Проект "Весёлые Матрёшки"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Тарасова Татьяна Николаевна

Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника.  Матрешка – самая известная русская игрушка яркая и самобытная. Но мало кто знает откуда появилась матрешка. Знакомя детей с этой игрушкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselye_matreshki.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковский детский сад комбинированного вида»

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ:

«Весёлые Матрёшки»

2-ая младшая  группа

Воспитатель: Тарасова Татьяна Николаевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Подготовительный этап:

Наименование проекта

«Весёлые Матрешки»

Актуальность проекта

    Народные игрушки, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении русских народных традиций. Однако имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной игрушки в воспитании и развитии детей.

Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника.  Матрешка – самая известная русская игрушка яркая и самобытная. Но мало кто знает откуда появилась матрешка. Знакомя детей с этой игрушкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями.

Участники проекта

Дети 2-ой младшей группы, педагоги, родители

Цель проекта

Формирование у детей 2-ой младшей группы первичных представлений о русском народном творчестве на примере национальной игрушки-матрёшке.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные: 

- формировать знания о  русской народной игрушке;

-  расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку - матрешку;                                       Развивающие:                                                                                            - повысить речевую активность детей, активизировать словарь новыми словами- самовар, хлебом-солью встречают, затейница, ярмарка и др.;                                                                                             -закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;                                                                                  - развивать мышление, внимание мелкую моторику в играх с  матрешкой;                                                                       Воспитательные:                                                                                           - воспитывать интерес и уважение к культурному наследию русского народа;                                                                                         - способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;                                                    - воспитывать бережное отношение к игрушкам

Для педагогов:

- подобрать и изучить художественную, методическую и научно –познавательную литературу по данной теме ( рассказы, загадки, стихи и др);

-  подготовить практический и дидактический материал по теме;

- составить план проекта « Весёлые матрешки»;

- подготовить консультацию для родителей: «Игры с матрёшками»;

- подготовить консультацию для родителей: «»Русские матрёшки-история создания»;

- подготовить консультацию для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

-.подбор музыкального и видео репертуара соответствующего тематике.

Для родителей:

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по теме проекта (пополнение предметно-развивающей среды);

- активизировать взаимодействие с родителями по формированию у детей познавательной активности;

- создать условия для совместной деятельности детей и родителей в подборе и изготовлении необходимых атрибутов для реализации проекта

Сроки реализации

Краткосрочный-5 дней

Тип проекта

Информационно-творческий

Продукт проекта

1. Тантамареска «Матрешка» (для фотографирования детей)

2. Макет «Матрешки водят хоровод»

3. Настольная игра лото «Найди такую же матрешку»

4. Настольная игра «Сложи  матрешку»

5. Выставка «Весёлые матрешки»

6. Картотека стихотворений, загадок, физминуток про матрешку  

7. Альбом «Какие бывают матрёшки»

8.Презентация: « Как изготавливают матрешек»

Особенности проекта

В проекте доминирует творческий вид деятельности. Проект носит фронтальный характер так как проводится со всей группой детей. Ребенок выступает  заказчиком, исполнителем и непосредственным участником проекта.

Условия реализации проекта

Материально-технические: компьютер, принтер, проектор, различные материалы (бумага, клей, краски, карандаши, пластилин, конструктор, раскраски  по теме, платья и косынки для девочек для танца «Мы матрешки» )

Финансовое оснащение: не потребовалось

Кадровое: дети 2-ой младшей  группы № 2-24 человека, два педагога, родители воспитанников

Информационные:  

  1. Берестов Б. «Матрёшкины потешки», Москва 1992               2.Наталья Леонова «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка», Учебно-методическое пособие», М. Просвещение, 2015 г.
  2. Нелли Шайдурова «Веселые матрешки». М. Просвещение, 2012.   4.Журналы «Дошкольное воспитание», № 9, 10, 2008,  № 4, 1994г.     5.Интернет – ресурсы:                                                                              -https://detskiychas.ru/skazki_na_noch/skazka_pro_matreshek/                -https://kladraz.ru/blogs/vereschagina-oksana-viktorovna/avtorskaja-       dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-nekotorom-carstve-v-derevjanom-gosudarstve.html                                                                      - https://vk.com/wall-131271883_20769                                                   - https://vk.com/wall-69846598_1569?                                                        - https://yandex.ru/video/preview/17262263549612582924                      - https://yandex.ru/video/preview/5672616769049601777                           - https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/pro-matreshku-detyam#i         -  https://iodb.ru/uploads/2022/10/Matreshka-broshyura.pdf

Планируемые результаты

- Дети приобретут знания о русской народной игрушке-матрешке, о том  как изготавливают эту игрушку;

-научаться играть с этой замечательной игрушкой;

 -получать первичные представления о культуре и традициях русского народа;

- пополниться предметно - пространственная среда группы;

- Словарь детей пополниться таким словами  как: самовар, затейница, хлебом-солью встречают и др.

.

Основной этап.

Период

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Понедельник

  1. Участие детей в беседе: «Игрушки наших прабабушек»
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных игрушек ( куклы -обереги, дымковские игрушки, богородские, филимоновские, городецкие)

3.Слушанье стихотворения С.Я. Маршак «Матрешки»

4. Аппликация «Матрешки у самовара»

5.Сюжетно - ролевая игра «Дом»

6. Разучить пальчиковую гимнастику: «Матрешки»

7. Хороводная игра: «Платочек голубой»

1.Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»

2.Рекомендовать для чтения с детьми: «Жила -была матрешка» Т.Кирюшатова  

3. Просмотр дома мультфильма «Жили-были матрешки»

1. Беседа с детьми:  «Игрушки наших прабабушек»

2. Приготовить иллюстрации по теме: русские народные игрушки ( куклы -обереги, дымковские игрушки, богородские, филимоновские, городецкие)

3. Собрать картотеку стихотворений, сказок про матрешку.

