План-конспект организационно-образовательной деятельности По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Звезды и созвездия»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: Звёзды и созвездия
Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания детей за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Задачи урока: сформировать первые представления о звездах как об огромных раскаленных телах космоса; рассказать о созвездиях как о некотором множестве видимых с Земли звезд, объединенных воображением людей в группы, для того чтобы легче их было изучать и находить на ночном небе; объяснить, почему мы видим звезды такими маленькими и почему днем звезды не видны.
Оборудование, ЭОР: хрестоматия, энциклопедия, ноутбук, проектор, презентация «Звезды и созвездия»
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Основные понятия: Звезды и созвездия, созвездие Большой и Малой Медведицы, Полярная звезда, астрономия.
Методы работы: проблемно-поисковые, наглядные;
Предварительная работа: задание нарисовать звездное небо или звезды причудливой формы, силуэта.
Универсальные учебные действия:
Предметные: Формировать представления детей о звездах, как о небесных телах.
Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний, стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.
Познавательные: Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий
Регулятивные: Следовать инструкции при выполнении задания, уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в детском саду и следовать им
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvezdy_i_sozvezdiya.docx | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект организационно-образовательной деятельности
По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Звезды и созвездия»
Подготовила:
Пимкина Оксана Сергеевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
г Бийск
2024
Технологическая карта
Тема: Звёзды и созвездия
Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания детей за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Задачи урока: сформировать первые представления о звездах как об огромных раскаленных телах космоса; рассказать о созвездиях как о некотором множестве видимых с Земли звезд, объединенных воображением людей в группы, для того чтобы легче их было изучать и находить на ночном небе; объяснить, почему мы видим звезды такими маленькими и почему днем звезды не видны.
Оборудование, ЭОР: хрестоматия, энциклопедия, ноутбук, проектор, презентация «Звезды и созвездия»
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Основные понятия: Звезды и созвездия, созвездие Большой и Малой Медведицы, Полярная звезда, астрономия.
Методы работы: проблемно-поисковые, наглядные;
Предварительная работа: задание нарисовать звездное небо или звезды причудливой формы, силуэта.
Универсальные учебные действия:
Предметные: Формировать представления детей о звездах, как о небесных телах.
Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний, стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.
Познавательные: Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий
Регулятивные: Следовать инструкции при выполнении задания, уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в детском саду и следовать им
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Цель этапа. Подготовить к работе, определить цели и задачи занятия. | ||
. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, настройтесь на дружную, плодотворную работу. Начинаем наше занятие Послушайте загадку: По тёмной ткани рассыпан горошек Что же это такое я вам загадала? Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить? На какие вопросы мы найдем ответы? А чему мы сможем научиться? | Настраиваются на продуктивную работу Слушают загадку Это небо и звезды Что такое звезды, какие они бывают, что такое созвездия Находить на небе созвездия, узнавать их | |
Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми творческого задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность. | ||
На предыдущем занятии было творческое задание, какое? Мы с вами эту работу выполнили, и наши звездные фантазии мы разместили на доске «Наше творчество», все смогли справиться с заданием? А для чего было такое задание? Совершенно верно! | Нарисовать звезды, какой-нибудь причудливой формы или силуэта Да Для того, что мы будем изучать звезды и созвездия | |
#1042;ыявление места и причины затруднения (6 мин) Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. | ||
Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен. Тем он и интересен для изучения. И особенно интересные явления совершаются на небе. Какие объекты движутся по небу? А что еще есть на небе? Когда-то очень давно один мудрец сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Приходилось ли вам наблюдать звезды как этому мудрецу? Какие у вас возникают ощущения? Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости? Какие звезды вам известны? Можно ли увидеть звезды и Солнце одновременно? Поэтому с древнейших времён у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов: Что такое небесный свод? Не сделан ли он из прозрачного хрусталя? Есть ли у него края? Что такое бесчисленные мерцающие звёзды? Так ли они малы, как кажутся? Прикреплены ли они наглухо к небесному своду или свободно вращаются в пространстве? | По небу движутся Солнце и Земля Звёзды Да Ответы детей Нет Полярная звезда Нет | |
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. (5 мин) Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, построить план выхода из обнаруженных проблем. | ||
Чтобы ответить на эти вопросы, что надо изучать? А зачем нам нужно это знать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе занятия. Давайте построим план работы, что бы вы хотели узнать о звёздах? | Звездное небо Что такое звезда? Кто изучает звезды? Почему звезды разные по цвету и по размеру? Какие бывают созвездия? | |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (10 мин) Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. | ||
Начнем с первого пункта нашего плана. Где мы можем найти информацию о звездах?
