Конспект занятия "Вода вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Каверина Людмила Александровна

конспект занятия по ознакомлению с природой  "Вода вокруг нас" для старшей группы с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_szhataya_zip-papka.zip88.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31

«ВОДА ВОКРУГ НАС»

ПОЗНАНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

СТАРШАЯ ГРУППА

C:\Users\Людмила\Desktop\открытое занятие\картинки\1256181158_13.jpg

Воспитатель

Каверина Людмила Александровна

Пгт. Черноморский

Пояснительная записка

Направление – Социально-коммуникативное развитие 

Тема: Вода вокруг нас

Характеристика группы

Старшая группа, дети 5-6 лет

Численность- 10-12 человек

Социальное положение- среднее

Психологическое состояние –норм.

Дети давно посещают группу детского сада, вновь прибывших нет

Общая атмосфера в группе- спокойная, дружественная

Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразова-тельная программа/ Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе                  детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Активные формы обучения:

Детское экспериментирование, проблемное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, имитационные методы.

Компьютерные технологии: мультимедийная презентация, интернет

Анализ работы детей: В ходе занятия дети проявляли интерес, активность в ответах и практической деятельности, внимательность при установлении причинно-следственных связей. Смена деятельности послужила хорошему усвоению материала. Атмосфера сотрудничества была на протяжении всего занятия.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира.

Тема: Вода вокруг нас

Цель: расширить  представления детей о свойствах воды и круговороте воды в природе.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

-уточнить знания о значении воды в нашей жизни;

-формировать навыки элементарной исследовательской деятельности в процессе выявления агрегатных свойств воды; (лёд-твердое состояние воды, пар-газообразное)  уточнить знания о переходе воды из жидкого состояния в твердое и парообразное;

-дать элементарные знания о круговороте воды в природе;

Развивающие задачи:

-способствовать развитию любознательности;

-развивать внимание детей;

-способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты;

Воспитательные задачи:

-продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

-формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете;

-воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы:

Словесный (загадки, беседы, рассказ воспитателя, вопросы)

Наглядный (схемы, презентация)

Практический (опыты)

Игровой (сюрпризный момент, имитация)

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: Вода, блюдце, колба, термос с кипятком, стеклянный колпак, схема-картина круговорота воды в природе, мультимедийная презентация.

Раздаточный материал:  Стаканы с водой по кол-ву детей, кусочки льда; карточки с изображением голубой, синей, фиолетовой капельки (по кол-ву детей).

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, проведение отдельных опытов с водой, разучивание подвижной игры «Ходят капельки по кругу».

Структура занятия:

1.Вводная часть:

- Приветствие детей, появление капельки.

- Постановка проблемы- нужно помочь Капельке найти маму.

2.Основная часть:

- Опыт №1
- Вопросы детям (Слайд №2)

- Физминутка(Слайд №3)

-Опыт №2

- Опыт №3

- Рассказ воспитателя по схеме «Круговорот воды в природе» (Слайд№4)

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

3.Заключительная часть:

-Сюрприз от Капельки детям (мыльные пузыри)

-Прощание с Капелькой

-Рефлексия

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети сидят полукругом, звучит музыка, напоминающая звуки дождя.  Входит Капелька грустная.

Воспитатель: Кто это? Почему она такая грустная?

Предположения детей

В: Как узнать кто из вас прав?

Дети: Спросить у неё самой.

Капелька: Я появилась только сегодня. Упала с сосульки. Все кругом говорит, что я мокрая, холодная. Наверно я зря появилась на свет. Я никому не нужна. Я хочу найти свой дом и вернуться к маме.

В: Ребята, давайте поможем Капельке, расскажем ей кто она и поможем вернуться к маме-тучке. Чтобы узнать какая она, надо пройти в нашу лабораторию.

Основная часть:

Дети проходят в лабораторию, где стоят столы для опытов, а за ними мультимедийный экран.

Опыт №1

Подходим к первому столу, на котором стаканы с водой, блюдце, колба

В: Попробуйте воду, какая вода на вкус?

Д: Без вкуса, пресная?

В: Если мы посмотрим через стакан с водой, нам будет что-нибудь видно? Значит какая вода?

Д: Прозрачная.

В: Чем пахнет вода?

Д: Ни чем, она без запаха.

Переливаю воду в блюдце.

В: Какую форму приняла вода?

Д: Она разлилась по блюдцу.

Переливаю в колбу.

В: Какую форму теперь приняла вода?

Д: Она вылилась в колбу и стала похожа на длинную трубочку.

В: Почему вода переливается, меняет форму?

Д: Потому что вода жидкая.

Вопросы детям:

В: Кому нужна вода?

Д: Растениям, животным, человеку.

В: Зачем вода растениям? Для чего животным? Зачем вода человеку?

