Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Эколята- дошколята – защитники природы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование у старших дошкольников основных ключевых компетенций через технологии исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_tga_ekolyata_-doshkolyata_zashchitniki_prirody.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 «Чебурашка»
(МБДОУ «Детский сад № 94»)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
«Эколята- дошколята – защитники природы!»
Составитель :
воспитатель подготовительной к школе группе:
Тарханова Галина Александровна.
Г.Прокопьевск 2024г.
Цель: Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций через технологии исследовательской деятельности .
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
-развивать навыки экспериментирования;
-развивать внимание, мышление, познавательный интерес к экспериментированию;
- научиться разным способам очистки воды в зависимости от характера предметов и веществ, плавающих или растворённых в воде: деревянных, железных, пластмассовых, резиновых, жидких;
-совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды», на основе полученных результатов формулировать выводы.
-познакомить детей с понятием « экололята»;
-уточнить представления об экологических проблемах планеты Земля;
- формировать экологически грамотное отношение к природе ;
-совершать положительные поступки дошкольников к окружающей среде.
Речевое развитие:
-развивать умение ясно и понятно излагать свои мысли;
-развивать логическое мышление;
-развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- активизировать словарный запас путем развития умения анализировать, делать выводы, обобщать.
Социально - коммуникативное развитие:
- развивать интерес детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость .
Художественно – эстетическое развитие:
-развивать творческие способности, изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие;
-развивать внимание, фантазию, воображение ;
-развивать способность отражать в рисунке свои впечатления, переживания об окружающем мире.
Физическое развитие:
-развивать крупную и мелкую моторику рук.
-сохранять высокий уровень работоспособности дошкольников за счет чередования видов деятельности и смены динамических поз.
Актуальность:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний детей о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Методы и приемы:
Наглядные - презентация, картинки.
Словесные - поисковые вопросы, чтение стихотворений.
Практические - проблемные ситуации.
Виды деятельности:
Игровая – дидактическая игра «Если я приду в лесок»
Познавательно – исследовательская – решение проблемных ситуаций, слушание стихотворений
Социально-коммуникативная деятельность – беседа, вопросы, речевые проблемные ситуации
Двигательная - игра –« Помоги собрать мусор»
Изобразительная – рисование «запрещающий знак поведения в лесу»
Музыкальная – слушание спокойной музыки (пение птиц, журчание ручья, шум деревьев)
Словарная работа: танкеры, магниты-ловушки.
Материалы и оборудование:
Средства ТСО ,презентация «Правила поведения в природе»; аудиозапись «Шум леса», «Журчание ручейка»; макеты цветов, деревьев; бытовые отходы (коробки от молока, сока, фантики от конфет, одноразовые стаканы , тазы с водой; металлические, пластиковые и мелкие деревянные предметы, песок, гуашь; 3 стакана на каждого ребёнка; бумажные фильтры, вата, магнит «удочка», чистые листы бумаги, ножницы, пластиковые бутылки; крышки, одноразовые стаканы, стаканчики из под йогурта, поролон, футляр от киндер-сюрприза; удочка с магнитом - гвоздь, жестяная банка; воронка - песок; лист бумаги - пипетка с маслом; стакан с грязной водой - стакан с чистой водой; коллекция «Нефть и продукты ее переработки». ; сказочный персонаж -чумазка (внучка кикиморы), медали «Эколята- дошколята».
Планируемые результаты:
Имеют элементарные представления о способах очищения воды. Способны самостоятельно действовать, могут применять усвоенные знания и способы в исследовательской деятельности для решения новых задач, владеют элементарными формами речи и используют их для доказательства. Проявляют любознательность, умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, рассуждают и дают необходимые пояснения; выражает положительные эмоции, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками; проявляют творческую инициативу при рисовании запрещающих знаков поведения в лесу.
Ход занятия:
Приветствие гостей: Здравствуйте, Уважаемые гости!
Приветствие друг друга:
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Ответы детей: (лето!)
