ознакомление с окр.м.природы "Волшебница зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цветашова Анастасия Павловна

"Волшебница зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebitsa_zima.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познанию в детском саду с презентацией на тему «Волшебница-зима». Старшая группа

Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.
Задачи:
1. Расширять знания детей о зимних месяцах, характерных зимних явлениях природы: иней, снегопад, метель.
2. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы, коммуникативные навыки.
3. Воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства.

4. Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Материал и оборудование:
 Фонограмма шум ветра, презентация «Зимние явления природы». Оборудование для экспериментирования: стаканчики с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др. мелкие предметы.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Бромлей «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М. Познанский «Снег идет», В. Архангельская «Летят снежинки - пушинки», И. Суриков «Зима», С. Есенин «Белая береза» Рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, снегопадом, метелью.

 

Ход

Приветствие гостей.

 -Ребята какое у вас настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе, Улыбнусь я тебе

Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.

Воспитатель: Читает стихотворение С. Есенина « Белая береза».

Воспитатель: - О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении?

Дети: - О зиме.

Слайд (зима)-  Посмотрите, какая красивая зимняя природа.

Воспитатель: - Ребята, давайте  подумаем  как изменилась природа зимой?

Дети: - зимой на улице холодно; дуют сильные ветра, небо серое, мало светит солнце, дни короткие и самые длинные ночи.

Воспитатель:  Ребята, а что происходит с водоемами?

Дети:  реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уплывают на дно и спят.

Воспитатель: А как меняются деревья и кустарники?

Дети:  деревья и кустарники голые, без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки.

Дети:  Еще зимой выпадает много снега.

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете что существуют много слов которые связаны со словом-снег.

Воспитатель: - Давайте с вами поиграем в одну игру «Доскажи словечки» и узнаем какие это слова.
Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне
Падает  на  землю…
С неба все скользят пушинки-
Серебристые … снежинки
На дорожки, на лужок
Все снижается … снежок
Вот веселье для ребят
Всё сильнее… снегопад
Словно в белый пуховик
Нарядился… снеговик
Рядом снежная фигурка
Это девочка … Снегурка На снегу-то посмотри-
С красной грудкой … снегири

Воспитатель: -Зима владычица трех месяцев. Каких?

Дети: -декабрь, январь, февраль.

Слайд (декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: -А вам ребята нравиться зима?

Дети: Да.

Воспитатель: -А чем она вам нравиться?

Дети: -мы зимой катаемся на санках, лыжах, катаемся с горки, лепим из снега постройки, снеговика.
Физкультминутка «Лепим, лепим ком большой».

Снег руками нагребаем, лепи, лепим ком большой

И еще раз нагребаем, лепим, лепим ком другой

Лепим руки, лепим ноги, чтобы бегал по дороги

Лепим глазки, лепим бровки и красивую морковку ( повторяем 5 раз)

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете какие явления природы происходят зимой?  когда падают много снежинок?
- А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?

Слайд
- Как называется это явление природы?

Дети: снегопад.
- Правильно, посмотрите как это красиво.

Слышится шум сильного ветра (фонограмма)

Воспитатель:

- Налетит на землю вдруг, Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется, Это что? (метелица).

Слайд
- Конечно метелица, посмотрите как она закружила всё вокруг.

- Как ещё называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)

Слайд
- Ребята, а это что появилось на листочках вдруг?
Дети: иней.

Я вам сейчас расскажу когда бывает иней?
После оттепели ударит мороз и на земле, на траве появляется иней.
- Посмотрите как это красиво.

Слайд
- А ещё во время заморозков появляется изморозь(мелкий дождик) – который образует появление ледяных корок на деревьях, и на всех предметах. Иногда она игольчатая, а иногда пушистая как бахрома, на солнце изморозь искрится, переливаясь всеми цветами радуги.

Ребята, мы с вами вспомнили много зимних явлений. Давайте с вами поиграем.
Игра «Хлопни если услышишь зимнее явление природы»
Дети стоят, а воспитатель называет явления
Игра эта на вниманье.
Покажите все мне знанья:
Что зимою не бывает -
Вы в ответ мне топайте,
А когда наоборот -
Громко все похлопайте.
В снежки играете с друзьями?.
Может, сходим за грибами?...
На санках с гор катаетесь?...
И в речке все купаетесь?...
Лыжи будем доставать?...
А кораблики пускать?...
Шубы надо одевать?...
Или будем загорать?...
Вы хотите на каток?...
А сорвать в лесу цветок?...
Елку будем наряжать?...
А малину собирать?...
Зима - отличная пора?...
Отвечайте громко... (Да!
Воспитатель: - Присаживайте на стулья

Письмо от снеговика

Снеговик: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Снеговик: Я много раз слышал, как вы говорили о зиме - какая она снежная, морозная, веселая .  Видел,  как вы любите играть зимой на улице- катаетесь на санках, на коньках, и меня  слепили!  Хочу вас поблагодарить и похвалить! Вы очень умные, трудолюбивые и  дружные ребята!  И в знак благодарности я принес Вам подарок (ведро со снегом). Ой, а что это произошло, у меня в ведре вместо снега, вода?! (показывает детям)

Дети: он растаял.

Снеговик:  как это?

Воспитатель: от высокой температуры в помещении снег таит и превращается в воду.

Снеговик: как интересно, а что такое вода?

Воспитатель: это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И еще у нее много свойств, которые мы сейчас с ребятами  продемонстрируем проделав опыты. Ребята, проходите за столы, и ты  Снеговичек  присаживайся за стол.

Опыт №1 «Вода – жидкость»

Воспитатель: Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой. Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.

Опыт №2 « Вода не имеет формы»

Воспитатель: Ребята, смотрите, у меня в руках кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца. Вывод: вода не имеет формы. (дети тоже делают)

Опыт №3 «Вода не имеет цвета»

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.

Воспитатель: - какого цвета бумага и молоко?

Дети:- Белого.

Воспитатель: - А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?

Дети: - Нет, она бесцветная.

Воспитатель: - Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).

 Воспитатель: - В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой. - Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель:

О каких зимних явлениях мы говорили ?
Какие  эксперимент с водой мы с вами делали?

А что вам понравилось больше всего?
Вы такие молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Спасибо за внимание!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по ознакомлению с окружающим "Лесные жители зимой"

Углубить знания детей в зимний период ( пища, способы её добывания зимой, услович жизни в зимнем лесу). Знакомство со следами зайца, уточнение знаний о среде обитания диких и домашних животных....

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Встреча с Зимой"

конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим "Встреча с Зимой"...

конспект НОД Ознакомление с окружающим "Путешествие по зиме"

конспект разработан Фетисовой Ларисой Николаевной воспитателем второй квалификационной категории МБДОУ №24 "Космос" г.Сургут Тюменская обл....

Консультация для родителей по ознакомлению с природой в начале зимы.

Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных.Обращай...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ "КАК МЫ ЗИМОЙ ПТИЧЕК КОРМИЛИ".

Программное содержание: Развивать речевую активность детей, способствовать формированию разговорной речи; закрепить знания о зиме и зимних явлениях, названия птиц (ворона, синица, воробей), об особенн...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Здравствуй, Зимушка-Зима!"

Презентация может быть использована на занятиях по ознакомлению с окружающим....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....