Конспект занятия «Вода вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_voda_vokrug_nas.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Вода вокруг нас»
Конспект занятия «Берегите воду»
Тема: «Вода вокруг нас».
Краткое тематическое содержание:
I. Игровая мотивация: Загадка.
II. Основная часть.
- Беседа о воде.
- Опыт№1 «Вода на планете Земля».
- Опыт № 2«Родник».
- Опыт №3. "Три состояния воды"
- Опыт № 4 "Вода бесцветная"
- Опыт №5. "Вода может принимать любой вкус"
III. Физкультминутка: «Лягушка»
IV. Появление лягушонка. Создание проблемной ситуации: В озере, где живет лягушонок, пропала чистая вода. Он просит о помощи.
V. Опыт № 6. «Фильтрация воды».
VII. Итог.
VIII. Рефлексия.
Цель:
Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Углубить и расширить знания детей о природных водоёмах (родник, река, море, океан).
2. Дать представление детям о том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле.
3. Уточнять и расширять знания детей о неживой природе - воде, ее свойствах.
4. Продолжать формировать представления о ее роли и значении в природе и жизни человека.
5. Обучить детей различать состояния воды; расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
6. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность: учить проводить знакомые опыты с водой, познакомить с новыми свойствами воды.
7. Активизация словаря: родник; пресная вода; водоем, святой источник
Область применения: познавательное развитие.
Связь с социально - коммуникативным развитием (знакомство с водоемами, опыт «Родник», эксперимент «Фильтрация воды»);
речевым развитием , отгадывание загадок);
физическим развитием (физкультминутка, музыкальная игра).
Форма проведения: групповая. В виде дидактических игр и упражнений.
Методы реализации:
словесный - беседа о роли воды, , загадка о воде; слушание аудиозаписи «Звуки природы»: «Шум родника»
игровой - игровая мотивация:, физкультминутка «Лягушка»
наглядный - картинки «Водоемы», плакат «Вода и ее свойства», показ «Вода на планете Земля»
практический - опыты «Родник»; "Три состояния воды", "Вода бесцветная", "Вода может принимать любой вкус" , эксперимент «Фильтрация воды».
Возрастная группа обучающихся: старшая группа (4-6 лет).
Ожидаемые результаты:
• Понимают, что воду нужно беречь.
• Знают природные водоёмы (родник, река, море, океан).
• Имеют представления о том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле.
• Активизированы в речи детей слова: родник; «святой источник», пресная вода, водоем.
• Готовы решать задачи экологического значения в разных ситуациях.
Предварительная работа.
1. Чтение экологической сказки познавательного характера «Путешествие Капелек». 2. Беседы на темы: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?» 3. Знакомство с пословицами и поговорками о воде, отгадывание загадок, чтение стихов о воде. Заучивание стихотворений, загадок, наблюдения.
Материалы и оборудование:
1. Плакат «Какая бывает вода?»
2. Глобус – модель Земли.
4. Желобок, миска, емкость с водой.
5. Картинки: родник, ручей, река, море, океан.
6. Стаканы, воронки, фильтр.
7. Мультимедийный экран, ноутбук, проектор.
Ход занятия:
I Игровая мотивация.
Воспитатель:- Ребята , отгадайте пожалуйста загадку:
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
II
Воспитатель: - Правильно, это вода. Ребята , а вы помните , что такое глобус?
Дети: - это модель нашей планеты Земля.
Воспитатель:- Правильно, ребята . Ребята посмотрите на глобус. Каким цветом изображена вода на глобусе?
Дети: - Голубым.
Воспитатель: - Посмотрите, на глобусе воды больше, чем суши. Так же здесь есть участки белого цвета, найдите их, как вы думаете, что это? Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льдины и снега, которые никогда не тают.
Опыт № 1 «Вода на планете Земля».
Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды. Наберем чуть-чуть воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем еѐ в воздух. Это вода, которая находится в воздухе. Немножко воды выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озѐрах. Еще немного переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии. Вот столько, совсем немного, выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности. Оставшееся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солѐная вода.
Обсуждение. В каких ѐмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озѐрах и в почве). Вода! Это одно из самых распространѐнных веществ в природе. Более половины Земли покрыты водой, но только немного из этой воды пригодно для питья. Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь еѐ?
- Ребята, а как вы думаете, откуда так много воды в реках и морях?
Вода прячется глубоко под землёй, там тоже есть озёра, реки, только мы их не видим. Они пробираются из - под земли тоненькими струйками – родниками.
Ребята, предлагаю вам узнать еще больше о воде. Сегодня будем исследователями, мы будем изучать свойства воды, узнавать, какая бывает вода, что можно с ней делать, и как её беречь .
У нас есть лаборатория, и мы сейчас туда отправимся и проведем опыты. Согласны?
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Наденьте пожалуйста халаты. Давайте вспомним, как нужно работать в лаборатории. (Повторяют правила: нужно быть аккуратными, внимательными, работать осторожно).
Сейчас ребята мы с вами разобьёмся на центры активности, каждый выберет себе цвет своей команды, и мы будем проводить опыты, эксперименты, исследования.
Центр активности «Родник» (цвет синий)
Кто пил воду из родника?
Ребята! Родник — этот небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.
Люди очень ценят такую воду.
Опыт №2 : Взять небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положить его наклонно, приложить нижний конец к мисочке. А верхний конец желоба, закрепить на подставке, чтобы он не падал. Взять ёмкость с водой и лить воду небольшой струйкой, чтобы вода напоминала ручеёк, положить несколько мелких камешков создавая преграду для воды.
Звучит фонограмма «Шум родника»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы такие старательные. У вас все получилось.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Многие родники (источники) на Руси получили названия «святых». Благодаря их целебным свойствам происходят чудеса исцеления больных!
Над ними ставили деревянную часовенку с крестом и иконкой.
Такой родник, безусловно, является ценностью . Большинство людей при посещении родника набирают воду, здесь же пьют её, умываются ею. Некоторые обливаются водой рядом с родником. Возле часовни вешали кружку, чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студеной воды, помолиться Богу в прохладной тени.
Обустраивают у источника купели для окунания. Строят рядом монастыри, заповедники.
Родники, вы мои, родники,
К вам вернусь, где б меня не носило.
И святою водою напьюсь
В роднике, прямо в сердце России…
Воспитатель:- Ребята, а как беречь воду в роднике, в реке?
Дети: - Не засорять их, очищать, обустраивать родники.
Не бросать в воду мусор, камни, ветки деревьев,
не замусоривать землю возле них, беречь деревья на берегах рек и озер.
Воспитатель: - Лесные родники нужны и зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Люди берегут родники, делают навесы, обкладывают камнями, огораживают их.
Центр активности "Три состояния воды"(цвет красный)
Опыт № 3.
Воспитатель: У нас на столах находится разное оборудование для опытов с водой.
1. «Лед - твердая вода»
Воспитатель: Мороз сделал нам подарок (показываю лед).
Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: влажными.
Вывод детей: лед - твердая вода.
Воспитатель: А где еще мы с вами можем видеть
лед? (Ответы детей: узоры на стекле, лед на водоемах, снежинки)
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на снежинку.
На большой высоте, при низкой температуре капельки воды, из которых состоят облака, замерзают, превращаются в ледяные кристаллы, и начинают свой долгий путь падения на землю. Пролетая сквозь облако, они соприкасаются с другими такими же капельками, которые также охлаждены, но еще не успели замерзнуть и превратиться в снежинки. Так при падении на землю из маленького невзрачного кристаллика льда, по пути к земле, со временем образуется снежинка.
Правда это покажется невероятным, но каждая новая снежинка уникальна, и существует только в одном экземпляре.
2. «Газообразная вода – пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Дети садятся на стульчики.
Центр активности "Вода бесцветная"(цвет желтый)
Опыт № 4
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
Воспитатель:Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель:Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Дети садятся на стульчики.
Центр активности "Вода может принимать любой вкус"(цвет розовый)
Опыт №5.
Воспитатель:А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А еще вода обладает памятью. Вода способна воспринимать, сохранять передавать информацию, даже такую тонкую, как человеческая мысль, слово и эмоции. Изучением этих свойств уже много лет занимаются ученые.
Именно, поэтому за столом, во время приёма пищи нельзя ссориться и произносить бранных слов. Заложенная в злом слове отрицательная энергия, изменяет структуру воды, воздействует на организм человека, принося ему разные болезни и страдания.
Наши предки догадывались об этих свойствах воды , и не начинали трапезу не произнеся Благодарственной молитвы над своей едой.
III Физкультминутка. «Лягушка»
Это чьи мелькают пятки?
Кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок - (Прыжки)
Ускакала под кусток. (Глубокий присед)
Кто там прячется от нас?
Ну-ка поглядим сейчас. (Дети встают и наклоняются)
Это шустрая лягушка!
Выходи играть, квакушка!
Посмотри, как небо ясно! (Руки вверх)
Как природа здесь прекрасна! (Руки в стороны)
А лягушка любит дождь. (Руки скрещены на груди, ладони на плечах)
Чем мы можем ей помочь?
Ведь сегодня ясный день,
Отнесем лягушку в тень. (Дети садятся)
IV Появляется лягушонок.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, к нам пришел лягушонок. Здравствуй, лягушонок! Присоединяйся к нам. Мы как раз проводили физкультминутку про тебя. А почему ты такой грустный? Поиграй с нами.
Лягушонок: - У меня проблема,
У меня беда,
В озере пропала
Чистая вода.
Все мои подружки
Зеленые лягушки
Новый дом себе нашли,
А я остался здесь один.
В моем озере гибнут растения, рыбкам и мне тяжело дышать. Я хочу очистить воду в водоеме, но не знаю как.
Какие - то люди набросали в озеро мусор, завод слил нам грязную воду, вот и стало погибать наше озеро. Помогите нам!
Воспитатель: - Хорошо. Мы постараемся тебе помочь.
Воспитатель: Мы попробуем очистить воду.
Центр активности «Фильтрация воды» (цвет зеленый)
Опыт № 6
Воспитатель: - Мы возьмем грязную воду из водоема и очистим ее. Для этого мы возьмем воронку, вложим специальную ткань фильтр и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получилось?
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
Грязь не пустим через фильтр,
Чтоб в воде могли резвиться: рыбки плавать и нырять,
Лягушата отдыхать, растения могли расти
И купаться, конечно, мы!
Способ фильтрации. Возьмите ватный диск, вставьте в воронку аккуратно не продавливая. Наливаем в стаканчик грязную воду. Хорошо ли профильтровал воду ватный диск? (Ответы детей) Да ватный фильтр плотный и не пропускает самые мелкие соринки.
Сегодня мы научились фильтровать воду, а что еще мы можем сделать, чтобы люди не загрязняли воду в природе.
(Ответы детей)
Итак, уважаемые исследователи, проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.
- какие свойства есть у воды?
( вода не имеет запаха, вкуса, она прозрачная, может быть растворителем для некоторых веществ, может быть жидкой и твердой)
Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода нужна везде и всегда. К воде нужно относиться бережно.
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Молодцы! Нам было очень интересно с вами молодыми учёными заниматься в лаборатории.
Наше занятие окончено. Давайте скажем до свидание нашим гостям!
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
3. Бобылева Л. К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб. : «Детство-пресс». 2001.
5. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в детском саду. Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
7. Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.
8. Киселева Л. С., Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : Арктри. 2005
9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
10. Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.
11. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста //Управление ДОУ. – 2005. – № 2. – С. 57-66.
12. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
13. Николаева С. Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.
14. Рыжова Н. А. Экологическое образование дошкольников: теория и практика. – М. : Институт развития проф. образования, 1999.
15. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Карапуз, 2000.
16. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. –М. : пед. университет «Первое Сентября», 2006.
17. Я хочу дружить с природой. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников: Конспекты экологических разработок в помощь педагогам дошкольных учреждений. – Липецк, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия "Вода вокруг нас"
Презентация для проведения занятия по формированию целостной картины мира на тему "Вода вокруг нас" в старшей группе...
Конспект занятия "Вода вокруг нас"
конспект занятия по ознакомлению с природой "Вода вокруг нас" для старшей группы с учетом ФГОС...
Конспект занятия "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе"
конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией....
Конспект занятия « Вода вокруг нас» воспитателя Деминой Е.В
Конспект занятия « Вода вокруг нас» Цель:Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.Задачи:Продолжать знакомить де...
Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы."Вода вокруг нас. Круговорот ...
Конспект НОД «Вода вокруг нас»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13500688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 200px; height: 283px;","width":"339"}}]]...
Конспект занятия " Вода вокруг нас "
Закрепление знаний дете о разнообразии состоянии воды в окружающей среде...