Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Когда жили динозавры?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Ивановна Матюшина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinozavry.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим:

 «Когда жили динозавры?»

Цель: дать как можно больше знаний о динозаврах и о том, когда они жили.        

Задачи:

Образовательная:

- Помочь детям познавать окружающий мир

- Закрепить знания о динозаврах.

Воспитательная:

- Воспитывать внимание, усидчивость, воспитание нравственных качеств личности

- Воспитать в ребёнке интерес к данной теме.

Развивающая:

- Развивать, наблюдать, приучить логически мыслить и осознавать увиденное;

- Развивать в ребёнке способность к пониманию темы.

Ход занятия:

- Я вам сейчас расскажу немного об одних животных, о которых вы все наверняка слышали, а вот как они назывались, вы мне скажете сами: - Ребята, жизнь на планете Земля возникла около 3000 миллионов лет назад. Но лишь примерно 220 миллионов лет назад в процессе эволюции на Земле появились эти животные. Они очень хорошо приспособились к среде своего обитания. Одни из них были травоядными (питались растениями), другие - плотоядными (хищниками), поэтому пищи хватало всем. Эти загадочные животные были хорошо приспособлены к жизни на суше, у них была очень прочная шкура. У некоторых из них были огромные массивные тела и длинные шеи, а другие были не крупнее индюка. Одни были медлительными и неповоротливыми, а другие - резвее газели.  Ребята, а вы узнали, что это зазагадочные животные? Правильно, это динозавры.

- Сегодня мы с вами поговорим о динозаврах и о том, когда они жили.

- Ребята, может, кто-то из вас ходил в музей или что-то читал о динозаврах? Тогда расскажите нам об этом.

- Хорошо, молодцы. А хотите вы ещё больше узнать? Ну, тогда внимательно слушайте мой рассказ.

Один знаменитый английский учёный объявил о существовании особой группы рептилий, которых он назвал динозаврами (от греческого «динос» -«ужасный», «страшный» и «заурос» -«ящер»). Так ужасные ящеры получили своё имя. А теперь, посмотрите на картинку.Некоторые динозавры, несомненно, были самыми большими существами, когда-либо обитавшими на планете Земля. Ребята, а знаете ли вы, какой длины достигали динозавры?

Полный рост современного взрослого жирафа достигает 5,5 метра, в то

время как брахиозавр был втрое выше. Такой гигант, как брахиозавр, мог бы без труда достать до четвёртого этажа современного панельного дома. У него была длинная шея, напоминающая современный подъёмный кран. С её помощью он мог легко дотянуться доверхушек самых высоких деревьев или опустить голову вниз - чтобы напиться из пруда или реки или присмотреть за своими детёнышами. Огромные размеры таких существ, как брахиозавры, несомненно, давали им немалые преимущества. Более мелкие хищники, скорее всего не осмеливались нападать на них - разве что целой стаей

Такой огромный рост имел и свои недостатки. Все движения были очень медленными. Стоит только взглянуть на колонноподобные ноги брахиозавра, и вы поймете, что вряд ли он мог передвигаться бегом. Как же должна была содрогаться земля, когда по ней шествовало стадо динозавров, подобных брахиозавру! Они должны были оставлять позади себя полностью объеденные деревья - для удовлетворения их аппетита требовалось невообразимое количество пищи. Поскольку наиболее широко известны такие огромные динозавры, как гигантский растительноядный брахиозавр, часто вызывает удивление тот факт, что многие динозавры были сравнительно невелики. Но очень часто мелкие динозавры были опасными хищниками, хотя не превышали размеров гуся. Мелкиединозавры могли двигаться намного быстрее своих гигантских родичей. Но был в этом и свой риск. Мелкие динозавры могли стать добычей хищника, им было труднее найти пищу. Если не хватало еды, то мелким динозаврам приходилось туго: в отличие от своих гигантских собратьев они не могли дотянуться до верхушек деревьев.

- Хорошо, ребята, рассмотритепожалуйста, картинки и ответьте на такой вопрос: Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями? Правильно. У плотоядных динозавров были намного более острые зубы, чем у травоядных. - Ребята, давайте немножко отдохнём. Встаньте, пожалуйста, около своих мест. Я буду читать вам стихотворение и всё показывать, а вы повторяйте за мной.

Мы пришли смотреть балет.

Гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший!

Мы похлопаем в ладоши.

Дети хлопают в ладоши.

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

 Отталкиваем тучки.

