Конспект занятия "Вода вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
конспект занятия по ознакомлению с природой "Вода вокруг нас" для старшей группы с учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_szhataya_zip-papka.zip | 88.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31
«ВОДА ВОКРУГ НАС»
ПОЗНАНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
СТАРШАЯ ГРУППА
Воспитатель
Каверина Людмила Александровна
Пгт. Черноморский
Пояснительная записка
Направление – Социально-коммуникативное развитие
Тема: Вода вокруг нас
Характеристика группы
Старшая группа, дети 5-6 лет
Численность- 10-12 человек
Социальное положение- среднее
Психологическое состояние –норм.
Дети давно посещают группу детского сада, вновь прибывших нет
Общая атмосфера в группе- спокойная, дружественная
Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразова-тельная программа/ Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Активные формы обучения:
Детское экспериментирование, проблемное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, имитационные методы.
Компьютерные технологии: мультимедийная презентация, интернет
Анализ работы детей: В ходе занятия дети проявляли интерес, активность в ответах и практической деятельности, внимательность при установлении причинно-следственных связей. Смена деятельности послужила хорошему усвоению материала. Атмосфера сотрудничества была на протяжении всего занятия.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира.
Тема: Вода вокруг нас
Цель: расширить представления детей о свойствах воды и круговороте воды в природе.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
-уточнить знания о значении воды в нашей жизни;
-формировать навыки элементарной исследовательской деятельности в процессе выявления агрегатных свойств воды; (лёд-твердое состояние воды, пар-газообразное) уточнить знания о переходе воды из жидкого состояния в твердое и парообразное;
-дать элементарные знания о круговороте воды в природе;
Развивающие задачи:
-способствовать развитию любознательности;
-развивать внимание детей;
-способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты;
Воспитательные задачи:
-продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
-формировать понимание важности воды для всех объектов на планете;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приемы:
Словесный (загадки, беседы, рассказ воспитателя, вопросы)
Наглядный (схемы, презентация)
Практический (опыты)
Игровой (сюрпризный момент, имитация)
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: Вода, блюдце, колба, термос с кипятком, стеклянный колпак, схема-картина круговорота воды в природе, мультимедийная презентация.
Раздаточный материал: Стаканы с водой по кол-ву детей, кусочки льда; карточки с изображением голубой, синей, фиолетовой капельки (по кол-ву детей).
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, проведение отдельных опытов с водой, разучивание подвижной игры «Ходят капельки по кругу».
Структура занятия:
1.Вводная часть:
- Приветствие детей, появление капельки.
- Постановка проблемы- нужно помочь Капельке найти маму.
2.Основная часть:
- Опыт №1
- Вопросы детям (Слайд №2)
- Физминутка(Слайд №3)
-Опыт №2
- Опыт №3
- Рассказ воспитателя по схеме «Круговорот воды в природе» (Слайд№4)
- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
3.Заключительная часть:
-Сюрприз от Капельки детям (мыльные пузыри)
-Прощание с Капелькой
-Рефлексия
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети сидят полукругом, звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Входит Капелька грустная.
Воспитатель: Кто это? Почему она такая грустная?
Предположения детей
В: Как узнать кто из вас прав?
Дети: Спросить у неё самой.
Капелька: Я появилась только сегодня. Упала с сосульки. Все кругом говорит, что я мокрая, холодная. Наверно я зря появилась на свет. Я никому не нужна. Я хочу найти свой дом и вернуться к маме.
В: Ребята, давайте поможем Капельке, расскажем ей кто она и поможем вернуться к маме-тучке. Чтобы узнать какая она, надо пройти в нашу лабораторию.
Основная часть:
Дети проходят в лабораторию, где стоят столы для опытов, а за ними мультимедийный экран.
Опыт №1
Подходим к первому столу, на котором стаканы с водой, блюдце, колба
В: Попробуйте воду, какая вода на вкус?
Д: Без вкуса, пресная?
В: Если мы посмотрим через стакан с водой, нам будет что-нибудь видно? Значит какая вода?
Д: Прозрачная.
В: Чем пахнет вода?
Д: Ни чем, она без запаха.
Переливаю воду в блюдце.
В: Какую форму приняла вода?
Д: Она разлилась по блюдцу.
Переливаю в колбу.
В: Какую форму теперь приняла вода?
Д: Она вылилась в колбу и стала похожа на длинную трубочку.
В: Почему вода переливается, меняет форму?
Д: Потому что вода жидкая.
Вопросы детям:
В: Кому нужна вода?
Д: Растениям, животным, человеку.
В: Зачем вода растениям? Для чего животным? Зачем вода человеку?
Д: Чтобы пить, готовить еду, поливать растения.
