Конспект занятия «Вода вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Саакян  Наталья Станиславовна

Цель:

Развитие познавательной активности ребенка в  процессе экспериментирования с водой.

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_voda_vokrug_nas.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Вода вокруг нас»

Конспект занятия «Берегите воду»

Тема«Вода вокруг нас».

Краткое тематическое содержание:

I. Игровая мотивация: Загадка.

II. Основная часть.

  1. Беседа о воде.
  2. Опыт№1 «Вода на планете Земля».
  3. Опыт № 2«Родник».
  4. Опыт №3. "Три состояния воды"
  5. Опыт № 4 "Вода бесцветная"
  6. Опыт №5. "Вода может принимать любой вкус"

III. Физкультминутка«Лягушка»

IV. Появление лягушонка. Создание проблемной ситуации: В озере, где живет лягушонок, пропала чистая вода. Он просит о помощи.

     V. Опыт № 6. «Фильтрация воды».

VII. Итог.

VIII. Рефлексия.

Цель:

Развитие познавательной активности ребенка в  процессе экспериментирования с водой.

        

Задачи:

1. Углубить и расширить знания детей о природных водоёмах (родник, река, море, океан).

2. Дать представление детям о том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле.

3. Уточнять и расширять знания детей о неживой природе - воде, ее свойствах.

4. Продолжать формировать представления о ее роли и значении в природе и жизни человека.

5.  Обучить детей различать состояния воды; расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).

6. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность: учить проводить знакомые опыты с водой, познакомить с новыми свойствами воды.

7. Активизация словаря: родник; пресная вода; водоем, святой источник

Область применения: познавательное развитие.

Связь с социально - коммуникативным развитием (знакомство с водоемами, опыт «Родник», эксперимент «Фильтрация воды»);

речевым развитием , отгадывание загадок);

физическим развитием (физкультминутка, музыкальная игра).

Форма проведения: групповая. В виде дидактических игр и упражнений.

Методы реализации:

словесный - беседа о роли воды, , загадка о воде; слушание аудиозаписи «Звуки природы»: «Шум родника»

игровой - игровая мотивация:,  физкультминутка «Лягушка»

наглядный - картинки «Водоемы», плакат «Вода и ее свойства», показ  «Вода на планете Земля»

практический - опыты «Родник»; "Три состояния воды", "Вода бесцветная", "Вода может принимать любой вкус" , эксперимент «Фильтрация воды».

Возрастная группа обучающихся: старшая группа (4-6 лет).

Ожидаемые результаты:

• Понимают, что воду нужно беречь.

• Знают природные водоёмы (родник, река, море, океан).

• Имеют представления о том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле.

• Активизированы в речи детей слова: родник; «святой источник», пресная вода, водоем.

• Готовы решать задачи экологического значения в разных ситуациях.

Предварительная работа.

1. Чтение экологической сказки познавательного характера «Путешествие Капелек». 2. Беседы на темы«Где можно встретить воду«Кто живет в воде?» 3. Знакомство с пословицами и поговорками о воде, отгадывание загадок, чтение стихов о воде. Заучивание стихотворений, загадок, наблюдения.

Материалы и оборудование:

1. Плакат «Какая бывает вода?»

2. Глобус – модель Земли.

4. Желобок, миска, емкость с водой.

5. Картинки: родник, ручей, река, море, океан.

6. Стаканы, воронки, фильтр.

7. Мультимедийный экран, ноутбук, проектор.

Ход занятия:

I Игровая мотивация.

Воспитатель:- Ребята , отгадайте пожалуйста загадку:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода).

II

Воспитатель: - Правильно, это вода. Ребята , а вы помните , что такое глобус?

Дети: - это модель нашей планеты Земля.

Воспитатель:- Правильно, ребята . Ребята посмотрите на глобус. Каким цветом изображена вода на глобусе?

Дети: - Голубым.

Воспитатель: - Посмотрите, на глобусе воды больше, чем суши. Так же здесь есть участки белого цвета, найдите их, как вы думаете, что это? Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льдины и снега, которые никогда не тают.

Опыт № 1 «Вода на планете Земля».

Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды. Наберем чуть-чуть воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем еѐ в воздух. Это вода, которая находится в воздухе. Немножко воды  выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озѐрах. Еще немного  переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии. Вот столько, совсем немного, выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности. Оставшееся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солѐная вода.

Обсуждение. В каких ѐмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озѐрах и в почве). Вода! Это одно из самых распространѐнных веществ в природе. Более половины Земли покрыты водой, но только немного из этой воды пригодно для питья. Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь еѐ?

