Методическая разработка:"Экологическая тропинка"
методическая разработка по окружающему миру
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая тропа в ДОУ | 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Экологическая тропинка»
Реализация проекта «Экологическая тропинка»
1 этап – подготовительный
- Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию. Анкетирование педагогов;
- Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов;
- Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропинки;
- Взаимодействие с родителями: беседы, консультирование, обсуждение проекта, выявление возможностей, средств необходимых для его реализации.
2 этап – практический
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа;
- Составление паспорта всех точек тропинки;
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку;
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;
- Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения
и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь
с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы
и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке:
• Экологические беседы;
• Наблюдения;
• Элементарные опыты;
• Экскурсии;
• Целевые прогулки;
• Экологические конкурсы, викторины;
• Решение экологических ситуативных задач;
• Чтение художественной литературы;
• Обсуждение и проигрывание ситуаций;
• Трудовой десант, труд в природе;
• «Красная книга природы»;
• Коллекционирование;
• Экологические досуги, развлечения, праздники;
• Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
• Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• Взросло-детские проекты;
• Изготовление рисунков, поделок;
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
• Участие в конкурсах;
- Акциях;
• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
• Фотовыставки;
В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные
и искусственно созданные педагогами и родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей сформируются:
- экологические знания и культура поведения в природе;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней;
- улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка
с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- родители будут готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ
по вопросам экологического воспитания детей;
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- повышение экологической культуры педагогов, мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями
по экологическому воспитанию, активное участие детей, педагогов и родителей
в реализации проекта.
Предполагаемые продукты проекта:
Экологическая тропа детского сада. Характеристика объектов.
«Тропинка здоровья»
Характеристика объекта
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников.
В период летней оздоровительной работы, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители, для профилактики плоскостопия у детей, нами создана «Тропинка здоровья» которую мы выложили
из природного и бросового материала (гладкие камушки, чешуйки шишек, желуди, пластмассовые пробки, карандаши, речной песок). «Тропинка здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Зеленая аптечка
Характеристика объекта
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Объекты для наблюдений:
- Календула
- Тысячелистник
- Подорожник
- Перечная мята
- Мать-и-мачеха
- Лопух
- Ромашка
- Одуванчик
«Зеленая аптечка» (аптекарский огород) создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, правилам сбора и сушки трав «зеленой аптечки».
Метеостанция
Характеристика объекта
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простыми приборами для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
- Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
- Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
- Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
- Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
У пруда (сухой пруд)
Характеристика объекта
Дети рассматривают сухой водоем с искусственными водными растениями, фигурками насекомых, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).
Птичкина столовая
Характеристика объекта
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки для наблюдения
за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, (зависит
от времени года).
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе
и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
Деревенское подворье
Характеристика объекта
На данном объекте размещены деревянный домик, колодец, игрушки домашних животных (могут меняться в зависимости от задач)
Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом, домашними животными.
Зоны на «Экологической тропинке» не только для наблюдений, но и для сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, театрализованной деятельности, дидактических игр.
Берёзка
Характеристика объекта
Цель: закрепление знаний о белоствольной березе.
Воспитатели проводят с детьми наблюдение за деревом береза. Отмечает, что только у березы ствол белого цвета, дерево стройное, кудрявое. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Пословицы и поговорки о деревьях.
- Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.
- Для города каждое дерево дорого.
- Дорого дерево не только плодами. Но и листьями.
Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки.
Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.
Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди,
но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору
и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду,
и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила.
Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.
Елочка-зеленая иголочка (Уголок леса)
Характеристика объекта
На территории детского сада растут ели. Уголок леса (Фитонцидный уголок) - оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.
Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.
Цель:
- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;
- развивать любознательность у детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
На объекте дети встречают лесовичка и лесных жителей (ежика, белку, зеленую гусеничку, божью коровку).
Скорая помощь природе
Характеристика объекта
Место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают
за растениями участка (лейки, секатор, лопатки, ведёрки, перчатки, носилки и др.). Так же на объекте размещены знаки «Правила поведения в природе»
Цветочный калейдоскоп
Характеристика объекта
Центральный цветник – визитная карточка территории детского сада,
где выращиваются различные декоративные однолетние и многолетние растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Цель:
- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений,
их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия
Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: календула, петуния, львиный зев, душистый горошек, гладиолусы, астры, сентябринки, космея.
Оценка результата работы по проекту: «Экологическая тропинка» (критерии)
Характеристика уровней бережного отношения к природе
Критерии | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы | Ребенок имеет полные, правильные, осмысленные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе. | Ребенок имеет фрагментарные и не осмысленные представления о мире природы. Может устанавливать причинно-следственные связи в природе только с помощью взрослого. | Ребенок имеет отрывочные, неосмысленные и часто ошибочные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе. |
2.Полнота положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических) к природе | Ребенок относится к природе как к ценности, постоянно испытывает к ней положительные чувства и отношения. | Ребенок лишь изредка относится к природе как к ценности и иногда испытывает к объектам природы положительные чувства и отношения. | Ребенок не относится к природе как ценности и не испытывает к ней положительных чувств. |
3. Готовность к бережному отношению к природе | Ребенок постоянно проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него хорошо развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями. | Ребенок иногда проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него частично развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями. | Ребенок никогда не проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него не развиты трудовые умения по уходу за объектами природы. |
Задания для детей по каждому выделенному критерию
- Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы
Задание № 1.
