Проект "Берегите Елочку"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Привлечение внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_beregite_elochku.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«БЕРЕГИТЕ ЕЛОЧКУ»
Для
родителей и детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Разработал воспитатель:
Грошева Ю.В.
Санкт-Петербург
202
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«БЕРЕГИТЕ ЕЛОЧКУ»
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный –
Участники проекта:
· воспитанники старшей группы
· родители воспитанников группы
· воспитатели
Актуальность:
Вот и наступила зима, снег хрустит под ногами. Приближение Нового Года все ощутимее. А главное дерево праздника, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, которое создаёт особое праздничное настроение. Но каждый год после новогодних праздников в лесу можно увидеть огромное количество срубленных ёлок. Это вечнозелёное растение может жить около 300 лет. Но за год ель вырастает всего на 10 см. Поэтому следует помнить, что срубая ёлочку высотой 1,5 метра мы на носим урон экосистеме, которая формировалась в течение 15 лет. Лесная зона, служит своеобразным фильтром для окружающей среды, и жители не имею право халатно относиться к использованию природных ресурсов. Каким образом предотвратить вырубку молодых елей под Новый год?
Цель проекта:
Привлечение внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе.
Задачи:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Формировать знания об экологической проблеме.
- Развивать желание сохранить природу, чувство сопереживания.
- Показать значимость деревьев для лесных обитателей и человека.
Работа над проектом осуществляется:
- во время занятий;
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в домашних условиях.
Планируемые результаты:
Ребенок:
- углубляет и расширяет представления о хвойных деревьях, о значении их в жизни человека;
- пополняет словарный запас;
- развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
- разнообразит способы сотрудничества;
- развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
• Занятия;
• Игровая;
• Чтение художественной литературы;
• Изобразительная;
• Трудовая.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка рисунков и декоративно-прикладного творчества;
- Оформление листовок
Работа с родителями:
- Памятка о лечебных свойствах хвойных деревьев «Целебное лукошко».
- Выставка листовок «Берегите елочку!»
- Проведение акции «Берегите елочку!» Расклеивание раздача листовок
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, прогулок, физ. минуток, подвижных и дидактических игр с детьми.
Родители совместно с детьми:
Проведение акции с походом в лес «Берегите ЕЛОЧКУ!».
Украшение лесной красавицы, развешивание плакатов и листовок по защите елей.
2. этап. Практический.
Подборка художественной литературы:
• Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан), «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина), «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.).
• Стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина), «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С.Михалкова),
Подвижные игры: «Раз, два, три к елочке беги»», « Охотники и зайцы».
Дидактические игры: «Найди сходство и отличие»», «Собери елочку», «Третий лишний», «Сделаем бусы на елочку».
Физ. минутки: «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».
Наблюдение за елью на прогулке.
ОО Познавательное развитие
Ознакомление с природой
Беседа «Роль хвойных деревьев в природе и жизни человека».
Программное содержание. Расширять представления детей о хвойных деревьях – ели и сосне, их сходстве и различии. Развивать слуховое восприятие, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны. Расширять активный словарь.
Рассматривание репродукции И.Шишкина «Утро в сосновом бору», рассматривание шишек и иголок ели и сосны, наблюдение за елью и сосной на территории сада.
ОО Речевое развитие
Развитие речи
1.Тема: Беседа «Что делают из древесины?»
Программное содержание. Расширять представление о материале (древесине). Развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое), его особенности, взаимодействие с другими материалами.
2.Тема: Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Ель», рассказа Г.Скребицкого
и В. Чаплиной «Новогодняя елка в лесу»
Программное содержание. Познакомить детей с произведениями, формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать произвольное внимание и память.
ОО Художественно-эстетическое развитие
Рисование. Тема: «Лесная красавица»
Программное содержание. Формировать умение рисовать хвойное дерево, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, передавать цвета; развивать технические навыки в рисовании красками. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Аппликация
Тема: « Новогодняя елочка»
Программное содержание. Продолжать формировать умение создавать объемные изображения с помощью цветной бумаги, развивать умение составлять аппликацию из нескольких предметов располагая их рядом по центру листа, начиная снизу. Развивать сообразительность и конструктивное мышление. Продолжать отрабатывать приёмы вырезывания предметов круглой и формы. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Развивать чувство композиции.
Лепка
Тема: «Ель в снегу»
Программное содержание. Совершенствовать умение детей лепить дерево, передавать строение ёлки, ствол, направление веток, покрывать белым снегом. Развивать аккуратность в выполнении работы. Прививать бережное отношение к природе
Прикладное творчество
Тема: Изготовление елочки из салфеток
Программное содержание. Вызвать у детей желание делать поделки с использованием различного материала. Развивать способность составлять композиции, развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.
Список литературы
Методическая:
1.«Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Соломенникова О. А. 2016г.
2.«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет)». Веракса Н. Е., Галимов О. Р. 2016г.
3.«Развитие речи в детском саду» Старшая группа. Гербова В.В. 2016г.
4.«Организация деятельности детей на прогулке». Старшая группа. Волгоград.
