Зимующие и перелетные птицы Прибайкалья
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корякина Валентина Павловна

Цель

Развитие познавательной инициативы. Создать условия для обобщения знаний у детей о перелетных и зимующих птицах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Методическая разработка занятия

по теме «Перелетные и зимующие птицы Прибайкалья»

Авторы: Коренева И.Г., Корякина В.П.,

воспитатели

г. Усолье-Сибирское

Тема ОС

Занятие «Перелетные и зимующие птицы Прибайкалья»

Возраст детей

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Культурная практика

Коммуникативная деятельность, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность.

Культурно-смысловой контекст

Создать плакат о зимующих и перелетных птицах Прибайкалья.

Цель

Развитие познавательной инициативы. Создать условия для обобщения знаний у детей о перелетных и зимующих птицах.

Задачи

  1. Актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о перелетных и

зимующих птицах Прибайкалья.

  1. Активизировать словарь по теме «Перелетные и зимующие птицы».
  2. Познакомить с терминами «орнитология» и профессией «орнитолог».
  3. Воспитывать любовь и интерес к родному краю, желание беречь и заботиться о представителях животного мира.
  4. Формировать умение работать в паре, группе, договариваться при выполнении общего задания.
  5. Стимулировать детскую инициативу, познавательно-исследовательскую деятельность, творческие и коммуникативные навыки дошкольников

Оборудование и материалы

  • перо птицы;
  • телевизор или интерактивная панель;
  • видеописьмо от орнитолога;
  • эмблемы «Орнитолог»;
  • осенние листья с силуэтным изображением перелетных птиц на оборотной стороне;
  • фонарики;
  • предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц;
  • кормушка, корзина для мусора;
  • продукты для игры (орехи, семечки, хлеб, конфеты, жвачка и т.п.);
  • заготовка для создания плаката о перелетных и зимующих птицах с видом  Байкала осенью и зимой;
  • картинки: птицы в «полете», веселое и грустное солнце.

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Планируемая деятельность воспитанников

Мотивационный

Педагог приветствует детей.  Для создания положительного эмоционального настроя предлагает детям поприветствовать друг друга в игровой форме.

-Здравствуй, друг.

-Как ты тут?

- Где ты был?

- Я скучал.

- Ты пришел?

- Хорошо!

Дети выстраиваются в круг, а затем поворачиваются лицом друг к другу парами, повторяют за педагогом слова и движения, глядя друг другу в глаза. 

Здороваются руками.

Хлопают друг друга по плечу.

Пожимаю плечами.

Прижимают руки к груди.

Разводят руки в стороны.

Обнимают друг друга.

Основной

- Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и нашла перо. Как вы думаете, кому оно может принадлежать?  

- А вы знаете, что есть целая наука, которая занимается изучением птиц. Кто-нибудь из вас знает, как она называется?

- Эта наука называется «орнитология». Повторите, пожалуйста, кто запомнил. Люди, занимающиеся этой очень интересной наукой, называются «орнитологами». Запомнили? Повторите, кто запомнил. Орнитологи изучают строение, поведение птиц, питание, регионы их проживания.

- Один из орнитологов прислал нам видеописьмо. Предлагаю вам посмотреть его. (Приложение 1)

- О чем попросила нас орнитолог Ольга Ивановна?

- А что нам для этого необходимо сделать?

- Вы согласны на время стать орнитологами?

Педагог читает стихотворение.

Если вы хотите, дети

Птиц беречь и изучать,

Значит надо непременно

Орнитологами стать. (Раздает детям эмблемы «Орнитолог») (Приложение 2)

- Ребята, где мы с вами живем? Как называется наш край? (Прибайкалье)

- Какое знаменитое озеро находится недалеко от нас?

- Мы живем в Прибайкалье, и у нас обитают птицы и животные. Некоторые из них могут жить и в другой местности, а некоторые живут только на берегах Байкала. Давайте вспомним, каких птиц вы знаете.

1-ое задание. Игра «Назови птицу Прибайкалья»

- Вы назвали много птиц. А все ли птицы, которых вы сейчас назвали живут у нас в Прибайкалье круглый год?

- Как называются птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края?

