Методическая разработка:"Экологическая тропинка"
методическая разработка по окружающему миру

Стативка Инна Николаевна

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическая тропа в ДОУ45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Экологическая тропинка»

Реализация проекта «Экологическая тропинка»

1 этап – подготовительный

- Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию. Анкетирование педагогов;

- Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов;

- Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропинки;

- Взаимодействие с родителями: беседы, консультирование, обсуждение проекта, выявление возможностей, средств необходимых для его реализации.

2 этап – практический

 - Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;

-  Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

 -  Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа;

-  Составление паспорта всех точек тропинки;

-  Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку;

- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;

 - Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения
и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь
с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы
и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке:

•        Экологические беседы;

•        Наблюдения;

•        Элементарные опыты;

•        Экскурсии;

•        Целевые прогулки;

•        Экологические конкурсы, викторины;

•        Решение экологических ситуативных задач;

•        Чтение художественной литературы;

•        Обсуждение и проигрывание ситуаций;

•        Трудовой десант, труд в природе;

•        «Красная книга природы»;

•        Коллекционирование;

•        Экологические досуги, развлечения, праздники;

•        Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

•        Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

•        Взросло-детские проекты;

•        Изготовление рисунков, поделок;

•        Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

•        Участие в конкурсах;

  • Акциях;

•        Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

•        Фотовыставки;

В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные
и искусственно созданные педагогами и родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей сформируются:

- экологические знания и культура поведения в природе;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней;

        - улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка
с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

- родители будут готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ
по вопросам экологического воспитания детей;

У педагогов:

- повышение профессионализма;

- повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повышение экологической культуры педагогов, мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;

- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями
по экологическому воспитанию, активное участие детей, педагогов и родителей
в реализации проекта.

Предполагаемые продукты проекта:

Экологическая тропа детского сада. Характеристика объектов.

«Тропинка здоровья»

Характеристика объекта

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников.
        В период летней оздоровительной работы, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители,  для профилактики плоскостопия у детей, нами создана «Тропинка здоровья» которую мы выложили
из природного и бросового материала (гладкие камушки, чешуйки шишек, желуди, пластмассовые пробки, карандаши, речной песок).  «Тропинка здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. 

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

 Зеленая аптечка

Характеристика объекта

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений:

  • Календула
  • Тысячелистник
  •  Подорожник
  • Перечная мята
  •  Мать-и-мачеха
  • Лопух
  •  Ромашка
  • Одуванчик

«Зеленая аптечка» (аптекарский огород) создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления   знаний о ценности их для здоровья, правилам сбора и сушки трав «зеленой аптечки».

Метеостанция

Характеристика объекта

 «Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)

 При пользовании простыми приборами для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

  • Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
  • Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
  • Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
  • Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

У пруда (сухой пруд)

Характеристика объекта

Дети рассматривают сухой водоем с искусственными водными растениями, фигурками насекомых, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

Птичкина столовая

Характеристика объекта

 На данном объекте экологической тропы размещены кормушки для наблюдения
за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, (зависит
от времени года).

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе
и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

Деревенское подворье

Характеристика объекта

На данном объекте размещены деревянный домик, колодец, игрушки домашних животных (могут меняться в зависимости от задач)

Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом, домашними животными.

      Зоны на «Экологической тропинке» не только для наблюдений, но и для сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, театрализованной деятельности, дидактических игр.

Берёзка

Характеристика объекта

Цель: закрепление знаний о белоствольной березе.

Воспитатели проводят с детьми наблюдение за деревом береза. Отмечает, что только у березы ствол белого цвета, дерево стройное, кудрявое. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Пословицы и поговорки о деревьях.

- Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.

- Для города каждое дерево дорого.

- Дорого дерево не только плодами. Но и листьями.

Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки.
Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.

Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди,
но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору
и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду,
и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила.

Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

Елочка-зеленая иголочка  (Уголок  леса)

Характеристика объекта

На территории детского сада растут ели. Уголок леса (Фитонцидный уголок) - оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.

Цель:

- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;

- развивать любознательность у детей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

На объекте дети встречают лесовичка и лесных жителей (ежика, белку, зеленую гусеничку, божью коровку).

Скорая помощь природе

Характеристика объекта

          Место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают
за растениями участка (лейки, секатор, лопатки, ведёрки, перчатки, носилки и др.). Так же на объекте размещены знаки «Правила поведения в природе»

Цветочный калейдоскоп

Характеристика объекта

Центральный цветник – визитная карточка территории детского сада,
где выращиваются различные декоративные однолетние и многолетние растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

Цель:

 - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений,
их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия

Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: календула, петуния, львиный зев, душистый горошек, гладиолусы, астры, сентябринки, космея.

Оценка результата работы по проекту: «Экологическая тропинка» (критерии)

Характеристика уровней бережного отношения к природе

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы

Ребенок имеет полные, правильные, осмысленные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе.

Ребенок имеет фрагментарные и не осмысленные представления о мире природы. Может устанавливать причинно-следственные связи в природе только с помощью взрослого.

Ребенок имеет отрывочные, неосмысленные и часто ошибочные представления о мире природы и причинно-следственных связях в природе.

2.Полнота положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических) к природе

Ребенок относится к природе как к ценности, постоянно испытывает к ней положительные чувства и отношения.

Ребенок лишь изредка относится к природе как к ценности и иногда испытывает к объектам природы положительные чувства и отношения.

Ребенок не относится к природе как ценности и не испытывает к ней положительных чувств.

3. Готовность к бережному отношению к природе

Ребенок постоянно проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него хорошо развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями.