4.Приготовить материал для создания коллективной аппликации «Матрешки у самовара»

5.Чтение детям : стихотворения С.Я. Маршак «Матрешки»

6. Создать условия для  сюжетно -ролевой игры «Дом» (приготовить атрибуты к игре.

7. Подготовить видео, аудио записи, презентации по теме.

Вторник

  1. Участие детей в беседе: «Матрешка -народная игрушка» просмотр презентации: «Секрет матрешки»
  2. Рассматривание иллюстраций: «Какие бывают матрешки», «Старинные матрешки»

3.Игры детей в лото: «Найди такую же матрешку»

4.Настольная игра: «Сложи матрешку»

5.Слушанье стихотворения В.Берестов «Матрешкины потешки»

6. Раскрашивание детьми матрешек.

7. Хороводная игра «По малину в сад пойдем»

  1. Консультация для родителей: «Русские матрешки-история создания»

2.Родителям предложить сделать для выставки в группу игрушку-матрешку

1. Беседа с детьми: «Матрешка - народная игрушка», показ детям презентации: «Секрет матрешки»

2. Приготовить иллюстрации: «Какие бывают матрешки», «Старинные матрешки»

3.Изготовить лото: «Найди такую же матрешку»

4. Изготовить настольную игру: «Сложи матрешку»(плоскостная, разрезные картинки)

5. Чтение  детям стихотоврения В.Берестов «Матрешкины потешки»

6. Приготовить раскраски для детей по теме

7.Создать условия для игр (атрибуты из уголка ряженья)

Среда

1.Участие детей в беседе: «Как изготавливают матрешку» (презентация, схема )

2.Прослушивание мульт -песенки «Русские матрешки»

3.Аппликация  « Хоровод матрешек»

4.Сюжетно -ролевая игра:

«К нам гости пришли, дорогие пришли»

5.Разучить танец «Мы весёлые матрешки» ( музыка Ю.Слонова слова Л.Некрасовой) 

6.Подвижная игра «Догони матрешку»

1.Консультация для родителей: «Игры с матрешкой»

2.Предложить родителям сделать матрешки для макета «Хоровод Матрешек вокруг березки»  

3.Рекомендовать родителям выучить стихотворение про матрешку (по выбору)

1.Рассказ - беседа: «Как изготавливают матрешку» (презентация, схема)

2. Приготовить  материал: трафареты матрешек, детали украшения   для аппликации «Хоровод матрешек»

3. Приготовить  презентацию мульт-песни «Русские матрешки»

https://yandex.ru/video/preview/1896249808324182491

4.Приготовить запись песни  

для разучивания танца. «Мы весёлые матрешки» ( музыка Ю.Слонова, слова Л.Некрасовой) 

5.Создать условия для  сюжетно -ролевой игры

«К нам гости пришли, дорогие пришли» (приготовить атрибуты к игре)

Четверг

  1. Участие детей в речевых играх «Найди матрешку по описанию», «Расскажи про матрешку» (составление детьми описательных рассказов)
  2. Дидактические игры с детьми «Собери матрешку по росту (объемные и плоскостные)

3.Просмотр музыкальный мультик «Матрешки»

https://yandex.ru/video/preview/184360684871821566

4.Выучить физминутку: «Мы матрешки вот такие крошки»

5.Конструирование «Домик и  машина для матрешки»

6.Хороводная игра: «Ходит Ваня»

  1. Предложить родителям  просмотреть с детьми дома мультфильм  «Малышарики-Матрешки-серия 127»

2.Рекомендовать родителям порисовать вместе с детьми матрешек.

1.Поиграть с детьми в речевые  игры: «Найди матрешку по описанию»,

«Расскажи про матрешку»  

2.Приготовить материал для конструирования.

3.Изготовить атрибуты для игр «Собери матрешку по росту (объемные и плоскостные )

4. Приготовить для просмотра музыкальный мультик «Матрешки»

https://yandex.ru/video/preview/184360684871821566

Пятница

  1. Слушание авторской  сказки для детей младшего возраста «В некотором царстве, в деревянном государстве...»
  2. Лепка: «Угостим матрешку крендельками»
  3. Участие детей в оформлении выставки «Весёлые матрешки»
  4. Развлечение с детьми: « С матрешкой нашей играем и пляшем»
  5. Игры детей (хороводные, настольно-дидактические)
  6. Участие детей в изготовлении тантамарески- матрешки
  1. Рекомендовать родителям продолжать знакомить детей с народными игрушками с помощью чтения, просмотра видео для детей, рисования.

(М.Евсеева «Матрешки» Внучки бабушки Матрены), приобрести  альбом для художественного творчества «Румяные матрешки» Лыкова И.А.

1. Чтение детям: авторская сказка для детей младшего возраста «В некотором царстве, в деревянном государстве...»

2. Приготовить материал для занятия по лепке

3. Оформление выставки «Весёлые матрешки»

4. Приготовить атрибуты для развлечения:« С матрешкой нашей играем и пляшем»

5.Приготовить материал для изготовления тантамарески -матрешка для фотографирования детей.

Заключительный этап

  1. Развлечение с детьми: « С матрешкой нашей играем и пляшем»
  2. Выставка поделок совместного творчества родителей, детей, воспитателей «Веселые Матрешки»
  3. Тантамареска «Матрешка» (для фотографирования детей)

Перспектива развития проекта. Продолжать знакомить детей с русскими народными игрушками (дымковские, филимоновские, богородские)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...