5.«Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. И.А.Лыкова. 2016г.
6. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. Комарова Т.С. 2016г
Мероприятия недели «Берегите елочку».
Беседа «Роль хвойных деревьев в природе и жизни человека».
Расширять представления детей о хвойных деревьях – ели и сосне, их сходстве и различии. Развивать слуховое восприятие, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны. Расширять активный словарь.
Рассматривание репродукции И.Шишкина «Утро в сосновом бору», рассматривание шишек и иголок ели и сосны, наблюдение за елью и сосной на территории сада.
Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл.
Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.
Угадайте эти деревья.
Загадки:
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.
Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.
-Предложить детям рассказать что нового и интересного о хвойных деревьях они узнали и запомнили.
Сравнить сосну и ель.
Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные, у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные; сосновые – округлые.
Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый; у сосны медно-красный, более светлый.
Чтение рассказа для детей.
«Почему сосна и ель вечно зелёные?»
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.
- Добрая ивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
- Как же не знаешь? – удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.
Легенды повествуют многое:
Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.
Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Ель», рассказа Г.Скребицкого
и В. Чаплиной «Новогодняя елка в лесу».
Послушайте сказку Г.Х. Андерсена «Ель».
В лесу родилась маленькая Елочка. Ее ласкало своими лучами Солнце, вокруг пели птицы, жужжали насекомые, мимо бегали лесные звери. Елочка выросла и превратилась в красивое деревце. И наконец, сбылась ее мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных, блестящих украшениях, но… Счастье длилось недолго: Закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.
Правильно ли это? (ответы детей)
Теперь послушайте другой рассказ Г.Скребикого и В. Чаплиной
«Новогодняя елка в лесу».
Ваня жил с мамой, папой и бабушкой в небольшом домике на краю леса. Под Новый год приехал к нему из города двоюродный брат Петя. Ваня показал брату, какие елочные игрушки сделали они с мамой к новогодней елке. Петя предложил нарядить елку в лесу, чтобы на нее посмотрели звери и птицы. Эту идею поддержал папа. Он сказал, что на елку вместо игрушек надо повесить еду для птиц и зверей, потому что зимой им трудно добывать себе пищу.
Правильно ли поступили дети в этом рассказе? (ответы детей)
Конспект занятия на тему: «Свойства древесины»
Программное содержание. Расширять представление о материале (древесине). Развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое), его особенности, взаимодействие с другими материалами.
Материалы: Деревянный сундук и предметы в нем, связанные с древесиной: бумага, карандаши, линейка, коробка, игрушка и др. Демонстрационная картинка «Части дерева». Деревянные дощечки, вода, ванночки для воды. Предметные картинки деревянной мебели и посуды. Предметные картинки деревянных инструментов, музыкантов. Предметная картинка «Корабельные сосны», «Кораблестроение». По две деревянных ложки на ребенка. Демонстрационная картинка «Рамочки». Картонные трубочки от туалетной бумаги, фломастеры. Аудиозапись «Шум леса».
Ход занятия
1. Организационный момент.
На столе стоит деревянный сундук с предметами из дерева.
В.: Здравствуйте, ребята! Рассмотрите предметы в моем сундуке. Что их связывает?
Дети рассматривают предметы и высказывают предположения.
В.: Ребята, мы поговорим о древесине. Как вы думаете, где берет ее человек? (ответы детей). Послушайте стихотворение.
Вдали от города большого
Где шум заводов, суета,
Ветвями слившись в хороводе,
Леса дремучие стоят.
Березок длинные сережки,
Колючих елок длинный строй,
Высоких сосен запах дивный
Мы вдруг почувствуем с тобой.
Мы любим лес! Но что же делать,
Когда для жизни нам нужны
Такие разные предметы…
Раз так – рубить его должны,
Чтоб получилась древесина
Для лодок, кораблей, плотов,
Для дров, пылающих в камине,
И для строительства домов.
Но знай: нельзя рубить деревья,
Которым слишком мало лет!
Они ведь вырасти могли бы.
От тонких даже пользы нет!
Или такие, что столетия
В лесу нетронуты стоят,
Ведь их другие поколения
Еще увидеть захотят.
Шумят вершинами деревья…
И ввысь и в толщину растут,
Годами кольца набирая,
Всем людям красоту несут.
В.: Да, ребята, древесина – это природный материал, получаемый из срубленного и очищенного от коры и ветвей ствола больших растений – деревьев. Кстати, какие деревья вы знаете? (дети называют). Из каких частей состоит дерево?
От названия дерева образуется название древесины: у березы - (березовая, у дуба - (дубовая, у ели -(еловая, у сосны - (сосновая, у кедра – (кедровая, у клена - (кленовая, у липы -(липовая, у ясеня -(ясеневая, у орешника - (ореховая).
В.: Древесину люди научились использовать еще в стародавние времена, отметив ее свойства. Какие же? Сейчас узнаем. Рассмотрите образцы. Какого цвета древесина?
Дети определяют, что цветовая гамма разнообразна: от почти белого до темно-коричневого.