(Упражнение выполняют стоя.Дети сплетают пальцы, вытягивают

руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

- А теперь обратите своё внимание на зуб динозавра. Посмотрите, ведь он даже не умещается в руке человека! Не все хищники имели зубы одной и той же величины. Обычно размер зубов зависел от величины динозавра. У крупных плотоядных динозавров изогнутый верхний край каждого зуба обычно был обращен назад. Благодаря этому динозавр мог надежнее удерживать жертву зубами. У каждого зуба был напоминавший пилу зазубренный край; с его помощью динозавр мог «разрезать» сырое мясо. Если зуб изнашивался или ломался во время жадноговгрызания в плоть, то вскоре на его месте, вероятно, вырастал новый. Зубы травоядных динозавров могли пережевывать плотную растительную пищу.

- Итак, ребята, можно ли по зубу узнать, чем питались динозавры?

У человека имеются пять чувств:зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Насколько могут судить ученые, у динозавров все эти чувства тоже были.

По глазницам черепов, найденных среди останков динозавров, можно сказать, что у динозавров, вероятно, были довольно большие глаза, а значит, и неплохое зрение. У большинства динозавров глаза размещались по бокам головы. Благодаря этому они могли вовремя заметить приближение хищника, а остроглазый хищник вполне был способен оценить расстояние, отделяющее его от намеченной жертвы.

СЛУХ

У динозавров не было ушей, подобных человеческим, но они почти наверняка могли хорошо слышать звуки благодаря наличию особых слуховых щелей. На некоторых черепах ученые даже обнаружили точки вероятного крепления барабанных перепонок. Поскольку для привлечения внимания динозавры издавали рев, то они, конечно, должны были быть способны этот рев услышать.

ОСЯЗАНИЕ

Вряд ли у динозавров было хорошее осязание - для этого их шкура была чересчур толстой и грубой. Они дажемогли не чувствовать укусов насекомых.

Однако такая грубая шкура хорошую защиту при нападении хищников не обеспечивала. И когда острозубый плотоядный динозавр глубоко вонзал зубы в шкуру своей добычи, жертва, вероятно, чувствовала сильную боль.

ВКУС

Почти наверняка можно сказать, что чувство вкуса у динозавров было хорошо развито. Тираннозавр вполне мог истекать слюной над сырым мясом, которое поглощал огромными кусками. Несомненно, растительноядные динозавры, чавкая, жевали листья, ягоды и другую растительную пищу.

ОБОНЯНИЕ

У большинства хищников должно было быть превосходное обоняние. Например, спинозавр должен был чуять запах жертвы с большого расстояния, судя по огромным носовым отверстиям, обнаруженным учёными на его окаменевшем черепе.

- Итак, ребята, какие же пять чувств были у динозавров?

- Хорошо, ребята, а как вы думаете, какого цвета была шкура динозавров?

Никто не может сказать, какого цвета была шкура динозавров, были ли ониполосатыми, пятнистыми или какой- либо другой расцветки. Согласно предположениям ученых, вполне возможно, что некоторые из динозавров имели яркую окраску для привлечения особей противоположного пола; а другие, наоборот, могли сливаться с окружающей растительностью, чтобы спрятаться от глаз врагов благодаря защитной окраске. Окаменевшие отпечатки доказывают, что шкура у динозавров была очень бугристой и, вероятно, такой же плотной, как шкура носорога. По всему телу на этой чешуйчатой шкуре имелись твердые наросты. Вероятно, эти наросты служили хорошей защитой от нападения врагов. - Давайте с вами  внимательно рассмотрим картинку. Как вы думаете, могло ли быть такое на самом деле? Откуда люди знают, какими былидинозавры?

 А теперь мы отдохнём.

Руки вытянем вперёд,

 А потом свои ладошки

 Развернём наоборот

И похлопаем немножко.

(Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.)

А теперь одну ладошку

 Развернём на оборот

 И похлопаем немножко

- Пусть другая отдохнёт.

(Дети хлопают тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой.Повторяем четверостишие, меняем руки.)

 - А теперь, ребята, давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали на занятии?

 Я сейчас пройду по рядам и раздам каждому картинку с динозавром, которую вы раскрасите. Но как мы уже говорили сегодня на занятии, даже самые умные учёные не знают, какого окраса были динозавры, поэтому на картинках они всегда раскрашены по-разному. Пофантазируйте и раскрасьте динозавров по-своему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Когда жили динозавры?"

Дать представление старшим дошкольникам , о том, как раньше жили динозавры....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Когда жили динозавры?"

Цель: дать как можно больше знаний о динозаврах и о том, когда они жили....

План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»

Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)

Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.

Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к с...