- Ребята, а как вы думаете, откуда так много воды в реках и морях?

Вода прячется глубоко под землёй, там тоже есть озёра, реки, только мы их не видим. Они пробираются из - под земли тоненькими струйками – родниками.

Ребята, предлагаю  вам узнать еще больше о воде. Сегодня будем исследователями, мы  будем изучать свойства воды, узнавать, какая бывает вода, что можно с ней делать, и как её беречь .

У нас есть лаборатория, и мы сейчас туда отправимся и проведем опыты. Согласны?

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Наденьте пожалуйста халаты. Давайте вспомним, как нужно работать в лаборатории. (Повторяют правила: нужно быть аккуратными, внимательными, работать осторожно).

Сейчас ребята мы с вами разобьёмся на центры активности, каждый выберет себе цвет своей команды, и мы будем проводить опыты, эксперименты, исследования.

Центр активности «Родник»  (цвет синий)

Кто пил воду из родника?

 Ребята! Родник — этот небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.

Люди очень ценят такую воду.

Опыт №2 : Взять небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положить его наклонно, приложить нижний конец к мисочке. А верхний конец желоба, закрепить на подставке, чтобы он не падал. Взять ёмкость с водой и лить воду небольшой струйкой, чтобы вода напоминала ручеёк, положить несколько мелких камешков создавая преграду для воды. 

Звучит фонограмма «Шум  родника»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы такие старательные. У вас все получилось.

Дети садятся на стульчики.

        

Воспитатель: Многие родники (источники) на Руси получили названия «святых». Благодаря их целебным свойствам происходят чудеса исцеления больных! 

Над ними ставили деревянную часовенку с крестом и иконкой.

Такой родник, безусловно, является ценностью . Большинство людей  при посещении родника набирают воду, здесь же пьют её, умываются ею. Некоторые обливаются водой рядом с родником. Возле часовни вешали кружку, чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студеной воды, помолиться Богу в прохладной тени. 

Обустраивают у источника купели для окунания. Строят рядом монастыри, заповедники. 

Родники, вы мои, родники,
К вам вернусь, где б меня не носило.
И святою водою напьюсь
В роднике, прямо в сердце России…

Воспитатель:- Ребята, а  как беречь воду в роднике, в реке? 

Дети: - Не засорять их, очищать, обустраивать родники.  

Не бросать в воду мусор, камни, ветки деревьев,

не замусоривать землю возле них, беречь деревья на берегах рек и озер.

Воспитатель: - Лесные родники нужны и зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Люди берегут родники, делают навесы, обкладывают камнями, огораживают их.

Центр активности "Три состояния  воды"(цвет красный)

Опыт № 3.

Воспитатель: У нас на столах находится разное оборудование для опытов с водой.

1. «Лед - твердая вода»

Воспитатель: Мороз сделал  нам подарок (показываю лед).

Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: влажными.

Вывод детей: лед - твердая вода. 

Воспитатель: А где еще мы с вами можем видеть

лед? (Ответы детей: узоры на стекле, лед на водоемах, снежинки)

Воспитатель:   Посмотрите пожалуйста на снежинку.

На большой высоте, при низкой температуре капельки воды, из которых состоят облака, замерзают, превращаются в ледяные кристаллы, и начинают свой долгий путь падения на землю. Пролетая сквозь облако, они соприкасаются с другими такими же капельками, которые также охлаждены, но еще не успели замерзнуть и превратиться в снежинки. Так при падении на землю из маленького невзрачного кристаллика льда, по пути к земле, со временем образуется снежинка.

Правда это покажется невероятным, но каждая новая снежинка уникальна, и существует только в одном экземпляре. 

2. «Газообразная вода – пар»

Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

Дети садятся на стульчики.

Центр активности "Вода бесцветная"(цвет желтый)

Опыт № 4

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель:Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель:Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Дети садятся на стульчики.

Центр активности "Вода может принимать любой вкус"(цвет розовый)

Опыт №5.

Воспитатель:А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная

 (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: А еще вода обладает памятью. Вода способна воспринимать, сохранять передавать информацию, даже такую тонкую, как человеческая мысль, слово и эмоции. Изучением этих свойств  уже много лет занимаются ученые.  

Именно, поэтому за столом, во время приёма пищи нельзя ссориться и произносить бранных слов. Заложенная в злом слове отрицательная энергия, изменяет структуру воды, воздействует на организм человека, принося ему разные болезни и страдания.

Наши предки догадывались об этих свойствах воды , и не начинали трапезу не произнеся Благодарственной молитвы над своей едой.