В.: Это свойство древесины всегда использовалось при создании мебели и предметов обихода. Какую мебель вы знаете? Если мебель из дуба, то она темная, а из березы – светлая. Однако важную роль здесь играет не просто красота, а и прочность и долговечность материала. Попробуйте сломать деревянную дощечку. Не получится! Но зато ее можно разрубить и распилить. Именно поэтому в старину избы «рубили» из дерева: материал доступный, долговечный, крепкий, прочный. А с помощью специальных инструментов древесину можно виртуозно обработать – так появились наличники, коньки, деревянные ложки.
В. А пропускает ли дерево воду? (эксперимент – налить на дощечку воду).
В.: Правильно, но со временем древесина от воды начинает набухать, темнеть, гнить, так как это натуральный природный материал, и постепенно воду пропускать. И все-таки это качество водонепроницаемости использовали для изготовления деревянной посуды, особенно в древности. Скажите, а такую посуду можно ставить на плиту или в печь? Почему? Что произойдет? (ответы детей). Да, в деревянной посуде хранят продукты или едят из нее, но варить и жарить в ней нельзя.
В.: А еще древесина обладает замечательным свойством плавучести. Что произойдет с бруском, если его поместить в воду (дети экспериментируют). Да, действительно, она не тонет в воде. Где же применяется это свойство?
В. Правильно! Но для изготовления плавучих средств использовали древесину сосен. Сосны вырастают очень высокими и, самое главное для кораблестроения, прямыми (показать картинки). Именно из их стволов получаются длинные прямые доски. Такие сосны носят название «корабельные», а лес – «мачтовый».
В. Древесинаобладает еще одним бесценным качеством: способностью резонировать, то есть усиливать колебания звуковых волн. Это используется при создании музыкальных инструментов (показать картинки) – скрипки, виолончели, гитары, фортепьяно, альта, флейты, кларнета, контрабаса и др. Лучше всего подходит древесина хвойных пород (ель, пихта, кедр, а также древесина ольхи, груши, клена. Вспомните, как называют музыкантов, играющих на этих музыкальных инструментах?
В. А как звучат русская трещетка и ложки! Давайте поиграем на ложках и станем ложкарями!
Детям раздают ложки. Воспитатель называет слова, а дети отстукивают ложками столько раз, сколько слогов в слове. Слова – дерево, дуб, сосна, осина, дровосек, деревяшка, липа, орешник, дощечка.
В. И конечно же, из древесины делают и игрушки (показать картинки). Этот промысел на Руси существовал издревле. Какие национальные русские деревянные игрушки вы знаете?
В. Правильно, ребята! Матрешку считают символом России. Рассмотрите матрешек и найдите отличия, образуя слова наоборот.
В. Из древесины изготавливают рамы для картин и фотографий. Если вы посещали музей, то видели, что многие картины написаны художниками много веков назад, а деревянные рамы сохранились. О каком свойстве древесины это напоминает.
В. Дерево растет в ширину и высоту. Его возраст можно определить по годовым кольцам. Дело в том, что дерево зимой спит, а весной, оживая растет в высоту, а главное, в ширину. Появляется прирос на стволе, или годовое кольцо, которое видно на срезе.
В. А знаете, какие деревья являются долгожителями? В нашем климате – это дуб и сосна, они могут прожить несколько сотен лет. Как вы поняли, деревья растут долго и медленно. Срубить их - быстрое дело, а вот вырастить… Что, по вашему мнению, случится на Земле, если срубить все деревья? (ответы детей).
Известно, что древесина хорошо горит. С одной стороны, это помогает людям – развести костер, приготовить пищу, согреться,но это и большая опасность: иногда пожар уничтожает тысячи га леса, который рос несколько столетий. Значит, от чего нужно беречь лес?
Физ. минутки
«Вот под елочкой зеленой»
Скачут весело вороны,
(Прыжки на одной ноге, на другой ноге)
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе)
Целый день они летали,
(Бег на месте со взмахами рук в стороны)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают,
(Ходьба на месте
«Елочка»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
«Есть в лесу»
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Елочка-елочка, зеленая иголочка."
Творческая работа родителей с детьми....
Выставка елочек в рамках экологической акции "Живи Елочка"
24 декабря прошел конкурс елок из бросового материала, а также новогодних открыток и игрушек.На этой выставке наша воспитанница Дана Зиннурова из детского сада №3 заняла призовое место в номинации "но...
Открытое занятие "Новогодняя елочка". Упражнение "Елочки" во II младшей группе.
Цели деятельности педагога: учить сравнивать предметы по длине; изображать елочки, используя выразительность движений; развивать творческое воображение, мелкую моторику; активи...
Экологический проект в защиту елочки "Елочка пушистая иголочка"
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...
Проектная деятельность – «Елочка, елочка – зеленая иголочка»
Проблема: Пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок, конкурсов внутри группы...
Проект "Елочка, елочка - зеленая иголочка"
Дети знакомяться с праздником Новый год....
Совместный детско-родительский творческий проект «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (средняя группа детского сада)
Проект проведен в средней группе детского сада под Новогодние праздники....