Д: Чтобы пить, готовить еду, поливать растения.

(Слайд №2)

В: Посмотрите, что нарисовано на картинке? (Слайд №3)

Д:Дождь

В:А давайте и мы покапаем как капельки дождя.

Физминутка «Дождик»

Переходим ко второму столу, на котором прозрачные стаканы с водой, кусочки льда.

Опыт №2

В: Посмотрите, что здесь лежит?

Д: Лёд.

В: Возьмите в руки кусочки. Какой он?

Д:Твердый, холодный, мокрый, скользкий.

В:Что происходит с ним в тёплых руках?

Д:Тает

В:Как он образуется?

Д:Заморозили воду на холоде.

В:А что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой?  Давайте посмотрим, положите по кусочку льда себе в стакан.

Почему кусочек льда не стал похож на форму стакана или блюдца?

Д:Потому что он твердый и не изменяет форму

В: Что произошло? Куда исчез лед?

Д: Растаял.

В:Во что превратился лед?

Д:В воду

В:Значит лед превращается в воду под воздействием тепла.

Переходим к третьему столу, на котором термос с кипятком, стеклянный колпак.

Опыт №3

В:Кто знает как образуются облака? Давайте посмотрим.

Снимаю с термоса крышку, накрываю стеклянным колпаком, идет пар и оседает на стекле.

В: Что вы видите на стекле?

Д: Пар.

В:Как мы его получили?

Д:Нагрели воду.

В:Дети пар легкий, воздушный, поднимается высоко и образуются облака. Пар собирается в большие тучи, остывает, превращается в жидкие капельки и падает на землю дождем.

В:Ребята, а как же нам помочь Капельке вернуться к маме-тучке?

Дети возвращаются на стульчики, на мультимедийном экране  схема Круговорота воды в природе. (Слайд№4)

Рассказ воспитателя:

В: В воде жила капелька. Солнце пригрело, вода стала испаряться и капелька полетела вверх  и получилось облако.

Как вы думаете, что потом случилось с капелькой?

Облака соединились в большую  темную тучу. Подул холодный ветер и из тучи капельки дождем пролились на землю. Капельки попали в ручей и побежали по рекам в моря, океаны. Это путешествие капельки называется «круговорот воды в природе».  Вода никуда не исчезает, а путешествует и приносит большую пользу: поливает растения, смывает пыль, наполняет реки водой.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель– мама Тучка, а ребята – её дети Капельки, им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Заключительная часть:

Капелька: Ребята, спасибо вам за то что помогли мне найти свою маму! А за это я вам дарю мыльные пузыри, такие же легкие, как я.

Дети прощаются с Капелькой, она уходит.

В: Ребята, ну что помогли мы Капельке, найти свою маму?

Давайте вспомним как у нас это получилось. Сначала мы тоже превратились в капельки. А что потом сделали?

Д: Собрались вместе  и потекли маленькими  ручейками.

В:Что произошло когда встретились ручейки?

Д:Ручейки стали большой речкой.

В:Речки попали в большой океан. А что было потом?

Д:Пригрело солнышко, капельки стали легкими и  испарились под лучами солнышка и попали к маме-тучке.

В: Как называется путешествие капельки в природе?

Д: Круговорот воды в природе.

Рефлексия:

В: Вам понравилось занятие?  

Возьмите картинки с капельками и если вам все понравилось покажите мне голубую капельку, если понравилось не все- синюю, а если совсем не понравилось-фиолетовую.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Приложение

Современные приёмы и методы образования:

Я часто использую проблемные ситуации  в работе с дошкольниками, т.к. они положительно влияют на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. На своем занятии с помощью проблемной ситуации я вовлекла детей в мыслительный процесс. Занятие с включением   решения проблемной ситуации  стало увлекательным, развивающим.

Так же я использую на занятии детское экспериментирование, потому что оно развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. С помощью этого метода можно научить детей устанавливать причинно-следственные связи. 

Экспериментальная деятельность на занятии вызывает огромный интерес у детей, ведь она дает возможность самим найти ответы на вопросы.

Результативные современные приемы и методы использования информационных технологий:

Я применяю  в обучении дошкольников  информационно-коммуникационные технологии, так как  средства мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме,  способствуют всестороннему развитию детей, развивают логическое мышление, помогают формировать интерес к познанию окружающего мира.  

На этом занятии с  помощью  мультимедийной  презентации  я обеспечиваю наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, помогает поддерживать интерес детей в течении всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект "Воздух вокруг нас"

Исследовательская деятельность. Знакомство со свойствами воздуха....

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект "Предметы вокруг нас. Все для сада и огорода"

Конспект занятия по познавателдьному развитию....

Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР

- закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и вос...

Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР

закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и воспр...