Воспитатель: На улице так здорово ,тепло, птицы поют! Сегодня я предлагаю всем вместе отправиться в лес на прогулку. Хотите? Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден летний лесок,
И вот уж деревья зачастились
Шумит-волнуется ручей,
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Вот мы с вами и в лесу. Как здесь красиво, хорошо, воздух свежий, птички поют (На экране проектора появляется иллюстрация «Летний лес». Звучит запись «Шум леса»)
Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Я вам предлагаю поиграть в игру…
Игра «Если я приду в лесок»
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо – «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
Сюрпризный момент: (появляется чумазка)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая грязная поляна, кто же это так не любит природу? Ой, на пенёчке кто-то сидит.
Воспитатель: Давайте подойдём, посмотрим. Здравствуйте!
Чумазка: Кто это тут бродит по моей поляне?
Воспитатель: Мы с ребятами пришли в лес отдохнуть, полюбоваться его красотой, послушать пение птиц. А вы кто?
Чумазка: Я? Чумазка , внучка кикиморы! Это моя полянка, я тут живу (достаёт конфету, съедает, бросает фантик)
Воспитатель: Что же вы делаете? Разве можно в лесу мусорить?
Чумазка: Подумаешь, здесь везде мусор.
Воспитатель: Эта полянка не только ваш дом, здесь разные животные живут.
Ребята, давайте поможем навести порядок на полянке.
Игра «Собери мусор»
Воспитатель: Чумазка, а сейчас ребята из группы «Ромашка» расскажут тебе ,как нужно вести себя в лесу.
«Правила поведения в природе»
(Дети показывают Чумазке запрещающие знаки поведения в лесу)
Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы! Знаете, как вести себя в природе, ухаживаете за растениями, охраняете её. А хотите стать настоящими эколятами? И взять в наши помощники Чумазку?
Тогда нужно произнести клятву:
Клятва «эколят-дошколят»:
Я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде.
Вступая в ряды «Эколят-дошколят – защитников природы», я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать надёжным и верным другом Природы.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Воспитатель: Теперь, дети, вы стали юными «эколятами». Молодцы!
Чумазка: Ой, пить хочу! Девочка принеси мне пожалуйста воды из моего водоёма.(ребёнок набирает Чумазке воды из водоёма)
Ребёнок : Эта вода очень грязная, её нельзя пить!
Воспитатель: Ребята я знаю много способов очистки воды , предлагаю нам вернуться в детский сад вместе с Чумазкой в нашу лабораторию и очистить воду.
(Закрываем глаза и повторяем за мной движения , чтобы вернуться обратно в детский сад )
Воспитатель: Ну вот , мы и вернулись обратно в детский сад!
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
-близко не подносить предметы к глазам!
-ничего не пробовать !
- строго соблюдать инструкции взрослого!
Воспитатель: Давайте рассмотрим воду , которую мы набрали с водоёма Чумазки! Какая она?
Ответы детей: (грязная, много мусора)
Воспитатель: Каким мусором засорена вода?
Ответы детей: (деревянные щепки, пробки от бутылок железные и пластиковые, огрызки яблок, жестяные банки, гвозди, и т.д.)
Воспитатель: На основе материала, из которого сделаны эти предметы, на какие группы их можно разделить?
Ответы детей: (деревянные, железные, пластмассовые, резиновые).
Воспитатель: А жирные пятна в воде ,откуда они взялись?
Ответы детей: (бензин, мазут, машинное масло).
Воспитатель: А это, какие вещества? (жидкие) Ребята добавьте пипеткой масло. Что произошло с мусором? Какие предметы утонули? Что осталось плавать на поверхности воды? Какой вывод вы можете сделать? (тяжёлые предметы утонули, а лёгкие и жидкие плавают на поверхности водоёма)
Воспитатель: Каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды?
Ответы детей: (выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками)
Воспитатель: Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?
Деятельность детей по сбору плавающего мусора:
Инструкция если дети не догадаются использовать магнит:
Воспитатель: У вас на столе есть нехитрое приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в озеро, а затем достаньте.
Посмотрите, что произойдёт. Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: (Магнит притягивает железные предметы)А чтобы очистить реки от крупного железного мусора, нужны большие магниты, которые смогут их достать. Такие магниты «ловушки» используют в нашей стране для очистки водоемов от железного мусора или чтобы достать затонувшие корабли или их части.