Ребенок иногда проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него частично развиты трудовые умения по уходу за комнатными растениями.

Ребенок никогда не проявляет готовность и способность осуществлять природоохранительную деятельность, у него не развиты трудовые умения по уходу за объектами природы.

Задания для детей по каждому выделенному критерию

  1. Полнота и осознанность экологических представлений и знаний о мире природы

Задание № 1.

Игра: «Что ты знаешь о природе?»

Цель: оценить полноту и осмысленность экологических представлений ребенка
о природе.

Взрослый задает вопросы каждому ребенку индивидуально, полученные ответы на которые, характеризуют уровень имеющихся представлений и знаний ребенка
о живой природе.

Вопросы.

  1. Что бывает в природе зимой?
  2. Что бывает в природе весной?
  3. Что бывает в природе осенью?
  4. Что бывает в природе летом?
  5. Какие комнатные растения ты знаешь? Покажи их в нашей группе, назови.
  6. Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые?
  7. Что растет на нашем участке?
  8. Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их.
  9. Зачем нужно сажать деревья?
  10. Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются?
  11. Как мы заботимся о птицах в зимнее время?
  12. Какие явления бывают зимой?
  13. Что зимой бывает с растениями, с деревьями, травой? Как они выглядят?
  14. Что делают разные животные в зимнее время?
  15. Почему нужно беречь лес?
  16.  Какую пользу леса приносят человеку?
  17. Как надо вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям (чего нельзя делать в лесу).

Оценивание

Высокий уровень полноты и осознанности экологических представлений и знаний
о мире природы: ребенок правильно отвечает на 15-17 вопросов анкеты.

Средний уровень: ребенок правильно отвечает на 10-12 вопросов анкеты из 17 предложенных.

Низкий уровень: ребенок правильно отвечает только на 9 вопросов анкеты из 17 предложенных.

  1. Наличие положительных чувств и эмоций (нравственных и эстетических)
    к природе

Задание № 2.

Работа с картинками: «Выбери самое важное для себя» на выявление наиболее эмоционально значимых для ребенка понятий природы или общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: оценить наличие у ребенка положительных чувств (нравственных. Эстетических) и отношения (позитивного, негативного, равнодушного) к природе.

Оборудование: 5 карточек с картинками (по 4 картинки на каждой карточке), объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.

Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного
к менее значимому. Он говорит: «Посмотри, какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое, красивое, важное и ценное для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное.

По ходу выполнения задания педагог спрашивает ребенка:

Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен? И т.п.

Оценивание

Высокий уровень сформированности положительных чувств к природе: ребенок осознанно на первое место кладет картинки с изображением природных явлений. Ставит значимость природы на первое место. При пояснении, почему он поставил на первое место карточку с изображением природных объектов, он проявляет положительное эмоциональное (нравственное и эстетическое) отношение к изображению растений
и животных.

Средний уровень: ребенок ставит картинки с изображением природы в середину выложенной линии. Иногда высказывает положительные чувства к изображениям природных объектов, но больше интересуется игрушками, самим собой.

Низкий уровень: ребенок не интересуется изображением природы: растений
и животных. Карточки выкладывает, не объясняя причину такой последовательности, затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

  1. Готовность к бережному отношению к природе (труд в природе).

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Задание № 3.

Цель: определить уровень усвоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями.

Ребенку даются следующие задания:

- проверить, правильно ли комнатные растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву;

- объяснить, все ли растения следует полить сегодня;

- ответить на вопрос: «Как узнать о том, что комнатные растения необходимо полить?»

- осуществить полив только тех растений, которые в нем нуждаются.

Оценивание

Высокий уровень активности бережного отношения к природе: ребенок самостоятельно и качественно выполняет трудовые действия по уходу
за комнатными растениями, эти умения и навыки у него хорошо сформированы. Результат труда высокий.

Средний уровень: ребенок выполняет трудовые действия по уходу за комнатными растениями лишь с помощью взрослого, эти умения и навыки у него сформированы частично. Достигает неполного результата.

Низкий уровень: ребенок не может правильно выполнить трудовые действия
по уходу за комнатными растениями, эти умения и навыки у него не сформированы или сформированы очень слабо. Не достигает результата. От помощи взрослого отказывается.

Формирование бережного отношения к природе

Фамилия, имя ребенка

Критерии/Уровни

Экологические представления

Положительные эмоции к природе

Активность бережного отношения

Бережное отношение к природе

Начало

Итог

Начало

Итог

Начало

Итог

Начало

Итог

Литература

  1. Горбатенок О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»: Учитель; 2008 г.
  2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты: Детство-Пресс, 2014.
  3. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». Мозайка-Синтез; 2010г.
  4. Обухова Л.Г, А.В. Кочергина, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию
    от 4 – 7 лет». – Москва 2008 г.
  5. Чернякова В Н. «Экологическая работа в ДОУ»; Сфера, 2010 г.

Интернет – сайты:

http://www.infoeco.ru/

https://www.un.org/

http://oopt.spb.ru/

https://ecowiki.ru/

http://экокласс.рф

http://genyborka.ru/3005

https://recyclemag.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Методические разработки "Экологические тропинки"

Методические разработки для воспитателей...

Методическая разработка «Экологическая тропа»

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Методическая разработка экологической тропы с элементами квест-игры для средней группы детского сада.

Методическая разработка экологической тропы с элементами квест- игры. Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как ус...

Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)

Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...

Методическая разработка "Экологическая тропа"

Предназначена для ознакомления детей с природой....

Методическая разработка "Экологическая тропа на участке детского сада"

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают...