумазке воды из водоёма)

Ребёнок : Эта вода очень грязная, её нельзя пить!

Воспитатель: Ребята я знаю много способов очистки воды , предлагаю нам вернуться в детский сад   вместе с Чумазкой  в нашу лабораторию и очистить воду.

 (Закрываем глаза и повторяем за мной движения , чтобы вернуться обратно в детский сад )

Воспитатель: Ну вот , мы и вернулись обратно в детский сад!

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

-близко не подносить предметы к глазам!

-ничего не пробовать !

- строго соблюдать  инструкции взрослого!

Воспитатель: Давайте рассмотрим воду , которую мы набрали с водоёма Чумазки! Какая она?

 Ответы детей: (грязная, много мусора)

Воспитатель: Каким мусором засорена вода?

Ответы детей: (деревянные щепки, пробки от бутылок железные и пластиковые, огрызки яблок, жестяные банки, гвозди,  и т.д.)

Воспитатель: На основе материала, из которого сделаны эти предметы, на какие группы их можно разделить?

Ответы детей:  (деревянные, железные, пластмассовые, резиновые).

Воспитатель: А  жирные пятна  в воде ,откуда они взялись?

Ответы детей:  (бензин, мазут, машинное масло).

Воспитатель: А это, какие вещества? (жидкие) Ребята добавьте пипеткой масло. Что произошло с мусором? Какие предметы утонули? Что осталось плавать на поверхности воды? Какой вывод вы можете сделать? (тяжёлые предметы утонули, а лёгкие и жидкие плавают на поверхности водоёма)

Воспитатель: Каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды?

Ответы детей:  (выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками)

Воспитатель: Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?

Деятельность детей по сбору плавающего мусора:

Инструкция если дети не догадаются использовать магнит:

Воспитатель: У вас на столе есть нехитрое приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в озеро, а затем достаньте.

Посмотрите, что произойдёт. Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать?

 Ответы детей:  (Магнит притягивает железные предметы)А чтобы очистить реки от крупного железного мусора, нужны большие магниты, которые смогут их достать. Такие магниты «ловушки» используют в нашей стране для очистки водоемов от железного мусора или чтобы достать затонувшие корабли или их части.

(Рассматривание фото на экране- магниты ловушки)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, от мусора вы ваш водоём очистили, но вода так и осталась мутной, на поверхности плавает масло. - Как вы думаете, каким способом можно очистить воду от жидких загрязнителей: бензина мазута, масла?

Выдвижение предположений детьми: фильтром, салфеткой... Инструкция с демонстрацией действий.

Воспитатель: Ребята, а я хочу попробовать вот таким способом: что если положить на поверхность воды лист бумаги, взять её за два конца и протянуть по поверхности воды, а затем резко поднять лист над водой.

Деятельность детей по очистке поверхности воды от масла.

Воспитатель: А в больших водоёмах масло и мазут собирают специальные танкеры, которые имеют приспособления в виде огромных всасывающих губок.

(Рассматривание фото на экране- танкеров)

Воспитатель: Ребята наберите стаканом воду из вашего водоёма и сравните её со стаканом с чистой водой. Что вы заметили? (мутная - прозрачная)  Почему вода в водоёме мутная? Что может быть в неё растворено? Как можно очистить воду от взвешенных частиц песка в воде?

Ответы детей:  (выдвижение предположений: профильтровать)

Воспитатель: Что может служить фильтром? (вата, фильтровальная бумага)

Деятельность детей: фильтрация воды через вату.

Воспитатель: Ребята, что вы видите, как изменилась прозрачность воды? Сравните, в каком стакане вода чище? Что осталось на вате? 

Ответы детей:  (крупные частицы песка, краски)

Воспитатель:  А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку, (деятельность детей)  Что вы видите на бумаге?

Ответы детей:  (мелкие частицы песка)

Воспитатель: Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище?

 Ответы детей:  (одинаковая)

Воспитатель: Наберите ещё в третий стакан воду из водоёма и сравните её с предыдущими двумя. Какой вывод можно сделать?  От чего зависит прозрачность воды?

Ответы детей: (от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды)

Воспитатель: Что надо делать, прежде чем сбрасывать грязную воду в водоём?

Вывод: (Ответы детей)

Прежде чем сбрасывать воду в реки, надо её пропустить через очистительные фильтры, так как это делают на нашей планете на заводах и фабриках. Очень грязную воду сбрасывают в специальные отстойники, там крупные частицы оседают, а оставшиеся мелкие отфильтровывают через большое количество фильтров, очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сочка; с помощью магнита - поднять железный мусор; очистить поверхность воды от маслянистых загрязнителей - с помощью бумаги; с помощью фильтров - профильтровать воду от крупных и мелких частиц.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла сломанную ветку дерева.  Давайте  поставим эту веточку в нашу очищенную воду , и понаблюдаем за ней , что -же произойдет с ней!

Практическая часть:

Садимся поудобнее за столы, стул пододвинули к столу, спина ровная, ноги под столом вместе.

Для начала мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Комар»

Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

План работы:

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать одно из  правил поведения в лесу, которое вам запомнилось и понравилось больше всего! Возможно  вы придумаете новое правило поведения в лесу.

(Дети рисуют…)

(Воспитатель и дети показывают  свои работы)

Воспитатель: Вот такие чудесные работы , у нас получились!

Рефлексия:

 Воспитатель: 

Дети, скажите, что вам запомнилось?

 Что вам понравилось больше всего?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:  Ребята сегодня, я вручаю вам экологические медальки «Эколят-дошколят». Вы настоящие умнички!

Чумазка:  А я хочу отблагодарить ребят конфетами, они меня  многому  научили сегодня! Спасибо ,Вам ребята!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе «Эколята – друзья и защитники природы!»

Приобщить детей к миру природы, научить их любить природу и окружающий мир, привить детям понимание универсальной ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Эколята – друзья и защитники природы»

Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие,...

Праздник в подготовительной к школе группе "Эколята - друзья и защитники природы"

Экологический праздник в полготовительной к школе группе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Эколята – защитники природы»

Цель:  сформировать у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе,  формировать желание знать правила поведения в лесу и ...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Эколята – друзья и защитники природы»

формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как сле...

Конспект занятия в подготовительной группе «Эколята – друзья и защитники природы»

Конспект занятия в подготовительной группе«Эколята – друзья и защитники природы» Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к приро...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Эколята – друзья и защитники природы»

формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как сле...