Какой первый вопрос? Что нам поможет найти ответ? Звёзды – раскаленные, светящиеся, газовые тела. Ближайшую к Земле звезду мы называем Солнце. Все другие звезды значительно дальше от нас, чем Солнце. Многие из них больше Солнца. Как называется ближайшая к Земле звезда? Какой свет у этой звезды? Может кто-то знает, как называется наука, которая изучает небесные тела? Астрономия - это очень серьёзная, трудная, но и удивительная наука. Как вы думаете, как называют человека, который изучает звезды? В старину, в сказках его называли звездочетом. Как вы думаете, почему? На какой вопрос плана мы ответили? Мы с вами очень хорошо поработали, можно и отдохнуть, побудем звездочетами Физкультминутка Увидел звезду голубую, Взбодрись и подтянись. Увидел красную - присядь, Встань, влево, вправо наклонись. В жёлтую вглядись И снова за работу возьмись. С чем сравниваются звезды в загадке, которую я вам загадала в начале урока? А почему? Какие звёзды на самом деле? Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости? А какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо? Телескоп - прибор для наблюдения за далёкими небесными телами. Давайте представим, что сейчас мы смотрим в телескоп и посмотрим на звезды. Что мы видим? А кто знает, почему они разного цвета? А почему все звезды разные по размеру? Ответить на этот вопрос нам поможет опыт, у меня в руке ручка, какого она размера, больше указательного пальца? А теперь закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне глаз и снова посмотрите на ручку. Что заметили? Какой вывод сделаем? Совершенно верно, одни звезды ближе к нам - поэтому и кажутся больше. Мы справились со следующим пунктом плана | В книгах, энциклопедиях Что такое звезды Солнце Яркий Астрономия Астроном Он считал звезды Кто изучает звезды? С горохом Звёзд много на небе и они похожи на горох Все звезды разные Телескоп Что звезды разного цвета Ответы детей Один ребенок читает вслух Ответы детей Чем ближе предмет, тем больше он кажется | |
6. Первичное закрепление нового знания, самостоятельная работа и проверка по эталону. (5 мин) Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. | ||
Какой пункт плана у нас остался? Рассмотрите изображение звездного неба на слайде, что необычного заметили? Вечером небо темнеет, и на нем появляются сначала самые яркие звезды, а затем постепенно их становится все больше. Звезды все разные. Среди них есть большие и маленькие, белые, голубые и жёлтые, одинокие и собравшиеся вместе. В древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из групп звезд получаются рисунки. Эти группы звезд назвали созвездиями. А какие созвездия вы знаете? А знаете-ли вы, почему оно так называется? Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Посмотрите на картинки у себя на толе и, посовещавшись в паре, ответьте на вопрос: Из скольких звезд состоит каждое созвездие? «Ковш» Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике «хвоста» Малой Медведицы (конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда - Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. С этим созвездием связана удивительная легенда. «Давно это было. Среди холмов расположилась обычная деревня. В деревне жили обычные люди. В одной семье была дочь, звали её Айна. Девочка была добрее всех в деревне. Как-то раз на рассвете на окраине деревни появилась странная чёрная повозка, запряжённая чёрными лошадьми. Повозкой управлял человек, одетый во всё чёрное, он громко смеялся. На повозке стояла клетка, в которой сидел белый медвежонок, сосал лапу, а из его глаз текли слёзы. Жители деревни возмущались, но никто не смел сказать ни слова чёрному человеку. Только Айна попросила отпустить белого медвежонка. На что незнакомец рассмеялся и ответил: «Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст за него свои глаза» Все молчали, а Айна согласилась. Тогда человек выпустил медвежонка, а Айна потеряла зрение. Незнакомец исчез, Айна плакала. Медвежонок привязал Айну за верёвочку и водил по деревне. Люди видели, как белый медвежонок уводил девочку по лунной дорожке в небо. С тех пор они всегда видны, чтобы люди помнили о добре и зле» Кто сможет эти созвездия показать? | Какие бывают созвездия? Звезды составляют фигуру Созвездие Большой Медведицы, созвездие Малой Медведицы Нет Они состоят из 7 звёзд Слушают легенду Показывают созвездия на слайде | |
7. Включение в систему знаний и умений (3 мин) Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. | ||
А сейчас проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Ваша задача похлопать, если согласны, а если нет – помолчать. #1047;вёзды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. #1057;олнце - ближайшая к Земле звезда. 3. В созвездии Большая Медведица 6 звёзд #1047;вёзды различаются между собой по величине, цвету, размеру. #1055;о цвету, звёзды бывают: зелёные, голубые, жёлтые и красные. 6. На солнце можно смотреть без защитных очков.- Молодцы, вы успешно справились с заданием! | Хлопают Хлопают Молчат Хлопают Молчат Молчат | |
#1055;одведение итогов занятия. Рефлексия. (1 мин) Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | ||
Сегодня на нашем небосводе появится новое созвездие. Возьмите звёздочку, оцените ей свою работу. Если вы считаете, что работали хорошо, довольны собой – берите горячую звезду – белую или голубую. А если вы считаете, что вы были не очень активны – ваша звезда будет холоднее (красная или жёлтая). Прикрепите её с помощью на небосвод. | Оценивают свою работу на уроке, прикрепляют звезды на магнитную доску |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство со свойствами железа и дерева»
План-конспект по образовательной области познания, эксперементирование с детьми подготовительной группы...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире сказок.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром....
Презентация по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы на тему" Созвездия"
Данная презентация предназначена для детей по теме "Созвездия ". Даётся понятие о звёздах и созвездиях, как найти Полярную звезду, что такое Солнце и вращение Земли вокруг него. Узнаем что Луна ...
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием метода наглядного моделирования по теме: "Времена года"
Цель: закрепить названия времен года, месяцев и последовательность их наступления....