III Физкультминутка. «Лягушка»

Это чьи мелькают пятки?

Кто играет с нами в прятки?

Прыг да скок, прыг да скок - (Прыжки)

Ускакала под кусток. (Глубокий присед)

Кто там прячется от нас?

Ну-ка поглядим сейчас. (Дети встают и наклоняются)

Это шустрая лягушка!

Выходи играть, квакушка!

Посмотри, как небо ясно! (Руки вверх)

Как природа здесь прекрасна! (Руки в стороны)

А лягушка любит дождь. (Руки скрещены на груди, ладони на плечах)

Чем мы можем ей помочь?

Ведь сегодня ясный день,

Отнесем лягушку в тень. (Дети садятся)

IV Появляется лягушонок.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, к нам пришел лягушонок. Здравствуй, лягушонок! Присоединяйся к нам. Мы как раз проводили физкультминутку про тебя. А почему ты такой грустный? Поиграй с нами.

Лягушонок: - У меня проблема,

У меня беда,

В озере пропала

Чистая вода.

Все мои подружки

Зеленые лягушки

Новый дом себе нашли,

А я остался здесь один.

В моем озере гибнут растения, рыбкам и мне тяжело дышать. Я хочу очистить воду в водоеме, но не знаю как.

Какие - то люди набросали в озеро мусор, завод слил нам грязную воду, вот и стало погибать наше озеро. Помогите нам!

Воспитатель: - Хорошо. Мы постараемся тебе помочь.

Воспитатель: Мы попробуем очистить воду.

Центр активности  «Фильтрация воды» (цвет зеленый)

Опыт № 6

Воспитатель: - Мы возьмем грязную воду из водоема и очистим ее. Для этого мы возьмем воронку, вложим специальную ткань фильтр и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получилось?

Эксперимент мы проведем,

Воду чистую найдем.

Грязь не пустим через фильтр,

Чтоб в воде могли резвиться: рыбки плавать и нырять,

Лягушата отдыхать, растения могли расти

И купаться, конечно, мы!

Способ фильтрации. Возьмите ватный диск, вставьте в воронку аккуратно не продавливая. Наливаем в стаканчик грязную воду. Хорошо ли профильтровал воду ватный диск? (Ответы детей) Да ватный фильтр плотный и не пропускает самые мелкие соринки.

Сегодня мы научились фильтровать воду,  а что еще мы можем сделать, чтобы люди не загрязняли воду в природе.

(Ответы детей)

Итак, уважаемые исследователи, проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.

- какие свойства есть у воды?

( вода не имеет запаха, вкуса, она прозрачная, может быть растворителем для некоторых веществ, может быть жидкой и твердой)

Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода нужна везде и всегда. К воде нужно относиться бережно.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги,

Мы ведь на планете не одни!

Молодцы! Нам было очень интересно с вами молодыми учёными заниматься в лаборатории.

Наше занятие окончено. Давайте скажем до свидание нашим гостям!

Список используемой литературы:

1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.

3. Бобылева Л. К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб. : «Детство-пресс». 2001.

5. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в детском саду. Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004.

6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

7. Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.

8. Киселева Л. С., Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : Арктри. 2005

9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

10. Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.

11. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста //Управление ДОУ. – 2005. – № 2. – С. 57-66.

12. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.

13. Николаева С. Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.

14. Рыжова Н. А. Экологическое образование дошкольников: теория и практика. – М. : Институт развития проф. образования, 1999.

15. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Карапуз, 2000.

16. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. –М. : пед. университет «Первое Сентября», 2006.

17. Я хочу дружить с природой. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольниковКонспекты экологических разработок в помощь педагогам дошкольных учреждений. – Липецк, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия "Вода вокруг нас"

Презентация для проведения занятия по формированию целостной картины мира на тему "Вода вокруг нас" в старшей группе...

Конспект занятия "Вода вокруг нас"

конспект занятия по ознакомлению с природой  "Вода вокруг нас" для старшей группы с учетом ФГОС...

Конспект занятия "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе"

конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией....

Конспект занятия « Вода вокруг нас» воспитателя Деминой Е.В

Конспект занятия   « Вода вокруг нас» Цель:Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.Задачи:Продолжать знакомить де...

Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы."Вода вокруг нас. Круговорот ...

Конспект НОД «Вода вокруг нас»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13500688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 200px; height: 283px;","width":"339"}}]]...

Конспект занятия " Вода вокруг нас "

Закрепление знаний дете о разнообразии состоянии воды в окружающей среде...