Животные и растения Калининградской области
проект по окружающему миру (средняя группа)
Формировать систему знаний о представителях животного мира и их детенышей, отмечать характерные признаки представителей диких животных. Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (медведь, волк, лиса, заяц): жилище, пища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivotnye_i_rasteniya_ko.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад № 78
Исследовательский проект
«Животные и растения Калининградской области»
Для детей средней группы
Руководители проекта: воспитатель средней группы
Хохлова Екатерина Сергеевна
Проект
«Животные и растения Калининградской области»
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: краткосрочный, 1 месяц
По количеству участников: групповой
Вид проекта: информационный
Основные направления проекта:
- познавательно – исследовательское
- речевое развитие
Актуальность проекта:
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе учится бережному отношению к животным.
Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду, были обнаружены большие пробелы в знаниях и представлениях детей о животных в целом и о животных, обитающих на территории Калининградской области в частности.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста; знакомство детей с многообразием животного мира Калининградской области, создать условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников процессе реализации проектной деятельности, повышение активности участия родителей в образовательно процессе для совместной работы по изучению животного и растительного мира Калининградской области.
Задачи проекта:
- Дать представление о животных, обитающих в Калининградской области
- Формировать коммуникативные качества воспитанников через общение с живой природой
- Воспитывать бережное отношение и любовь к животным
- Развивать эмоциональный интеллект, любознательность, отзывчивость.
- Привлечь родителей к совместному участию в проекте
Ожидаемые результаты:
• Развитие познавательно-исследовательской активности воспитанников
• Расширение и обогащение лексического словаря воспитанников
• Расширенные представления воспитанников о животных Калининградской области: виды животных, их повадки, образ жизни
• Сформированность начальных экологических представлений воспитанников
• Умение проявлять заботу, интерес и любовь к животным
Реализация проекта
I этап – подготовительный
Постановка проблемы: в ходе бесед с воспитанниками выяснилось, что они слабо представляют себе многообразие животного и растительного мира, многие не знают о существовании Красной книги и ее назначении.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Организация предметно-пространственной среды в группе: подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
Разработка рекомендаций для родителей.
Организация предметно-пространственной среды
Наглядно-дидактический материал
II этап – основной (практический)
Совместная деятельность:
Беседы, чтение художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки о животных, художественное творчество (аппликация, рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений (песни, голоса животных, наблюдения за животными во время прогулок, труд (насыпание хлебных крошек в кормушки для птиц, рассматривание наглядно-дидактических картинок и плакатов и беседа по ним.
Беседа с воспитанниками «Что такое «Красная книга» (с демонстрацией)
Художественное творчество: аппликация «Зайчик», «Ежик»
Рисование различных диких животных
Просмотр презентаций: «Животные и растения Калининградской области», «Серый тюлень»
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Совушка», «Зайка», «Смелые мышки», «Птичка», «Вороны», «Воробушки», «Зайки», «Воронята», «Птицы и автомобиль», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Охотники и зайцы», «Перелетные птицы», «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике»
Дидактические игры: «Чей малыш?», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Узнай животное, птицу, рыбу по описанию», «Покорми животное», «Зоопарк», «Кто за елкой?», «Угадай по силуэту», «Зайчик и белка» («Кто где?», «Построим дом для мишки и зайчика», «Лесенка для белочки», «Лисичка, пляши»
Театрализованные игры: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»
Игры с моделями животных, со строительным материалом
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»: выполнение движений в соответствии со стихотворным текстом.
Дидактическая игра «Чей малыш?»: закрепить знание названий животных и их детенышей; воспитывать интерес и желание заботиться о животных
Дидактическая игра «Угостим животных»: закрепить знание о привычном рационе животных
Дидактическая игра «Узнай по описанию»: учить детей узнавать и находить по описанию изображения животных
Дидактическая игра «Дикие животные Калининградской области»: Расширять знания о диких животных, которые обитают в Калининградской области.
Работа с родителями
Пополнение информационного уголка для родителей консультациями, памятками, рекомендациями, наглядной информацией
Организация выставки рисунков «Животные Калининградской области»
Выставка рисунков «Животные Калининградской области»
Создание Красной книги Калининградской области.
III этап – заключительный
Оформление продукта проекта: изготовление «Красной книги Калининградской области»
Оформление результата проекта в виде презентации
Продукт проекта: «Красная книга Калининградской области»
Организация НОД «Дикие животные»
Цель: Формирование знаний детей о диких животных, их особенностях.
Задачи:
• Формировать систему знаний о представителях животного мира и их детенышей, отмечать характерные признаки представителей диких животных. Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (медведь, волк, лиса, заяц): жилище, пища.
• Развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, а также интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
• Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, дружбе.
• Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, отчетливо произносить слова и фразы. Ввести в активный словарь детей слова: дикие животные, лесные жители, слова, обозначающие животных. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов: названия детенышей животных. Развивать артикуляцию, мелкую моторику рук. Упражнять в имитации движений животных, в звукоподражании.
