Конспект занятий по окружающему миру " Зимующие птицы "
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Алдошина Светлана Алексеевна

Способствовать экологической культуры у детей, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru_zimuyushchie_ptitsy.docx354.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему "Зимующие птицы"

 

 

Цель:

Способствовать формированию экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

образовательные:

• уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах; чем они питаются, как им можно помочь;

• закреплять умение детей узнавать и называть птиц.

воспитательные:

• воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира.

• воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним,

развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

коррекционно-развивающие: развивать непроизвольное внимание, логическое мышление, зрительную память, координацию движений

коррекционно-воспитательные: воспитывать взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе..

Планируемые результаты: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью.

Материалы: Картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, сова, сорока); перепутанные картинки с изображением птиц; корм для птиц; фигурки насекомых; мешочек; круги большого диаметра: серый, красный, желтый; диск с записью песни "Птичка".

 

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулок, чтение рассказов и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц, изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.

 

Ход занятия

Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:


Замела я вес вокруг

Прилетев из царства вьюг

Осень, лучшую подружку

Я отправила на юг

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла

 

Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадке?  Какое сейчас время года?

Ответ детей: Зима.

Воспитатель: Как вы поняли, что наступила зима?

Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель: Правильно, ребята. Наступила зима и на улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее. Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А почему их называют зимующие?

Дети: Потому что они остаются зимовать

Воспитатель: Правильно ребята. А сейчас давайте я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуете отгадать (воспитатель сопровождает ответы детей показом картинок с изображением птиц):

 

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (
воробей)

https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image001.png

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня…(синичка)

 

https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image002.png

Что за птицы? Не синицы.

Грудка алая, горит.

На снегу уселись птицы

Эти птицы…(снегири)

 

https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image003.png

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома,

Кар-Кар -Кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её… (ворона).

 

       https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image004.png 

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (голубь)

 

https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image005.png

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая… (сорока).

 

https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image006.png

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (дятел)

 

     https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image007.png

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (сова)

 

    https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image008.png


Физкультминутка

 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

 

Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим картинки птиц, что у них общего?
          Дети вместе с воспитателем: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глазки и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (
воспитатель обводит указкой все части тела, привлекает к ответу детей).
          Воспитатель: А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный, кто заметил отличия?
          Воспитатель слушает ответы детей и дает характеристику каждой птице:

 

Снегирь очень красивая птица. Головка чёрная, грудка красная, крылья серые. Снегирей зовут так, потому что они прилетают к нам с первым снегом. Живут снегири стайками в лесу.

Воробей  - маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой.

Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые.

Ворона острожная, хитрая и умная птица, имеет серое туловище и черные голову, шею, крылья и хвост

Сорока живет в лесу, это черно-белая птица, с длинным ступенчатым хвостом, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют «сорока - белобока»

- У дятла в оперении наблюдается сочетание белых и черных цветов; дятел очень полезная птица, он часто стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных насекомых.

Сова ночная хищная птица, у нее большие глаза, крепкий клюв и очень хороший слух

Голуби имеют светло-серую окраску, и темные полоски на крыльях, они живут стаями, не боятся людей

 

Молодцы! А теперь давайте поиграем Игру «Кто улетел?»

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, и спрашивает, какая птица улетела.

 

Воспитатель: Ребята, а какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Как вы думаете, легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Да, правильно ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают ближе к людям?
          Ответы детей
          Воспитатель: Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы?

Ответы детей

Воспитатель: Разные птицы питаются разными видами корма.

Что любят воробушки и голуби, кто знает? (зернышки и семечки). А какие птицы любят рябину поклевать? (снегири). А что любят синички? (синички питаются крошками, зернышками, а любимое лакомство — сало).

Дятел – насекомые, кедровые орешки, семечки

сорока - насекомые, грызуны, ягоды

сова - мелкие грызуны

ворона - всеядная птица, очистками и остатками еды

 

А теперь давайте поиграем в игру «Чудесный мешок»

Вам нужно на ощупь определить, какой корм спрятан в мешочке.

Дети на ощупь определяют корм для птиц.

В мешочке насыпаны семечки, хлеб, ягоды рябины, семена растений, фигурки насекомых.

          Воспитатель: 
Ребята, а вы знаете, что птицы тоже умеют играть? Давайте поиграем в игру и представим себя птицами.


          Подвижная игра «Птицы на прогулке»

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

 

Воспитатель: Ребята, пока мы играли, кто то перепутал все картинки с птицами. Давайте наведем порядок. Посмотрите, кто изображен на этой картинке? Кому принадлежит голова? А это туловище? (воспитатель поочередно показывает картинки)

https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image009.png

         https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image010.png                     https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image011.png                       https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image012.png

https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image013.png

        https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image014.png                     https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image015.png                      https://documents.infourok.ru/0b40ef80-5031-4d8a-8186-3c19282f3da0/0/image016.png

 

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? О птицах зимой.

Каких птиц мы называет перелётные?

Каких птиц мы называет зимующие?

Назовите зимующих птиц, которых вы запомнили. Чем они питаются?

 

Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, и понаблюдаем за птицами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зимующие птицы»+ рисование "Снегирь"

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природ...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Это занятие о зимующих птицах. О том, как они переносят зимнее время года. Что необходимо помогать птицам в зимнее время года....

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы» в подготовительной группе.

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы» в подготовительной группе....

Конспект занятие по окружающему миру «Зимующие птицы» во второй младшей группе.

Цель: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего села.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, сорока, голубь, снегирь, синица), с их трудностями...