(Рассматривание фото на экране- магниты ловушки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, от мусора вы ваш водоём очистили, но вода так и осталась мутной, на поверхности плавает масло. - Как вы думаете, каким способом можно очистить воду от жидких загрязнителей: бензина мазута, масла?
Выдвижение предположений детьми: фильтром, салфеткой... Инструкция с демонстрацией действий.
Воспитатель: Ребята, а я хочу попробовать вот таким способом: что если положить на поверхность воды лист бумаги, взять её за два конца и протянуть по поверхности воды, а затем резко поднять лист над водой.
Деятельность детей по очистке поверхности воды от масла.
Воспитатель: А в больших водоёмах масло и мазут собирают специальные танкеры, которые имеют приспособления в виде огромных всасывающих губок.
(Рассматривание фото на экране- танкеров)
Воспитатель: Ребята наберите стаканом воду из вашего водоёма и сравните её со стаканом с чистой водой. Что вы заметили? (мутная - прозрачная) Почему вода в водоёме мутная? Что может быть в неё растворено? Как можно очистить воду от взвешенных частиц песка в воде?
Ответы детей: (выдвижение предположений: профильтровать)
Воспитатель: Что может служить фильтром? (вата, фильтровальная бумага)
Деятельность детей: фильтрация воды через вату.
Воспитатель: Ребята, что вы видите, как изменилась прозрачность воды? Сравните, в каком стакане вода чище? Что осталось на вате?
Ответы детей: (крупные частицы песка, краски)
Воспитатель: А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку, (деятельность детей) Что вы видите на бумаге?
Ответы детей: (мелкие частицы песка)
Воспитатель: Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище?
Ответы детей: (одинаковая)
Воспитатель: Наберите ещё в третий стакан воду из водоёма и сравните её с предыдущими двумя. Какой вывод можно сделать? От чего зависит прозрачность воды?
Ответы детей: (от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды)
Воспитатель: Что надо делать, прежде чем сбрасывать грязную воду в водоём?
Вывод: (Ответы детей)
Прежде чем сбрасывать воду в реки, надо её пропустить через очистительные фильтры, так как это делают на нашей планете на заводах и фабриках. Очень грязную воду сбрасывают в специальные отстойники, там крупные частицы оседают, а оставшиеся мелкие отфильтровывают через большое количество фильтров, очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сочка; с помощью магнита - поднять железный мусор; очистить поверхность воды от маслянистых загрязнителей - с помощью бумаги; с помощью фильтров - профильтровать воду от крупных и мелких частиц.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла сломанную ветку дерева. Давайте поставим эту веточку в нашу очищенную воду , и понаблюдаем за ней , что -же произойдет с ней!
Практическая часть:
Садимся поудобнее за столы, стул пододвинули к столу, спина ровная, ноги под столом вместе.
Для начала мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Комар»
Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
План работы:
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать одно из правил поведения в лесу, которое вам запомнилось и понравилось больше всего! Возможно вы придумаете новое правило поведения в лесу.
(Дети рисуют…)
(Воспитатель и дети показывают свои работы)
Воспитатель: Вот такие чудесные работы , у нас получились!
Рефлексия:
Воспитатель:
Дети, скажите, что вам запомнилось?
Что вам понравилось больше всего?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Ребята сегодня, я вручаю вам экологические медальки «Эколят-дошколят». Вы настоящие умнички!
Чумазка: А я хочу отблагодарить ребят конфетами, они меня многому научили сегодня! Спасибо ,Вам ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в старшей группе«Эколята – друзья и защитники природы!»
Приобщить детей к миру природы, научить их любить природу и окружающий мир, привить детям понимание универсальной ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Эколята – друзья и защитники природы»
Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие,...
Праздник в подготовительной к школе группе "Эколята - друзья и защитники природы"
Экологический праздник в полготовительной к школе группе....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Эколята – защитники природы»
Цель: сформировать у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать желание знать правила поведения в лесу и ...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Эколята – друзья и защитники природы»
формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как сле...
Конспект занятия в подготовительной группе «Эколята – друзья и защитники природы»
Конспект занятия в подготовительной группе«Эколята – друзья и защитники природы» Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к приро...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Эколята – друзья и защитники природы»
формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как сле...