(Слайд №2)
В: Посмотрите, что нарисовано на картинке? (Слайд №3)
Д:Дождь
В:А давайте и мы покапаем как капельки дождя.
Физминутка «Дождик»
Переходим ко второму столу, на котором прозрачные стаканы с водой, кусочки льда.
Опыт №2
В: Посмотрите, что здесь лежит?
Д: Лёд.
В: Возьмите в руки кусочки. Какой он?
Д:Твердый, холодный, мокрый, скользкий.
В:Что происходит с ним в тёплых руках?
Д:Тает
В:Как он образуется?
Д:Заморозили воду на холоде.
В:А что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Давайте посмотрим, положите по кусочку льда себе в стакан.
Почему кусочек льда не стал похож на форму стакана или блюдца?
Д:Потому что он твердый и не изменяет форму
В: Что произошло? Куда исчез лед?
Д: Растаял.
В:Во что превратился лед?
Д:В воду
В:Значит лед превращается в воду под воздействием тепла.
Переходим к третьему столу, на котором термос с кипятком, стеклянный колпак.
Опыт №3
В:Кто знает как образуются облака? Давайте посмотрим.
Снимаю с термоса крышку, накрываю стеклянным колпаком, идет пар и оседает на стекле.
В: Что вы видите на стекле?
Д: Пар.
В:Как мы его получили?
Д:Нагрели воду.
В:Дети пар легкий, воздушный, поднимается высоко и образуются облака. Пар собирается в большие тучи, остывает, превращается в жидкие капельки и падает на землю дождем.
В:Ребята, а как же нам помочь Капельке вернуться к маме-тучке?
Дети возвращаются на стульчики, на мультимедийном экране схема Круговорота воды в природе. (Слайд№4)
Рассказ воспитателя:
В: В воде жила капелька. Солнце пригрело, вода стала испаряться и капелька полетела вверх и получилось облако.
Как вы думаете, что потом случилось с капелькой?
Облака соединились в большую темную тучу. Подул холодный ветер и из тучи капельки дождем пролились на землю. Капельки попали в ручей и побежали по рекам в моря, океаны. Это путешествие капельки называется «круговорот воды в природе». Вода никуда не исчезает, а путешествует и приносит большую пользу: поливает растения, смывает пыль, наполняет реки водой.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель– мама Тучка, а ребята – её дети Капельки, им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.
- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Заключительная часть:
Капелька: Ребята, спасибо вам за то что помогли мне найти свою маму! А за это я вам дарю мыльные пузыри, такие же легкие, как я.
Дети прощаются с Капелькой, она уходит.
В: Ребята, ну что помогли мы Капельке, найти свою маму?
Давайте вспомним как у нас это получилось. Сначала мы тоже превратились в капельки. А что потом сделали?
Д: Собрались вместе и потекли маленькими ручейками.
В:Что произошло когда встретились ручейки?
Д:Ручейки стали большой речкой.
В:Речки попали в большой океан. А что было потом?
Д:Пригрело солнышко, капельки стали легкими и испарились под лучами солнышка и попали к маме-тучке.
В: Как называется путешествие капельки в природе?
Д: Круговорот воды в природе.
Рефлексия:
В: Вам понравилось занятие?
Возьмите картинки с капельками и если вам все понравилось покажите мне голубую капельку, если понравилось не все- синюю, а если совсем не понравилось-фиолетовую.
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Приложение
Современные приёмы и методы образования:
Я часто использую проблемные ситуации в работе с дошкольниками, т.к. они положительно влияют на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. На своем занятии с помощью проблемной ситуации я вовлекла детей в мыслительный процесс. Занятие с включением решения проблемной ситуации стало увлекательным, развивающим.
Так же я использую на занятии детское экспериментирование, потому что оно развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. С помощью этого метода можно научить детей устанавливать причинно-следственные связи.
Экспериментальная деятельность на занятии вызывает огромный интерес у детей, ведь она дает возможность самим найти ответы на вопросы.
Результативные современные приемы и методы использования информационных технологий:
Я применяю в обучении дошкольников информационно-коммуникационные технологии, так как средства мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, способствуют всестороннему развитию детей, развивают логическое мышление, помогают формировать интерес к познанию окружающего мира.
На этом занятии с помощью мультимедийной презентации я обеспечиваю наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, помогает поддерживать интерес детей в течении всего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Конспект "Воздух вокруг нас"
Исследовательская деятельность. Знакомство со свойствами воздуха....
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
Конспект "Предметы вокруг нас. Все для сада и огорода"
Конспект занятия по познавателдьному развитию....
Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР
- закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и вос...
Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР
закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и воспр...