принес вам угощение!
НОД «Путешествие по Красной книге Калининградской области»
Цель: познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.
Задачи: углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
Развивать речь детей, мышление;
Дать представление о плохом отношении людей к природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Конспект занятия по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в НОД»
Тема НОД по речевому развитию «Дикие животные»
Цель: Формирование знаний детей о диких животных, их особенностях.
Образовательные задачи: формировать систему знаний о представителях животного мира и их детенышей, отмечать характерные признаки представителей диких животных. Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (медведь, волк, лиса, заяц): жилище, пища.
Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, а также интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывающие задачи: воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, дружбе.
Речевые задачи: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, отчетливо произносить слова и фразы. Ввести в активный словарь детей слова: дикие животные, лесные жители, слова, обозначающие животных. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов: названия детенышей животных. Развивать артикуляцию, мелкую моторику рук. Упражнять в имитации движений животных, в звукоподражании.
Предварительная работа:
Игры-перевоплощения в животных
Рассматривание картинок, плакатов с изображением диких животных
Работа с разрезными картинками по теме
Дидактические игры: «Кто чей малыш?», «Угадай по силуэту», «Кто где живет?»
Чтение художественной литературы: сказки «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.
Ход занятия:
В зал входят дети с воспитателем.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь давайте мы поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу. И поделимся друг с другом хорошим настроением. Погладьте друг друга по открытой ладошке (психогимнастика).
Воспитатель: Дети, к нам с вами сегодня пришла посылка. Интересно, что в ней лежит. Давайте посмотрим?
Дети: Да!
Воспитатель: В посылке находится письмо, прочитаем его поскорее. Интересно, кто его написал. Оказывается, его нам написал медвежонок Вини-Пух.
Воспитатель читает и письмо и предлагает детям помочь Вини-Пуху и отправиться в осенний лес.
Звучит музыка с шумом леса.
Проходят по мостику через болото и перепрыгивают через кочку (обруч на полу).
На лесной полянке лежат яркие листики.
Воспитатель: Давайте, ребята, подышим носиками и ощутим запах осеннего леса (дыхательная гимнастика).
Воспитатель: А теперь возьмем на ладошку листочки и подуем на них как осенний ветерок и посмотрим, как они разлетятся (дыхательная гимнастика).
Звучит музыка с голосами животных.
Воспитатель: Ой, ребята, а чьи это голоса мы слышим?
Ответы детей.
После голоса волка воспитатель проводит артикуляционное упражнение «Волк».
После голоса лисы проводится артикуляционное упражнение «Лиса и колобок».
После голоса медведя проводится игра-имитация «Медведь».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, под елкой стоит сундучок лесной феи с заданиями. Откроем его скорее.
Ребенок достает первый конверт с заданием:
Дидактическая игра «Угадай по силуэту».
Воспитатель: Молодцы, дети, справились! Давайте немного отдохнем и сыграем в игру «Мишка вылез из берлоги» (физкультминутка).
Второй ребенок достает следующий конверт с заданием:
Дидактическая игра «Чей малыш» с проговариванием названий детенышей.
Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием справились.
Третий ребенок достает последний конверт из сундучка.
Дидактическая игра «Угостим животное». Проводится за столом. Предварительно проводится пальчиковая игра «Это зайчонок…».
Воспитатель: Ребята, молоцы, выполнили все-все задания лесной феи, познакомились с дикими животными. И помогли Вини-Пуху освободиться. Давайте, позовем его?
Дети: Вини-Пух! Выходи!
Из-за елки появляется Вини-Пух и благодарит детей за помощь и доброту.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Воспитатель: Дети, кому мы сегодня помогали? С кем познакомились в осеннем лесу? Что вам больше всего понравилось делать? Вини-Пух принес вам угощение!
НОД «Путешествие по Красной книге Калининградской области»
Цель: познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.
Задачи: углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
Развивать речь детей, мышление;
Дать представление о плохом отношении людей к природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: Красная книга, презентация, картинки животных и птиц, картинки
Ход занятия
Круг радости: Дети входят. Здороваются.
- Ребята давайте познакомимся. А теперь встанем в круг и вместе скажем:
Солнышко, согрей теплом
Поделись своим добром.
Помоги нам всем учиться
У природы день за днем.
Сюрпризный момент:
Сегодня у нас необычное занятие я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, узнаете о чем будет наше занятие!
С листочками, а не дерево
Не рубаха, а сшита
Не человек, а рассказывает (книга) СЛАЙД1
Беседа: Правильно, ребята, это книга. Я принесла вам интересную книгу
Посмотрите, какого она цвета? (красного) СЛАЙД 2
Что обозначает красный цвет? (ответы детей)
Красный цвет предупреждает нас – об опасности. Ведь многих животных и растений на земле осталось очень мало. Редко их можно встретить. Поэтому люди и придумали такую книгу. В ней указаны названия растений и животных, которых осталось мало и их нельзя уничтожать.
