"Картотека опытов, способствующие развитию опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
картотека по окружающему миру
Аннотация
Актуальность. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Практическая значимость детского экспериментирования направленно на расширение кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, пробуждению любознательности, дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы. В ходе экспериментирования создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином физическом законе, явлении.
Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.
Степень распространения представленных материалов. Сценарии занятий эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов,
способствующие развитию опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Картотека опытов
Опыт №1. Свойства насеянного песка
Цели: Познакомить детей со свойствами насеянного песка.
Оборудование: Песок, сито, карандаш, монета.
Ход опыта:
Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например, ключ или монету в 5 рублей.
Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.
После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и проделайте аналогичные действия с карандашом и ключом. Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.
Опыт №2. Своды и тоннели
Цель: Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Оборудование: Поднос с сухим песком, лист тонкой бумаги, карандаш, клеевой карандаш.
Ход опыта:
Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый, и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми. Песчинки могут образовывать своды и тоннели.
Опыт №3. Песочные часы
Цели: Познакомить детей с временным понятием «минута».
Оборудование: Две склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок.
Ход опыта:
Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими
сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы
получилось небольшое сквозное отверстие. Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыпается песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.
Такие часы очень могут вам помочь, когда необходимо выполнить задание за
определенный отрезок времени, например, убрать игрушки, рабочее место.
Опыт №4. Песок – природный фильтрат
Цели: Показать детям, что песок – природный очиститель.
Оборудование: 2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода.
Ход опыта:
В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленнее, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.
Вывод: песок – природный фильтр, он очищает воду.
Опыт №5. Из чего состоит песок и глина?
Цели: Показать различия между песком и глиной.
Оборудование: Тарелочки с глиной и песком, микроскоп.
Ход опыта:
С помощью микроскопа рассмотреть песчинки. Как они выглядят? (очень маленькие, круглые, полупрозрачные или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине? (в глине песчинки прилипают одна к другой).
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а длина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.
Опыт №6. Пропускаем воду через песок, глину и камешки
Цели: Познакомить детей с водопроницаемостью веществ.
Оборудование: 3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски.
Ход опыта:
Берем 3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 –
камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?
Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок.
Глина воду не пускает, ее частички прилипли друг к другу, и вода не может
пройти через них.
Опыт №7. Свойства влажной глины
Цели: Познакомить детей со свойствами влажной глины, рассказать, как человек использует глину в жизни.
Оборудование: Глина, вода, миска, салфетки, дощечка.
Ход опыта:
Один из кусков глины положите в сосуд с водой. Сравните сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт 8. Такая разная глина
Цели: Познакомить детей с разновидностью глины, показать искусственный
способ окрашивания глины.
Оборудование: Тарелочки с разными видами глины (белая, красная), гуашь,
емкость с водой, салфетки.
Ход опыта:
Рассмотрите два вида глины: белую и красную. Затем взять гуашь любого цвета, добавить в белую глину, и постепенно вымешивая, получится глина того цвета, который вы выбрали.
Опыт №9. Существование воздуха
Цель: Доказать существование воздуха
Оборудование: таз с водой, пустой стакан, соломинка.
Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что
получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Вывод: в воде есть воздух.
Опыт №10. Воздух меняет объем
Цель: показать, что воздух имеет объем.
Оборудование: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, шарик для
пинг-понга, теплая вода, лед.
Опыт 1. Подпрыгивающая монета.
С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть.
Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.
Опыт 2. Воздух охлаждается.
Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух. Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.
Опыт 3. Исчезающая вмятина.
Сделай вмятину в шарике для пинг-понга. Теперь положи его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.
Опыт №11. Соломенный буравчик
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Оборудование: Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка).
Ход опыта:
Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину;
наблюдают, что случилось с соломинкой (она согнулась, не воткнулась). Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину и наблюдают, что случилось с соломинкой (она воткнулась). Дети выясняют, что внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться.
Вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае — воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.
Опыт №12. Волшебные пузырьки
Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Ход опыта:
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова
падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно).
Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
Опыт №13. Вода при замерзании расширяется
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Оборудование: Две бутылки с водой.
Ход опыта:
Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры.
Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
Опыт №14. Соленая и пресная вода
Цели: Познакомить со свойствами соленой и пресной воды.
Оборудование: Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца.
Ход опыта:
Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному
яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в
соленой – всплыло. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Опыт №15. Вода или лупа
Цели: Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы.
Оборудование: Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода.
Ход опыта:
Положить мелкий предмет в стеклянную банку, сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а продавить так, чтобы образовалась небольшая лунка. Закрепить пленку на горлышке банки, а в углубление налить воды. Получилась лупа, сквозь которую можно прекрасно рассмотреть мелкий предмет.
Опыт №16. Пизанская башня
Цели: Расширять представления детей о свойствах воды: способность растворять вещества.
Оборудование: Глубокая тарелка, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды.
Ход опыта:
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив их друг на друга. В
стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода изменила
свой цвет. Аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на сахар). Понаблюдайте что происходит. Сначала окрасится основание башни. Затем вода будет подниматься вверх, постепенно окрашивая следующие кубики сахара. Когда сахар полностью пропитается водой, башня рухнет. Вода является хорошим растворителем для сахара. Вода быстро проникает в сахар и распространяется по нему, смешиваясь с ним.
Опыт №17. Можно ли пить талую воду?
Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
Оборудование: Две белые тарелки, вода, снег.
Ход опыта:
В две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них
был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
Опыт №18. Выявление механизма образования инея
Цели: Показать детям, как образуется иней.
Оборудование: Горячая вода, веточка дерева.
Ход опыта:
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Опыт №19. Лед легче воды
Цели: Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды.
Оборудование: Стакан с водой, кубик льда.
Ход опыта:
Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то
есть она тяжелее.
Опыт № 20. Бумага меняет цвет
Цели: Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет.
Оборудование: Бумага разного типа (газетная, для заметок, тетрадная, а также бумага хорошего качества для принтеров).
Ход опыта:
Сложите листы разной бумаги пополам. Положите их на подоконник окна, выходящего на солнечную сторону так, чтобы одна половинка лежала на подоконнике, а вторая стояла вертикально и смотрела на солнце. Проверяйте листы каждые несколько дней: какая бумага выцвела сильнее? Вы можете определить это, сравнив половинки каждого листа. Бумага низкого качества (например, газетная) желтеет быстрее. Что происходит. При производстве низкосортной бумаги используется кислота. Нагреваясь на солнце, эта кислота способствует быстрому выцветанию бумаги. Кроме того, «белая» бумага низкого качества не так бела, как более дорогая бумага для принтеров. А чем темнее бумага, тем больше солнечного света она поглощает. Продолжаем опыт. Закройте часть освещаемой половинки каждого листа каким-то предметом, например, кубиком или бумажной куклой. Проверьте, сколько дней понадобится, чтобы на листе появился силуэт вашего предмета?
Опыт №21. Как достать скрепку из воды не намочив рук
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Тазик с водой, металлические предметы, магнит.
Ход опыта:
Положить в тазик с водой металлические предметы. Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и
сталь, даже если они разделены с ним водой.
Опыт №28. Передача солнечного зайчика
Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Оборудование: Зеркала.
Ход опыта:
Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения
светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.
МДОАУ «Детский сад № 10»
Долбуш Татьяна Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
Картотека упражнений для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирова...
Картотека игр для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста
Картотека игр для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста (старшая группа)...
Картотека игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений, а также для родителей детей дошкольного возраста...
Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»
Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты. Наглядный способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызы...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...