"Экологический синквейн как инновационная форма работы с дошкольниками"
материал (младшая группа)
1 слайд:
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формирование человека с новым экологически ориентированным мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано. Земля – наш общий дом, а человек – часть живого мира природы. Именно в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме с использованием разнообразных методов и приёмов. Одним из эффективных методов в формировании экологической культуры дошкольников является синквейн.
2 слайд:
Синквейн – это один из методов новой образовательной технологии развития критического мышления в системе ФГОС ДО, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Синквейн - нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определенными правилами. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.
Цель: познакомить с одним из методов новой образовательной технологии - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников при формировании основ экологии.
Использование метода синквейна позволяет решить сразу несколько важнейших задач.
Задачи:
- придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
- закрепляет знания о частях речи, о предложении;
- значительно активизирует словарный запас;
- активизирует мыслительную деятельность;
- совершенствует умение высказывать собственное отношение к предмету, явлению природы и т. д.;
- стимулирует развитие творческого потенциала.
Но основная задача синквейна научиться мыслить максимально ёмко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
3 слайд:
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- является игровым методом;
- метод гармонично вписывается в работу по формированию познавательного интереса к миру природы, развивает любознательность, эмоциональную отзывчивость к восприятию знаний экологической культуры;
- вид новой творческой речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных возможностях (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему), а также учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность);
- обогащает словарный запас на экологическую тематику;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) при изучении экологии;
- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания в процессе экологического образования;
- способ самовыражения - синквейн получается у всех!
4 слайд:
Слово «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Его форма напоминает ёлочку.
5 слайд:
Правила составления синквейна:
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.
6 слайд:
Для успешного овладения детьми данной технологией можно использовать разные способы работы с синквейном. Рассмотрим некоторые из них на примере темы по экологическому воспитанию дошкольников «Лес – наше богатство».
«Составь синквейн по предметной картинке».
Пример:
Лес.
Зелёный, красивый.
Кормит, растёт, дарит.
Лес – наше богатство!
Природа.
7 слайд:
Пример:
Рябина.
Тонкая, кудрявая.
Растет, зеленеет, краснеет.
Ягоды рябины любят снегири.
Дерево.
8 слайд:
«Анализ неполного синквейна» - «Синквейн-загадка».
Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
Пример:
……
Веселая, разноцветная.
Украшает, восхищает, шуршит.
Это прекрасное время года.
Красавица!
9 слайд:
Картинка «Осень»
10 слайд:
Эти игровые приёмы помогают поддерживать познавательный интерес в процессе взаимодействия педагога с детьми в рамках экологического образования с учётом устойчивого развития.
Сначала все дети составляют синквейн об одном понятии или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приёмы:
1. «Чей синквейн лучше?».
Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например: времена года). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
2. «Цветик-семицветик».
Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной экологической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
3. «Занимательный кубик».
На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета, понятия или явления, которое отражает экологическое направление. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
4. «Волчок».
Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет, понятия или явления изучаемой темы по экологическому воспитанию дошкольника. Ребенок вращает волчок на что попадёт стрелка волчка, после окончания вращения, о том и составляется синквейн.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат.
Составляя синквейн на темы экологического образования и воспитания, каждый ребёнок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получается эмоциональным.
11,12,13 слайд:
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что, несомненно, является оптимальным для реализации экологического образования дошкольников в интересах устойчивого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prezent.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомить с одним из методов новой образовательной технологии - « Синквейн », его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников при формировании основ экологии. Задачи: придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к предмету, явлению природы и т. д.; стимулирует развитие творческого потенциала.
Актуальность использования синквейна Новая технология Способствует обогащению и актуализации словаря Является диагностическим инструментом Носит характер комплексного воздействия Имеет игровую направленность Простота
Синквейн Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Правила составления синквейна:
Составление синквейна в младшей группе по предметной картинке «Лес наше богатство»
Составление синквейна в младшей группе по предметной картинке «Лес наше богатство»
- Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, шуршит. Это прекрасное время года. Красавица! Анализ неполного синквейна
Изучаем Размышляем Думаем Творим И… Красиво говорим!!! Лесенка успеха
Выводы: Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».
В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
доклад статья для воспитателей...
Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...
Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению" Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета"
Привлечь внимание к проблеме негативного влияния пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека. Сформировать у ...
Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета" Автор: Зданович О.В.
ЦЕЛЬ: Привлечь внимание к проблеме негативного влияния пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека, ЗАДАЧИ:- Сформироват...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...