2-ое задание. Игра «Волшебный фонарик» (Приложение 3)

- Ребята, у меня есть вот такие осенние листья, в них спрятан секрет. А раскрыть этот секрет нам помогут фонарики, с которыми вы будете работать.

(Педагог раздает каждой паре осенний листочек с силуэтным изображением птиц и предлагает детям пройти к столам, на которых лежат фонарики и предметные картинки с изображением перелетных птиц. Задание: с помощью фонарика увидеть на листьях перелетных птиц)

- Давайте еще раз назовем перелетных птиц, которые спрятались в листочках.

- Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать в нашем краю?

3-е задание. Упражнение «Снежки» (Приложение 4)

(Педагог предлагает парам пройти к другим столам, на которых лежат «снежки» - бумажные комочки. Задание: обнять друг друга одной рукой, а второй разгладить комочек и назвать спрятавшуюся в нем зимующую птицу нашего края)

Беседа

- Как вы думаете, зимующим птицам легко пережить зиму? Как они спасаются от холода? Чем питаются? Легко ли птицам найти себе пропитание? Мы можем как-то помочь зимующим птицам?

4-е задание. «Покорми птиц»

(детям предлагается разложить предложенные продукты (орехи, семечки, хлеб, конфеты, жвачка и т.п.) либо в кормушку, либо в мусорную корзину, в зависимости от того, можно или нельзя этим кормить птиц)

- Ну вот сейчас, я думаю, мы уже можем рассказать орнитологу из Москвы все, что мы знаем о зимующих и перелетных птицах нашего края.

-Как вы думаете, вы все узнали о птицах?

- Где можно еще найти информацию?

- Кто вам в этом может помочь?

- Предлагаю сделать для орнитологов из Москвы плакат, на котором мы с вами «поселим» птиц возле Байкала.

Дети стоят в кругу.

Дети высказывают свои предположения.

(перо принадлежит птице)

Дети высказывают свои предположения.

Повторяют термины по одному и хором.

Дети присаживаются на стулья, просматривают видеописьмо, в котором к ним обращаются с просьбой рассказать о зимующих и перелетных птицах их края

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение.

Дети надевают на себя эмблемы «Орнитолог» и «превращаются» в орнитологов

Беседа с детьми

Дети встают в круг, передают перо друг другу и называют птиц, обитающих в Прибайкалье.

Отвечают на вопросы.

Дети делятся на пары по симпатии.

Экспериментальная деятельность детей.

Дети кладут листочек на фонарик, называют перелетную птицу и находят к ней соответствующую картинку.

Подводят итог задания.

Отвечают на вопрос (зимующие)

Выполняют задание, называют птиц

Высказывают свои варианты ответов.

Выполняют задание

Предлагают варианты:

  • обратиться   за помощью к родителям и педагогам;
  • посмотреть по телевизору или в интернете
  • сходить в библиотеку и др.

Дети «расселяют» птиц на плакате вокруг озера Байкал в зависимости от того зимующая это птица, или перелетная.

Рефлексивный

Беседа

- Ребята, вы такие молодцы, справились со всеми заданиями. Что интересного и нового вы узнали сегодня?

- О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (о перелетных и зимующих птицах Прибайкалья)

- Кто такие орнитологи?

- Как называется наука, которой занимаются орнитологи?

- Ребята, если вам сегодня понравилось быть орнитологами и у вас хорошее настроение, приклейте птичку возле веселого солнца, а если вам не понравилось – возле грустного солнца.

Дети высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Зимующие и перелетные птицы"

Перелетные и зимующие птицы их еда, польза, бережное отношение к птицам....

Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"

Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...

Беседа о зимующих и перелетных птицах

Занятие по развитию речи  в старшей логопедической группе...

Тема недели: Перелетные птицы Прибайкалья.

Все летят, все улетают птицы, —И зови ты их иль не зови, —Все равно дано им возвратитьсяНа места обжитые свои....

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тематическая неделя «Перелетные птицы Прибайкалья. Встреча со сказкой. Сибирские русские и бурятские сказки.»

Тематическая неделя «Перелетные птицы Прибайкалья. Встреча со сказкой. Сибирские русские и бурятские сказки.»Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своему родному краю. Восп...