Познавательно-исследовательская деятельность для детей 2 - 3 лет. Проводится в совместной деятельности педагога с детьми. Картотека.
картотека по окружающему миру

Герасименко Елена Сергеевна

Познавательно-исследовательская деятельность для детей 2 - 3 лет. Проводится в совместной деятельности педагога с детьми. Картотека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

1. Эксперимент: «Куда исчезла вода» (прогулка)

Цель: показать детям, при попадании воды на песок, она быстро впитывается.                     Материал: стаканчики с песком и водой.                                                                                      Ход эксперимента: В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. — Каким он стал? — Куда исчезла вода?                                                                                                                           Вывод: вода быстро впитывается в песок.

2. Эксперимент: «Мыльные пузырьки»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.                                                                                Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, корпус гелиевой ручки.                                       Ход эксперимента: Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

3.Игра-эксперимент «Что дольше не упадет?» (прогулка)                                                                         

Цель: показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение.   Материал: Перышко, листик от дерева, лист бумаги                                                             Ход эксперимента: Предложить двум детям одновременно сдуть с ладошки перышко и листик от дерева. — Почему у нас полетели в воздухе перышко и листик? (мы на него дунули) — Что дольше не падает? (перышко, оно легче).

4. Эксперимент: «Пускание мыльных пузырей»

Цель: закрепление знаний о воздухе, поднятие эмоционального настроя.                               Материал: Мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.                                                                                                                                            Ход: Предложить детям коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки, мыльную воду. Во время игры создать дружеское отношение друг к другу.

5. Эксперимент: «Почему кораблики не плывут»

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.                                                                               Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.                                             Ход игры-эксперимента: Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.

6. Эксперимент: «Я пеку, пеку, пеку…»

Цель: расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.                        Материал: формочки для песка, мокрый песок, матерчатые салфетки.                               Ход эксперимента:Попробуем слепить из мокрого песка с помощью формочек различные фигурки. Оставить до высыхания.                                                                                                                — Что происходит с поделками из песка после высыхания?                                                                                                  Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

7. Эксперимент: «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Цель: расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.                              Материал: подносы с мокрым и сухим песком.                                                                                 Ход эксперимента: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (нет) Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)                                                                                                                                Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

8. Эксперимент: «Легко ли сыпется песок» (прогулка)

Цель: расширить знания о свойствах сухого песка.                                                                    Материал: подносы с песком.                                                                                                              Ход эксперимента: Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. — Легко ли он сыпется?                                                                                Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

9. Эксперимент: «Что в пакете?» (прогулка)

Цель: учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса.                                                                                                                                                                           Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

10.Игра-эксперимент «У кого дольше не упадет перышко?» (прогулка)

Цель: поднятие эмоционального настроя, закрепления знаний о воздухе.                                      Материал: Перышки от птиц.                                                                                                       Ход эксперимента: Вместе с детьми положить на ладошку перышко (перышко полетело). Объяснить детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение (т. е. когда мы дунули на перышко).

11.Наблюдение «За качающими деревьями на участке» (прогулка)                                     

Цель: дать детям представление о ветре: дует, качает предметы.                                                    Ход наблюдения: Ребята, посмотрите на деревья. Что происходит с деревьями? (они качаются) Почему? (это дует ветер, при этом качает предметы – деревья).

12.Эксперимент «Игры с вертушками» (прогулка)

Цель: развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения.                                                                                                                                     Материалы: вертушки по количеству детей.                                                                                          Ход эксперимента: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

13.Тема «Снег — снежок» Рассматривание.

Цель: дать детям представление о свойствах снега: холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой                                                                                                           Материалы: Таз со снегом, матерчатые салфетки.                                                                               Ход рассматривания: Набрать в таз снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.                                                                                                          Вывод: Снег холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой.

14. Рассматривание «Снег. Какой он?» (прогулка)                                                                        Цель: знакомство со свойствами снега. Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения.                                                                                                                                                Ход прогулки: Продолжаем знакомиться со свойствами снега. Предложить детям взять в руку посмотреть (он пушистый, белый, лепится, тает в руке).

15. Эксперимент: «Красивая елка»

Цель: формировать представления детей о том, что на морозе вода замерзает, превращается в лед.                                                                                                                                           Материалы: Емкость для воды, краски, формочки для льда, фигурные формочки, вода, веревочки для петельки.                                                                                                                         Ход эксперимента: В емкости развести воду с краской, приготовить формочки для льда, положить в них веревочки для петельки. Залить водой, поставить на холод. Вечером посмотреть (вода превратилась в лед).                                                                                                  Вывод: на холоде вода превращается в лед.

16.Д/и «Украсим елку» (прогулка)

Цель: закрепление знаний о свойствах воды (превращение в лед). Поднятие радостного настроения (украсить елку полученными разноцветными льдинками).                                       Материалы: Готовые замороженные цветные фигурки.                                                                           Ход игры: Вспомнить с детьми, как у нас получились Украшения на елку (вода превратилась в лед). Развесить полученные игрушки на елку (куст, дерево).

17.Тема: «Лепим снеговика» (прогулка)

Цель: закрепление знаний о свойствах снега, из снега можно лепить. Поднятие эмоционального настроя.                                                                                                                            Ход прогулки: Вспомнить с детьми о свойствах снега (белый, пушистый, лепится). Предложить детям слепить снеговика.

18.Д/и «Разные ножки топают по снежной дорожке» (прогулка)

Цель: научить детей получать четкие следы на снегу. Радоваться полученному результату.                            Ход игры: Вместе с детьми учимся оставлять отпечаток от обуви. Ставить ногу осторожно без сдвигов, и аккуратно поднимать (чтобы не испортить след).

19. Эксперимент: «Ледяная горка» (прогулка)

Цель: ппоказать детям, как делать горку для куклы. Закрепить знания о свойствах снега (снег хорошо лепится, полить водой, она замерзает, превращается в лед).

20.Наблюдение: «Поймай снежинку» (прогулка)

Цель: наблюдение за снежинкой, попадая на ладошку снежинка, тает. Закрепление знаний о свойствах снега.                                                                                                                                  Материалы: Снеговые лопатки, вода.                                                                                                        Ход наблюдения: Предложить детям поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее. Что происходит со снежинкой? (тает).                                                                                                       Вывод: От тепла снежинка тает.

21.Игра-эксперимент «Снежки» (прогулка)

Цель: продолжаем знакомить со свойствами бумаги (мнется). Поднятие эмоционального настроя детей.                                                                                                                                                         Материалы: Листы бумаги на каждого ребенка, корзинка (ведерко).                                                Ход игры-эксперимента: Вместе с детьми взять листы бумаги и смять. На что, они похожи? (на снежки). Предложить поиграть со «снежками». Д/и «Попади в ведерко».

22.Дыхательная гимнастика «Снежинки» (прогулка)

 Цель: тренировка правильного дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица. Продолжаем знакомить со свойствами бумаги (вырезать, изготовлять разные поделки).                                                                                                                                      Материалы: Вырезанные из бумаги снежинки по количеству детей.                                                  Ход упражнения:                                                                                                                      Воспитатель раздает снежинки, произносит стихотворный текст:                                                  На полянку, на лужок                                                                                                                                   Тихо падает снежок.                                                                                                                                 И летят снежинки,                                                                                                                                 Белые пушинки                                                                                                                                               Затем показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.                                                                                                            

23. Д/и "Сюрприз"                                                                                                                                                        

Цель: развивать исследовательскую деятельность и тактильное восприятие, стимулировать интеллектуальное развитие.                                                                      Оборудование: большая пластиковая банка, фасоль, пластмассовые игрушки.                                 Ход игры:Воспитатель: детки, посмотрите, что я нашла, какая большая баночка. Интересно, а что там внутри?                                                                                                    Воспитатель открывает крышку и приглашает детей по очереди рукой проверить, что там внутри. Дети ищут в большом количестве фасоли небольшие игрушки.                              Воспитатель: ищите, там должен быть сюрприз. Анечка, кто это, кого ты нашла? Это собачка. А как собачка лает? Дима, а ты кого нашел? Это котик. Как котик кричит?                                           

24. Д/и "Запахи"                                                                                                                                

Цель: развивать исследовательскую деятельность, развивает обоняние, умение различать запахи.                                                                                                                                                Оборудование: лук, мандарин, туалетное мыло.                                                                                 Ход игры:                                                                                                                                   Воспитатель:  детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам мешочек, а что же в нем? Воспитатель поочередно достает разные предметы и предлагает детям понюхать.                                                                                                                                                             

25. Д/и "Наливаем воду"                                                                                                                  

Цель: учить экспериментировать, развивать аккуратность и координацию движений.              Оборудование: небольшие пластиковые бутылки, большая миска, кораблик.                             Ход игры:                                                                                                                                 Воспитатель: посмотрите: этот кораблик хочет отправиться в плавание, но в озере нет воды. Как быть? Давайте нальем ему воду.Дети получают пластиковые бутылки и по очереди наливают в миску воду. Затем воспитатель опускает в воду кораблик и предлагает детям подуть на него.                                                                                                                               

26. Д/и "Что в коробочке лежит"                                                                                                  

Цель: развивать исследовательскую деятельность, стимулировать интеллектуальное развитие.                                                                                                                                 Оборудование: игрушечная птичка, коробочки, наполненные разными предметами (счетные палочки, пуговицы, камушки).                                                                     Ход игры: Прилетает птичка, приносит коробочки, наполненные разными предметами.            Птичка: Целыми днями я летаю, летаю, всякую мелочь собираю. Все коробочки уже полные, не хотите посмотреть какие у меня сокровища? Птичка дает детям коробочки.     Птичка: открывайте коробочки, смотрите, сто там. Дети рассматривают, трогают, высыпают, могут обмениваться предметами.                                                                               

27.Д/и  "Переложи фасоль"                                                                                                            

Цель: развивать исследовательскую деятельность, мелкую моторику и координацию движений.                                                                                                                           Оборудование: миски, фасоль.                                                                                                               Ход игры: Перед ребенком ставится две миски: одна пустая, другая с фасолью. Воспитатель показывает, как перекладывать фасоль с одной миски в другую (захватывая двумя пальчиками, захватывая ладонью).

28. Эксперимент:  «Камешки»

Цель: формировать представления детей о свойствах камней: тяжелые, крепкие, твердые; по просьбе взрослого выбирать камни по размеру, цвету, гладкости и пр.                             Материалы: Губки поролоновые, камни разные по размеру, цвету, гладкости.                            Ход эксперимента: Предложить детям нажать на губку, камень (губка – продавливается, камень – нет, попытаться с детьми сжать камень, губку (камень не сжимается, губка – да, на ладони определяем на вес, камень тяжелый. Предложить детям выбрать камни разного цвета, формы, поверхности.                                                                                                                   Вывод: камень твердый, крепкий, тяжелый. Бывает разного цвета, формы, поверхности (гладкий, шершавый).

29.Д/и «Найди одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости» (прогулка)

Цель: продолжаем закреплять свойства камней.                                                                        Материал: камешки разные по форме, гладкости, размеру.                                                                 Ход игры: Предложить детям найти одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости. Разложить их в отдельные коробочки.

30.Д/и «Собери камушки» (прогулка)

Цель: бросать камешки в тазик с водой и доставать их.                                                         Материалы: Различные камушки, таз с водой, бумажные полотенца.                                            Ход игры: Предложить детям бросать камешки в таз.

31. Эксперимент:  «Камешки»

Цель: познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды.                                                                                                                                                      Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.                                 Ход эксперимента: Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку, и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!». С водой и доставать их.

32.Д/и «Достань камешек» (прогулка)

Цель: развитие моторики рук, закрепление знаний о свойствах камней.                              Материал: Таз с водой, ложка, совочек, бумажные полотенца                                                          Ход игры: Предложить детям бросить в таз с водой камешки. Почему камешек тонет? (тяжелый) Попробовать достать их ложкой, совочком.

33.Д/и «Большие и маленькие» (прогулка)

Цель: разложить камешки в ведерки (кучки на столе). Закрепление знаний о свойствах камней.                                                                                                                                          Материал: Камешки большие и маленькие, два ведерка.                                                                   Ход игры: Предложить детям разложить камешки в два ведерка (в одно – маленькие, другое – большие). Вспомнить какие бывают камешки (гладкие, шершавые).

34.Опыт «Лёгкий — тяжелый»

Цель:  показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.                                                                                                     Ход занятия: Два тряпичных мешочка. В одном воздушный шишки (лёгкий мешочек, а в другой камушки (тяжёлый мешочек).

35. Эксперимент: «Бумага»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.                                                                                                                                       Материалы: Фантики от конфет, бумажные салфетки, бумага для рисования.                                    Ход эксперимента: Начать шуршать фантиками бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.                                

36. Д/и «Дождик»                                                                                                                                         

Цель: развивать исследовательскую деятельность и координацию рук.                     Оборудование: лейки с водой, таз.                                                                                                  Ход игры: Воспитатель лет воду из лейки в таз: «Дождик». Повторяет несколько раз. Затем предлагает ребенку попробовать самому выполнить задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность родителей, детей и педагогов через организацию познавательно-игровых и досуговых мероприятий.

       Реформирование дошкольного образования предполагает использовать для реализации воспитательных и образовательных задач, новые подходы, находить более ...

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ.

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ....

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)

Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...