Конспект занятия « Вода вокруг нас» воспитателя Деминой Е.В
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект занятия   « Вода вокруг нас»

 Цель:

Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с глобусом ( показать моря, реки, океаны).

Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Воспитывать бережное  и экономичное  отношение к воде. Уметь рационально её использовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_vokrug_nas.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ СО СРЦ  « Возвращение», 3 здание

г. Саратова

Конспект занятия

 « Вода вокруг нас»

Деминой Елены Ивановны,

 воспитателя отделения

социальной реабилитации

 Цель:

Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с глобусом ( показать моря, реки, океаны).

Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Воспитывать бережное  и экономичное  отношение к воде. Уметь рационально её использовать.

Форма проведения: групповая

Методы: наглядные, словесные, метод проблемного обучения.

Приёмы: иллюстрированный материал (демонстрационный, индивидуальный), ТСО, моделирование, чтение стихов, вопросы, элементарные поисковые действия, опыты, выполнение движений, опора на опыт ребенка.

 Предшествующая работа: Опыты с водой (испарение воды, замораживание, вытеснение воды, сила воды и т.д. Просмотр диафильмов: «Почему в море вода соленая» (эстонская нар. сказка), «Сказка о Морском царе и Настасье Премудрой». Чтение рассказов о воде из книги «Что такое.

Кто такой» Том 1.Рассматривание картинок с иллюстрациями использования воды живыми существами. Чтение рассказа « Что такое кислый дождь».

Оборудование: глобус, карта, картины с изображением реки, озера, пустыни, моря. Предметные картинки ( на каждого ребенка) с изображением сюжетов использования воды человеком. Схема - картина круговорота воды в природе. Книга « Атлас для малышей» А. Усачёва. Банка с мелкими лёгкими предметами для опыта. Ёмкости для снега, льда, воды. Модель родника и модель ручья.

Ход занятия:

Собираю детей вокруг себя и предлагаю им отгадать загадку:

« Она без вкуса, запаха и цвета,

Но всеми учеными признано это:

С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша?....   ( вода )

 - Правильно, сегодня мы поговорим о воде. Вода - очень ценный продукт. Какая она, вода? (  Вода не имеет формы, вкуса и запаха, она бесцветна, но растворяет различные краски. Вода способна смачивать и очищать предметы)

Если посмотреть на модель нашей Земли - глобус, то можно увидеть на нём большое количество голубого цвета. Это океаны, моря, озера, реки.

На нашей  Земле океанов - четыре:

Индийский - самый соленый в мире.

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же , вовсе не тихий -

А буйный, глубокий и самый великий!

 - Сколько океанов? Какие?

 - Если на карту Земли  посмотреть

  Земли на Земле всего одна треть,

   Но странный вопрос возникает тогда:

   Планета должна называться - Вода?

 - Почему, ребята?   ( Потому что воды больше чем земли)

 - Какая вода в морях и океанах? (соленая, непригодная для питья).

 - Откуда берётся вода в домах? ( Из водопровода). Как попадает в водопровод ? ( Из рек, её качают сильные насосы, очищают от грязи,  подогревают ). Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, а как? ( закрывать кран, чтобы она зря не текла).

 - Кому нужна вода?  ( Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку). Посмотрите  на свои картинки и расскажите, как человек использует воду? ( для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для полива растений и т. д.)

 -  Зачем вода растениям? Как они её получают? Нужна ли вода животным? Где они её берут? ( ответы детей)

    Показываю пустыню и рассказываю, что все, кто там живёт ( растения, животные, люди), страдают без воды; они научились  её запасать, экономить,  прятаться от изнуряющей жары. ( Рассказ сопровождаю картинками)

 - Откуда берётся вода на Земле?

 -  «Бегут в темном подземном царстве ручьи - подземные воды. В  их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы. Под землёй нет ни рыб, ни птиц. И ручейки упорно пробираются наверх, где светит солнце и где все им будут рады». ( Показываю детям модель:  представьте себе, что груша с водой  - это подземная кладовая воды, крышка - поверхность земли, а отверстие  в ней - то место, где вода из под земли выходит наружу. Надавливаю на грушу. Вода  начинает бить вверх и заполняет крышку ).

 … Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, где - нибудь в низине, вверх начинает бить фонтанчик ( звучит аудиозапись журчание родника). Родник родился! В лесной тишине раздаётся его звонкий хрустальный голос. Родничок совсем крохотный, тонкой струйкой побежал он по земле. ( аудиозапись журчания ручья). Каждый камешек  для него -  гора, каждый прутик - дерево. Извиваясь , бежит ручеёк куда - нибудь вниз, под уклон. Встречается с другими, крепнет, набирается сил, начинает врезаться в землю. Так постепенно становится ручеёк рекой. ( аудиозапись журчания реки).

( Показываю детям модель ручья: небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Верхний конец укреплён на подставке, а нижний опущен в блюдце. Лью воду, чтобы она журчала по желобу в блюдце)

 А если наклона нет? Тогда вода застаивается, и образуются болота. Очень много болот в тундре, т.к. тундра - большая равнина.

 - Как вы думаете, каким образом ещё попадает вода в реки? ( После дождя).

 - Подумайте, что может случиться весной, если зима была очень снежной? ( Если дети не отвечают, то предлагаю им потрогать снег и лёд и понаблюдать за их таянием в ладонях, сделать выводы: после таяния снегов воды в реке станет много, она может выйти из берегов и затопить окрестности).

- Давайте проведём эксперимент: перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками.( Вливать воду или положить снег или лёд, пока она не польётся через край и не вытолкнет предметы из банки) Читаю стихотворение « Откуда берется вода»:

Вода собирается из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Физ. - минутка: Дети - ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель - море. У него косынка голубого цвета. Под музыку П.И.Чайковского ( из сб. «. Времена года» Апрель.) дети изображают родники, ручейки. Ручьи сбегают в реку. Река несёт свои воды в море.

 - Предлагаю детям вспомнить, что вчера вечером мы наливали блюдце с водой и оставляли на окне. Смотрим - в блюдце воды нет. Куда делась вода?

( Частицы воды поднялись в воздух). Это называется испарением. Показываю  детям капельки, которые образовались на крышке кастрюли с горячей водой. Показываю схему круговорота воды в природе,  объясняю, как это происходит. Читаю стихотворение : (продолжение)

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше…..пока

Не превращается в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки…

Всё это и зовётся в народе:

Круговорот воды в природе.( Хоровой повтор)

 - Недавно я читала вам рассказ « Что такое кислотный дождь» из книги «Экология в картинках» . Показываю на глобусе Балтийское море, Швецию.

- Что такое кислый дождь? Отчего он получается? Кому он вредит? Откуда берётся дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислотных дождей не было?

 - Подвожу итог: о чём мы сегодня говорили?  Нужна ли нам вода? Как нужно её экономить и беречь?  Даю оценку деятельности детей на занятии.

Переключение на дальнейшую деятельность. Можно предложить нарисовать Дождик или реку ( по желанию детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия "Вода вокруг нас"

Презентация для проведения занятия по формированию целостной картины мира на тему "Вода вокруг нас" в старшей группе...

Конспект занятия "Вода вокруг нас"

конспект занятия по ознакомлению с природой  "Вода вокруг нас" для старшей группы с учетом ФГОС...

Конспект занятия "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе"

конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией....

Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы."Вода вокруг нас. Круговорот ...

Конспект НОД «Вода вокруг нас»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13500688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 200px; height: 283px;","width":"339"}}]]...

Конспект занятия " Вода вокруг нас "

Закрепление знаний дете о разнообразии состоянии воды в окружающей среде...

Конспект занятия «Вода вокруг нас»

Цель:Развитие познавательной активности ребенка в  процессе экспериментирования с водой.                ...