Мы с ребятами и родителями сделали вот такую Красную книгу. И в дальнейшим будем ее пополнять.
Ребята, я предлагаю нам вместе отправимся в путешествие по Красной книге Калининградской области.
По родному краю дружно мы шагаем.
Справа от нас зеленый луг
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку - скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Заяц прыг под кусток-
Аж захватывает дух!
Солнце над деревьями светит нам.
Мы рады птицам и зверям.
Воспитатель СЛАЙД
Итак, ребята наше путешествие начинается
Первая страница нашей книги звучит так:
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
- О чем ребята нам рассказывает страница?
- О растениях и цветах, давайте посмотрим, какие растения занесены в Красную книгу Калининградской области? СЛАЙД
Ребята почему растения занесены в Красную книгу? Потому- что их осталось очень мало. И людям следует беречь растения.
Ребята , посмотрите нам надо помочь растениям, чего не хватает ирисам (стебля и листьев) давайте дорисуем их.
Ребята, давайте отгадаем следующую страницу нашей книги.
На Земле исчезают животные:
Рыбы, птицы и звери,
Пресмыкающие и земноводные,
Несут невосполнимые потери.
-Ребята как вы думаете о чем пойдет речь?
Правильно о животных, которых осталось совсем мало. Давайте посмотрим, какие это животные.
Ребята, я предлагаю вам посмотреть на карточки и отгадать какое животное лишнее?
-А сейчас ребята давайте превратимся в животных (физминутка):
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
Молодцы! А теперь давайте вернемся к нашей книге и посмотрим на следующую страницу. Но для начала отгадаем загадку:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
О ком у нас будет следующий слайд? СЛАЙД
О птицах, молодцы! Посмотрите какие птицы занесены в Красную книгу, а значит их совсем мало осталось.
Ребята, я предлагаю вам посмотреть на карточки и отгадать какая птица лишняя и не находится в красной книге.
Ребята в нашей области совсем исчезли 7 видов животных. СЛАЙД
Почему исчезают животные, птицы, растения? СЛАЙД
Потому что, люди охотятся на них, уничтожают их среду обитания, загрязняют природу.
СЛАЙД
Ребята, птицы, растения, животные – это наша природа. Красота, которую дарит нам природа- бесценна. Давайте будем ее беречь!
Ребята! Посмотрите у нас лежат картинки, нам нужно их рассмотреть и вспомнить правила охраны природы чего нельзя делать в природе:
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не лезть в птичьи гнезда.
5. Не ловить насекомых.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не рвать паутинки.
9. Не оставлять не затушенных костров.
10. Не разорять муравейники.
-Ребята, посмотрите на нашу картину. Вам не кажется, что чего-то не хватает? (цветов, птиц, животных). Давайте наклеим цветы, птиц, животных на нашу картину, чтобы она ожила.
Ребята наше путешествие по страницам Красной книги подошло к концу и понравилось ли оно вам?
Что вам понравилось больше всего сегодня?
Ребята вы молодцы. За то, что вы сегодня отлично поработали, я хочу подарить вам раскраски животных и растений из Красной книги Калининградской области. Чуть позже вы их раскрасите и расскажете о своих животных.
Выводы:
В результате проведенной работы по ознакомлению воспитанников среднего дошкольного возраста были достигнуты следующие результаты:
• закреплены начальные экологические представления воспитанников
• Расширены представления дошкольников о многообразии животного мира Калининградской области;
• Расширен и обогащен лексический словарь воспитанников (названия животных, их детенышей и т. д.);
• Воспитанники научились проявлять интерес, заботу и любовь к животным.
Литература:
1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : «Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
3. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. – Минск: ООО «Асар», 2004
4. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы. – М. : «Просвещение», 2006
5. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах (Сост. Нищева Н. В.) – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
6. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей. – М. : ТЦ Сфера, 2009
7. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8. Красная книга Калининградской области (под ред. В. П. Дедкова и Г. В. Гришанова). – Калининград: изд-во РГУ имени Им. Канта, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект " Наш край- Поморье. Животные и растения Архангельской области"
В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...
Познавательно - творческий проект «Животные и растения Архангельской области»
В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...
Познавательно-творческий проект "Наш край -Поморье. Животные и растения Архангельской области".
Цель проекта-Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного мира Архангельской области....
Отчет по проекту «Животные и растения Саратовской области»
Перспективное планирование по проекту "Животные и растения Саратовской области" в старшей группе...
Мини-музей "Животные и растения Саратовской области"
Презинтация...
«Лэпбук как средство ознакомления детей с редкими животными и растениями Иркутской области»
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – позволяет говорить о появлении предпосылок для развития «экосистемы» дошкольного образования....
Животные и растения Калининградской области
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. ...