ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья по окружающему миру
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_salahieva_z.g.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Салахиева Земфира Гаптрафиковна,
старший воспитатель,
МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад «Бэлэкэч», пгт.Рыбная Слобода
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД
В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься[1]. Дошкольники без труда усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в увлекательной и доступной форме и учитывают интерес детей к явлениям природы. Одним из таких методов выступает экологический проект.
Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.
Метод проекта - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
В детском саду актуальны следующие типы проектов[1]:
- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Различают следующие типы проектов в ДОУ:
Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
По мнению Т.И. Шпотова, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Педагог является организатором детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Объединяя в себе возможности познавательного, нравственного и физического развития, экологический проект способствует комплексному решению задач развития личности ребенка-дошкольника, становлению интегративных качеств, таких как любознательность, инициативность, умение включаться в совместную со сверстниками и взрослыми совместную деятельность. Благодаря этому, педагоги склонны рассматривать экологический проект как эффективное средство экологического воспитания, максимально соответствующее требованиям ФГОС ДО.
Список литературы:
- Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2015. — 128с.
- Зебзеева, В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С.84.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"
В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».
В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...
Экологические проекты как инновационная форма экологического воспитания.
консультация для педагогов...
"Экологический синквейн как инновационная форма работы с дошкольниками"
1 слайд:Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формирование человека с новым э...
Экологический ай-стоппер - инновационная форма работы по ЭКОвоспитанию дошкольников»
В настоящее время все страны мира столкнулось с глобальной экологической проблемой. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц, опасные химические в...