Игра: «Что ты знаешь о природе?»
Цель: оценить полноту и осмысленность экологических представлений ребенка
о природе.
Взрослый задает вопросы каждому ребенку индивидуально, полученные ответы на которые, характеризуют уровень имеющихся представлений и знаний ребенка
о живой природе.
Вопросы.
- Что бывает в природе зимой?
- Что бывает в природе весной?
- Что бывает в природе осенью?
- Что бывает в природе летом?
- Какие комнатные растения ты знаешь? Покажи их в нашей группе, назови.
- Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые?
- Что растет на нашем участке?
- Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их.
- Зачем нужно сажать деревья?
- Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются?
- Как мы заботимся о птицах в зимнее время?
- Какие явления бывают зимой?
- Что зимой бывает с растениями, с деревьями, травой? Как они выглядят?
- Что делают разные животные в зимнее время?
- Почему нужно беречь лес?
- Какую пользу леса приносят человеку?
- Как надо вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям (чего нельзя делать в лесу).
Оценивание
Высокий уровень полноты и осознанности экологических представлений и знаний
о мире природы: ребенок правильно отвечает на 15-17 вопросов анкеты.
Средний уровень: ребенок правильно отвечает на 10-12 вопросов анкеты из 17 предложенных.
Низкий уровень: ребенок правильно отвечает только на 9 вопросов анкеты из 17 предложенных.
- Наличие положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических)
к природе
Задание № 2.
Работа с картинками: «Выбери самое важное для себя» на выявление наиболее эмоционально значимых для ребенка понятий природы или общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: оценить наличие у ребенка положительных чувств (нравственных. Эстетических) и отношения (позитивного, негативного, равнодушного) к природе.
Оборудование: 5 карточек с картинками (по 4 картинки на каждой карточке), объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.
Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного
к менее значимому. Он говорит: «Посмотри, какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое, красивое, важное и ценное для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное.
По ходу выполнения задания педагог спрашивает ребенка:
Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен? И т.п.
Оценивание
Высокий уровень сформированности положительных чувств к природе: ребенок осознанно на первое место кладет картинки с изображением природных явлений. Ставит значимость природы на первое место. При пояснении, почему он поставил на первое место карточку с изображением природных объектов, он проявляет положительное эмоциональное (нравственное и эстетическое) отношение к изображению растений
и животных.
Средний уровень: ребенок ставит картинки с изображением природы в середину выложенной линии. Иногда высказывает положительные чувства к изображениям природных объектов, но больше интересуется игрушками, самим собой.
Низкий уровень: ребенок не интересуется изображением природы: растений
и животных. Карточки выкладывает, не объясняя причину такой последовательности, затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
- Готовность к бережному отношению к природе (труд в природе).
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Задание № 3.
Цель: определить уровень усвоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями.
Ребенку даются следующие задания:
- проверить, правильно ли комнатные растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву;
- объяснить, все ли растения следует полить сегодня;
- ответить на вопрос: «Как узнать о том, что комнатные растения необходимо полить?»
- осуществить полив только тех растений, которые в нем нуждаются.
Оценивание
Высокий уровень активности бережного отношения к природе: ребенок самостоятельно и качественно выполняет трудовые действия по уходу
за комнатными растениями, эти умения и навыки у него хорошо сформированы. Результат труда высокий.
Средний уровень: ребенок выполняет трудовые действия по уходу за комнатными растениями лишь с помощью взрослого, эти умения и навыки у него сформированы частично. Достигает неполного результата.
Низкий уровень: ребенок не может правильно выполнить трудовые действия
по уходу за комнатными растениями, эти умения и навыки у него не сформированы или сформированы очень слабо. Не достигает результата. От помощи взрослого отказывается.
Формирование бережного отношения к природе
№ | Фамилия, имя ребенка | Критерии/Уровни | |||||||
Экологические представления | Положительные эмоции к природе | Активность бережного отношения | Бережное отношение к природе | ||||||
Начало | Итог | Начало | Итог | Начало | Итог | Начало | Итог | ||
Литература
- Горбатенок О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»: Учитель; 2008 г.
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты: Детство-Пресс, 2014.
- Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». Мозайка-Синтез; 2010г.
- Обухова Л.Г, А.В. Кочергина, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию
от 4 – 7 лет». – Москва 2008 г. - Чернякова В Н. «Экологическая работа в ДОУ»; Сфера, 2010 г.
Интернет – сайты:
http://экокласс.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
Методические разработки "Экологические тропинки"
Методические разработки для воспитателей...
Методическая разработка «Экологическая тропа»
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...
Методическая разработка экологической тропы с элементами квест-игры для средней группы детского сада.
Методическая разработка экологической тропы с элементами квест- игры. Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как ус...
Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)
Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...
Методическая разработка "Экологическая тропа"
Предназначена для ознакомления детей с природой....
Методическая разработка "Экологическая тропа на участке детского сада"
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают...